Технологическая карта урока на конкурс "Лучший молодой преподаватель - 2019"
план-конспект урока

Игнатьева Светлана Алексеевна

Тема:  Имя существительное

Цель: обобщение знаний по теме «Имя существительное», совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Задачи:

  • формировать знания о лексико-грамматических разрядах существительных;
  • развивать навыки правописания имен существительных, определения синтаксической роли имени существительного; развивать навыки сотрудничества, самообучения и самоконтроля, логического мышления, умения систематизировать полученные знания, умения применять теоретические знания на практике;
  • воспитывать толерантное отношение друг к другу, культуру умственного труда.

Тип урока –

  • урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока –

  • практикум.

Прогнозируемый результат:

Формирование личностных результатов:

- способность к речевому самоконтролю;

-  оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Формирование метапредметных результатов:

- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Формирование предметных результатов:

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

Литература:

Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Н.А. Герасименко, В.В. Леднёва, т.Е. Шаповалова и др.]; под.ред. Н.А. Герасименко. – 16-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016 . – 496 с

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_imya_sushchestvitelnoe.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

II Республиканский конкурс

среди молодых преподавателей профессиональных образовательных организаций

Чувашской Республики

«Лучший молодой преподаватель – 2019»

Технологическая карта и план учебного занятия по русскому языку на тему:

«Имя существительное»

Разработала: Игнатьева С.А., преподаватель русского языка

и литературы для студентов 1 курса

по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Чебоксары 2019


Технологическая карта и план учебного занятия по русскому языку на тему:

«Имя существительное»

Тема:  Имя существительное

Цель: обобщение знаний по теме «Имя существительное», совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

Задачи:

  • формировать знания о лексико-грамматических разрядах существительных;
  • развивать навыки правописания имен существительных, определения синтаксической роли имени существительного; развивать навыки сотрудничества, самообучения и самоконтроля, логического мышления, умения систематизировать полученные знания, умения применять теоретические знания на практике;
  • воспитывать толерантное отношение друг к другу, культуру умственного труда.

Тип урока –

  • урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока –

  • практикум.

Прогнозируемый результат:

Формирование личностных результатов:

- способность к речевому самоконтролю;

-  оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Формирование метапредметных результатов:

- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Формирование предметных результатов:

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

Литература:

Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Н.А. Герасименко, В.В. Леднёва, т.Е. Шаповалова и др.]; под.ред. Н.А. Герасименко. – 16-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016 . – 496 с


План урока:

I. Организационный момент.                                                                                                                

II. Актуализация знаний, изученных ранее.

III. Первичное закрепление и текущее повторение.

IV. Контроль уровня ЗУН учащихся по теме «Имя существительное».

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.                                                                                                                

  1. Проверка посещаемости.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Ознакомление с целью и задачами урока.

Слово педагога:

- Цель сегодняшнего урока:

  • обобщить знания об имени существительном,
  • закрепить правописание существительных,
  • и в конце урока проведем контроль ваших знаний по теме «Имя существительное». Формы работы.

II. Актуализация знаний, изученных ранее.

1.Слово учителя:

Ребята, сейчас я вам прочитаю текст. А вы внимательно слушайте и подготовьте ответы на вопросы:

1) Что вы узнали об одном из видов старинной посуды?

2). Какие семантические группы существительных вам встретились в тексте?

3) Что такое братина?

4) Для чего она использовалась?

Текст: Одним из интересных видов старинной посуды допетровского времени является братина.

«Братина – сосуд с шаровидным туловом, на небольшом поддоне, с конусообразной крышкой. Шаровая форма тулова не случайна: холодный напиток (мёд, пиво) медленнее нагревался, а горячий (сбитень) долго не остывал. Делали братины из дерева, меди, серебра и золота, также из кокосового ореха, камня и кости в драгоценных оправах, украшали чеканкой или росписью соответственно назначению. На венце братины делали назидательные надписи. Братины служили для питья вкруговую «заздравных чаш»; их также ставили на гробницы умерших, наполнив «сытой» (то есть водой с мёдом)». (Ответы на вопросы)

                                           

III. Первичное закрепление и текущее повторение.

1. Обобщение и практическая работа по закреплению знаний о лексико-грамматических разрядах существительных.

Слово педагога:

- Сейчас мы с вами вспомним, на какие категории делятся имена существительные. Ваша задача – внимательно послушать и задавать вопросы, если они  у вас возникнут в процессе объяснения.

Практическая работа по закреплению знаний:

  • Группа 1.

Направление работы: категория рода имен существительных

Начертите таблицу, распределив данные существительные по родам. Употребите их с прилагательными. Какие существительные вы не выписали и почему?

Бюллетень, сирота, мозоль, прозвище, опилки, фильм, туфля, мышь, путь, сливки, повидло, домишко, разиня, донышко, тюль, бандероль, Осло, рояль, рельс, клавиша, фасоль, соня, кенгуру.

  • Группа 2.

Направление работы: категория числа имен существительных

Распределите данные существительные на четыре группы. Какие группы у вас получились?

