Конспект занятия 1 Школы молодого преподавателя
план-конспект занятия по теме

Богданова Татьяна Владимировна

Тема 1.1. Составление КТП. Составление плана урока. Изучение методической литературы и учебно-методической документации. Методическая работа преподавателя

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1.1. Составление КТП. Составление плана урока. Изучение методической литературы и учебно-методической документации. Методическая работа преподавателя

              Составление КТП

Календарно-тематический план помогает преподавателю более детально видеть

перспективу своей работы. Его назначение — распределение содержания учебного материала, предусмотренного программой,  по учебным занятиям, заранее спланировать лабораторные и практические работы и другие виды учебных занятий, определить объемы домашних заданий, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить средства обучения. КТП разрабатывается после утверждения рабочих учебных программ, используется на протяжении всех лет их действия (рабочая программа должна обновляться ежегодно). Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» определяются виды учебных занятий, которые должны прописываться в КТП (это урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар). Также могут быть выделены виды уроков по используемой технологии (урок изучения нового материала, комбинированный урок и др.).

Структура КТП: титульный лист (указываются название учебного учреждения, отметка об утверждении, период действия КТП (семестр, год), номер курса, номер группы, название  дисциплины или МДК, ПМ, фамилия (фамилии) преподавателя (-ей), количество часов по учебному  плану всего и отдельно на теоретические и лабораторно-практические занятия, ссылка на рабочую программу, в соответствии с которой составляется КТП (дата утверждения Р.П., кем утверждена), номер протокола, подпись председателя П(Ц)К); содержание КТП - проставляются номер группы, дата учебного занятия, приводятся наименования тем и краткое содержание занятий, количество часов на тему, вид занятий (согласно списку), учебно-наглядные пособия (средства обучения), задания для студентов (номер учебного пособия из списка литературы, номера параграфов, страниц и упражнений), примечание (дополнительная информация), информационное обеспечение обучения (литература - основные, дополнительные источники, нормативные документы, стандарты, электронные издания, электронные ресурсы).

В результате обновления рабочей программы обновляется и КТП и учитываются новые проблемы в той области науки или производства, их значимость для подготовки специалиста, возможности улучшения профессиональной подготовки (пересмотр учебного материала, изменение характера заданий для лабораторных и практических занятий, совершенствование отдельных элементов урока, улучшение организации внеаудиторной работы), возможности приобретенного нового оборудования, пособий, которые могут изменить характер заданий для лабораторной, практической, самостоятельной работы. Может измениться также и соотношение теоретических и практических занятий.

При разработке КТП особое внимание уделяется содержанию и характеру домашних заданий, их разнообразию, ценности для закрепления ЗУН и формирования ОК и ПК. Задания для самостоятельной работы лучше всего рассматривать за семестр, чтобы проанализировать их разнообразие и целесообразность. В КТП есть возможность предусмотреть разнообразные средства обучения (учебно-наглядные пособия), план создания дидактических пособий, раздаточного материала, электронных презентаций и др. Согласно УМК или картам оснащенности учебного процесса (учебные кабинеты) преподаватель выявляет потребность в учебных таблицах, слайдах, кинофрагментах, ситуационных задач, деловых игр, обучающих программ, намечает план их создания и эскизы пособий.

 Составление плана урока

Поурочный план (или план проведения занятия) - организационная документация преподавателя, содержит информацию о теме занятия, группе, специальности, целях и задачах,  виде занятия по используемой технологии (комбинированный урок, лекция, семинар и др.), содержании занятия (по пунктам этапы с указанием продолжительности), информационных ресурсах для изучения темы, учебных средствах (обеспечении занятия). Поурочный план  должен быть на занятии у преподавателя для ориентировки по структуре преподавания дисциплины, содержания уроков. План урока составляется исходя из календарно-тематического плана.

 Изучение методической литературы и учебно-методической документации.

Важный элемент подготовки к учебным занятиям  - изучение методической литературы (и интернет-ресурсов) и учебно-методической документации по предмету (указаний, рекомендаций), которые позволяют спланировать работу, используя накопленный и обобщенный опыт.

В практике СПО П(Ц)К колледжей разрабатывают учебно-методические карты отдельных учебных занятий или занятий, объединенных общей темой. Они представляют собой методические рекомендации (не обязательные документы), т. к. в них подробно рассматривается содержание и методика проведения каждого учебного занятия с позиции опоры на общие дидактические принципы. Форма может быть разной: в виде развернутого текста-описания возможный способов проведения занятия, учебно-технологической карты с более жестким регламентом, тематического плана в виде таблицы.

