Роль В.Савина в становлении и развитии театра коми
статья

Морозова Вера Семеновна

Доклад к научно-практической конференции по коми театру и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_v.savina_v_stanovlenii_i_razvitii_teatra_komi.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова В.С.

Роль В.Савина в становлении и развитии театра коми

Виктор Алексеевич Савин – явление в жизни коми, явление глубоко национальное,   самобытное.  Талантливый драматург и театральный руководитель так объяснял  энтузиазм своих сподвижников в очерке «Пути развития коми театра» 1928 года: «…в условиях жизни коми народа, при культурной отсталости и неподготовленности народа к чтению книг,  ему надо было показать то новое, что дала революция и показать так, чтобы этот показ был ему понятен и легко им воспринимался.  Таким-то способом и явился коми  театр».

Еще до приезда Виктора Савина с украинских рудников, в Сыктывкарском народном доме ставились спектакли на коми языке (сообща переведённые любителями драматического искусства) – «Женитьба» Н.Гоголя и «Предложение» А.Чехова. Но именно Виктор Савин написал и поставил в народном доме первую национальную пьесу «Ыджыд мыж» 14 февраля 1919 года. В том же году была поставлена следующая его пьеса «Шонді петігöн дзорідз косьміс»). Если первое произведение  было мелодрамой о несчастной любви, то второе носило злободневный характер: в нём главный герой боролся за светлое будущее трудового народа. Поэтому артистам было доверено культурное обслуживание сёл и деревень. Играли артисты  в избах-читальнях, в домах бывших купцов, где имелось более или менее  просторное  помещение, а летом - иногда и на улице, на поляне. Обычно скамейки и стулья зрители приносили с собой. Технология постановок была примитивна: декорации составлялись из имеющейся мебели, из подручных вещей. Исполнялись роли  в своих костюмах, парики были редкостью. Бороды и усы за неимением клея крепились вареной картошкой,  вместо волос  для бороды использовались   кудель или мох, вместо черной краски – сажа. Роли наизусть не учили: работали под суфлёра. Из музыкального сопровождения – одна гармошка. Несмотря на бедность реквизита, а зачастую и на неважное качество постановки, неискушенная публика охотно смотрела спектакли. Зрители, большинство из которых впервые в жизни видели театральное представление, не замечали в игре никаких недостатков. Они  открывали для себя новое искусство.

Для того, чтобы закрепить успех, а главное, продолжить знакомство жителей коми с искусством, было решено создать специальное самодеятельное объединение. 21 января 1921 года состоялось  организационное собрание для обсуждения целей и задач будущего театра, который получил название -  «Сыкомтевчук»: Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукöр. С этого времени В.Савин  писал пьесы, переводил   драматические произведения с русского языка на коми, инсценировал прозу. При этом  играл,  ставил,  осуществлял общее руководство. Позже он вспоминал курьёзные случаи из своей сценической практики, происходившие от малоопытности коллектива и руководителя-самоучки.

Во время гастролей иногда приходилось делать срочные вводы. Однажды пришлось ямщику, который не играл, а просто вывозил исполнителей на места показов, заменить одного артиста. Тот сказал, что помнит роль, а кроме того, будет слушать суфлера. Но произошел конфуз, которого и сам новоиспечённый актёр от себя не ожидал. Что´ ни говорил суфлёр, он за ним повторял всё: не только реплики, но и ремарки. И вот что получилось. Суфлёр читает по пьесе: «Мирон вынимает кисет». Ямщик повторяет: «Мирон вынимает кисет». Суфлёр: «Мирон зажигает трубку». Ямщик повторяет. И так далее  до тех пор, пока Савин не оттащил его из-за кулис со сцены за полу пиджака.

В 1919 году во время спектакля «Ыджыд мыж» (Большая вина) был такой случай: в третьем действии пастух Митрей убивает - бьёт ножом в грудь девушку по имени Парась. Она падает. Далее должен сотский выстрелить из пищаля.  Он и стреляет. И тут, на самом трогательном месте, «погибшая» непроизвольно вскрикивает! И привстаёт! Пропала драма!

