Дополнительная образовательная программа «Школа жизни»
рабочая программа

Сатаева Татьяна Иннокентьевна

Дополнительная образовательная программа

«Школа жизни»

Для детей от 6 до 18 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_zhizni.docx55.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный»

Дополнительная образовательная программа

«Школа жизни»

Для детей от 6 до 18 лет

Составили воспитатели второй

квалификационной категории  

семейной группы  «Алые Паруса»:

Смирнова Д.К.

Сатаева Т.И.

Невзгодова Л.И.

Баргузин,  2020 – 2021 год.

Пояснительная записка

 Настоящая программа разработана на основании статьи №75 закона Российской Федерации об образовании в положении о требованиях дополнительного образования ГБУСО РБ «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный».

 Воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений.

  Программа направлена на духовно-нравственное становление личности, развитие способностей ребенка, его познавательного интереса, на формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

  Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности дети, организацию свободного времени в течении, дня; и сочетать в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей воспитанников. Содержание программы разрабатывалось на основе принципов: гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям и подросткам как ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъет-субъектных отношениях); прородосообразности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения); культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков). Принцип концентрации воспитание на развитии социальной и культурной компетенции личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, физическом, социальном становлении.

  Программа охватывает возрастные группы от 5 до 18 лет, набор детей свободный, переменный. Определяет основные моменты воспитания: доброжелательность, самостоятельность, коллективизм, ответственность. Позволяет готовить воспитанников к самостоятельной жизни и является прекрасным методом профилактики асоциального поведения.

Программа 1 года обучения, рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся четыре раза в неделю.  Продолжительность занятия: 1:20.

  Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления детей. Все занятия сочетают в себе разные виды деятельности: викторины, беседа, игра, практические занятия. Также предусмотрено использование электронных презентаций, физ.минуток, видеоматериала.

Актуальность программы

   Анализируя поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы убеждаемся, что у наших подопечных не сформированы необходимые жизненно-важные навыки практического и материального порядка. Есть существенные трудности в общении с окружающими. Проявляются неумения противостоять асоциальным явлениям. Слабо сформировано, либо совершенно не сформировано представление о собственной семье и личной жизни. Отсутствие навыков взаимопомощи.

  Проблема подготовки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации остается на сегодняшний день актуальной.  Для понимания сложившейся ситуации рассмотрим социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны не развитый социальный интеллект (способность принять на практике, полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, не понимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка. Очень много зависит от внутренней установке молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «Я ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «Один против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, не готовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организации быта, питании и свободного времени, взаимодействием с социум, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи. После ухода из интернатного учреждения у молодых людей возникает непонимание происходящего, чувство заброшенности, ненужности. Они страдают от отсутствия поддержки, неустроенности, не знания многих простых вещей. Очевидно, что трудности в последующем возникают в связи с рядом причин: отсутствия у молодых людей ориентации в мире профессии и трудности при самоопределении; отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения; ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам. Таким образом, проблема подготовки выпускников из детского дома к самостоятельной жизни на сегодняшний день остается актуальной. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Для решения этой проблемы была разработана программа «Школа жизни».

Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путем развития личностных социально значимых качеств у детей-сирот. Подготовка выпускников Центров и интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

Задачи:

  1. Создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии.
  2. Создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребенка и развития его способностей.
  3. Формировать у детей основные понятия об этикете, психологии, семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни.
  4. Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений)
  5. Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самопознания.
  6. Освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков.
  7.  Формирование мотивации на обучение и дальнейшее жизнеустройства.
  8.  Воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил гигиены тела и здорового образа жизни.

 Программа включает в себя четыре тематических блока, последовательно переходящих друг в друга  один раз в неделю т.е. четыре тематических блока по одному часу из каждого блока будут проходить за неделю.

1 блок «Моя семья»

  Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей – это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

  Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые предоставления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. такие представления у детей-сирот, поступивших в Центры, в основном, из неадаптированных семей, существенно искажены. В Центре воспитываются дети, имеющие негативный опыт прошлой жизни. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, которые никогда не видели родителей, не имеющие опыта проживания в семье, представления о семье, а те, которые поступили из семей, приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто не верный, образ той или иной роли.

