РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛОГИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030912 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
рабочая программа на тему

Мацкевич Алексей Николаевич

Рабочая программа учебной дисциплины логика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО  030912 право и организация социального обеспечения

Цель учебной дисциплины – научить логически правильно мыслить через соединение логической теории и практики.

Задачи курса: студент должен знать основную проблематику курса логики, самостоятельно применят логический анализ при решении различных проблем.

Настоящая программа состоит из шести разделов.

Первый раздел  «введение» раскрывает место логики как науки в системе научного знания и определяет ее специфику.

         Второй раздел «понятие» освещает темы характеризующие понятие как форму мышления. Способы образования понятий, виды, отношения и логические операции над ними.

         Третий раздел «суждение» содержит ряд тем, посвященных логике высказываний и способам определения истинности либо ложности суждений.

Четвертый раздел «законы логики» раскрывает сущность основных законов связи элементов мысли между собой. В нем анализируются 4 закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключающего третьего и закон достаточного основания.

Пятый раздел «умозаключение» освещает темы характеризующие умозаключение как форму мышления. В нем рассматриваются индуктивные и дедуктивные умозаключения, их виды и структура.

         Шестой раздел «доказательство и опровержение» содержит ряд тем, посвященных аргументации и доказательству. Раскрываются структура доказательства, основные правила и ошибки в этой форме мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по логике164 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО

 ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030912 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2014г.


Рабочая программа учебной дисциплины логика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 право и организация социального обеспечения

Организация-разработчик:

 Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зеленогорский многопрофильный техникум

Разработчик:

 

Мацкевич Алексей Николаевич, преподаватель высшей категории  ГОУ СПО ЗМТ        

Рассмотрена                        Утверждаю

 на заседании Методического Совета         Зам. директора по УВР

ГОУ СПО ЗМТ        ______В.Д.Сорокина

Протокол №____ от         «___»______20г.

«___»__________20г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

1.1Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины логика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО  030912 право и организация социального обеспечения

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина логика относится к общему специальному, гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы

1.3. Предлагаемая программа представляет содержание курса логики, ядром которого является обязательный минимум содержания  курса логики

Цель учебной дисциплины – научить логически правильно мыслить через соединение логической теории и практики.

Задачи курса: студент должен знать основную проблематику курса логики, самостоятельно применят логический анализ при решении различных проблем.

Настоящая программа состоит из шести разделов.

        Первый раздел  «введение» раскрывает место логики как науки в системе научного знания и определяет ее специфику.

        Второй раздел «понятие» освещает темы характеризующие понятие как форму мышления. Способы образования понятий, виды, отношения и логические операции над ними.

        Третий раздел «суждение» содержит ряд тем, посвященных логике высказываний и способам определения истинности либо ложности суждений.

        Четвертый раздел «законы логики» раскрывает сущность основных законов связи элементов мысли между собой. В нем анализируются 4 закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключающего третьего и закон достаточного основания.

        Пятый раздел «умозаключение» освещает темы характеризующие умозаключение как форму мышления. В нем рассматриваются индуктивные и дедуктивные умозаключения, их виды и структура.

        Шестой раздел «доказательство и опровержение» содержит ряд тем, посвященных аргументации и доказательству. Раскрываются структура доказательства, основные правила и ошибки в этой форме мышления.

        В результате усвоения курса обучающийся должен

        Знать:

  • общей природе человеческого мышления и особенностях логической

теории мышления;

  •  сущность понятия как формы мышления, его структуру, виды, отношения между понятиями, правила определения понятий, деления, обобщения и ограничения понятий;
  • сущность суждения как формы мышления, его структуру, виды, правила распределения терминов, отношения противности и противоречия;
  •  основные формально-логические законы;
  • категорическую силлогистику;
  • логическую проблематику теории и практики аргументации, в т.ч. доказательства и опровержения.

Уметь:

- производить необходимые логические операции над основными формами мышления.

        Данная дисциплина изучается в течение семестра студентами специальности «правоведение», выполняется контрольная работа. Изучение данной дисциплины завершается сдачей экзамена.

