Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения
статья на тему
Основные методы и приемы формирования познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_interesov.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения
Ермакова И. С.
мастер производственного обучения
Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью обучающегося к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.
Успешность обучения существенно зависит от отношения обучающихся к учебной деятельности. Практика работы показывает, что каждый урок нужно проводить так, чтобы обучающимся было интересно учиться. При «учении с увлечением» эффективность урока заметно возрастает, ученики охотно выполняют предложенные им задания, мастерам не нужно тратить время на поддержание дисциплины, внимания.
Познавательный интерес не только помогает ученикам успешно учиться осваивать свою профессию, но, и главное, влияет на развитие личности. Именно интерес положительно воздействует на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воли, интеллектуальной активности. На первоначальном этапе развития интереса к учению легче всего вызвать интерес, любознательность, используя игровые ситуации, различные виды наглядности, занимательность, опираясь на жизненные наблюдения обучающихся.
К основным методам и методическим приемам формирования познавательного интереса на уроках производственного обучения можно отнести следующее:
- метод эмоционального стимулирования;
- создание ситуации успеха в учении;
- использование игровых технологий;
- анализ реальных производственных и жизненных ситуаций;
- создание ситуации познавательного спора.
Прием эмоционального стимулирования – это прием создания ситуации нравственных переживаний (яркий эмоциональный рассказ), использование ситуации занимательности, чтение стихов, демонстрация необычных наглядных пособий; видеофрагментов.
Одним из действенных приемов стимулирования познавательного интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учеников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по - настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений.
Игровая деятельность на уроках производственного обучения способствует созданию эмоционального настроя обучающихся, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, повышает познавательный интерес, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся, посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Во время игры стараюсь вовлечь каждого учащегося в активную работу, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры даже интеллектуально пассивный учащийся способен выполнить такой объем работы, какой ему недоступен в обычной учебной ситуации.
На уроках производственного обучения использую коллективную, групповую, парную форму организации учебной деятельности обучающихся. В процессе коллективной учебной деятельности формируются познавательные интересы, самостоятельность, активность, умения и навыки учебного труда. Когда ученик, работая коллективно, находясь в тесном общении с другими, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что его действия представляют значимость. Коллективная работа повышает познавательные интересы, воспитывает у обучающихся социальные мотивы учения: чувство ответственности и коллективизм, творческое отношение к делу.
Предоставляю возможность ученикам самим дополнять и анализировать ответы друг друга, задавать вопросы, высказывать свои идеи, спорить. Спор и дискуссия – обсуждение каких-либо вопросов с целью их правильного решения и привлечения внимания учащихся к обсуждаемым проблемам. Это метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения всегда отличаются высокой мерой обобщенности. Стойкости и гибкости. Дискуссия - прекрасный способ активизации познавательной деятельности, углубления знаний учащихся, формирования у них интереса, она дает учащимся возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других.
Необходимо также отметить, что для формирования познавательных интересов важно создать на уроках благоприятную эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку, настроить обучающихся на восприятие учебного материала, обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, формам и методам ее осуществления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения в коррекционных группах. Развитие современног...
Педсовет «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного и теоретического обучения».
Педагогический процесс в учебных заведениях НПО призван обеспечить процесс развития компетентного специалиста, «владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности ...
"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс
В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...
Презентация:Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения
Презентация к педагогическому мастер-классу...
Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»
Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...
Методические рекомендации по теме: «Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения»
Ориентация системы НПО на активизацию познавательной деятельности обучающихся и формированию их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в ПУ. Сред...