РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛОГИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030912 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины логика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 право и организация социального обеспечения
Цель учебной дисциплины – научить логически правильно мыслить через соединение логической теории и практики.
Задачи курса: студент должен знать основную проблематику курса логики, самостоятельно применят логический анализ при решении различных проблем.
Настоящая программа состоит из шести разделов.
Первый раздел «введение» раскрывает место логики как науки в системе научного знания и определяет ее специфику.
Второй раздел «понятие» освещает темы характеризующие понятие как форму мышления. Способы образования понятий, виды, отношения и логические операции над ними.
Третий раздел «суждение» содержит ряд тем, посвященных логике высказываний и способам определения истинности либо ложности суждений.
Четвертый раздел «законы логики» раскрывает сущность основных законов связи элементов мысли между собой. В нем анализируются 4 закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключающего третьего и закон достаточного основания.
Пятый раздел «умозаключение» освещает темы характеризующие умозаключение как форму мышления. В нем рассматриваются индуктивные и дедуктивные умозаключения, их виды и структура.
Шестой раздел «доказательство и опровержение» содержит ряд тем, посвященных аргументации и доказательству. Раскрываются структура доказательства, основные правила и ошибки в этой форме мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО
ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛОГИКА
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030912 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины логика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 право и организация социального обеспечения
Организация-разработчик:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зеленогорский многопрофильный техникум
Разработчик:
Мацкевич Алексей Николаевич, преподаватель высшей категории ГОУ СПО ЗМТ
Рассмотрена Утверждаю
на заседании Методического Совета Зам. директора по УВР
ГОУ СПО ЗМТ ______В.Д.Сорокина
Протокол №____ от «___»______20г.
«___»__________20г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 5 |
| 8 |
| 8 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛОГИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины логика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 право и организация социального обеспечения
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина логика относится к общему специальному, гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы
1.3. Предлагаемая программа представляет содержание курса логики, ядром которого является обязательный минимум содержания курса логики
Цель учебной дисциплины – научить логически правильно мыслить через соединение логической теории и практики.
Задачи курса: студент должен знать основную проблематику курса логики, самостоятельно применят логический анализ при решении различных проблем.
Настоящая программа состоит из шести разделов.
Первый раздел «введение» раскрывает место логики как науки в системе научного знания и определяет ее специфику.
Второй раздел «понятие» освещает темы характеризующие понятие как форму мышления. Способы образования понятий, виды, отношения и логические операции над ними.
Третий раздел «суждение» содержит ряд тем, посвященных логике высказываний и способам определения истинности либо ложности суждений.
Четвертый раздел «законы логики» раскрывает сущность основных законов связи элементов мысли между собой. В нем анализируются 4 закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключающего третьего и закон достаточного основания.
Пятый раздел «умозаключение» освещает темы характеризующие умозаключение как форму мышления. В нем рассматриваются индуктивные и дедуктивные умозаключения, их виды и структура.
Шестой раздел «доказательство и опровержение» содержит ряд тем, посвященных аргументации и доказательству. Раскрываются структура доказательства, основные правила и ошибки в этой форме мышления.
В результате усвоения курса обучающийся должен
Знать:
- общей природе человеческого мышления и особенностях логической
теории мышления;
- сущность понятия как формы мышления, его структуру, виды, отношения между понятиями, правила определения понятий, деления, обобщения и ограничения понятий;
- сущность суждения как формы мышления, его структуру, виды, правила распределения терминов, отношения противности и противоречия;
- основные формально-логические законы;
- категорическую силлогистику;
- логическую проблематику теории и практики аргументации, в т.ч. доказательства и опровержения.
Уметь:
- производить необходимые логические операции над основными формами мышления.
Данная дисциплина изучается в течение семестра студентами специальности «правоведение», выполняется контрольная работа. Изучение данной дисциплины завершается сдачей экзамена.
Наблюдается связь дисциплины «Логика» со специальными дисциплинами «Правоохранительные органы», «Уголовное право», «Гражданское право», и общими гуманитарными дисциплинами «Основами философии» в вопросах теории познания, «Основами социологии и политологии» в вопросах методов анализа общества.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов из них 10 часов практические занятия.