Савин вспоминает еще один эпизод, когда хороший самодеятельный артист, который (как и многие) должен был исполнять не одну роль, прямо на спектакле по пьесе «На восходе солнца цветок увял» вдруг в драматичнейшей сцене самостоятельно решил  изменить свой голос  на старчески тонкий и произнес реплику так, будто его персонажу не хватало зубов: вместо «Кытысь нö тайö ачыс?» (Откуда он сам-то будет?) произнёс «Кытшыш нö тайö атшыш?».  Присутствующие на сцене только что не лопнули  от рвущегося смеха. Позже В.Савин отметил, что артист сыграл замечательно, только  неожиданно для всех. Попросту говоря, понятия  импровизация доморощенные  артисты  не знали вовсе, поэтому инициатива актёра  сразу же была «забракована».

Между тем,  театру требовались всё новые пьесы для постановок,   средства для повышения художественного уровня спектаклей, новые артисты. У исполнителей из среды служащих и учащихся не было времени ходить на репетиции. Бывали случаи откомандирования участников накануне спектаклей, которые из-за этого срывались. К концу 20-х г.г. назрел вопрос о создании национального профессионального театра. Назрел он  ещё и потому, что взгляды зрителей на искусство быстро менялись: в Коми стало больше образованных людей. В Сыктывкар стали наведываться гастролирующие труппы из России. И в конце-концов публику перестали удовлетворять как элементарный постановочный уровень театра коми, так и актёрская техника, вернее, отсутствие таковой. Кроме того, в Сыктывкар приглашается на постоянную работу  под руководством А.С.Ходырева русская театральная труппа, с которой национальная самодеятельность сравнения не выдержит.   В.А.Савин вносит на обсуждение Облисполкома проект об организации двухгодичной театральной студии, а также о предоставлении средств на содержание труппы. Но как обычно – желания не совпадают с возможностями.

Осенью 1930 года после месячных курсов, проведённых педагогами из Москвы – режиссером С.И.Берсеневым  и  композитором А.В.Голицыном  из Центрального Дома искусства им. Н.К.Крупской -  к XIII годовщине Октября появляется театральное объединение нового уровня - КИППТ (Коми инструктивный передвижной показательный театр). Тогда же В. Савин в очерке «Коми театрлöн подулыс да уджыс»   выразил свое восхищение произошедшей в результате обучения переменой в артистической труппе, хотя обучавшихся набирали прямо из деревень и они не всегда хорошо понимали русский язык:

  • раньше никто из артистов не задумывался особо, про что играемая пьеса, сейчас пьеса анализируется, как говорится,  вдоль и поперёк: что она даст зрителям, в чём заключается её основная проблема;
  • раньше спектакль готовили быстро, играли только под суфлёра, некогда было подумать о том, как надо играть, а  сейчас – из-за большого количества репетиций артисты знали свои роли назубок, и могли обратить внимание на отделку роли;
  • раньше в процессе поиска репертуара  обращали внимание на большие по объёму драмы, сейчас поняли, что выигрышнее для молодых артистов будут малые формы, причём, из народной жизни – с пением песен и частушек, с танцами.

После курсов КИППТ получил мизерную денежную дотацию в сумме 6 тысяч рублей. На эти деньги невозможно было содержать рабочих цехов, художника.  Они полностью расходовались на содержание  13 человек: режиссер-руководитель (В.Савин), инструктор (видимо, помощник режиссёра), один баянист и 10 артистов. Они сами себе заготавливали дрова, отапливали и прибирали помещение. Теперь КИППТовцы  многоактных пьес уже не ставят. Всё имущество их театра размещается  в нескольких чемоданах, которые, если приходится идти пешком, артисты носят сами.  Так  случалось нередко: то лошадей у хозяйственников не выпросишь, то дорога непроезжая. Конечно, на этом В.Савин не хотел останавливаться. Он мечтал о профессионалах, по-настоящему обученных молодых людях. И всё-таки  его коллектив, его  драматургические опыты  создали предпосылки для создания настоящего профессионального театра.

