Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)
статья

Черемная Наталья Геннадьевна

Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)

Черемная Наталья Геннадьевна,

преподаватель экономических дисциплин СПбТК

Система современного профессионального образования призвана обеспечить подготовку специалистов, обладающих высокой познавательной активностью, готовых профессионально самосовершенствоваться, способных к саморазвитию и к адаптации в условиях изменяющихся производств.

Выпускник колледжа должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения профессиональных задач, постоянно повышать свою квалификацию, быть мобильным и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в профессиональных образовательных организациях через активное участие обучающихся в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

 Качество подготовки специалиста включает два ключевых понятия: квалификация и компетентность.

Квалифицированный специалист – это лицо, прошедшее профессиональное обучение, опыт и знания которого позволяют ему выполнить работу.

Профессионально компетентным может быть лишь тот специалист, который способен воспроизводить полученные знания на уровне творчества, способен проектировать объекты своей профессиональной деятельности.

Компетентностное образование возможно только в случае вовлеченности студентов в сам процесс учебной деятельности, так как сами компетентности можно сформировать только в процессе деятельности. Качество сформированной компетентности определяется мерой вовлеченности студента в деятельность.  

Метод проектов (проектирование) создает все условия, необходимые для развития творческой личности:

отсутствие правил, ограничивающих ход мысли студентов;

предоставление им полной самостоятельности;

 создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого студента в ходе поисковой деятельности.

Использование проектной деятельности в образовательном процессе способствует выращиванию профессионалов с более высоким и современным уровнем образования. Это обеспечивает качество образования, соответствующее духу времени, дает возможность использования инновационных методов в обучении.

Таким образом, проектирование является неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

Классифицировать проекты в учебной деятельности можно:

по доминирующей в проекте деятельности - исследовательские, творческие, игровые, информационные;

по предметно-содержательной области - монопроекты и межпредметные;

по количеству участников проекта - индивидуальные   и групповые;

по продолжительности выполнения проекта -

  • мини-проекты, укладывающиеся в одно занятие, или являющиеся его фрагментом,
  • краткосрочные проекты, разрабатываемые на нескольких занятиях.
  • долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение от одного до нескольких месяцев.

В своей деятельности преподавателя чаще всего использую для проведения занятий мини-проекты, то есть те, которые укладываются в одно занятие. Такие проекты, как правило, являются групповыми.

Темы чаще всего определяю сама, но, встречаются моменты, когда на занятии возникает какой-то «острый» вопрос, и рождается тема проекта. В этом случае, как правило, присутствует самая высокая мотивация студентов.

Например, в этом учебном году, рассматривая варианты создания собственного бизнеса, выяснили, что поменялись условия использования собственного гаража, и возникла тема проекта «Внешние факторы бизнеса в СТО».

        Анализируя возможные методы исследования, поняла, что наиболее интересны студентам для использования на занятиях методы эмпирического исследования, такие как наблюдение, интервью, тестирование, эксперимент.

Например, в рамках профессионального модуля «Управление коллективом исполнителей» на практическом занятии по теме «Овладение методикой проведения опросов» студенты разрабатывают анкету и апробируют ее на одногруппниках. Или при проведении работы «Разработка имиджа компании» студенты разрабатывают элементы имиджа и интервьюируют одногруппников по восприятию этих разработанных элементов.

В качестве индивидуальных мини-проектов использую проекты, представляемые в качестве домашних заданий. Например, разработать систему мотивации вашей группы, разработать систему оплаты труда для работников СТО, разработать элементы собственного имиджа, проанализировать требования к автомеханику на современном рынке труда и пр.

Отличительными особенностями мини-проектов я бы определила следующие:

  • должны быть творческими, игровыми;
  • не должны занимать много учебного времени;
  • должны опираться на интересы студента, быть связанными с различными сторонами жизни страны;
  • должны быть разнообразными.

Наблюдения показали, что студенты с удовольствием выполняют мини-проекты, получают навыки сбора, обработки, анализа и представления информации, проявляют инициативу, стараются выполнить работу в срок.  

Не менее важными являются и долгосрочные исследовательские проекты учащихся.  

Они позволяют  применить учащимся свои теоретические знания, использовать их для анализа реальных явлений и процессов нашей жизни, приобрести навыки работы с научной литературой и материалами периодической печати, используя их для обоснования или опровержения той или иной точки зрения, получить опыт выступления перед большой аудиторией.

Проектная исследовательская деятельность в колледже – это особая форма учебной работы, которая ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов студентов как одного из требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.  Эта деятельность способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

В 2020-2021 учебном году в Санкт-Петербургском техническом колледже был введен предмет «Индивидуальный проект». Проектная деятельность является одной из обязательных форм деятельности для студентов первого курса, а для преподавателей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования.

