Проектирование занятий по лёгкой атлетике с использованием элементов аэробики
проект на тему
Содержание физического воспитания обучающихся образовательных учреждений определяется государственным стандартом (временными требованиями) и образовательными программами. При этом, возможно использование в процессе физического воспитания обучающихся разнообразных средств в соответствии с возрастными и методическими предпосылками. Одним из таких доступных и эффективных средств является аэробика. По тому вниманию, которое уделяется ей в мировой практике физической культуры, аэробика является современным и модным средством, что в плане формирования социальных потребностей в занятиях физическими упражнениями является не маловажным фактором социального развития вообще и личности в частности.
Не обладая достаточными знаниями и навыками в организации занятий аэробикой, специалист не сможет эффективно решать эту проблему. Все имеющиеся рекомендации по этому поводу безотносительны к школьной практике и не учитывают содержание учебного предмета «Физическая культура», а также особенности системы физического воспитания обучающихся. Вот почему необходимы методические разработки, практические рекомендации по вопросам содержания и организации аэробических занятий применительно к системе физического воспитания обучающихся.
В решении проблем, представленных выше, нами реализовывались два направления аэробических занятий. Во-первых, использование аэробических комплексов в подготовительной части занятия, а, во-вторых, использование аэробики как раздела по выбору современной образовательной программы по физической культуре. При этом, нами разрабатывалось содержание аэробических комплексов для разминки в условиях занятий в зале по разделу «лёгкая атлетика» образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zanyatiy_s_elementami_aerobiki.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
«Институт пищевых технологий» - филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ
.
Проектирование занятий по лёгкой атлетике с использованием аэробики
Трямкина Ю.М.
Нижний Новгород, 2012 г.
Содержание
Введение 3
1. Особенности содержания и организации занятий с элементами аэробики 4
2. Возможности использования аэробики на занятиях лёгкой атлетики 8
3. Проектирование занятия по лёгкой атлетике с элементами аэробики 14 Заключение 24
ВВЕДЕНИЕ
Содержание физического воспитания обучающихся образовательных учреждений определяется государственным стандартом (временными требованиями) и образовательными программами. При этом, возможно использование в процессе физического воспитания обучающихся разнообразных средств в соответствии с возрастными и методическими предпосылками. Одним из таких доступных и эффективных средств является аэробика. По тому вниманию, которое уделяется ей в мировой практике физической культуры, аэробика является современным и модным средством, что в плане формирования социальных потребностей в занятиях физическими упражнениями является не маловажным фактором социального развития вообще и личности в частности.
Не обладая достаточными знаниями и навыками в организации занятий аэробикой, специалист не сможет эффективно решать эту проблему. Все имеющиеся рекомендации по этому поводу безотносительны к школьной практике и не учитывают содержание учебного предмета «Физическая культура», а также особенности системы физического воспитания обучающихся. Вот почему необходимы методические разработки, практические рекомендации по вопросам содержания и организации аэробических занятий применительно к системе физического воспитания обучающихся.
В решении проблем, представленных выше, нами реализовывались два направления аэробических занятий. Во-первых, использование аэробических комплексов в подготовительной части занятия, а, во-вторых, использование аэробики как раздела по выбору современной образовательной программы по физической культуре. При этом, нами разрабатывалось содержание аэробических комплексов для разминки в условиях занятий в зале по разделу «лёгкая атлетика» образовательной программы.
1. Особенности содержания и организации занятий с элементами аэробики.
В последние годы наблюдается снижение двигательной активности детей, которые проводят свой досуг, сидя за компьютером или телевизором. Традиционные занятия физкультуры два раза в неделю, которые не могут решетить проблему двигательного голода.
Целями образовательного процесса являются осуществление подготовки детей, реализация индивидуальных творческих запросов личности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В соответствии с психофизиологическими закономерностями поведения человека для успешного выполнения учебных заданий, предлагаемых на занятиях физической культуры, необходимо умело и ненавязчиво возбудить у занимающихся положительное отношение к предстоящей работе. А отношение это во многом определяется связанными с данной работой эмоциями. Наши наблюдения показывают: чем больше приятных ощущений обучающиеся получают во время занятий, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых занятий.
Академики Н.К. Анохин, П.В. Симонов опытным путём подтвердили, что положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно стимулируют его мышечную и психологическую деятельность. П.В. Симонов, в частности, указывал, что функция положительной эмоции в жизнедеятельности организма заключается в её положительном стимулировании. Если в результате предшествующей деятельности возникает положительная эмоция, то она сама оказывается дополнительным стимулом к новой более интенсивной деятельности.
