Дополнительная образовательная программа "ИТ в жизни маленького гражданина"
методическая разработка на тему
«…Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и процветала…»
Владимир Мономах.
Настоящая программа рассчитана на изучение основ информатики в системе дополнительного образования в течение трех учебных лет. Большое количество практических занятий создаёт условия для быстрого и эффективного обучения.
Данный курс предназначен учащимся начальных классов, желающих получить начальные знания и навыки работы на персональном компьютере, а также закрепить и расширить знания о культурном наследии своего народа, о прошлом и настоящем нашей Родины. Программа предусматривает формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к русской культуре, уважения к своей нации, формирование толерантного отношения к представителям других национальностей в системе освоения первоначальных знаний информационных технологий.
Программа содержит теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть программы предусматривает освоение информационных технологий, в социально-пеадагогическом плане данная программа реализуется через практическую часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разархивируйте | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
IV. Методическое обеспечение программы «Информационные технологии в жизни маленького гражданина»
1-ый год обучения
№ | Тема | Форма занятий | Приёмы и методы проведения занятий | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов |
1 | Раздел 1. Знакомство с компьютером. Техника безопасности. | ||||
1. | Правила поведения в кабинете. Техника безопасности. | Фронтальная | Словесно-наглядый, практический | Слайд "Персональные компьютеры". Карточки «Правила поведения в КК». | Беседа. Опрос. |
2. | Возможности ПК. Сказка «Компьютерная школа» | Беседа-лекция. | Словесно-наглядный. | Слайд «История развития компьютера». Программа «Демонстрация». | Опрос. Наблюдение за выполнением задания в тетради. |
2 | Раздел 2.Ведение в логику. Работа с программой «Страна Фантазия» | ||||
1. 2. 3 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Развитие внимания. Понятия «вверх», «вниз», «влево», «вправо». Курсор. «Страна Фантазия» Понятие множества. Выделение существенных признаков предметов. Множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов. Представления о вложенности множеств на примере семьи, класса, школы, города, области, страны. Знакомство с программой Paint. Схематическое изображение множеств в программе «Paint». Создание собственной папки. Решение логических задач. Сохранение рисунков в папке. Введении в симметрию. Знакомство с понятием «зеркальное отображение». «Паркеты». «Орнаменты». Орнаменты народных костюмов. Тест по разделу. | Фронтальная Комбинированная Индивидуальная | Игровой. Словесно-наглядный. Словесно-репродуктивный практический, наглядный. | Игра «Волшебный мешочек» Электронное приложение «Страна Фантазия». Слайды на развитие внимания. Карточки для закрепления понятий «Вверх», «вниз», «влево», «вправо», «множества» Слайд «Что можно нарисовать в ПК». Карточки для выполнения заданий в Paint. Слайды «Русский народный костюм». "Узоры для костюмов». Карточки для индивидуальной работы по теме «Симметрия». Программа «Зазеркалье». Слайды «Симметричные фигуры» | Выполнение заданий в тетради. Наблюдение за выполнением заданий в программе «Зазеркалье». Выполнение заданий по карточкам в программе Paint. Тест по разделу. |
Раздел 3. Логика и русский язык | |||||
1. 2. 3. 4. | Логические концовки. Игры со словами. Россыпь. Русландия. Слова-анаграммы. Слова-логогрифы. Словесно-логические задания. Пентагоны. Составление пентагонов. Пословицы и поговорки в ребусах. Русские народные сказки. Потешки. Использование пиктограмм. Минивикторина по устному народному творчеству | Фронтальная Комбинированная | Словесно-наглядный. Иллюстративный. Частично-поисковый. | Карточки с пословицами и поговорками. Презентация «Русское народное творчество» Программа «Русландия» «Кроссворды». Карточки с загадками-пентагонами. Слайды «Анаграммы» | Выполнение заданий по карточкам. Самостоятельное составление пентагонов. Отгадывание загадок. Игра – викторина «Живём в ладу» |
Раздел 4. Логика и математика. Решение логических задач. | |||||
1. 2. 3. 4. | Логические задачи. Задачи на смекалку. Пространственно-комбинаторные задачи. Использование программы «Paint» в решении задач. Знакомство с меню и инструментами программы Paint. Итоговые творческие задания в программе «Paint». Иллюстрации к русским народным сказкам. Праздничные открытки. | Комбинированная Индивидуальная | Словесно-наглядный. Иллюстративный. Частично-поисковый | Карточки с ребусами, головоломками, кроссвордами Мультимедийный проектор, презентация, Программа «Русландия», Программа «Счёт» Карточки с задачами. Слайды с условиями задач. | Опрос. Выполнение индивидуальных заданий Творческие работы в Paint. Выставка детских работ. |