2 блок «Самообслуживающий труд»

  Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания учащихся, базой для развития творческих способностей учащихся, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, частью социальной адаптации. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеурочные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитание культуры труда, что позволяет более успешно адаптироваться в окружающей действительности. При этом важно, что именно внеурочные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств учащихся.

  Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

3 блок «Гигиена тела»

  Воспитание у детей навыков личной гигиены тела и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, о знании и выполнении детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

  Создание благоприятно микросреды и морально- психологического климата в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является необходимым условием для эффективного развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. Особенно это необходимо для детей, поступивших в учреждение из неблагополучных семей, где взрослые не придавали значение чистоте, гигиене и самостоятельному уходу за телом.

4 блок «Азбука кухни»

  В результате реализации этого блока воспитанники могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что значительно облегчит их адаптацию в социум при выпуске из Центра. При полученных знаниях дети должны понимать необходимость здорового питания, знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов и уметь их выполнять. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребности организма; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; заготавливать на зиму овощи и фрукты. Оказывать первую помощь про пищевых отравлениях и ожогах. Тесно взаимодействуя и занимаясь коллективной и творческой деятельностью, формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие. Самостоятельные задания развивают творчество, ответственность, создают условия для личностного и профессионального  самоопределения будущих выпускников.

Учебный план

№ блока

Название блока

Количество часов

Теория

Практика

1

Моя семья

30

6

2

Самообслуживающий труд

18

18

3

Гигиена тела

18

18

4

Азбука кухни

18

18

Учебно-тематический план

Тема занятия

Срок проведения

№ блока

Основное содержание

Кол-во часов

Входная диагностика по

программе

Сентябрь

1

1

Семья. Функции семьи.

Сентябрь

№1

Значение семьи в жизни человека.

1

2

Личная гигиена. Значение

гигиены для здоровья человека

Сентябрь

№2

Этап утреннего и вечернего туалета

1

3

Гигиена тела. Понятие. Строение

организма.

Сентябрь

№3

Знакомство с понятием, основными терминами. Строение тела.

1

4

Знакомство с названиями посуды

и столовыми приборами.

Сентябрь

№4

Знакомство с названиями посуды, столовыми приборами (загадки, игры)

1

5

«Моя семья»

Сентябрь

№1

О роли в семье. Мама и папа.

1

6

«Руки мыть – здоровым быть»

Сентябрь

№2

Мытье рук, стрижка ногтей.

1

7

Гигиена тела и ЗОЖ. Какая

связь? Кожа. Виды кожи

Сентябрь

№3

Красота тела напрямую зависит от ЗОЖ.

1

8

Правила пользования столовыми

приборами

Сентябрь

№4

Виды приборов. Техника безопасности.

1

9

«Я и моя семья»

Сентябрь

№1

Значение семьи.

1

10

Почему болят зубы и как

сохранить их здоровыми.

Сентябрь

№2

Уход за полостью рта

1

11

Уход за волосами. Прически.

Практическое занятие.

Сентябрь

№3

Усвоение правильного ухода за волосами.

1

12

Приготовление пищи.

Сентябрь

№4

Как заварить чай. «Праздник русского самовара».

1

13

«Роль отца и матери в семье»

Сентябрь

№1

Важность семейного счастья.

1

14

Закрепление и расширение

представление об одежде.

Сентябрь

№2

Упражнение: «Узнай по описанию», «Назови что это?», дидактические игры: «Что лишнее?», «Найди ошибку».

1

15

Стрижки для волос. Украшения

для волос.

Сентябрь

№3

Показать и рассказать о стрижках. Правила использования украшений.

1

16

Приготовление бутербродов

Октябрь

№4

Научиться делать бутерброды различных видов.

1

17

«Когда не мил родительский

дом»

Октябрь

№1

Понятие правильного построения семьи.

1

18

Ежедневный уход за одеждой

Октябрь

№2

Чистка щеткой, просушивание и проветривание одежды, развешивание в шкафу.

1

19

Расчески для волос, виды.

Косметика для волос.

Октябрь

№3

Практическое занятие. Наглядный пример.

1

20

Блюда из яиц

Октябрь

№4

Яичница, омлет, вкрутую, всмятку.

1

21

Конфликты в семье и способы их

решения.

Октябрь

№1

Пути решения конфликтных ситуаций.

1

22

«Наведем порядок в шкафу»

Октябрь

№2

Складывание предметов одежды отдельно и в стопку, развешивание одежды на вешалки.