В связи с этим, на своих занятиях, мы внедряли систему использования элементов оздоровительной аэробики в подготовительной части занятия. Оздоровительная программа аэробики привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятий, в зависимости от их интересов, подготовленности. Основа любого занятия составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а так же упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений.
Слово «аэробика» часто применяется как собственное название для различных видов двигательной активности, имеющих оздоровительную направленность. Впервые термин «оздоровительная аэробика» был использован американским специалистом профилактической медицины К. Купером. Основу этой тренировки, ориентированно на широкий круг занимающихся, были изложены в книге «Аэробика», изданной в 1968 г.
Среди разных видов современной танцевальной аэробики, решающих свои специфические задачи, можно выделить три самостоятельных направления: оздоровительная, спортивная, прикладная.
Оздоровительная аэробика, которая применяется на занятиях – одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Её характерной чертой является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определённом уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем.
В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей занятий, имеющих разные названия, отличающиеся содержанием и построением занятия:
- Аэробика низкой интенсивности (преимущественно используется ходьба, базовые шаги без пружинящих движений голеностопного сустава – поднимание на полупальцы).
- Аэробика высокой интенсивности (прыжки, бег, базовые шаги с подниманием на полупальцы .и фазой полета)
- Фанк (акцента на танцевальность: свободная пластика рук)
- Фитни (силовые упражнения)
- Степ-аэробика (упражнения на платфрме: характер с отягощениями на тренажерах)
Оздоровительная аэробика классифицируется с учетом возраста и уровня подготовки занимающихся: для обучающихся, обучающихся юношеского возраста, для взрослых по полу (для женщин, мужчин), по уровню подготовленности.
Одной из основных форм занятий физкультуры в образовательном учреждении является занятие. Основу любого занятия составляют различные упражнения, направленные на овладения обучающимися соответствующими знаниями, умениями, навыками. Элементы аэробики как средство физического воспитания включены в раздел программы по гимнастике. Для обновления и расширения содержания занятий в учебной программе, применяю элементы аэробики на занятиях лёгкой атлетики, баскетбола, волейбола.
Виды занятий оздоровительной аэробики в образовательном учреждении:
1. Аэробика низкой интенсивности;
2. Аэробика высокой интенсивности;
3. Силовая аэробика;
Средства для использования на занятии аэробики:
1. О6щеразвивающие упражнения:
- В положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса; для шеи и туловища, для ног.
- В положении сидя и лёжа: упражнения для стоп; для ног в положении лежа и в упоре на коленях; для мышц живота в положении лежа на спине; для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях.
- Упражнения для растягивания; в полуприседе для мышц передней и задней поверхности бедра; в положении лежа для мышц передней, внутренней и задней поверхности бедра; в упоре на коленях для мышц спины; стоя для мышц плечевого пояса и груди.
2. Базовые шаги: шаг, степ - тач (приставной шаг); скип-подскок; джек - прыжок (ноги врозь, ноги вместе); ланч - выпад; кик мах; ни - поднимание колена.
3. Бег.
- Бег с продвижением вперед, назад, по диагонали, сочетая различными движениями рук.
- Бег в сочетании с прыжками и с поскоками
4. Элементы спортивной аэробики: динамическая и статистическая сила: прыжки, скачки и повороты; махи; равновесие; упражнение на гибкость.
Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия монотонности повторяемых движений; как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятий. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка используется и как фактор обучения, т.к. движения легче запоминаются.
На занятиях физической культуры решаются три основных типа задач:
1. образовательные,
2. оздоровительные,
3. воспитательные.
Объем средств (содержание и виды движений), используемых в конкретных занятиях для решения этих задач, зависит от основной цели занятий и возраста обучающихся.
Деятельность занимающихся на занятиях с элементами аэробики может быть организована:
- фронтальным (обучающиеся одновременно выполняют упражнения)
- круговым способом (выполнение упражнений на «станциях» с различной целевой направленностью в составе небольшой группы девочек). Особенно эта относиться к силовой круговой аэробики.
- Индивидуальным (самостоятельное выполнение задания под руководствам учителя), например дети с ослабленным здоровьем или со слабыми физическими данными.
Например, на занятии по волейболу в подготовительной части занятия интенсивность физической нагрузки должна быть выше, чем в основной части, средняя ЧСС равна 152 - 165 уд/мин. Фронтальное выполнение заданий непрерывна или с небольшими интервалами отдыха определяет высокую моторную плотность (70 - 80%). В конце подготовительной части у обучающихся должно наступить выраженное потоотделение. Интенсивный бег и энергично выполненные с большой амплитудой общеразвивающие упражнения должны обеспечить развитие выносливости обучающихся, что и предполагает разминка с элементами аэробики высокой интенсивности, которая подготавливает организм мышечный и суставно-связочный аппарат к острым нагрузкам.