самостоятельной работы 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия (всего) 1 Характеристика понятия. Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики - конспект 2 Состав простого суждения – работа с источником 3 Понятие о логическом законе – работа с источником 4 Основные условия истинности - конспект 5 Опровержение. Виды прямого доказательства Виды косвенного доказательства - конспект | 10 2 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: | 16 |
Отношения между простыми суждениями» - конспект Логические операции с понятиями – работа с документом Отношения между простыми суждениями и сложными суждениями – конспект Значение законов логики – конспект Преобразование сложных суждений – изложение собственных суждений. Правила доказательства - конспект | 2 2 2 4 4 4 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЛОГИКА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел I. Введение | 2 | ||||
Тема. 1.1 Предмет логики и его значение. | Содержание учебного материала | ? | |||
1. | Введение. Специфика логики как науки. Содержание и форма мышления | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Поиск материала и конспектирование текста на тему: «Отношения между простыми суждениями» | 2 | ||||
Раздел 2. Понятие | 6 | ||||
Тема 2.1. Общая характеристика понятия, его виды. | Содержание учебного материала | ? | |||
1. | Структура понятия. Понятие и слово. Характеристика понятия | 2 | |||
Практические занятия: Характеристика понятия. Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Логические операции с понятиями | 2 | ||||
Раздел 3 Суждение | 6 | ||||
Тема 3.1. Общая характеристика суждений, простые и сложные суждения | Содержание учебного материала | ||||
1. | Логическая структура суждения. Суждение и предложение. Виды простых суждений | 2 | |||
Практические занятия Состав простого суждения | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспектирование по теме «Отношения между простыми суждениями. Отношения между сложными суждениями. | 2 | ||||
Раздел 4 Законы логики | 6 | ||||
Тема 4.1. Понятие о логическом законе. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Особенности логических законов мышления. Закон тождества Закон достаточного основания. Закон противоречия и закон исключающего третьего | 2 | |||
Практические занятия: Понятие о логическом законе | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспектирование по теме «Значение законов логики. Непосредственные умозаключения». | 4 | ||||
Раздел 5 Умозаключение | 6 | ||||
Тема 5.1. Общая характеристика умозаключения | Содержание учебного материала | ||||
1. | Виды опосредованных умозаключений. Логическая структура умозаключения Непосредственные умозаключения и способы их получения. | 2 | |||
Практические занятия: Основные условия истинности | 2 | ||||
Самостоятельная работа Конспект «Преобразование сложных суждений» | 4 | ||||
Раздел 6 Доказательство и опровержение | 6 | ||||
Тема 6.1. Общая характеристика доказательства. Виды доказательства. Опровержение. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Логическая структура доказательства. Понятие опровержения, способы опровержения. Значение доказательства и опровержения. | 2 | |||
Практические занятия: Опровержение. Виды прямого доказательства Виды косвенного доказательства | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Правила доказательства Ошибки доказательства | 2 | ||||
ВСЕГО | 48 |
3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с
лицензионным программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
, исследований.
- Асмус, В.Ф. Логика [Текст]: учебник для ВУЗов. / В.Ф.Асмус – М.: Политиздат, 1947. – 304 с.
- Брюшинкин, В. Н. Логика [Текст]: учебник для студентов гуманитарных специальностей. / В.Н.Брюшинкин. – 3 изд., доп. и испр. – М.: Гардарики, 2001. – 334 с.
- Гетманова, А. Д. Логика [Текст]: учебник для ВУЗов. / А. Д.Гетманова – М.: Омега-Л, 2006. – 416 с.
- Гетманова, А. Д. Учебник по логике [Текст]: учебник для ВУЗов. / А. Д.Гетманова – М.: Гардарики, 2001. – 400 с.
- Горский, Д.П. Логика [Текст]: учебник для ВУЗов. / Д.П.Горский – М.: Наука, 1983. – 386 с.
- Иванов, Е. И. Логика [Текст]: учебник для студентов юридических ВУЗов / Е.И.Иванов. – 2 изд., доп. и испр. – М.: Изд-во БЕК, 2001. – 368 с.