Ворота, рояль, сумерки, гражданин, студенчество, молодежь, студент, золото, чернила, счета, счеты, листва, листья, щипцы, тишина, ловкость, весы, офицер, лестницы, дрожжи, глаз, судьба, белизна.

2. Орфографический анализ текста, работа над орфографическим проектом и защита его.

Слово педагога:

- Следующее задание: на листах вам даны тексты. Прочитайте их. Вставьте пропущенные буквы, определите орфограмму, сформулируйте правило.

Орфографический анализ текста:

  • Группа 1.

Прочитайте текст. Какая орфограмма пропущена в тексте? Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило. Представьте его в виде схемы или алгоритма.

Чопорный ч..рт Куницын в чёрной одеж..нке из ш..лка сидит на жёстком диване. Он пьёт желудёвый кофе. Перед ним на парчовой скатерти стоит тяжёлый глянцевый самовар. Куницын чокается со своим отражением в самоваре и смотрит на все вкусности: на сгущ..нку, копчёную рыбу, туш..нку, печ..нку и ш..коладки. Всё-таки ч..рт большой обж..ра! Поев и погрозив своему отражению пальцем, он встряхивает ч..лкой и начинает танцевать чеч..тку. Ц..канье его копыт сильно. В ц..кольном этаже даже думают, что это лошадь.

Но вот Куницын гонится за хвостом и врезается в самовар. Так ч..рт обжёг свой пятач..к. Ож..г тяжёл! Ч..рт куцей овц..й кидается к боч..нку с мочёными яблоками и суёт в него пятач..к.

  • Группа 2.

Прочитайте текст. Какая орфограмма пропущена в тексте? Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило. Представьте его в виде схемы или алгоритма.

Дедушк.. от Миш..

Здравствуй, дедушка! Решил черкнуть тебе письмишко. Третий день мы живем на озер.. в палаточном лагер... Недалеко от нашей стоянк.. противное болото.

От самой Рязан.. мы ехали в автобус.. вместе с Женькой и теперь ночуем в одной палатк... Начальник лагеря Сергей Иванович – интересный мужик. Он хорошо играет на гитар... С Сергеем Ивановичем приехал его сынишка Андрюшка. Он испачкался в саж.. на старом кострище. И влетело же ему! Сразу все понял о поведени.. и воспитани..!

В воскресень.. ездили с Женькой за провиантом в Калязин. Он на лошад.., а я на велосипед... Люди живут на приволь.., как в санатори... А на Волг.. – красотища! Посреди реки стоит в воде колокольня на месте затопленной част… города. Красиво и жутко!

Послезавтра снимаемся со стоянк.. и идем вниз по Волг... Я тебе, дед, напишу, лишь бы бумаг.. в тетрад.. хватило.

Привет Лиди.. Павловн.. и Наталь... Они сейчас, наверное, отдыхают в Латви.., на Рижском взморь... Что слышно о дяд.. Евгени.. и Алексе..? Пиши о своем здоровь...

Пока. Миша.

3. Синтаксический анализ предложения.

Слово педагога:

- Перед вами предложение. Задание: определить синтаксическую роль имен существительных и сделать выводы.

Если читатели не забыли, мы пришли тогда к тому результату, что Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны.  

2. Работа в группах в тетрадях.

3. Проверка.                                                                                                                              

IV. Контроль уровня ЗУН учащихся по теме «Имя существительное».

  • Тестирование по теме «Имя существительное»:
  • Имя существительное – это…
    А. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой, какая, какие?»
    Б. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать, что сделать?» и др.
    В. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто, что?»
  • . Найдите среди нижеперечисленных слов имя существительное:
    а. Мирить б. Мирный в. Мир
  •  Найдите имя существительное:
    а. Перелетать б. Перелет в. Перелетные
  • 4. Найдите существительные женского рода:
    а. Корова б. Учебник
    в. Алфавит г. Пламя
    д. Окно е. Молодежь
  • Выпиши одушевленные имена существительные:
    а. Хвост  б. Лиса
    в. Книга г. Рыба
    д. Голова е. Спортсмен
  •  Найдите собственные имена существительные:
    а. Москва б. Мальчик
    в. Кошка г. Франция
    д. Елена е. Кузнец. 
  • Какие пары слов являются противоположными по смыслу:
    а. Дом-изба б. День-ночь
    в. Беседа-разговор г. Верх-низ
  • Найди слово противоположное к слову СМЕХ:
    а. Хохот б. Грусть
    в. Веселье г. Плач
  •  Найдите «лишнее слово»:
    а. Маляр б. Каменщик
    в. Плотник г. Агроном
    д. Штукатур е. Крановщик
  •  Найди «лишнее слово»:
    А. Злость б. Ярость
    Г. Грусть д. Гнев 

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  • МИНИ-эссе по теме «Имя существительное» (Что меня удивило… Мне кажется….)

VI. Домашнее задание.

1. §40                

2. Упражнение 216 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...