        Наблюдается связь дисциплины «Логика» со специальными дисциплинами «Правоохранительные органы», «Уголовное право», «Гражданское право», и общими гуманитарными дисциплинами «Основами философии» в вопросах теории познания, «Основами социологии и политологии» в вопросах методов анализа общества.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов из них 10 часов практические занятия.

     самостоятельной работы 16 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия (всего)

1 Характеристика понятия. Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики - конспект

2 Состав простого суждения – работа с источником

3 Понятие о логическом законе – работа с источником

4 Основные условия  истинности - конспект

5 Опровержение.  Виды прямого доказательства Виды косвенного доказательства - конспект

10

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

16

 Отношения между простыми суждениями» - конспект

Логические операции с понятиями – работа с документом

Отношения между простыми суждениями и сложными суждениями – конспект

Значение законов логики – конспект

Преобразование сложных суждений – изложение собственных суждений. Правила доказательства - конспект

2

2

2

4

4

4

2


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЛОГИКА

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

 Раздел I.

Введение

2

Тема. 1.1

Предмет логики и его значение.

Содержание учебного материала

?

1.

Введение. Специфика логики как науки. Содержание и форма мышления

2

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск материала и конспектирование текста на тему: «Отношения между простыми суждениями»

2

Раздел 2. Понятие

6

Тема 2.1. Общая характеристика понятия, его виды.

Содержание учебного материала

?

1.

 Структура понятия. Понятие и слово. Характеристика понятия

2

Практические занятия:

Характеристика понятия. Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики

2

Самостоятельная работа обучающихся

Логические операции с понятиями

2

 Раздел 3 Суждение

6

Тема 3.1. Общая характеристика суждений, простые и сложные суждения

Содержание учебного материала

1.

Логическая структура суждения. Суждение и предложение. Виды простых суждений

2

Практические занятия

Состав простого суждения

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование по теме «Отношения между простыми суждениями. Отношения между сложными суждениями.

2

Раздел 4 Законы логики

6

Тема 4.1. Понятие о логическом законе.

Содержание учебного материала

1

 Особенности логических законов мышления. Закон тождества Закон достаточного основания. Закон противоречия и закон исключающего третьего

2

Практические занятия:

Понятие о логическом законе

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование по теме «Значение законов логики. Непосредственные умозаключения».

4

Раздел 5

Умозаключение

6

Тема 5.1. Общая характеристика умозаключения

Содержание учебного материала

1.

 Виды опосредованных  умозаключений. Логическая структура умозаключения

 Непосредственные умозаключения и способы их получения.

2

Практические занятия: 

Основные условия  истинности

2

Самостоятельная работа

Конспект «Преобразование сложных суждений»

4

Раздел 6 Доказательство и опровержение

6

Тема 6.1. Общая характеристика доказательства. Виды доказательства. Опровержение.

Содержание учебного материала

1.

 Логическая структура доказательства. Понятие опровержения, способы опровержения. Значение доказательства и опровержения.

2

Практические занятия:

 Опровержение.  Виды прямого доказательства Виды косвенного доказательства

2

Самостоятельная работа обучающихся

Правила доказательства Ошибки доказательства

2

ВСЕГО

48


3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с

лицензионным программным обеспечением.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения

, исследований.