1

23

Педикулез. Симптомы.

Профилактика.

Октябрь

№3

Рассказать о заболевании и профилактике.

1

24

Как приготовить кисель

Октябрь

№4

Практическое занятие

1

25

Как вы понимаете понятие

«девичья честь» и «настоящий

мужчина»

Октябрь

№1

Правильное понимание достоинства

1

26

Стирка мелких предметов

одежды

Октябрь

№2

Хранение грязной одежды, стирка мелких предметов одежды поэтапно: подготовительный, основной, заключительный.

1

27

Уши. Строение. Уход.

Октябрь

№3

Понятие, строение, правила ухода за ушами.

1

28

Блюда из картофеля.

Октябрь

№4

Практическое занятие

1

29

Как решать семейные проблемы.

Октябрь

№1

Пути выхода из трудных ситуаций. Терпение. Сдержанность.

1

30

Глажение одежды.

Октябрь

№2

Глажение мелких предметов, соблюдая правила безопасности работы с утюгом.

1

31

Правила чистки зубов

Октябрь

№3

Правила. Практическое занятие

1

32

Знакомство с бытовой техникой

Ноябрь

№4

Знакомство и правила пользования кухонным комбайном, электромясорубкой.

1

33

Что значит быть авторитетным

отцом, матерью. «Слова учат –

примеры влекут»

Ноябрь

№1

Дать понять, что мы являемся примером для своих детей.

1

34

Ремонт одежды: пришивание

пуговиц.

Ноябрь

№2

Пришивание пуговиц, соблюдая правила безопасной работы иглой и этап работы: подготовительный, основной, заключительный.

1

35

«Берегите зрение смолоду»

Ноябрь

№3

Строение глазного яблока. Уход. Профилактика различных глазных заболеваний.

1

36

Приготовление пищи:

подготовка сырых овощей и

фруктов для салатов.

Ноябрь

№4

Практическое занятие

1

37

«Забота о себе и близких»

Ноябрь

№1

Основы семейного законодательства.

1

38

Ремонт одежды.

Ноябрь

№2

Пришивание петель на верхнюю одежду.

1

39

Правила мытья рук. Косметика

за уходом рук.

Ноябрь

№3

Понятие «грязных рук»

1

40

Приготовление салатов из сырых

овощей

Ноябрь

№4

Практическое занятие

1

41

Взаимоотношения в семье

Ноябрь

№1

Основные этические правила

1

42

Подготовка одежды к сезонному

хранению

Ноябрь

№2

Проветривание, встряхивание, складывание или развешивание

1

43

Простудные заболевание.

Профилактика.

Ноябрь

№3

Видеофильм

1

44

Приготовление каши

Ноябрь

№4

Практическое занятие

1

45

Поощрения и наказания в семье

Ноябрь

№1

1

46

Определение вида ухода за

одеждой

Ноябрь

№2

Определить, какой вид ухода за одеждой необходим и выполнить его

1

47

Уход за ногтями рук. Мужской,

женский маникюр.

Ноябрь

№3

Практическое занятие с использование видеоматериала

1

48

Сырники и запеканки

Декабрь

№4

Практическое занятие

1

49

Основные проблемы семейных

отношений

Декабрь

№1

Основные родственные связи. Семейные взаимоотношения.

1

50

Виды обуви. Закрепление и

расширение знаний об обуви.

Виды ухода за обувью. Значение

и необходимость каждого вида

ухода.

Декабрь

№2

Виды игры: «Что лишнее?», «Назови или покажи», «Найди ошибку».

1

51

Личная гигиена девочек

Декабрь

№3

1

52

Закрепление название посуды и

столовых приборов.

Декабрь

№4

Закрепление умения пользоваться кухонной посудой и столовыми приборами.

1

53

Родительский долг.

Декабрь

№1

Обязанности родителей перед детьми.

1

54

Чистка обуви. Хранение чистой

обуви.

Декабрь

№2

Чистка обуви кремом.

1

55

Личная гигиена мальчиков.

Декабрь

№3

1

56

Приготовление пищи: как

приготовить какао, кофе, компот.

Декабрь

№4

Практическое занятие.

1

57

Какие пороки и недостатки

родителей ведут к разводу.

Декабрь

№1

1

58

Определение видов ухода за

обувью.