         Рабочая программа учебной дисциплины «Индивидуальный проект» разработана мной в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 17 марта 2015 г. № 06-259 по специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» и привязана к ОДП 03 «Экономика», то есть студенты реализуют свои проекты в образовательной области «Экономика».

В рамках реализации программы «Индивидуальный проект» мы рассматриваем как методологические основы проектной и исследовательской деятельности, так и работаем с информацией, связанной с экономическими проблемами, а именно с финансами.

Введение элементов финансовой грамотности позволяет реализовать и ряд дополнительных целей, таких как: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Кроме тем «Методология проектной и исследовательской деятельности» и «Оформление и защита результатов проектной и исследовательской деятельности», в программу включены такие темы как, «Работа с информацией в сфере финансовой грамотности», где изучаются вопросы, связанные с деятельностью банков, Пенсионного фонда, страховых компаний, функционированием фондового и валютного рынков, созданием бизнеса.

Все эти темы, связанные с финансовой грамотностью, изучаются в контексте поиска, сбора и анализа информации, важной для потребителя.

Так, в практической работе «Исследуем банки» студентам предложены задания по поиску информации на сайте Агентства по страхованию вкладов, анализу информации на сайтах Банка России, banki.ru, Finmarket.ru и др. Например, задание найти на сайте Банка России страницу с информацией по кредитным организациям, на этой странице найти банки, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, проанализировать возможности разных депозитов в конкретном банке и др.

В практической работе «Разработка бизнес-плана» познакомились с Федеральным порталом молодого предпринимателя, Федеральным порталом малого и среднего предпринимательства, с сайтами, представляющими примеры бизнес-планов.

При исследовании возможностей пенсионных накоплений посетили сайт Пенсионного фонда РФ, изучили условия назначения пенсий, воспользовались пенсионным калькулятором, зашли на сайт Единый портал государственных и муниципальных услуг, познакомились с сайтами НПФ

В каждой практической работе сформулированы примерные темы, которые может выбрать студент для выполнения своей проектной работы. Каждая тема сопровождена кратким пояснением.

Например, в практической работе «Исследуем банки» были предложены такие темы, как, «Банковские технологии будущего» (Представьте, что снимаете фильм о будущем. 2050 год. Как герои совершают покупки и расплачиваются за них? Как можно сделать в будущем платежи более быстрыми и защищенными от мошенничества?); «Делаем сбережения» (определите цели накоплений, определите альтернативные способы накоплений, разработайте критерии сравнения, сравните разные альтернативы накоплений, сделайте выбор); «Что выбрать: накопление на покупку или покупку в кредит» (сравните два варианта получения в собственность желаемого объекта и сделайте вывод) и др.

Большой интерес вызвали у студентов темы, связанные с фондовым рынком. Например, темы «Как купить акции», «Как составить инвестиционный портфель», «Во что выгоднее инвестировать» были выбраны студентами в качестве тем проектов.

Кроме того, востребованы оказались и темы, связанные с бизнесом – «Как создать стартап», «Как повысить эффективность бизнеса», «Как зарегистрировать предприятие», «Разработка бизнес-плана».

В чем преимущество индивидуального проектирования?

Во-первых, это возможность выбора «своей» темы, она позволяет решить проблему мотивации. Интерес у студентов может вызвать и метафорическое, а не описательное название темы проекта. Например, «Не кладите все яйца в одну корзину», а не «Сравнительный анализ банковских депозитов».

Во-вторых, студенты могут выбрать задание, соответствующее их личным способностям и интересам.

В-третьих, в процессе проектной деятельности студенты учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения.

В-четвертых, проектная деятельность тесно связана с применением новейших компьютерных технологий.

 Хочется еще отметить способ выбора темы проекта. Важно, чтобы выбору темы проекта предшествовала “вспышка интереса” как побуждающее событие. Студенты должны быть заинтересованы в проекте. Изучение вопросов финансовой грамотности в рамках «Индивидуального проекта» позволяет как раз вызвать эту «вспышку».

Таким образом, использование проектного метода позволяет активизировать познавательную активность студентов, способствует развитию самостоятельности, ответственности, творческого потенциала, формирует умение делать правильный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья посвящена вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам с помощью использования технологии «Портфолио». Автор описывает общую характеристику тех...

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...

Современные педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании: (из опыта работы преподавателя истории)

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Статья"Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта World Skills"

     Одно из важнейших качеств будущего специалиста - высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком.       Соврем...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье  представлен   опыт   преподавания литературы в  профессиональном образовательном учреждении. Данная статья может быть интересна преподавателям, студентам и роди...

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования позволяет повысить качество образования и подготовить будущих специалистов к современным требованиям рын...