Второй год обучения
№ | Тема | Форма занятий | Приёмы и методы проведения занятий | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов |
Раздел 1. Повторение изученного материала. Урок гражданина. | |||||
1.1 | Техника безопасности. Урок гражданина. Задачи на развитие внимания. | Фронтальная Комбинированная. | Словесно-наглядный, практический | Слайд Персональные компьютеры. Слайды «Правила поведения в КК». Презентация «Я живу в Сертолово». Карта Ленинградской области. Слайды на тему «Моя малая Родина» Слайды на развитие зрительной памяти, внимания. | Беседа. Опрос. Выполнение заданий в программе «Внимание». |
Раздел 2. Логика и информация | |||||
1 2 3 4 5 | Логика и русский язык. Словесно-логические задания. Логические концовки. Слова–палиндромы. «Страна фантазия». «Россыпь». Пословицы и поговорки. Слова- логогрифы. Составление загадок-пентагонов «Города России», «Знаменитые люди земли русской», «Русские народные сказки» Информация. Способы хранения информации. Кодирование информации с помощью алфавита. Кодирование информации с помощью трафарета. | Фронтальная Комбинированная. Индивидуальная | Игровой. Словесно-наглядный. Практический | Слайды «Придумай окончание выражения» Дидактическая игра «Доскажи», «Если, то…» Карточки для работы с пословицами. Программа «Кодирование информации» Слайды «Способы кодирования» | Опрос. Выполнение заданий по карточкам, в программе «Кодирование информации» Выполнение упражнений Логические концовки. Выполнений заданий в тетради. Тесты по темам. |
Раздел 3. Логика и математика | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Решение математических задач на сообразительность. Числовые задания и математические загадки. Определение закономерностей. Пространственно-комбинаторные задачи. Введение понятия «массив». Построение и заполнение массивов. Построение массива «Города России» Знакомство с программой MS Word. Работа с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр. Выполнение математических заданий в пр. MS Word. Работа со шрифтами и фрагментами текста. Творческие задания (Рисунки, открытки) | Комбинированная Дифференцированно-групповая. | Словесно-наглядный. Иллюстративный. Частично-поисковый. | Карточки с головоломками, задачами, Слайды «Закономерности», Слайды с условиями задач. Программа «Массивы», «Клавиатурный тренажер» Программа MS Word. Слайд на ознакомление с интерфейсом программы MS Word. Карточки для изучения комбинации клавиш. | Опрос. Выполнение индивидуальных заданий по придумыванию ребусов. Выполнение заданий педагога. Решение задач, головоломок. Выполнение заданий в программе «Массивы». Работа с клавиатурным тренажером. Выставка творческих работ детей. |
Третий год обучения
№ | Тема | Форма занятий | Приёмы и методы проведения занятий | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов | |
1 | Раздел 1. Повторение изученного материала. Логика и математика. Логика и русский язык. Пословицы и поговорки – жанры русского народного творчества. | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Урок гражданина Техника безопасности. Повторение темы «Веление в Повторение темы «Введение в логику». Логика и математика. Логика и русский язык. Анаграммы, шарады, метаграммы. Повторение жанров русского народного творчества: потешек, закличек, прибауток, загадок. Кодирование их с помощью пиктограмм. Логические концовки на примере русских народных пословиц и поговорок. Повторение приёмов работы в текстовом редакторе MS Word. Отличие пословиц от поговорок. Работа в тетради и в документе Word. Итоговая работа–автобиография. «Страна Фантазия» раздел «Русландия». Минивикторина по устному народному творчеству | Комбинированная Дифференцированно-групповая. | Словесно-наглядный, практический | Слайд Персональные компьютеры. Карточки «Правила поведения в КК». Слайды: Символы государства. Карта России. Слайды с условиями задач. Слайды с анаграммами, метаграммами. Презентация по устному народному творчеству. Карточки с пословицами и поговорками. | Беседа. Опрос. Тест. Выполнение итоговой работы в программе MS Word. | |
Раздел 2. Алгоритмы и исполнители. Самостоятельное составление алгоритмов. | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. «Страна Фантазия». Алгоритмический язык стрелок. Игры и алгоритмические задачи. Исполнитель Колобок. Исполнитель Колобок на линейке. Алгоритмы на координатной плоскости. «Страна Фантазия». Итоговая работа: составление алгоритмов «Моё поведение в школе и дома», «Как я собираюсь в школу» и др. | Комбинированная. | Игровой. Словесно-наглядный. Практический | Слайды «Координатная плоскость» Программа «Алгоритмы»», "Координатная плоскость». Карточки для выполнения алгоритмов при помощи стрелок. | Опрос. Выполнение упражнений в программе «Алгоритмы» Самостоятельное составление алгоритмов. Выполнение итоговой работы. | |