2. Возможности использования аэробики на занятиях легкой атлетики
Развитие физических качеств (способность успешно выполнять двигательные действия) следует рассматривать во взаимосвязи с наиболее благоприятными периодами их развития, а также с учетом возрастной динамики. Эффективность всех двигательных действий обучающихся в очень значительной степени зависит от уровня развития их физических качеств, прежде всего ловкости, координации, силы, выносливости, быстроты, для представителей игровых видов спорта, лёгкой атлетики, гимнастики. Именно этих хорошо развитых физических качеств не хватает обучающимся.
Техника движений складывается из отдельных, но взаимосвязанных частей: предварительной, основной и заключительной. Все части движения несут свою функцию и имеют внешнюю форму, и внутреннее содержание (временной, пространственной и скоростно-силовой ритм).
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Это одно из важнейших физических качеств. В большинстве легкоатлетических упражнений сила в сочетании с быстротой определяет уровень спортивных достижений. Сила не только дополняет, но и в значительной степени определяет развитие качества быстроты. Во многих видах легкой атлетики (спринт, барьеры, прыжки, метание, многоборье) необходимо уметь проявлять силу в очень короткое время. Сила, проявленная в таких движениях, называется взрывной, а сами движения скоростно-силовыми. К наиболее характерным видам силы относятся упражнения с отягощениями, различными снарядами, выполняемыми в динамическом и изотермическом режимах; упражнение связанные с преодолением веса собственного тела.
Быстротой или скоростными качествами называется способность человека выполнять движения за минимально короткий отрезок времени. Большинство видов аэробики (классическое, степ, толщ. виды) являются хорошим средством для воспитания быстроты реагирования. Быстрая смена движений, уменьшение реагировать на невербальные указания учителя, сообщающие направление движения, количество повторений повышают лабильность нервных процессов, быструю смену возбуждения и торможения в нервных центрах. И наиболее благоприятным возрастом для развития быстроты и являются детский и юношеский возраст.
Важное значение развитию скорости движений придают в лёгкой атлетике.
Существует 2 вида заданий, требующих проявления максимальной скорости:
- показать максимальную мгновенную скорость при отталкивании в прыжках, при выпуске снаряда в метании.
- продемонстрировать максимальную скорость на протяжении всего движения (спринтерский бег).
Легкоатлетический спорт по всем своим видам очень разнообразен (ходьба, бег, прыжки, метания и многоборье).
Основные моменты, определяющие технику, складываются из двигательных задач вида л/а. Преодолеть дистанцию за более короткое время; прыгнуть дальше или выше; метнуть снаряд на более далекое расстояние. Л/атлетические упражнения по характеру режима двигательной активности относятся в основном к двум группам.
Первая группа – упражнения скоростно-силовой направленности, спринт, барьеры, прыжки, метания. Особенность этих видов заключается в кратковременности и максимальной мощности усилий при выполнении движений. Техника направлена на развитие интенсивных силовых напряжений в основной фазе движения в нужном направлении (отталкивание в беге, прыжках, финальное усиление в метаниях)
Вторая группа – упражнения с характерным преимущественным проявлением выносливости при оптимальных усилиях различной интенсивности (бег на средние, длинные дистанции, спортивная ходьба).
Техника в данных видах направлена на экономизацию большого расхода физических сил и на повышение эффективности рабочих усилий. По мере увеличения дистанции все большее значение имеет экономность движений легкоатлета (например, амплитуда маховых движений рук и ног бегуна). Подъем бедра с увеличением дистанций уменьшается.
Любой вид легкоатлетических дистанций связан с перемещением спортсмена в пространстве. Перемещение может выполняться без снарядов (виды ходьбы, бега), со снарядами (виды метаний).
Техника основных видов близка по своему характеру к естественным движения человека. Легкоатлетические упражнения по технике выполнения можно разделить на несколько видов.
К циклическим видам относятся различные виды бега и спортивная ходьба. В данных видах многократно повышаются одни и те же двигательные акты (циклы движений), которые по своему выполнению симметричны.
К смешанным видам (циклическим - ациклическим) относятся виды прыжков, метания. Особенностью данных видов является то, что предварительная часть упражнения относится к циклическим видам, а основная - к ациклическим.
Техника легкоатлетических упражнений, несмотря на свое многообразие, имеет некоторые общие особенности. Все виды легкой атлетики связаны с перемещением спортсмена, следовательно, с движением ног. Поэтому подготовленность ног у легкоатлетов, как физическая, так и техническая (структурно-координационная) имеет важное значения для овладения изучаемым видам.
