Интерактивные технологии обучения
статья на тему
Внедрение образовательных стандартов третьего поколения является объективной необходимостью, обусловленной переходом от постиндустриального общества к инновационному, основанному на знаниях. Выпускник колледжа должен не только соответствовать определенным рыночным ожиданиям, но и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе. Формирование общих компетенций у студента невозможно без применения новых педагогических технологий. Очевидно, что традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_tehnologii_obucheniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные технологии обучения
Внедрение образовательных стандартов третьего поколения является объективной необходимостью, обусловленной переходом от постиндустриального общества к инновационному, основанному на знаниях. Выпускник колледжа должен не только соответствовать определенным рыночным ожиданиям, но и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе. Формирование общих компетенций у студента невозможно без применения новых педагогических технологий. Очевидно, что традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием.
Основными качествами современных педагогических технологий являются системность, научность, структурированность, процессуальность.
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития студентов и уровню их подготовленности.
Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии студентов с учебным окружением. В интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с преподавателем: его активность уступает место активности студентов, задача педагога – создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт преподавателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает студентов к самостоятельному поиску.
Интерактивная деятельность на учебных занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого учебные занятия проводятся в таких формах, как работа в малых группах – в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»; лекция с проблемным изложением учебного материала, семинар, дискуссий, дебатов конференции; деловые игры. Основными методами являются следующие:
- метод «карусели»;
- «мозговой штурм»;
- дерево решений;
- метод пресс;
- броуновское движение;
- эвристическая беседа;
- метод проектов
Преподаватели предлагают на учебных занятиях такой вид деятельности, как «Аргументы и факты». Суть заключается в том, что педагог зачитывает какое-нибудь утверждение, а студенты должны объяснить свою точку зрения, ссылаясь на факты и ведущих специалистов в той или иной области науки.
Преподаватели проводят открытые внеклассные мероприятия в форме заседания «круглого стола». Это позволяет педагогам выполнить следующие задачи: ясно и чётко сформулировать проблему, проверить глубину понимания вопроса, распределить между участниками «круглого стола» функции и роли, выяснить мнение всех студентов, обобщить основные точки зрения, пресекать непродуктивные обсуждения и споры, подвести итог заседания и сравнить результат с поставленной целью. В течение всего занятия студенты внимательно слушают выступающих, комментируют и дополняют их ответы, ищут в первоисточниках необходимую информацию для аргументации своей позиции, анализируют и оценивают исторические события разных веков.
Преподаватели также активно применяют «мозговой штурм» и эвристическую беседу. Как считают преподаватели, такие оперативные методы решения проблемы стимулируют творческую активность, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, а доброжелательная обстановка позволяет участникам усвоить навыки критики по существу. Чаще всего педагоги начинают учебное занятие с одного из словесных методов обучения – эвристической беседы, в ходе которой ставят перед студентами ряд взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны были аргументировано отстаивать свою точку зрения.
В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции студентов, опираясь на технологию исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...
Интерактивные технологии в обучении на уроках обществознания
Обобщение и анализ своего педагогического опыта для выступления на межрегиональном семинаре...
Мастер -класс «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения»
В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударс...
Применение интерактивных технологий обучения на уроках производственного обучения в СПО
План занятия на тему: «Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля».с использованием педагогической технологии интерактивного обучения....
Доклад по теме: "Применение интерактивных технологий обучения в системе СПО"
Доклад для выступления на заседании ПЦК по общеобразовательному, гуманитарному, естественнонаучному циклам...
Применение интерактивных технологий обучения. Тема занятия:» Дорожные знаки»
Итоговое занятие по теме "Дорожные знаки"...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...