Рекомендации (текст-описание) дают содержание учебного материала, указывают источники, из которых можно его взять, намечают методы и средства, определяют пути реализации дидактических принципов. Преимущество: можно показать разные варианты учебных занятий по одной и той же теме, объяснить выбор метода, средства, приема, раскрыть методику конкретного содержания (нужно много времени для ознакомления).

Учебно-методические карты жестко предписывают структуру учебного занятия, дозировку времени на каждый элемент и др., но кратко дают развернутую методическую характеристику занятию.

Тематические планы раскрывают методику преподавания учебной темы, но не жестко регламентируют методику ее изучения. Достоинства: структура не жесткая, преподаватель сам может проанализировать, насколько какое требование к изучению учебного материала реализовано (таблица 1).

Таблица 1

                                     Тематический план преподавателя

Требования к изучению учебного материала

Тема учебного занятия № 1

Тема учебного занятия № 2

Тема учебного занятия № 3

Тема учебного занятия № 4

Реализация межпредметных связей

С темой № 12 курса технической механики

-

С темой № 4 курса материаловедения

-

Осуществление связи с жизнью

Примеры практики базового предприятия

Опора на наблюдения в процессе ознакомительной практики

-

-

Активизация познавательной деятельности студентов

Эвристическая беседа по теме занятия

Анализ производственных ситуаций

Решение ситуационных задач

Учебная дискуссия

Формирование умений и навыков самостоятельного умственного туда

Задание по работе со словарем

Работа со справочником по вопросам темы № 3

Изучение темы самостоятельно по учебнику

-

Формирование практических умений и навыков

Упражнение в чтении чертежа, в работе с микрокалькуля-тором

Упражнение в чтении чертежа, анализ производственных ситуаций

Решение ситуационных задач

-

Применение ТСО

Показ кинофрагмента

Показ диафильма

-

Машинный контроль

Компьютеризация обучения

-

-

Решение ситуационных задач с помощью ПЭВМ

-

 В СКТ (Ф) СпбГУТ принят вариант уч.-мет. карты и плана проведения занятия. Учебно-методическая карта содержит следующие данные: информацию о специальности, группе обучаемых, дате проведения занятия, Ф.И.О. преподавателя, дисциплине, по которой проводится занятие. Карта содержит также информацию о теме, виде занятия, продолжительности. Подробно указываются методическая цель занятия (продемонстрировать применение технологии, метода, средства, приема, методики для формирования ЗУ, ОК, ПК), обучающая цель (исходя из содержания структуры занятия), воспитательная цель, развивающая цель (формулируются не отвлеченно, конкретно с опорой на материал занятия). В данном методическом предписании указываются межпредметные связи, квалификационные требования к умениям и навыкам, формируемые компетенции (ОК и ПК в зависимости от вида учебной дисциплины и направления), обеспечение занятия: оборудование: магнитная доска, ПЭВМ, мультимедийный проектор, учебный тренажер, лингафонный кабинет,  средства для проведения лабораторных и практических работ (специальное оборудование);  программное обеспечение (технические средства программированного обучения) - учебные, информационно-контролирующие (тестирующие) программы; наглядный материал (учебно-наглядные пособия) - аудиовизуальные средства (видеофильмы (или фрагменты), диафильмы, ИКТ (электронные) презентации), натуральные наглядные пособия (образцы объектов, гербарии и др.), изобразительные наглядные пособия (модели, муляжи, плакаты, интерактивные стенды), знаковые наглядные пособия (формулы, таблицы, графики, диаграммы, чертежи, карты, схемы). В учебно-методической карте указываются информационные источники информации (ресурсы): литература (основная, дополнительная), электронные ресурсы (интернет-источники и пособия, справочники на электронных носителях). План проведения занятия содержит подробную характеристику урока и  информацию об этапах занятия и соответствующих каждому этапу целях, содержании, методах и приемах, средствах обучения, используемых на каждом этапе, а также о  деятельности студентов и преподавателя на каждом из этапов, о формируемых ОК, ПК, времени этапа. Учебно-методическая карта и план проведения занятия рассматриваются П(Ц)К и подписываются  председателем, а также согласуются с методистом.

Методическая работа преподавателя

Педагогическая деятельность многогранна и динамична, меняется наука, контингент обучаемых, необходим поиск новых форм, методов, средств обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися.

Научно-методическая работа предполагает анализ, систематизацию и обобщение педагогического опыта.  Обязанность преподавателя — изучать и совершенствовать методики преподавания специальной дисциплины (создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий для занятий).

Результаты своей деятельности преподаватель представляет в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий, педсоветов, научно-методических конференциях, педагогических чтениях, периодической печати, методических разработках.

