Критическое мышление, как одна из инновационных технологий
учебно-методический материал на тему
Актуальность данной темы в том, что одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на занятиях производственного обучения атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kriticheskoe.doc | 660.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления как одна из инновационных технологий
Актуальность данной темы в том, что одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на занятиях производственного обучения атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Почему среди многих технологий современного образования меня заинтересовала «Технология развития критического мышления»? Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке обучающийся спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.
В чём же инновационность методов критического мышления? Особенностью данной педагогической технологии является то, что студент в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество мастера п/о и студента, деятельное участие самого обучающегося, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», студент реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. С помощью различных приемов (индивидуальная / парная / бригадная работа; мозговая атака; проблемные ситуации в лаборатории и на предприятии и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всей группе. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации. Для меня технология критического мышления - это инновационная технология. Я начинаю постепенно ее использовать на уроках производственного обучения поваров.
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся умения, такие как:
- умение работать в бригаде;
- умение творчески мыслить;
- умение обобщать полученные знания; критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Например, на уроке п/о задаю вопрос: «Что такое мода?».
Студенты начинают рассуждать о стиле одежды, искусстве, литературе, развлечений и т. д., Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. Тогда следующий вопрос: «А существует ли кулинарная мода? Что такое кулинарная мода? У каждого студента свой ответ, в конце обсуждения мастер подводит итог. Однако, важно не то, насколько правильный ответ был дан, обучающимися, большое значение имеет ход мыслей и уровень аргументированности.
Прием кластера:
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Обучающиеся на уроке п/о получают макет кластера, который охватывает всю тему. Во время заполнения кластера выявляются знания не только по основному вопросу, но и по дополнительным технологическим процессам
Приём мозговой штурм:
Студенты приобретают умение доброжелательно спорить, слушать, задавать вопросы, поощрять, критиковать. В сеансе мозговой атаки каждый участник свободно выдвигает свои предложения по решению рассматриваемой задачи. Поскольку основные правила проведения мозгового штурма исключают всякую критику, каждый участник убежден, что можно высказать любую мысль без боязни, что ее признают смешной или несостоятельной.
Приём «корзина идей, понятий».
Метод синквейна
Рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии.
- Существительное – желание
- Два прилагательных – разные, необходимые
- Три глагола – удовлетворять, желать, иметь
- Фраза из четырех слов – отношение
- Слово отражающее суть вышесказанного
Борщ
Малиново - красный, кисло-сладкий.
Варят, заправляют, наливают, подают со сметаной.
Вкусно, аппетитно, полезно, сытно.
Суп
Фишбоун (рыбный скелет):
голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.( Например голова- рыбная котлетная масса, верхние косточки- причина брака, нижние косточки- способы их устранения, хвост - )
Прием «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Грузинский суп называется харчо?
Супы варят при слабом кипении?
Заправочными супами называют те супы, которые заправляют пассированными овощами?
Уксус при тушении свеклы добавляют для сохранения цвета?
Опыт моей работы показывает, что если учащиеся не вовлечены в активную учебную деятельность, содержание любого материала вызовет у них лишь созерцательный, а не познавательный интерес к производственному обучению.
Приём «Толстый и тонкий вопросы»
Достаточно взглянуть на эту таблицу, чтобы понять сущность этого приема.
Толстый вопрос | Тонкий вопрос |
В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например, какой гарнир можно подать к жареной рыбе? | В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, сколько способов жарки картофеля вы знаете? |
На заключительном инструктаже применяю прием «Инсайт»
«V»- уже знал
«+»- новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Учащиеся должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы мастера.
Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Поэтому, работая в русле критического мышления, уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить процесс к реальной жизни, протекающей за стенами техникума. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Для меня как мастера проблема во всем этом одна: как претворить определение критического мышления в ежедневную практику? Надеюсь, эта деятельность поможет воспитать граждан информированных, способных направить свои идеи и энергию на добрые цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления
Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...
"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"
Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.Печатный документ содержит краткое ...
Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.
Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)
Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...
Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская.
Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская....
Современные педагогические технологии в реальной практике учителей. Технология критического мышления в моей практике
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы....
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...