  1. Асмус, В.Ф. Логика [Текст]:  учебник для ВУЗов. / В.Ф.Асмус – М.: Политиздат, 1947. – 304 с.
  2. Брюшинкин, В. Н. Логика [Текст]:  учебник для студентов гуманитарных специальностей. / В.Н.Брюшинкин. – 3 изд., доп. и испр. – М.: Гардарики, 2001. – 334 с.
  3. Гетманова, А. Д. Логика [Текст]:  учебник для ВУЗов. / А. Д.Гетманова – М.: Омега-Л, 2006. – 416 с.
  4. Гетманова, А. Д. Учебник по логике [Текст]:  учебник для ВУЗов. / А. Д.Гетманова – М.: Гардарики, 2001. – 400 с.
  5. Горский, Д.П. Логика [Текст]:  учебник для ВУЗов. / Д.П.Горский – М.: Наука, 1983. – 386 с.
  6. Иванов, Е. И. Логика [Текст]:  учебник для студентов юридических ВУЗов / Е.И.Иванов. – 2 изд., доп. и испр. – М.: Изд-во БЕК, 2001. – 368 с.
  7. Ивин А.А. Логика. [Текст]:  учебное пособие/ А.А. Ивин. –  Издание 2-е. — М.: Знание, 1998. — 240 с.
  8. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить [Текст] / А.А.Ивин. - М.: Политиздат, 1990. – 229 с.
  9. Ивин, А.А. Логика [Текст]:  учебник для студентов колледжей. / А.А.Ивин. – М.: Гардарики, 2002. – 352 с.
  10. Кириллов, В. И., Старченко, А.А. Логика. [Текст]:  учебное пособие/ В.И. Кириллов, А.А. Старченко.  — М.: Знание, 1998. — 318 с.
  11. Никифоров, А.Л.  Общедоступная и увлекательная книга о логике [Текст] / А.Л. Никифоров. — М.: Гнозис, 1997. – 325 с.
  12. Павлова, Г.К. Искусство спора: логико-методологические аспекты [Текст] / Г.К. Павлова. — М.: Высшая школа, 1998. – 338 с.
  13. Теория и практика полемики [Текст] — Томск: Изд-во ТГУ, 1989. – 421 с.
  14. Тер-Акопов, А.А. Юридическая логика [Текст] / А.А. Тер-Акопов. — М.: ИКФ — Омега-Л, 2002. – 389 с.
  15. Тымцяс, В.Г. Логика [Текст] / В.Г. Тымцяс. — М.: Изд-во Приор, 1999. – 301 с.
  16. Челпанов, Г.И. Учебник логики [Текст] / Г.И. Челпанов — М.: Прогресс, 1994. – 453 с.

Дополнительная

  1. Горский, Д.П. Определение [Текст]. / Д.П.Горский – М.: Наука, 1985. –    288 с.
  2. Ивин, А.А. Теория аргументации  [Текст]:  учеб. пособие для студентов гуманитарных специальностей. / А.А.Ивин. – М.: Гардарики, 2000. – 416 с.
  3. Поварнин, С. И. Спор. От теории к практике [Текст]:  учеб. пособие для ВУЗов. / С.И.Поварнин. – М.: Мир, 1990. – 254 с.
  4. Уемов, А. И. Логические ошибки [Текст]:  учеб. пособие для ВУЗов. / А.И.Уемов. – М.: Просвещение, 1957. – 287 с.
  5. Чернышев, Б. С. Софистика [Текст]:  учеб. пособие для ВУЗов. / Б.С.Чернышев. – М.: Политиздат, 1951. – 356 с.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

оценивать постановку цели и задач, определять возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм логического мышления.

- выполнение индивидуальных проектных заданий;

- оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

- тестовый контроль;

- домашние работы.

анализировать решение логических задач.

- лабораторная работа - решение логических задач и ситуаций;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения логических задач и умозаключений.

- тестовый контроль;

- защита реферата (компьютерной презентации);

-  практические занятия;

- работа с литературой, Интернет ресурсами.

ориентироваться в современных проблемах логики как науки.

- письменная проверка;

- устный контроль;

- оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

Знания:

взаимосвязь логики как науки  и практики, тенденции их развития;

 -  тестовый контроль;

- домашняя работа;

значение  логики в обучении и педагогической деятельности.

- письменная проверка;

- оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

принципы обучения.

- подготовка сообщений (компьютерной презентации);

- письменная проверка.

формы, методы и средства логики и  возможности и условия применения.

- составление таблицы

-  тестовый контроль;

- подготовка сообщений (компьютерной презентации);

- лабораторная работа

понятие, нормы, систематику и статистику логики.