В 1937 году В.Савин был репрессирован. Но в это время в театре (в дни празднования 15-летия Коми автономии ему было передано недавно выстроенное здание Дома культуры) вместе с русской труппой  уже работали выпускники 1936 года Ленинградского техникума сценических искусств, которых помогал в 1932 году набирать сам Виктор Алексеевич. Позже многие из выпускников студии стали не только артистами, любимцами публики, но  режиссерами, драматургами, общественными деятелями: Н.Дьяконов, И.Аврамов, С.Ермолин, П.Мысов и  др.

Профессиональный театр между тем рос, расширялся. Спектакли уже шли как на русском, так и на коми языках. Перед войной театр открыл в нескольких районах колхозно - совхозные театры, для организации которых направил самых толковых и профессионально грамотных своих работников. После войны эти театры были расформированы, их работу взялись выполнять театралы-любители. И по  настоящее время народные театры республики удовлетворяют художественные запросы населения.

В 1942 году в театре появилось новое поколение артистической молодежи, обучавшейся с 1938 года в коми студии ГИТИСа, которую набрал А. З. Окунчиков. С началом войны его курс эвакуировался в Сыктывкар и на базе театра завершил свое обучение под руководством  А.В.Тункеля. Выпускники студии стали впоследствии гордостью коми театрального искусства. В самый разгар войны в Сыктывкаре состоялся набор в еще одну национальную студию, в которой стали преподавать эвакуированный из Ленинграда профессор Х.Х.Кристерсон, преподаватель из Москвы З.А.Трубецкая и уже ставшие зрелыми мастера актерского искусства и режиссуры, такие, как  Н.Дьяконов, Н.Шамраев, В.Леканов и другие. В 1947 году выпускники студии получили дипломы.

В начале 60-х г.г.  главным режиссером коми театра назначается Иван Иванович Аврамов, и это обстоятельство на два десятилетия определит судьбу творческого коллектива, дальнейший путь развития его как национального театра. В ноябре 1978 года Коми республиканскому драматическому театру было присвоено имя его основателя – Виктора Алексеевича Савина.

Сам театр вырастил к нашему времени целую плеяду талантливых постановщиков, исполнителей, авторов пьес, сценографов. Достаточно назвать несколько самых известных  в республике и стране имен: Светлана Горчакова (ныне – руководитель Национального музыкально-драматического театра РК), режиссер Евгений Малафеев, актеры – В. Градов, А. Трибельгорн, Л. Оборина, Г. Микова, Л. Цивилева, М. Костромин, А. Федоренко, В. Габова, художники И. Баженов и Э. Вильсон, драматурги – Г. Юшков и А. Попов.   25 августа 1995 года решением Министерства культуры РФ Государственному театру драмы Республики Коми им.В.А.Савина было присвоено звание Академического.

В августе 2009 года театр получил долгожданный подарок – новое  здание, выстроенное на месте пришедшего в негодность старого. Его сцена оснащена поворотными кругом и кольцом,  новым свето-звукооборудованием, а зрителям предложены уютный зрительный зал на 350 мест и прекрасно обставленные места общения.   Вот так наметилась новая веха развития  драматического искусства коми. И всё-таки великолепное  здание – только предпосылка успешной деятельности творческого учреждения. Важно соединить технические возможности с творческим потенциалом. По выражению нынешнего директора театра М.Н.Матвеева, самое главное - грамотно организовать производственно-творческий процесс, соответствовать духу времени, быть востребованным зрителем.

