Использование различных форм работы с ребятами разного возраста по программе «Изучение леса»
методическая разработка на тему
Вспомним слова Яна Амоса Коменского из «Всеобщих советов об исправлении дел человеческих»: «Преподноси чувствам, воле, способностям многое и многообразно, вперемежку со множеством увлекательного». Эти слова очень точно передают идею многоплановости и вариативности работы с детьми в любом направлении, в том числе и в изучении леса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_zimareva.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУДОД ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга
Использование различных форм работы
с ребятами разного возраста по программе «Изучение леса»
Авторы: Зимарева Н.А., кандидат педагогических наук, зав. отделом «Экоцентр»,
Ленкина Е.В. – методист отдела «Экоцентр»
Шишкина Г.М. – педагог дополнительного образования
Вспомним слова Яна Амоса Коменского из «Всеобщих советов об исправлении дел человеческих»: «Преподноси чувствам, воле, способностям многое и многообразно, вперемежку со множеством увлекательного». Эти слова очень точно передают идею многоплановости и вариативности работы с детьми в любом направлении, в том числе и в изучении леса.
С темой лес в нашем Экоцентре Дворца творчества детей и молодежи связано много проектов и программ. Одна из них – познавательная программа «Изучение леса», доступная ребятам любого школьного возраста. Поэтому пришло решение в данной статье рассказать о некоторых страничках жизни отдела «Экоцентр» через тему «Лес».
Молодое поколение должно знать, что лес – это не только «совокупность бревен» или экосистема, это еще и культурная ценность. Лес, с точки зрения традиционной культуры, - это пространство, которое не принадлежит человеку, оно принадлежит иным существам, добрым и не очень, поэтому к лесу необходимо было относиться с осторожностью и почтением. Об этом свидетельствуют сюжеты многих сказок, в которых герои проходят ряд испытаний в дремучем лесу. Дети без труда назовут десяток сказок, связанных с лесом. Не случайно одна из наших программ для детей младшего школьного возраста называется «Школа Лесовичка», а у ребят в Экоцентре есть любимая игрушка – добрый и мудрый Лесовичок, который приходит к ним с заданиями и загадками во время игр и праздников «Знаешь ли ты природу?», «Загадки Лесовичка», пишет им письма и дает рекомендации, делится опытом. Это наш сказочный герой, который помогает маленьким ребятам открыть для себя удивительный мир природы. Лес - это источник вдохновения, и среда обитания, экосистема и интересная непрочитанная книга, которую Лесовичок и помогает «читать и понимать» нашим любознательным воспитанникам.
Ребята постарше подготовили ряд исследовательских работ, которые и легли в основу многих районных проектов:
- Птичий городок»
- Комплексные исследования садов и парков «Колпинская Венеция»
- «Мы в ответе за тех, кого приручили»
- «К цветку цветок»
- «Древо познания»
В 2011 году исполнилось 185 лет российскому лесничему. Впервые должность лесничего («управляющего лесами») была утверждена 26 июня (по старому стилю) 1826 года Императором Николаем I . Именно лесничие, с тех пор, выполняют ежедневную и кропотливую работу по сохранению и приумножению лесных массивов. Благородство этого труда состоит в том, что результаты его увидят и оценят только будущие поколения.
На городском конкурсе проектов «Новый век – новые ресурсы», посвященном этой дате ребята нашего Экоцентра представили немало интересных проектов, игр, коллекций экспозиций и приобрели опыт их проведения.
В рамках «Недели окружающей среды» в районе проходят конкурсы фотографий, творческих работ, рисунков и плакатов. Тема конкурса «Многоликий лес» позволяет очень ярко и образно представить ребятам свои впечатления от общения с лесом. Лучшие работы можно увидеть на выставке в Экоцентре.
Кроме районных и городских проектов Экоцентр участвует во Всероссийских и международных программах, проводит на своей базе семинары для стран Балтийского региона по проекту «Изучение леса». Ребята и педагоги - участники и лауреаты международного эколого-краеведческого марафона «Зеленая планета» и эколого-краеведческо форума особо охраняемых территорий «Марш парков».