Все перемещения спортсмена выполняются при его активном взаимодействии с опорой. Первоначальной причиной перемещения являются внутренние силы, сокращения мышц, динамическая работа мышечных групп. Большое значение для активизации отталкивания имеют маховые движения, а в основном рук и ног.
В основе техники легкоатлетических упражнений лежит сочетание маховых и активных разгибательных движений отдельных двигательных звеньев тела спортсмена.
Все перемещения отдельных звеньев в связи с анатомическим строением выполняются вокруг своей оси (вертикальной, фронтальной) по дугообразным путям.
В легкоатлетических упражнениях дальность полета и высота вылета тела спортсмена или снаряда зависят прежде всего от начальной скорости в момент вылета, угла вылета и сопротивления внешней среды.
На занятиях легкой атлетики необходимо не только научить обучающихся бегу, прыжкам и метанию, но и развивать у них двигательные качества. Особо важное значение в подростковом возрасте имеет развитие скоростно-силовых качеств, осуществляемое, прежде всего, с помощью прыжковой подготовки, которая состоит из многократно повторяемых скачков и прыжков, перемежающихся с бегом в медленном темпе, а также ускорениями.
Правильно дозированная проводимая и точно прыжковая подготовка содействует увеличению длины ног, отлично развивает сердечно-сосудистую систему, дыхание. Прыжковые упражнения развивают прыгучесть, которая способствует успешному овладению различными опорными и безопорными прыжками, а также бегом на скорость, где мощность толчков ногами имеет большое значение.
Обучение технике легкоатлетических упражнений осуществляют в определенной последовательности. Сначала детей учат принимать целесообразные исходные положения, что, как правило, сочетается с выполнением упражнений в целом. Затем обучающиеся овладевают элементом основных движений данного двигательного действия с учетом их направления и амплитуды (например: в беге им надо усвоить прямолинейную постановку стоп, высокий вынос бедра маховой ноги, настолько, насколько это целесообразно при данной скорости бега). Почти одновременно ставят задачу выполнить такое действие свободно, без лишнего напряжения, а в дальнейшем требуют выполнять действия со все большей быстротой.
Одна из основных задач – научить обучающихся правильному дыханию. Следует постоянно разъяснять и напоминать учащимся, что при беге в медленном и среднем темпе, выдох должен быть продолжительным и полным, сто перед стартом надо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. В оздоровительном отношении также важно, чтобы обучающиеся выполняли большинство упражнений в прыжках и метаниях двусторонне, отталкиваясь правой и левой ногой, метали правой и левой рукой. Практикой установлено, что овладевая тем или иным упражнением двусторонне, обучающиеся быстрее и лучше выполняют его с сильнейшей ноги, руки. Обучение легкоатлетическим упражнениям целесообразно организовывать так, чтобы упражнение одновременно выполняли больше обучающихся. Лишь при ознакомлении с новым упражнением можно проверить его с несколькими занимающимися в порядке очереди. Когда достаточно большая группа обучающихся выполняет упражнения, учитель должен ясно и образно разъяснить и показать технику изучаемого действия, сосредоточив внимание обучающихся на том, что они должны достигнуть на данном занятии. Учитель подмечает и помогает устранить сначала общие для большинства занимающихся ошибки, а затем берет под наблюдение то одного, то другого ученика и устраняет индивидуальные ошибки. Следуя этим общим указаниям, учитель самостоятельно ставит конкретные задачи обучения на занятиях и подбирает для их решения необходимые упражнения. Например, при обучении метанию малого мяча учитель одновременно планирует вопросы развития скоростно-силовых (разбег, энергичный выпуск снаряда, остановка) и координационных способностей (согласованное движение рук, ног и снаряда, чувство ритма, ориентирование в пространстве), а также совершенствование гибкости (верхних плечевых суставов, позвоночника). В этой связи учителю нужно подобрать упражнения по развитию названных способностей, которые были бы связаны с деталями техники основного движения, осваиваемого на занятии. На занятиях легкой атлетики обучающиеся не всегда с удовольствием выполняют задания учителя, особенно если это распространенная в легкоатлетических видах продолжительная, однообразная работа циклического характера. Однако монотонности, которая делает данную работу неинтересной и излишне утомительной, можно избежать, если предложить занимающимся выполнять упражнения с элементами аэробики под музыку. К примеру, под музыку обучающиеся с увлечением выполняют те или иные двигательные действия, не ощущая усталости и однообразия. Легкая атлетика – это не художественная гимнастика и главное эффективная функциональная активизация задаваемой деятельности с помощью соответствующих упражнений и музыки.