Раздел 3. Текстовый процессор Word. Выполнение тематических творческих заданий в программе MS Word, Paint. Беседы на тему «Я живу в России» | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Беседа «От Москвы до самых до окраин». Работа в программе MS Word. Построение таблиц. Работа со шрифтами. Размещение в таблице названий народностей, населяющих Россию. Общее и особенное народов России. Рисунок на тему «Мы живём в России» Особенности национальных культур народов России: обычаи, традиции, язык, религия. Схема «Традиции народов России». Беседа «Кто считается гражданином своей страны». Создание плаката «Я – гражданин России». Добавление объекта Word Art. Копирование и вставка объекта из графического редактора Paint. Добавление объекта Word Art для оформления плаката. Составление узоров, характерных для русского народного костюма. Беседа «Дом и семья – основа судьбы человека» Составление схемы «Мой край, моя семья и я в культуре и истории». Составление генеалогического дерева при помощи блок-схемы. Создание базы данных светские и православные праздники России. Праздники народов России, история русских народных праздников. Изготовление поздравительных открыток к различным праздникам. Беседа и просмотр видеофильма символы моего города, моей страны. Создание плаката символы государства Российского. Работа с фрагментами текста: копирование, перенос, вырезание. Диктант «Путешествие имён». Итоговая работа минисочинение «Я и моё имя», «Я и моя семья», «Я и мой город» (по выбору обучающегося). Оформление документа при помощи Word Art, Paint. | Фронтальная Дифференцированно-групповая индивидуальная | Словесно-наглядный. Иллюстративный. Практический | Карта России. Слайды «Народы России», работы «Генеалогическое древо». Видеофильмы «Символы России», слова гимна России. Карточки для составления схем. Слайды «Я - гражданин России». Слайды «Праздники моей страны», Слайды «Русский народный костюм». Слайды с автофигурами. Слайд «как правильно написать автобиографию». Игровое упражнение Babytipe. Приложение «клавиатурный тренажёр» | Беседа. Выполнение индивидуальных заданий по составлению генеалогического древа. Выполнение заданий в Paint, в MS Word. Выполнение плаката «Я – гражданин России». Написание итоговой работы, использование инструментов панели рисования. Выставка плакатов. Творческие отчёты в объединении. Выставка работ школе. | |
Раздел 4. Логика и информация. Беседы на тему «Современная Россия». | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Свойства информации. Хранение информации. Базы данных. «Страна Фантазия». Составление базы данных «Русские народные сказки» Составление базы данных «Города России». Составление базы данных «Знаменитые люди земли русской» (былинные и исторические герои). Составление базы данных «Знаменитые люди земли русской» (из жизни современной России). Способы передачи информации. Способы получения информации на примере народных сказаний, легенд, былин. Работа в документе Word. Кодирование и декодирование информации: кодирование названий сказок, былин с помощью пиктограмм. Выполнение заданий в тетради. Итоговая творческая работа «Мир информационных технологий». Закрепление знаний программ Paint, Word, начальных знаний информатики. (Схема, плакат, рисунок, таблица) Подведение итогов. Вручение сертификатов об окончании курса. | Фронтальная Дифференцированно-групповая индивидуальная | Словесно-наглядный. Иллюстративный. Практический | Карточки для составления схем. Электронное приложение «Страна Фантазия» программа «Базы данных». Карта России. Сборники сказок, былин. | Опрос. Тесты по разделу. Выполнение творческих заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Танцевальный калейдоскоп"
Программа для детей 7 - 10 лет....
дополнительная образовательная программа работы вокального кружка
Данная программа представляет собой авторский курс вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования....
Дополнительная образовательная программа "ИТ в жизни маленького гражданина"
«…Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и процветала…» Владимир Мономах.Настоящая программа рассчитана на изучение основ информатики в системе дополнительного образования...
Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.
Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся о способах приготовления ...
История жизни маленькой черепашки
Сказка, придуманная детьми на экологическую тему бережного отношения к своему родному дому - планете Земля....
2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"
Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...
Дополнительная образовательная программа «Школа жизни»
Дополнительная образовательная программа«Школа жизни»Для детей от 6 до 18 лет...