Интерактивные технологии в обучении на уроках обществознания
статья на тему
Обобщение и анализ своего педагогического опыта для выступления на межрегиональном семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение своего опыта | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Нефтегорский государственный техникум»
«Интерактивные технологии в обучении на уроках обществознания»
Выступление Маткаримовой Ю.Ю. на межрегиональном семинаре «Современный урок и эффективные образовательные технологии для подготовки конкурентноспособных специалистов», секция 3. Интерактивные технологии обучения при организации практических занятий
Интерактивные технологии в обучении на уроках обществознания
«Час работы научит большему, чем день объяснений».
Ж.-Ж. Руссо
«Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда».
Китайская поговорка
Одной из ведущих тенденций развития современного образования является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня: самостоятельных, творческих, самодостаточных. А это требует кардинального изменения системы взглядов на профессиональное образование. В современном мире общество предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, коммуникабельных.
Единая цель образовательной системы - создание условий для всестороннего развития личности. Преподавателям необходимо делать акцент на обучении студентов умению анализировать, обобщать, интегрировать информацию, проецировать теорию на практическое поле своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому, для достижения поставленных цели и задач педагогическое мастерство преподавателя должно состоять в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с поставленными образовательными задачами.
На мой взгляд, внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в системе профессионального образования.
Интерактивность («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Интерактивная технология обучения - управляемая система взаимосвязанного, целенаправленного взаимодействия преподавателя и студентов для достижения запланированных результатов.
Задачами интерактивных форм обучения являются: поддержка активности студентов; пробуждение у них интереса к учебной деятельности; выявление многообразия точек зрения; сочетание теории и практики в обучении; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление взаимодействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование своего мнения; формирование жизненных и профессиональных навыков.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, возможностью взаимной оценки и контроля. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
В ходе занятий с использованием интерактивных технологий не даются готовые знания, преподаватель побуждает обучающихся к самостоятельному поиску информации. В процессе организации, управления и контроля развития интерактивного общения преподаватель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя студентам самостоятельно выбирать средства и способы достижения своей цели, партнеров по деятельности. Таким образом, активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы.
К интерактивным урокам относятся уроки следующих форм: деловые игры, ролевые игры, учебные дискуссии, мозговой штурм, кейс – задания, работа в группе, психологические тренинги, компьютерные симуляции, программируемое обучение, разбор конкретных ситуаций и др.
В своей практике на занятиях по обществознанию я использую интерактивную технологию на уроках- практикумах. Хочу поделиться своим опытом. Приведу пример своего урока-практикума по обществознанию на тему: «Общение как вид деятельности. Активное слушание». Цель урока: обучиться умению и навыкам общения, обучиться способам активного слушания, способствовать развитию общей культуры поведения.
Обучающиеся выполняют ряд упражнений, самостоятельно делают выводы, заполняют анкету, играют в игру, составляют памятку хорошего собеседника.
Благодаря этому занятию развиваются следующие способности обучающихся: интеллектуальные - наблюдательность, память, любознательность, способность излагать свои мысли; коммуникативные - способность работать в коллективе, умение выслушать собеседника, толерантность; познавательные; репродуктивные; способность мыслить критически. Выполняя практические задания, обучающиеся самостоятельно анализируют различные предложенные учителем ситуации, самостоятельно делают выводы. Тем самым, получают не готовую, выданную преподавателем, информацию, а информацию самостоятельно добытую и опробованную ими же самими на практике. Цель урока преподавателем тоже успешно достигается. Мой опыт говорит о том, что дети надолго запоминают не только сам нестандартный урок, но и знания полученные ими на этом занятии. Как правило, они всегда просят провести ещё такой урок по другим темам.
Приведу ещё несколько примеров.
Дебаты
Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности позиции, отстаиваемой вашей командой.
Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов.
Примеры тем для дебатов:
1. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»
2.«Телевидение – это демократия во всей её неприглядности»
3. «Телевидение – первая подлинно демократическая культура – первая культура, доступная каждому и управляемая тем, что хотят люди» и др.
10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жребий определяет- какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, определение лучших ораторов.
Тренинг
Цель: развитие потенциала партнёрского, конструктивного взаимодействия между участниками. Этот тип взаимодействия (общения) связан с правовым сознанием и образом жизни человека в открытом (гражданском) обществе: отношение к другому человеку не как к средству, а как к цели и ценности предполагает актуализацию некоторых коммуникативных и риторических способностей личности.
Тема: «Правовое государство». Тренинг «Карусель»
Обучающиеся встают в два круга. Ребята, стоящие во внутреннем круге – активные сторонники правового государства. Их задача – убедить своего партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни.
Ребята, стоящие во внешнем круге – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.
Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д.
Дискуссия
Задача: заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для необходимого доказательства. Обсуждается сложная и противоречивая проблема, мнения участников уже чётко определены и резко отличаются. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов а правильности своей позиции.
Примеры тем дискуссий по обществознанию:
1. «Налоги – это цена, которую мы платим за услуги государства»
2. «Демократия – правление народа, избранное народом и для народа» и др.
Групповая работа
Обучающиеся получают задания по группам. Каждая группа рассматривает ситуацию, обсуждает, приводит аргументы, доказательства.
Таким образом, применение интерактивной технологии на уроке способствует активизации деятельности обучающихся, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать, отстаивать свою точку зрения. В результате совместной деятельности каждый вносит свой индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Могу с уверенностью сказать, что применение в обучении интерактивных технологий способствует сформированию самостоятельной, творческой, конкурентноспособной, самодостаточной личности.
Список используемой литературы
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
2. Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.
3. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
4. Ивашова, А.Я. Сотрудничество / А.Я.Ивашова. – М., 2004
5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.
6. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....
Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)
Вызывающее большой интерес модульное обучение позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...
Применение технологии модульного обучения на уроках экономики
Представлена технология модульного обучения методом граф-схем и примерер применения при расчете государственных пенсий....
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Каждый человек является частью общества, выполняет различные социальные роли, общается с другими людьми. Для решения различных повседневных задач каждому необходимы знания своих прав и обязаннос...
статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"
Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод можно применять т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08.06. Практикум по применению интерактивных технологий в обучении детей дошкольного
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 2014 года (далее – СПО) по ...
"Методы интерактивной технологии в обучении английскому языку"
В настоящее время все более и более популярными становятся интерактивные технологии обучения, основанные на личностно-ориентированном подходе. Наиболее интересными интерактивными методами обучения ино...