- Проектирование занятия по легкой атлетике с элементами аэробики
Проектирование содержания и организации аэробических комплексов в системе занятий физической культуры в общеобразовательном учреждении осуществлялось на основе разработанного перечня средств – элементов аэробики, отражающих специфику легкой атлетики. Такое отражение было получено в ходе биомеханического анализа двигательных действий образовательной программы по физической культуре, по разделу «Легкая атлетики и гимнастика».
Проектирование использования аэробики в подготовительной части занятий по легкой атлетике и гимнастике предполагает следующие шаги:
- Подбор средств;
- Определение нагрузки по использованию этих средств;
- Распределение комплексов заданий во времени (поурочно).
3.1. Особенности занятия по лёгкой атлетике с элементами аэробики
Аэробика классическая – это устоявшийся вид аэробики, представляющий собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега, скачков, подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение 120-160 уд/мин поточным или серийно-поточным методом. Упражнения выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону. Вооружившись новыми знаниями о теоретических закономерностях и общих основах методики принятой активизации занятий физической культуры средствами аэробики мы начали испробовать их в своей педагогической практике. Занятия по видам программного материала связаны с разными видами спорта: гимнастикой, легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, кроссовой подготовкой и так далее, подавляющее большинство которых в массовом сознании с аэробикой никак не ассоциируются. Преодолеть такое препятствие было нелегко, но от этого цель становиться еще более заманчивой. Итак, аэробика – это эмоционально, нетрадиционно, модно, эффективно. Через аэробику готовим организм к основной части, где надо обучать и развивать такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, координация движения. В ходе занятия физической культуры наиболее продуктивным является не сплошное, а эпизодическое использование элементов аэробики.
По теории физического воспитания занятия физической культуры подразделяются на следующие типы: вводные, занятия ознакомления с новым материалом, занятия совершенствования пройденного материала, смешанные занятия, учетные занятия. На занятиях совершенствования пройденного материала основной задачей является улучшение ранее изученных двигательных действий, умений и навыков. Здесь создаются наиболее удобные условия для использования аэробики с учащимися. Смешанные занятия в педагогической практике применяют чаще всего. В них сочетается изучение нового материала и совершенствования пройденного учебного материала. Здесь также можно применять элементы аэробики в подготовительных и заключительных частях занятия.
Чтобы аэробика стала надежным помощником учителя и давала нужный педагогический эффект её включение в занятие физкультуры должно быть заранее спланировано. Поэтому каждую конкретную программу аэробики для обучающихся составляют на основе развернутого конспекта планируемого занятия. Необходимые упражнения целенаправленно подбираются педагогом с учетом основных задач данного занятия, характерных особенностей, запланированных двигательных действий и желаемой интенсивности их выполнения. Соответствующие по характеру, темпу, ритмическому рисунку аэробные упражнения подбираются как для отдельных мышц, так и для упражнений общего воздействия.
Задачи подготовительной части занятия – подготовить организм к последующей работе. В процессе разминки повышается температура тела, развертывается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
Важное значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. К тому же в этой части занятия осуществляется психологический настрой к предстоящей работе. Темп музыки не превышает 124-134 ударов в минуту. Разминка составляет 10-15 минут. Упражнения в разминке должны воздействовать по возможности на большие группы мышц, повышать температуру тела до 38-39 ˚С. Чтобы в дальнейшем избежать травмы, следует также включать упражнения на растягивание с небольшой амплитудой. Важное значение имеет подбор упражнений и их дозировка. Слишком большая интенсивность в разминке может привести к образованию углекислоты в мышцах, что негативно скажется на дальнейшей работе. Занимающийся может почувствовать усталость уже после разминки. Слишком малая интенсивность, в свою очередь, не приведет организм к готовности приступить к основной части занятия. Важный аспект – это воздействие на суставы. Уже в разминке следует выполнить ряд упражнений, которые улучшат подвижность в суставах. Однако цель развития подвижности в данной части занятия не ставиться. Упражнения на растягивание выполняются с оптимальной амплитудой. Важно соблюдать при этом принцип индивидуализации, так как занимающиеся обладают различной степенью гибкости и то, что оптимально для одних, неприемлемо для других. Особое внимание уделяется голеностопному, коленному и плечевому суставам.
В подготовительной части занятия применяются различные движения базовой аэробики, танцевальных форм, которые несложны по координации и обеспечивают «втягивающий» режим. Первый блок в подготовительной части включает в себя упражнения локального и регионального характера: для мышц или движения туловищем, движения для таза и бедер. Чаще всего это отдельные элементы, не объединенные в соединения и комбинации, и прорабатывающие отдельные мышцы, или группы мышц, сверху вниз (от головы к ногам), или снизу вверх (начиная с ног и заканчивая головой).