Декабрь

№2

Определить вид ухода за обувью и выполнить его.

1

59

Возрастные изменения

подростков

Декабрь

№3

Видеоматериал

1

60

Подготовка овощей для салата.

Декабрь

№4

Практическое занятие.

1

61

«В чем же кроется секрет

счастливой семейной жизни?»

Декабрь

№1

1

62

Подготовка сезонной обуви к

хранению.

Декабрь

№2

Мытье обуви, сушка, чистка обуви. Уборка на хранение.

1

63

Половое воспитание.

Декабрь

№3

1

64

Правила варки овощей.

Январь

№4

Теория и практика.

1

65

«Уважение и любовь»

Январь

№1

Правильное понимание этих слов

1

66

Гигиенические требования,

которые необходимо соблюдать

в помещении.

Январь

№2

Определить, все ли гигиенические требования соблюдены в семье: чистота, свежий воздух, освещенность, температура.

1

67

Уход за ногами

Январь

№3

1

68

Приготовление винегрета.

Январь

№4

Практическое занятие.

1

69

Викторина «Вместе дружная

семья»

Январь

№1

викторина

1

70

Правила ухода за мебелью.

Январь

№2

Вытирание пыли с неполированной мебели влажной салфеткой, с полированной – сухой салфеткой. Чистка мебели специальными салфетками.

1

71

Правила мытья в бане

Январь

№3

1

72

Обработка и приготовление

рыбы (жареная, отварная,

рыбные котлеты, уха)

Январь

№4

Теория, после практика.

1

73

Познавательные традиции семьи:

«Что такое традиции? »

Январь

№1

Понятие «традиций»

1

74

Подметание пола в помещении

Январь

№2

Подметание пола и ковровых покрытий влажным веником

1

75

Правила ухода  за подмышками.

Январь

№3

1

76

Знакомство с техникой:

посудомоечная машина обучение

и использование

Январь

№4

Практическое занятие

1

77

Познавательные традиции нашей

семьи

Январь

№1

Планирование полезных дел в семье, беседа об организации отношений заботы в семье.

1

78

Мытьё пола в помещении

Январь

 

  Учится правильно отжимать половую тряпку и правила надевания на швабру.

 

1

 79

«Моя первая бритва»

Январь

№3

Занятие для мальчиков.

1

80

Правила пользования

электроплитой.

Февраль

№4

Теория и наглядный материал.

1

81

«Праздничные традиции нашей

семьи»

Февраль

№1

Практическая работа – составление сценария празднования дней рождений.

1

82

Генеральная уборка

Февраль

№2

Последовательность выполнения генеральной уборки

1

83

Правила пользования душевой

кабиной, ванной.

Февраль

№3

Практическое занятие.

1

84

Приготовление пищи:

приготовление риса.

Февраль

№4

Практическое занятие.

1

84

«Семейные традиции»

Февраль

№1

История традиций. Семейные традиции.

1

85

Как правильно заправлять

кровать.

Февраль

№2

Встряхнуть простынь, расправить простынь, одеяло, покрывало, подушку.

1

86

Постельное белье. Как часто

нужно менять и для чего?

Февраль

№3

Теория и практическое занятие.

1

87

Приготовление пищи:

вермишель.

Февраль

№4

Практическое занятие.

1

88

«Семейные традиции и

профессия»

Февраль

№1

1

89

Правила мытья в душевой

кабине и в ванной.

Февраль

№2

Последовательность выполнения. Техника безопасности.

1

90

Макияж женский и мужской.

Февраль

№3

Понятие слова «красота»

1

91

Приготовление пищи: гречка.

Февраль

№4

Практическое занятие.

1

92

«Родители – домашние учители»

Февраль

№1

Роль родителей в воспитании детей.

1

93

«Наши помощники – предметы

сантехники»

Февраль

№2

Правила пользования сантехникой.

1

94

Курение. Влияние курения на

внешний вид.

Февраль

№3

Использование видеоматериала.

1

95

Приготовление пищи:

приготовление

Бульонов и супов: суп с лапшой

Март

№4

Теория и практическое занятие.

1

96

Познавательные игры в семье.

Март

№1

Использование электронной презентации.

1

97

Условия, необходимые для роста

растений. Зависимость состояния

растений от осуществляемого

ухода.

Март

№2

Описание растений разных групп.