Работы воспитанников Колпинского Экоцентра регулярно публикуются в различных изданиях (детский журнал «Костер», «Экохроника», «Вестник Городского Зоопарка», СПбГУ, «Исследователи природы Балтики», «Первые шаги естествоиспытателей», «Балтийский регион: вчера, сегодня, завтра», «Ученые будущего» и др.).
Многообразие форм и технологий направлено на развитие познавательного интереса у ребят любого возраста и стремление к созидательной природоохранной деятельности, а также знакомство с прошлым и настоящим наших лесов.
Некоторые формы работы с ребятами среднего и старшего возраста по программе «Изучение леса»:
- Экспедиции
- Экскурсии в лесные музеи (ЛТА, СПБГУ, Лисино и т.д.)
- Тематические экскурсии в садах и парках города и его пригородах
- Выезды на особо охраняемые территории (заказники, природные парки)
- Экологические смены в «Зеркальном», «Молодежном» и на базе ДТДиМ
- Создание и проведение игровых программ по лесу для ребят младшего возраста
- Исследовательская деятельность в научных лабораториях «Дендрология», «Экологический мониторинг», «Агроценология» и др.
- Работа по образовательным программам «Шаги в природу»
- Комплекс элективных курсов «Каждый выбирает для себя»
- Озеленение ДТДиМ, школ и других объектов
Мы сотрудничаем и Лесотехнической академией. Консультационную помощь в работе нам оказывают Евгений Николаевич Кузнецов, исполнитель директора Международного центра лесного хозяйства и лесной промышленности. Научными руководителями и консультантами многих исследовательских работ, связанных с лесом были сотрудники Соколова Любовь Олеговна (д.с/х. н., доцент кафедры Экология ЛТА), Шабунин Д.А., (д.с/х.н, зав. научно-исследовательским отделом лесного хозяйства ЛенНИИЛХ), и многие люди, чьи судьбы связаны с лесом (лесничие, ученые, таксаторы и т.д.).
Нельзя не сказать несколько слов о наших традиционных поездках в Музей леса в Лисино и Музеи Лесотехнической академии, где нас всегда с радостью встречают организаторы и проводят увлекательные экскурсии.
Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зеленая планета» при поддержке Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации в течение всего проводили Всероссийский эколого-краеведческий марафон «Зеленая планета», посвященный Российскому лесничеству, в котором мы приняли активное участие и были отмечены грамотой.
Воспитанники Экоцентра собрали интересный материал и знакомят на Эколого-краеведческих чтениях «Союз наук», на экологических конкурсах и олимпиадах других ребят с историей лесоводства, трудами известных лесоводов.
Лесное хозяйство России одно из самых крупных в мире. История его насчитывает несколько столетий. Государственное управление лесами в стране начало зарождаться в XVII веке, формировалось в XVIII. Мы надеемся, что будет привлечено внимание общественности к лесному делу и лесным наукам. А наша работа будет вкладом в это просветительское и природоохранное движение.
Еще один объект нашего внимания – это Линдуловская роща. Традиционно после экскурсии в Линдуловскую рощу ребята оставляют в нашей летописи свои впечатления. Вот, что пишет Чувашева Аня: «…В составе отряда юных экологов, под руководством опытного проводника, мы посетили это удивительное место, расположенное в 7-8 км от нашего лагеря «Молодежное». Старые, лиственницы, устремились своими верхушками так высоко в небо, что смотреть на них можно было, только запрокинув голову назад. Лиственничная роща несколько раз обновлялась новыми посадками, что хорошо просматривается на карте-схеме. Нас потрясли элитные породы лиственницы с абсолютно прямыми стволами, без единого сучка. Корабельные красавицы!».