3.2. Подбор средств аэробических комплексов для занятий легкой атлетике
Анализ образовательной программы по физической культуре показал следующее содержание раздела «Легкая атлетика»:
1. Бег
- Высокий старт
- Старт с опиранием на одну руку
- Низкий старт
- С преодолением низких препятствий
- По пересеченной местности
- Спринтерский бег
- Эстафетный бег
- Бег по повороту
- Спортивная ходьба
2.Прыжки
2.1 В длину с места
2.2 В длину с короткого разбега способом согнув ноги
2.3 В высоту с короткого разбега способом перешагивания
2.4 Тройной с места
3. Метание
3.1 Мяча в неподвижную цель
3.2 Мяча в подвижную цель
3.3 Мяча с места на дальность
3.4 Мяча с короткого разбега на дальность
Перечень средств аэробики.
Упражнения для рук (базовые движения руками)
- Исходное положение – руки вниз.
Поднимать руки одновременно или поочередно: вперед, в стороны, вверх – ладони сжаты в кулак.
- Исходное положение – руки вниз.
Одновременное или поочередное движение – ладони открыты или сжаты в кулак.
- Исходное положение – руки назад вниз.
Поочередное или одновременное разгибание рук (локти назад)
- Исходное положение – руки к плесам.
Разгибание рук вниз, в стороны, вверх, вперед и промежуточные положения. Кисть может быть в разных положениях.
- Исходное положение – руки согнуты вперед, предплечья вверх.
Разведения согнутых рук в стороны, предплечья скрестно, движения предплечьями вниз-вверх.
- Исходное положение – руки в стороны.
Поочередные или одновременные круговые движения прямыми или согнутыми руками внутрь или наружу.
Базовые шаги. Упражнения для ног.
- Ходьба. На каждый счет шаги на месте и с продвижением вперед, назад, в стороны.
- Приставной шаг, шаг одной ногой, приставить другую. Выполняется по диагонали вперед, назад, в сторону по диагонали, можно выполнять с подскоком.
- Открытый шаг: шаг одной, с переносом массы тела, другая на носок. Выполняется вперед-назад в сторону.
- Степ – шаг: шаг левой вперед в лево, поочередные шаги правой и левой назад в исходное положение.
Скрестный шаг: шаг правой в сторону, шаг левой сзади скрестно, шаг правой в сторону, приставить левую (тоже в другую сторону).
Возможные ошибки в движениях ногами: переразгибание колена, приземление в прыжках на расслабленные или прямые ноги, сгибание колена на угол более 90 ˚ в выпаде.
11. Бег. Выполняется небольшими беговыми шагами на месте и с продвижением (в разных направлениях). Колено направлено вперед и поднято до уровня тазобедренного сустава
12. Скачок с одной ноги на другую. Шагом правой согнуть левую назад, с подскоком на правой выпрямить левую вперед – книзу с последующим прыжком на левую, сгибая правую назад.
13. Подъем колена. Выполняется на месте и с продвижением в ходьбе, беге, с подскоком. Бедро выносится вперед выше горизонтальной оси, туловище вертикально.
14. Мах вперед, в сторону, назад (без прогиба). Выполняется на месте без отрыва пятки от пола, либо с подскоком.
15. Прыжок – ноги врозь, ноги вместе. Толчком обеими ногами прыжок вверх с приземлением в стойку, ноги врозь, носки слегка развернуты, колени слегка согнуты и направлены в сторону стоп, опора на всю стопу, толчком обеими ногами прыжок вверх, в стойку, ноги вместе.
16. Выпад назад. Из о.с. левую назад на носок, правая согнута в колене, затем вернуться в о.с..
То же с другой ноги. Выполняется шагом, скачком. Можно выполнять после прыжка на обеих ногах, на месте. Также выполняется выпад в сторону, с быстрой сменой положения ног.
17. Прыжки со с скакалкой на одной и обеих ногах; вращая скакалку вперед и назад, с ускорением темпа.
18. Исходное положение – упор присев, выпрыгивание вверх с отягощением (без отягощения).
Динамическая сила.
19. Исходное положение – упор лежа; сгибание, разгибание рук в упоре лежа.
20. Отжимание в упоре стоя. На коленях (голень поднята, голень скрестно), туловище с бедром составляют прямую линию.
21. Отжимание на 4 счета ступеньками.
22. Исходное положение – упор лежа. Отжиматься, перенося вес тела на правую, левую руки поочередно.
Статическая сила.
23. Удержание собственного веса на руках: стойка на кистях – удержание угла 90˚ - одна нога прямая, другая находиться на плече.
Упражнения для туловища.