- Ивин А.А. Логика. [Текст]: учебное пособие/ А.А. Ивин. – Издание 2-е. — М.: Знание, 1998. — 240 с.
- Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить [Текст] / А.А.Ивин. - М.: Политиздат, 1990. – 229 с.
- Ивин, А.А. Логика [Текст]: учебник для студентов колледжей. / А.А.Ивин. – М.: Гардарики, 2002. – 352 с.
- Кириллов, В. И., Старченко, А.А. Логика. [Текст]: учебное пособие/ В.И. Кириллов, А.А. Старченко. — М.: Знание, 1998. — 318 с.
- Никифоров, А.Л. Общедоступная и увлекательная книга о логике [Текст] / А.Л. Никифоров. — М.: Гнозис, 1997. – 325 с.
- Павлова, Г.К. Искусство спора: логико-методологические аспекты [Текст] / Г.К. Павлова. — М.: Высшая школа, 1998. – 338 с.
- Теория и практика полемики [Текст] — Томск: Изд-во ТГУ, 1989. – 421 с.
- Тер-Акопов, А.А. Юридическая логика [Текст] / А.А. Тер-Акопов. — М.: ИКФ — Омега-Л, 2002. – 389 с.
- Тымцяс, В.Г. Логика [Текст] / В.Г. Тымцяс. — М.: Изд-во Приор, 1999. – 301 с.
- Челпанов, Г.И. Учебник логики [Текст] / Г.И. Челпанов — М.: Прогресс, 1994. – 453 с.
Дополнительная
- Горский, Д.П. Определение [Текст]. / Д.П.Горский – М.: Наука, 1985. – 288 с.
- Ивин, А.А. Теория аргументации [Текст]: учеб. пособие для студентов гуманитарных специальностей. / А.А.Ивин. – М.: Гардарики, 2000. – 416 с.
- Поварнин, С. И. Спор. От теории к практике [Текст]: учеб. пособие для ВУЗов. / С.И.Поварнин. – М.: Мир, 1990. – 254 с.
- Уемов, А. И. Логические ошибки [Текст]: учеб. пособие для ВУЗов. / А.И.Уемов. – М.: Просвещение, 1957. – 287 с.
- Чернышев, Б. С. Софистика [Текст]: учеб. пособие для ВУЗов. / Б.С.Чернышев. – М.: Политиздат, 1951. – 356 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
оценивать постановку цели и задач, определять возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм логического мышления. | - выполнение индивидуальных проектных заданий; - оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ; - тестовый контроль; - домашние работы. |
анализировать решение логических задач. | - лабораторная работа - решение логических задач и ситуаций; |
находить и анализировать информацию, необходимую для решения логических задач и умозаключений. | - тестовый контроль; - защита реферата (компьютерной презентации); - практические занятия; - работа с литературой, Интернет ресурсами. |
ориентироваться в современных проблемах логики как науки. | - письменная проверка; - устный контроль; - оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ; |
Знания: | |
взаимосвязь логики как науки и практики, тенденции их развития; | - тестовый контроль; - домашняя работа; |
значение логики в обучении и педагогической деятельности. | - письменная проверка; - оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ; |
принципы обучения. | - подготовка сообщений (компьютерной презентации); - письменная проверка. |
формы, методы и средства логики и возможности и условия применения. | - составление таблицы - тестовый контроль; - подготовка сообщений (компьютерной презентации); - лабораторная работа |
понятие, нормы, систематику и статистику логики. | - контрольная работа; - выполнение индивидуальных проектных заданий; - подготовка сообщений (компьютерной презентации); |
особенности работы при решении логических задач | - письменная проверка; - |
составление логических мышлений. | - оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ; - тестовый контроль |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Зеленогорский многопрофильный техникум
(ГОУ СПО ЗМТ)
ОДОБРЯЮ
Зам. директора по УВР
________________________________
«___» ___________________ 20 __ г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2014_ \ 2015__ учебный год, курс 2 группа __ПС 13
на 20__ \ 20__ учебный год, курс группа ________
на 20__ \ 20__ учебный год, курс группа ________
Предмет | Специального общеобразовательного цикла логика | |||||||
Преподаватель | Мацкевич А.Н индекс дисциплины | |||||||
УТП составлен в соответствии с рабочей программой | Предмета Основы социологии и политологии разработанной преподавателем А.Н Мацкевич | |||||||
в соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ реализующих программу среднего специального образования. | ||||||||
когда, кем утверждена программа | ||||||||
Количество часов по учебному плану (максимальное)48 | ||||||||
Из них: | ||||||||
а) | самостоятельная работа студента 16 | |||||||
б) аудиторные занятия (всего) | 32 | |||||||
лабораторные работы | ||||||||
практические работы | 10 | |||||||
контрольные работы |
№ п/п | Темы занятий | Час | Междисциплинарные связи | Формы работы, приемы и методы | Дидактическое обеспечение | Домашнее задание | Самостоятельная работа | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1-2 | Раздел I. Введение Тема 1.1. Предмет логики и его значение | 2 | Обществознание | Лекция. | Схемы | §1-2 | 2 (работа с документом | |
Раздел 2. Понятие . | 6 | Фронтальный опрос | Карточки с заданиями | §5 | ||||
3-4 | Тема 2.1. Общая характеристика понятия, его виды | 2 | Решение проблемных задач | §6-7 | ||||
5-6 | Тема 2.2 Структура понятия | 2 | Обществознание | Дискуссия | Слайд-проект | §8-9 | 2 (работа с документом) | |
7-8 | Практическое занятие. Тема 2.3 Структура понятия | 2 | Обществознание | Решение проблемных задач | §10-12 | |||
Раздел 3. . Суждение | 6 | |||||||
9-10 | Тема 3.1. Общая характеристика суждений, простые и сложные суждения | 2 | §13-14 | |||||
11-12 | Тема3.2 Логическая структура суждения | 2 | Философия | Решение проблемных задач | §15-16 | 2 (работа с документом) | ||
13-14 | Практическое занятие. Тема 3.3 Состав простого суждения | 2 | Задания на выбор решения | §17-18 | ||||
Раздел 4.. Законы логики | 6 | |||||||
15-16 | Практическое занятиеТема 4.1 Понятие о логическом законе | 2 | Обществознание | Дискуссия | §21-22 | |||
17-18 | Тема 4.2 Особенности логических законов мышления | 2 | Дискуссия | §23-24 | 2 (конспект | |||
19-20 | Тема 4.3 Закон тождества Закон достаточного основания | 2 | Обществознание | §25-26 | 2 (конспект) | |||
Раздел 5. Умозаключение | 6 | |||||||
21-22 | Тема 5.1 Общая характеристика умозаключения | 2 | Обществознание | Дискуссия | §29-30 | 2 ( изложение собственных суждений) | ||
23-24 | Тема5.2 Логическая структура умозаключения | 2 | § 31 | |||||
25-26 | Тема 5.3 Практическое занятие Тема 5.3. Основные условия истинности | 2 | §27-28 | 2 (конспект) | ||||
Раздел 6. . Доказательство и опровержение | 6 | |||||||
27-28 | Тема 6.1 Общая характеристика доказательства | 2 | §19-20 | 2 (конспект) | ||||
29-30 | Тема 6.2 Виды доказательства | 2 | §11 | |||||
31-32 | Практическое занятие Тема 6.3 Опровержение. | 2 | §3-4 | |||||
ВСЕГО | 32 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения...
Рабочая программа по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления» формирует базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин; организацию делопроизводства в нашей стране; классификацию докуме...

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине: Гражданское право Специальность: 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине: Гражданско...
Рабочая программа учебной дисциплины "Земельное право" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа учебной дисциплины "Земельное право" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения...
Рабочая программа учебной дисциплины Арбитражный процесс специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа учебной дисциплины Арбитражный процесс специальность 030912 Право и организация социального обеспечения...
Рабочая программа учебной дисциплины Гражданский процесс специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа учебной дисциплины Гражданский процесс специальность 030912 Право и организация социального обеспечения...
Рабочая программа учебной дисциплины Правовое регулирование занятости населения специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа учебной дисциплины Правовое регулирование занятости населения специальность 030912 Право и организация социального обеспечения...