1

98

Алкоголь. Влияние алкоголя на

внешний вид.

Март

№3

Губительный вред алкоголя на организм человека.

1

99

Приготовление пищи: борщ.

Март

№4

Практическое занятие.

1

100

Увлечения и интересы. Их

влияние на выбор профессии.

Март

№1

1

101

Полив комнатных растений.

Март

№2

Определение необходимости полива комнатного растения. Полив комнатного растения.

1

102

Наркотики. Влияние

наркотических средств на

внешний вид.

Март

№3

Губительные свойства наркотических средств на организм человека.

1

103

Приготовление пищи:

рассольник.

Март

№4

Практическое занятие.

1

104

Школа в жизни человека. Роль

родителей в подготовке детей к

урокам.

Март

№1

Знание о значимости школы для человека, обязанности членов семьи.

1

105

Мытье комнатного растения в

целом. Удаление пыли с листьев.

Март

№2

Практическое занятие.

1

106

Влияние окружающей среды на

здоровье человека.

Март

№3

Использование видеоматериала.

1

107

Приготовление пищи: обработка

и разделка мяса.

Март

№4

Теория, затем практика.

1

108

Почему возникает желание не

ходить в школу.

Март

№1

1

109

Рыхление земли. Пересадка

комнатных растений.

Март

№2

Рыхление земли. Определения необходимости пересадки растения. Пересадка комнатного растения.

1

110

Правила носки одежды по

сезону.

Март

№3

Правила носки одежды по погоде.

1

111

Приготовление пищи: правила

варки и жаренья, тушения.

Март

№4

Практическое занятие.

1

112

«Корень учения – горек, а плод

его сладок»

Апрель

№1

1

113

Размножение комнатных

растений.

Апрель

№2

Срезать отростки и поставить в емкость с водой для ускорения (для последующей посадки)

1

114

Мода. «Стиль – у каждого свой».

Апрель

№3

Понятие моды, стиля, индивидуальности.

1

115

Приготовление пищи: блюда из

мяса: котлеты, пельмени.

Апрель

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

116

«Труд – основа семейного

счастья»

Апрель

№1

Понятие: экономика и быт, бюджет семьи.

1

117

Менструация. Правила гигиены.

Прокладки.

Апрель

№2

Понятие менструации. Правила гигиены в период менструации. Виды прокладок, качество. Занятие для девочек.

1

118

Закаливание. Важно ли оно?

Апрель

№3

Правила закаливания, для чего нужно.

1

119

Изделия из теста: пирожки,

ватрушки.

Апрель

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

120

«Самообслуживающий труд»

Апрель

№1

1

121

Как правильно мыть ноги.

Апрель

№2

Правила, последовательность, заболевания ног.

1

122

Осанка.

Апрель

№3

Правила сидения за партой.

1

123

Изделия из теста: печенье и

торты.

Апрель

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

124

Домашнее хозяйство.

Апрель

№1

Понятие. Правила ведения.

1

125

Прыщи на лице. Причина.

Профилактика.

Апрель

№2

Причина появления прыщей в подростковом возрасте, профилактика.

1

126

Человек: части тела, мимика,

жесты, позы.

Апрель

№3

Понятия: мимика, жесты, поза. Правильность подачи.

1

127

Изделия из теста: приготовление

начинок для пирогов.

Апрель

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

128

Бюджет семьи.

Апрель

№1

Знать основные статьи доходов и расходов (схема)

1

129

Культура поведения за столом

Апрель

№2

Закрепление правил «культура приема пищи и поведения во время еды»

1

130

Витамины и здоровье.

Май

№3

Установить взаимосвязь.

1

131

Изделия из теста: приготовление

начинок для пирогов.

Май

№4

Теория, затем практическое занятие.

1

132

«Бережливость – лучшее

богатство»

Май

№1

Понятие бережливости, важность правильного расхода денег.

1

133

Ролевая игра «Чаепитие с

друзьями»

Май

№2

1

134

Уход за предметами личной

гигиены: зубная щетка, мочалка.

Май

№3

Правила хранения и причины.

1

135

Закрепительное занятие по блоку

№4 «Азбука кухни»

Май

№4

Закрепление пройденного материала

1

136

Значение денег в жизни

человека.

Май

№1

Для чего нам нужды денежные средства, важность доходов на семейное благополучие.