Общественно-политические катаклизмы, изменившие Советский Союз, а потом и Российскую Федерацию в последнее двадцатилетие XX века, повлекли за собой сдвиги в экономическом укладе страны и подвели к тому, что сегодня театры живут в принципиально иных условиях, чем, допустим,  30 лет назад - в условиях рынка. В характеристике   общества появились новые качества: «информационная волна» «клиповое сознание», «медийность». Некоторые публикации театроведов высказывают мнение о начавшемся процессе индивидуализации зрительского поведения и потребления. Сама жизнь  требует от конкретных театров поиска собственной «ниши» в современном мире. Если лет 20 назад сразу 100 или более театров могли поставить один и тот же «хит», то теперь театры, которые не интуитивно, а осмысленно ищут свои пути-дороги, составляют собственную афишу, которая  возникает из выстраданных расчётов. Так, у театра, который носит имя Виктора Савина, сложился репертуар, рассчитанный на несколько зрительских слоёв – от элитарных постановок («Гамлет») до спектаклей заведомо развлекательных («Гарнир по-французски») – в том  числе с помощью государственных грантов и спонсоров.

Мы намеренно уделяем внимание не только творческому процессу, но и тем, кто это творчество потребляет. В сущности, что такое театр? Известный английский исследователь театра Эрик Бентли   вывел простую, но очень ёмкую формулу: «Театр – это когда А играет В в присутствии  С». Подразумеваются: А – актёр, В – играемый им образ, С – зритель. Все три компонента находятся в непростых между собой отношениях  и влияют друг на друга. Действительно, без зрителя театр – это только репетиция. Меняется зритель – меняется репертуар, а значит, актёрское исполнение. Не только актер диктует мысли своего персонажа. Зритель тоже транслирует свои пожелания театру.

В свою очередь, связка «А играет В», которая предполагается в наличии у одного человека, а именно  у исполнителя,- включает в себя всё-таки известный зазор между А и В: Это может быть стремление к полному  слиянию с образом (перевоплощение), может быть частичное перевоплощение, может быть использование  предполагаемой или реальной маски, может  быть стилизация образа, может быть абсолютно условное, абстрактное воплощение, может быть игровое отношение к образу, может быть отношение «Я в предлагаемых обстоятельствах». Возможны, наверное, и иные  отношения, которых мы еще не знаем, не наблюдали.  Но важно, что эти «нюансы» диктуются прежде всего особенностями сцены, на которой царит актер.

Подмостки, на которых творили исполнители самодеятельного театра Сыкомтевчук или полупрофессионального театра КИППТ, разительно отличаются от имеющихся в наличии сейчас. Те, первые подмостки чаще всего не имели границы – возвышения над публикой. Артисты будто выходили из среды зрителей. Да так оно и было: играли люди из народа. Играли как умели: иногда ловко, иногда неуклюже подстраиваясь к образу. Но когда выходило ловко – зрители искренне  восхищались исполнением. И артист был счастлив, испытывая ранее неведомые чувства. Наверное, именно отсутствие разделяющих границ между зрителями и сценой – как это бывало во время святочного ряжения, других обрядовых действий, где игра предполагалась заведомо и все подчинялись её правилам,- позволяло необразованным исполнителям достаточно свободно творить.

В наше время, когда так называемая сцена-коробка (господствующая в профессиональных театрах), «подмяла под себя» и ярмарочную сцену на импровизированном возвышении, и полное отсутствие границ на площадке двора или  неприспособленного помещения, - режиссёры иногда всё же возвращаются к театральному «детству» и переносят действие. С привычных подмостков - на улицу, в театральный буфет, в какое-то особое помещение, которое точнее отвечает замыслам постановщиков и которое заставляет артистов ощущать по-новому своё отношение к образу. Здесь употреблено выражение «постановщиков» – потому что в современном театре наряду с режиссёром огромное  значение приобретает новая профессия сценографа.