24. Исходное положение о.с. – наклоны туловища вправо, влево, руки за головой, колени согнуты (тоже, но с гантелями)
25. Исходное положение – широкая стойка. 2 наклона вперед, 3 наклона вниз, выпрямление.
26. Исходное положение – лежа на спине. Подъем ног до прямого угла.
27. Исходное положение – лежа на спине. Велосипед.
28. Исходное положение – лежа на спине. Упор на предплечье, подъем верхней части туловища, поясница прижата к мату, подбородком тянуться вверх.
29. Исходное положение – сидя на полу. Поочередные и одновременные сгибания и разгибания; круговые движения стопами.
30. Исходное положение – лежа на животе. Одновременное поднимание рук, ног.
Упражнения общего воздействия.
31. Исходное положение – упор на руки. Одна нога поднята до прямого угла. Сгибание-разгибание рук. Нога удерживается на весу.
32. Исходное положение – упор на руки. Ногу тянуть верх, поочередно - правую, левую.
Упражнения для развития гибкости.
33. Исходное положение – упор присев. Выпрямить ноги в коленных суставах. Вернуться в исходное положение. Руки от пола не отрывать, колени не сгибать. Усложнение: кисти располагаются за пятками.
Упражнения для плечевого пояса
34. Потягивание за локтевой сустав. Согнутую в локте руку (правую) потянуть за локоть медленно влево.
35. Наклоны туловища вправо-влево. Одна рука на бедро, другая в сторону, верх. Растягивание боковых мышц, колени согнуты.
36. Глубокий выпад вперед. Руки в упоре на полу. Растягивание мышц внутренней поверхности бедра.
37. Глубокий выпад вперед. Руки в упоре на полу: выпад назад с опорой руками на бедра. Растягивание мышц задней поверхности бедра согнутой ноги, передней поверхности бедра прямой ноги, задней поверхности бедра.
3.3. Проект подготовительной части занятий по лёгкой атлетике
1 курс
№ занятия | Средства | Дозировка |
I. 1.2,1.6, 2.1, 2.3, 3. | А) упражнение для рук 1.8; 4.7;6.9;19 Б)упражнение для туловища 24;25;27 в) упражнение для ног 11;12;13;14;15;17 Г) упражнение О.В. 31. | 4-8 счетов 2*8;2*8 счетов 2*8 счетов 2*8 счетов |
II. 1.2;1.4; | А) упражнение для рук 1.8; 4.7;6.9;19 Б)упражнение для туловища 24;25;27 в) упражнение для ног 11;12;13;14;15;16;17 Г) упражнение О.В. 31. | 2*8 счетов 2*8 счетов 2*8 счетов 2*8 счетов |
III. 1.5;3.3;3.4 | А) упражнение для рук 5;8;2;10;6;9;10-а;22 Б)упражнение для туловища 24;25 В) упражнение для ног 11;13;16;18 | 2*4 ; 2*8 2*8 4*8 |
IV. 1.3;1.4;1.6;2.3 | А) упражнение для рук со скакалкой 4;8 – со скакалкой 10;9 Б) упражнение для туловища со скакалкой 24;25 – модифицированные В) упражнение для ног со скакалкой скакалкой 11;12;15;17 Г) упражнение на растягивание 36;37 | 2*8 2*8 4*8 2*4 |
V. 1.5;3.3;3.4 | А) упражнение для ног на растягивание 36;3711;12;14;16 Б) для туловища выполнение с малым мячом 24,25 – модифицированные В) упражнение для рук с малым теннисным мячом 6;9;5;10;4;8 | 2*8 2*4 2*8 |
VI. 1.3;1.4;1.6;2.3 | А) упражнение для рук 1;7;28;3;10 а Б) упражнение для туловища 24;25;28;29 В) упражнение для ног 11;13;14;15;17 Г) упражнение О.В. 31; | 2*4 2*4 2*8 2*8 |
VII. 1.5;3.3;3.4 | А) упражнение для ног на растягивание 36;3711;12;14;16 Б) для туловища выполнение с малым мячом 24,25 – модифицированные В) упражнение для рук с гантелями по 0.5 кг. 6;9;5;10;4;8 | 2*8 2*4 2*8 |
VIII. 1.3;1.4;1.6;2.3 | А) упражнение для рук со скакалкой 4;8 – со скакалкой 10;9 Б) упражнение для туловища со скакалкой 24;25 – модифицированные В) упражнение для ног со скакалкой скакалкой 11;12;15;17 Г) упражнение на растягивание 36;37 | 2*8 2*8 4*8 2*4 |
IX. 1.5;3.3;3.4 | А) упражнение для ног на растягивание 36;3711;12;14;16 Б) для туловища выполнение с малым мячом 24,25 – модифицированные В) упражнение для рук с малым теннисным мячом 6;9;5;10;4;8 | 2*8 2*4 2*8 |
2 курс
№ занятия | Средства | Дозировка |