1

137

Сервировка стола

Май

№2

Учить правильно сервировать стол.

1

138

Походка человека говорит о

многом.

Май

№3

Использование видеоматериала.

1

139

«Семья – это семь Я»

Май

№1

1

140

Закрепительное занятие по блоку

№2 «Самообслуживающий труд»

Май

№2

Закрепление пройденного материала

1

141

Закрепительное занятие по блоку

№3 «Гигиена тела»

Май

№3

Закрепление пройденного материала

1

142

Закрепительное занятие по блоку

№1 «Моя семья»

Май

№1

Закрепление пройденного материала

1

143

Мастер класс от воспитанников

по блоку №4 «Азбука кухни»

Май

№4

Чаепитие.

1

144

Мастер классы от воспитанников

по блокам №1, №2, №3.

Май

1

Выходная диагностика по

программе

Май

Ожидаемый результат:

воспитанники должны усвоить:

блок №1 «Моя семья»: понятие семейной жизни, роль отца и матери, семейные ценности. Правильность построения своих семейных отношений, любви, верности, домашнего уюта, правильного воспитания;

блок №2 «Самообслуживающий труд»: практическое обслуживание помещений, самостоятельное применение средств личной гигиены, распределение видов деятельности. Знание правил здорового образа жизни, применение их в быту, умение работать самостоятельно и коллективно, знать и выполнять необходимые требования по технике безопасности.

блок №3 «Гигиена тела»: понятие  гигиены, этикета, нравственности, культуры, воспитанности, деликатности, моды, красоты, индивидуальности, ухоженности, гармоничности тела и души, достоинства. Иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, чистоплотным, культурным, ухоженным, современным человеком. Уметь одеваться со вкусом, использовать мужскую (женскую) косметику.

блок №4 «Азбука кухни»: способы приготовления, оформления и подачи блюд, пищевую ценность, правила поведения за столом, технику безопасности, санитарно-гигиенические требования. Правила поведения за столом. Приготовление холодных, горячих блюд,  изделий из теста. Пользование электронагревательными приборами и режущими инструментами.

Способы определения результатов:

  1. Входная диагностика
  2. Текущая диагностика
  3. Выходная диагностика

Форма подведения итогов по программе:

- анкетирование

- практические занятия

- «Мастер-классы» от воспитанников

 

Список используемой литературы.

1. Беляков В.В. Деятельность общественных организаций России по оказанию помощи выпускникам образовательных учреждений для детейсирот//Внешкольник.-1998 .-№3.-С. 13-15.

2. Возрастные стандарты социализации детей – сирот. /Под редакцией Н.П.Ивановой. М., 1999/

3. Гусарова Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей//Российское образование: Официальные вести.-2001.- №1-2.-С.94-96.

4. Гусев А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома//Учитель.-2003.-№6.-С.12-15.

5. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М., 2000.

6. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/Под ред. А.Н.Майорова.-М.:Интеллект-Центр,2001.-192с.

7. Детский дом – теплый дом: о некоторых путях оптимизации учебновоспитательной работы учреждений для детей-сирот. М., 1995.

 8. Защита прав ребенка: социально-педогогический аспект: Рекомендации научно-практической конференции. Минск, 1999.

9. Иванова Н.П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей//Дети ―группы риска‖.Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита.-М.,1999.-С.71-75.

10. Комплексные сопровождения и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой. С.Пб, 2000.

11. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. /Под ред. А.Н. Майорова. М., 2001.

12. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.т.1. /Под ред. И.А.Капрова. М.,1977.

13. Маркичева И.В. Формирование навыков социально-этического поведения у воспитанников детского дома/Проблемы школьного воспитания.-2001.-№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "ИТ в жизни маленького гражданина"

«…Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и процветала…» Владимир Мономах.Настоящая программа рассчитана на изучение основ информатики  в системе дополнительного образования...

Дополнительная образовательная программа "ИТ в жизни маленького гражданина"

«…Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и процветала…» Владимир Мономах.Настоящая программа рассчитана на изучение основ информатики  в системе дополнительного образования...

Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на  формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся  о способах приготовления ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа кузовного ремонта»

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа кузовного ремонта»...

2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"

Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста"

Рекомендуется педагогам дополнительного образования...

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста: БДД"

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда подростки с раннего детства знакомятся со сложной техникой и становятся учас...