На базе Экоцентра ДТДиМ старшеклассникам района предложено на выбор несколько программ естественно-научного направления (12 элективных курсов): «Ландшафтный дизайн и основы озеленения», «Экология особо охраняемых природных территорий», «Защита растений», «Орнитология», «Геоэкология» и др. Радует, что уже сегодня на данные курсы от школьников поступило большое количество заявок. Познакомимся с одним из элективных курсов «История лесоводства».
ИСТОРИЯ ЛЕСОВОДСТВА
Образовательная область – естественно-научная.
Базовая программа – КИПО (лаборатория «Дендрология»)
Функции программы: Данный курс направлен на предпрофессиональную подготовку, знакомство с предметом естественного цикла «Лесоводство», его историей. Экскурсии в Лесные учебные заведения и музеи леса, практики, предлагаемые курсом должны дать ребятам представление о целой отрасли «Лесное хозяйство», познакомить с различными функциями и профессиями в этой отрасли.
Новизна, актуальность и целесообразность данного курса состоит в том, что в краткой практико-ориентированной форме предлагается знакомство с предметом «Лесоводство», а также профессией лесовода и таксатора. Кроме того, курс содержит оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, помогает в определении своих познавательных интересов. Программа рассчитана на учащихся старших классов.
Дети, обучающиеся по данной программе, могут не обладать специальной экологической подготовкой или сформированным интересам к данному предмету.
Учащиеся могут продолжить образование по профилю программы после завершения обучения в системе дополнительного образования, а в дальнейшем в учебных заведениях профессионального образования, или путём самообразования.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественно - научного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а главное для профессиональной ориентации школьников.
Цель курса – введение в профессию лесовода и знакомство с историей лесного хозяйства в России.
Задачи:
- Познакомить с историей лесного хозяйства;
- Познакомить с историей лесного образования в России.
- Освоить основные принципы таксационных работ.
- Осуществить закладку мини-питомника сеянцев древесных пород.
- Познакомить с трудами известных лесоводов.
- Посетить Музеи леса в Лисино и Лесотехнической академии (ныне СПбЛТУ).
Кроме данного курса старшеклассникам на базе Экоцентра ДТДиМ предлагается на выбор несколько программ естественно-научного направления (12 элективных курсов) «Ландшафтный дизайн и основы озеленения», «Экология особо охраняемых природных территорий», «Защита растений», «Орнитология» и др.
Мы стремимся дать возможность ребятам попробовать свои силы в исследовательской и проектной деятельности, почувствовать себя настоящими экспедиционерами и исследователями. Десять лет воспитанники Экоцентра ДТДиМ Колпинского района работают в стационарной эколого-археологической экспедиции в Смоленской области. Экспедиция проводится совместно с Государственным Эрмитажем.
За время работы экспедиции некоторые ребята проводили наблюдение эдафофитоценотических групп типов леса. Ими было описано 7 типов растительных сообществ, составлены формулы древостоев и определены другие таксационные показатели. Они познакомился с классификационной схемой типов леса В.Н.Сукачева, построенной на выделении эдафофитоценотических групп типов леса в зависимости от плодородия и влажности почвы. Им удалось описать несколько типов почв на месте действующих шурфов и раскопов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Главной задачей современной школы является гуманизация процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося.Одним из действенных способов активизации умственной деятельности учащихся и...
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса
Методическая разработка "Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса"...
Влияние систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста
Целью исследования является изучение влияния систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста.Задачи данного исследования можно сформулировать в соответствии с целью:...
Практическая работа: Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре в помещении
В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасност...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ» по профессиям 13450 «Маляр строительный» адаптированная для лиц с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости)
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной образовательной программы. Программа предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессия...
Информатика. 1 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №77-78. Выполнение учебных заданий из различных предметных областей с использованием различных возможностей динамических таблиц
Изучение информационной технологии выполнения создания электронной таблицы, выполнения форматирования, проведения необходимых вычислений, построения диаграмм с применением знаний о способах обработки ...