Методическая работа организуется в рамках предметных (цикловых) комиссий. Ее деятельность направлена на последовательное создание методики преподавания дисциплины, оснащение занятий необходимыми дидактическими материалами, учебно-наглядными пособиями. Актуальность содержания данной деятельности определяет интерес к предмету обучаемых.

Методический поиск строится вокруг: 1) анализа профессиональной деятельности специалистов (по специальностям), выявление трудовых функций и компетенций (ОК и ПК), определения методики их  формирования; 2) разработки модели профессиональной подготовки специалиста, разработка комплекса задач, заданий для овладения ОК и ПК, внесение корректив в программы в соответствии с требованиями ФГОС 3+; 3) отражения в содержании обучения прогностического подхода (современные прогнозы развития отрасли применительно к конкретной специальности); 4)  совершенствования форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной активности учащихся (формы, методы проблемного обучения); 5) совершенствование форм и методов, способствующих развитию познавательной активности, самостоятельности (формы, методы самостоятельной работы учащихся); 6) совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыками (формы, методы практического обучения); 7) индивидуализацию обучения (индивидуальные задания, работы, индивидуальные задания в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам); 8) разработка дидактических материалов (обучающих программ для программированного обучения, комплексов задач, заданий и упражнений, деловых игр, описаний производственных ситуаций для анализа) и других средств обучения.

Темы для методической работы могут быть очень разнообразны, направление методической работы выбирает цикловая комиссия, определяя вклад каждого преподавателя в ее разработку (апробация разработки — содержание, форма и метод обучения — проходит не один год, возможно, изменяется содержание разработки в зависимости от практического применения (оценка, усовершенствование).

Выбор темы — зависит от опыта преподавателя и творческого потенциала. Опытные преподаватели анализируют и обобщают свою работу и работу коллег, самостоятельно разрабатывают новые методы обучения, обобщают опыт мастеров-педагогов. Для начинающих преподавателей актуальна разработка отдельных тем курса углубленно, что помогает лучше изучить курс, выбрать разные типы занятий и формы заданий.

При методической разработке отдельных тем курса существует указание, почему предложенное распределение часов внутри темы наиболее целесообразно, какие и каким образом могут быть осуществлены межпредметные связи, какие информационные ресурсы могут быть использованы. Разработка может содержать тезисы излагаемого материала, вопросы для активизации познавательной деятельности студентов, перечень используемых наглядных пособий, ТСО, методику их применения. В методической разработке предусматривают методы проверки знаний, самостоятельные и творческие работы, содержание и методику проведения практических занятий, содержание домашних заданий. При разработке методики изучения темы преподаватель предусматривает разные варианты уроков, дифференцированное обучение в группах дневного и заочного обучения, связь темы с производственной практикой.

Хранящиеся в методическом кабинете разработки тем уроков облегчают календарно-тематическое планирование, но нуждаются в обновлении через несколько лет.

Обобщение накопленного опыта по какой-либо проблеме организации учебно-воспитательного процесса требует анализа, оценки опыта работы, постановки педагогического эксперимента — следующая ступень методического развития.

Методическая работа с элементами исследования — более сложный этап творческой работы преподавателя, требующий владения методами исследования, изучения информационных источников по исследованию педагогической деятельности.

Методическая разработка рецензируется: даются указания, для кого она предназначена, какая требуется доработка, в каком направлении нужно работать дальше.

Источники информации:

1  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]//Российская газета. - 2013. - 7 августа. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/08/07/obr-dok.html

2 Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]:[официальный сайт]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/.

3 Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования/Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. –– М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

4 Смоленский колледж телекоммуникаций (ф) ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» [Электронный ресурс]: [официальный сайт]. -  Режим доступа: http://www.collegetel.ru/.

* Материал изложен с опорой на модели элементов УМК (КТП) преподавателей СКТ(Ф) Спб ГУТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Школы молодого преподавателя

План работы Школы молодого преподавателя на 2013-2014 учебный год...

Школа молодого педагога

Основные направления работы ШМП. Цели, задачи методической помощи начинающим педагогам. Заповеди, памятки молодым педагогам....

В помощь молодым преподавателям

Типы и формы проведения занятий...

В помощь молодым преподавателям "Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС"

Т. Ю. Бутурлакина Т.Ю. Бутурлакина "Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС"...

Технологическая карта урока на конкурс "Лучший молодой преподаватель - 2019"

Тема:  Имя существительноеЦель: обобщение знаний по теме «Имя существительное», совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.Задачи:формир...

Школа молодого преподавателя

Школа молодого преподавателя (методист)...

Наставничество как стратегия профессионального совершенствования молодого преподавателя

В современном мире возникает необходимость в качественно иной подготовке преподавателя СПО, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практик...