- контрольная работа;

- выполнение индивидуальных проектных заданий;

- подготовка сообщений (компьютерной презентации);

особенности работы при решении логических задач

- письменная проверка;

-

составление логических мышлений.

- оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

- тестовый контроль


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Зеленогорский многопрофильный техникум

(ГОУ СПО ЗМТ)

ОДОБРЯЮ

Зам. директора по УВР

________________________________

«___» ___________________ 20 __ г.

                                                                                              УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2014_ \ 2015__  учебный год, курс    2          группа __ПС 13 

на 20__ \ 20__ учебный год, курс              группа  ________

на 20__ \ 20__ учебный год, курс               группа ________ 

Предмет

Специального общеобразовательного цикла  логика

Преподаватель

    Мацкевич А.Н                                                            индекс дисциплины

УТП составлен в соответствии с рабочей программой

Предмета Основы социологии и политологии разработанной преподавателем А.Н Мацкевич

в соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ реализующих программу среднего специального образования.

когда, кем утверждена программа

Количество часов по учебному плану (максимальное)48

Из них:

а)

самостоятельная работа студента  16

б) аудиторные занятия (всего)

32

   лабораторные работы

   практические работы

10

   контрольные работы

№ п/п

Темы занятий

Час

Междисциплинарные связи

Формы работы, приемы и методы

Дидактическое обеспечение

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-2

Раздел I. Введение

Тема 1.1. Предмет логики и его значение

 2

Обществознание

Лекция.

Схемы

§1-2

2 (работа с документом

Раздел 2. Понятие

.

6

Фронтальный опрос

Карточки с заданиями

§5

3-4

Тема 2.1. Общая характеристика понятия, его виды

2

Решение проблемных задач

§6-7

5-6

Тема 2.2 Структура понятия

2

Обществознание

Дискуссия

Слайд-проект

§8-9

2 (работа с документом)

7-8

 Практическое занятие. Тема 2.3 Структура понятия

2

Обществознание

Решение проблемных задач

§10-12

 Раздел 3. . Суждение

6

9-10

Тема 3.1. Общая характеристика суждений, простые и сложные суждения

2

§13-14

11-12

Тема3.2 Логическая структура суждения

2

Философия

Решение проблемных задач

§15-16

2 (работа с документом)

13-14

Практическое занятие. Тема 3.3 Состав простого суждения

2

Задания на выбор решения

§17-18

Раздел 4.. Законы логики

6

15-16

Практическое занятиеТема

4.1 Понятие о логическом законе

2

Обществознание

Дискуссия

§21-22

17-18

 Тема 4.2 Особенности логических законов мышления

2

Дискуссия

§23-24

2 (конспект

19-20

Тема  4.3 Закон тождества Закон достаточного основания

2

Обществознание

§25-26

2 (конспект)

Раздел 5. Умозаключение

6

21-22

Тема 5.1 Общая характеристика умозаключения

2

Обществознание

Дискуссия

§29-30

2 ( изложение собственных суждений)

23-24

Тема5.2 Логическая структура умозаключения

2

§ 31

25-26

Тема 5.3 Практическое занятие     Тема 5.3. Основные условия  истинности

2

§27-28

2 (конспект)

Раздел 6. . Доказательство и опровержение

6

27-28

Тема 6.1 Общая характеристика доказательства

2

§19-20

2 (конспект)

29-30

Тема 6.2 Виды доказательства

2

§11

31-32

Практическое занятие

Тема 6.3 Опровержение.

2

§3-4

ВСЕГО

32

16


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения

Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления» формирует базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин; организацию делопроизводства в нашей стране; классификацию докуме...

Рабочая программа учебной дисциплины "Земельное право" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины "Земельное право" для специальности 030912  Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа учебной дисциплины Арбитражный процесс специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины Арбитражный процесс специальность 030912  Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа учебной дисциплины Гражданский процесс специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины Гражданский процесс специальность 030912  Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа учебной дисциплины Правовое регулирование занятости населения специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной  дисциплины Правовое  регулирование  занятости  населения специальность 030912  Право и организация социального обеспечения...