Сценограф — это не просто театральный художник, он - театральный технолог, театральный архитектор, конструктор и инженер. Декорация сейчас не просто создает место действия или пространственную среду, не только помогает актеру найти состояние своего персонажа («войти в роль»), но и включается в сценический диалог с актером и зрителем. Творческое содружество режиссёра и сценографа подчас даёт поразительные результаты.  Это заметно по знаковым спектаклям коми театра недавнего времени, которые поставлены разными режиссёрами в творческом тандеме со сценографом Эрихом Вильсоном: «Гузи да Мези» - лубочное представление с элементами импровизации в лучших традициях народного балагана (режиссёр  из Кудымкара С.Мещангин), высокая классическая трагедия «Вирпаса кöлысь» - с мощными  массовыми сценами и символическими пластическими этюдами (режиссёр из Казани С.Гришанин), драматичная и трогательная история, разыгрывающаяся на одной площадке и в непосредственной близости от зрителя  «Всего ничего» (Ю.Нестеров, главный режиссёр театра им.В.Савина).

Театр, основанный Виктором Савиным, живёт и развивается. В 1992 году от него «отпочковался» ещё один профессиональный коллектив – Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми, основанный С.Горчаковой, бывшей актрисой и режиссёром театра им. В.Савина.  Никогда не прекращал   работы и  любительский театр. Как не вспомнить теперь, к 125-летнему юбилею Виктора Алексеевича  Савина его мечтания из очерка 1924 года «Спектакасигъясöн»: «Ох,  и намаялись мы в своё время, сыновья «Сыкомтевчука»,  но и гремели же! Сейчас только примолкли почему-то… А я мечтаю о настоящем подъёме, выше прежнего. Сейчас просто не хватает времени: другой работы много. Но, погодите, мы передохнём, наберёмся силушки – и возьмёмся за дело! Коми артисты еще расправят крылья над широкой пармой!.. Мы не сможем – потомки наши возьмутся.  И какой же счастливой  я представляю  жизнь на коми земле!..».

Список использованной литературы:

Барбой Ю. М. К теории театра: Учебное пособие. Спб.: СПбГАТИ, 2008.

Бентли Э. Жизнь драмы / Перев. В. Воронина. М.: Айрис-пресс, 2004.

Гвоздев А. А. О смене театральных систем // О театре: Временник Отдела истории и теории театра Государственного института истории искусств: Сборник статей. Л.: Academia, 1926.

Донова Д. А. Театр и зритель: стратегические основы взаимоотношений: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2007.

Козлова Д.Т. История театральной и музыкальной культуры республики Коми.ХХ век. – Сыктывкар: Издательство «Эском», 2007.

Латышева В.А. Зарождение драматургии и театра народа коми. Коми книжное издательство, Сыктывкар,1968.

Попова С.М. Страницы истории коми театра. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1965.

Савин В.А. Бöрйöм гижöдъяс.- Кывбуръяс, поэмаяс, висьтъяс, очеркъяс, пьесаяс. Сыктывкар: «Издательство «Милета», 2008.

Савин В.А Пути развития коми театра. «Югыд туй», 6 мая 1928.

Торлопов Г.И.  Олöмыс да уджыс сылöн подвиг // Савин В.А.  Бöрйöм гижöдъяс.- Кывбуръяс, поэмаяс, висьтъяс, очеркъяс, пьесаяс.- Сыктывкар: «Издательство «Милета», 2008. С. 5-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История становления и развития педагогической профессии

Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.Практика воспитания своими корнями уходит в ...

Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов

В работе отражены основные  приемы и методы для формирования  духовно-нравственных  потенциалов у студентов СПО...

Условия становления и развития познавательных интересов школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательных интересов школьников ………………………………………………………………...…….….6 1.1....

Становление и развитие жилищного строительства

За последние десятилетия в целом в Российской Федерации были проведены масштабные социально- экономические преобразования, направленные на формирование основ гражданского общества, современных рыночн...

Роль воспитателя в процессе становления личности подростка, проживающего в общежитии

Особую роль в процессе становления личности студентов, проживающих  в общежитии, играет воспитатель. Логика деятельности воспитателя в общежитии заключается в переходе от опеки на первом курсе к ...

Роль пианистического аппарата в становлении исполнительской техники.

Роль пианистического аппарата в становлении исполнительской техники....

Роль классного руководителя в становлении коллектива группы и личности каждого отдельного студента.

Выступление из опыта работы на методическом объединении классных руководителей и мастеров производственного обучения...