I. 1.3; 1.6; 2.3; 2.4; 3.3; 3.4 | А) упражнение для рук 1.4;6.9;5-7;21 Б) упражнение для туловища 24;25;26 – модифицированные В) упражнение для ног 11;12;13;14;16;36;37 Г) упражнение О.В. 31 | 2*4; 2*8 2*8 2*8 2*8 |
II. 1.3;1.6;2.3;2.4;3.3;3.4 | А) упражнение для рук 5;3;8;9;10а – с мячом Б) упражнение для туловища со скакалкой 33;35 В) упражнение для ног 15;16;17;18;37;29 со скакалкой | 2*4; 2*8 2*4; 2*18 по 30с. 30 с. |
III. 1.4;1.5;2.3;2.4;3.3;3.4 | А) упражнение для рук 1;26;9;10 с мячом Б) упражнение для туловища со скакалкой 24;25 со скакалкой + добавить В) упражнение для ног 11;12;13;14 со скакалкой Г) упражнение О.В. | 2*4; 2*8 2*8 по 30с. |
IV. 1.4;1.6;1.5;2.3;2.4 | А) упражнение для рук 3;67;8;10;21 Б) упражнение для туловища 24;25;35 В) упражнение для ног 11;12;15;16;18;29 | |
V. 1.5;2.3;2.4 | А) упражнение для рук 3;67;8;10;21 Б) упражнение для туловища 24;25;35 В) упражнение для ног 11;12;15;16;18;29 |
3 курс
№ занятия | Средства | Дозировка |
I. 1.3; 1.6; 2.3 | А) упражнение для рук 1.7; 5;8;6;10 Б) упражнение для туловища 24;25;29 В) упражнение для ног 11;12;14;36;37 | 2*4; 2*8; 2*2 2*8 2*4; 2*8 |
II. 1.3;1.6;1.5;2.3;2.4 | А) упражнение для рук 2;8;59;19;21 Б) упражнение для туловища 24;25;26;29 В) упражнение для ног 11;12;13;14;36;37 Г) упражнение О.В. 31;32 | 2*2;2*4; 2*8 2*4; 2*8 2*4; 2*8 |
III. 1.4;1.5;2.3;2.4;3.3;3.4 | А) упражнение для рук 2;8;59;19;21 Б) упражнение для туловища 24;25;26;29 В) упражнение для ног 11;12;13;14;36;37 Г) упражнение О.В. 31;32 | 2*2;2*4; 2*8 2*4; 2*8 2*4; 2*8 |
IV. 1.4;1.5;2.3;2.4;3.5 | ||
V. 1.4;1.5;1.6;3.4 |
Заключение
Сохранение и укрепление подрастающего поколения: физического, психического, социального, является важной проблемой, как всего общества, так и конкретной школы.
Проблема сохранения и укрепления здоровья является особенно актуальной на современном этапе общественного развития, когда количество обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья весьма велико. Именно поэтому охрана здоровья признана главной задачей образовательных учреждений и является одним из приоритетных направлений политики государства. Охрана здоровья является главной задачей образовательного учреждения, которую должны решать все педагоги школы.
Формирование интереса к занятиям физической культурой должно основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности.
Занятия с элементами оздоровительной аэробики способствуют поддержанию активного интереса к физическим упражнениям. Интересы обучающихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепить свое здоровье, сформировать осанку, желание развивать двигательные и волевые качества. Для девочек это красивая фигура, гибкость, изящество движений и красивая походка. Всего этого позволяет добиться оздоровительная аэробика. Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремленности.
Используя в своих занятие элементы аэробики, наблюдается рост физических показателей, что находит отражение в приведенных нами данных общего уровня физической подготовки обучающихся.
Исследования показали, что занятия с элементами оздоровительной аэробики оказывают существенное влияние на уровень физической подготовки обучающихся. Были отслежены и проанализированы данные мониторинга физической подготовленности обучающихся за два года. А также проведен сравнительный анализ между группами, которые занимаются по данной программе и не занимаются по ней. Анализ показал, что у девочек, занимающихся оздоровительной аэробикой уровень физической подготовки вырос. Лучше всего обучающиеся выполняют нормативы по тестам на гибкость, бег на короткие дистанции, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места и разбега. Занятия с элементами оздоровительной аэробики оказывают положительный эффект, что повышает обучаемость и развивает двигательные качества более значительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ.
Преподаватель: Цепляева А.В. Дата: 27.05.2015, 01.06. – 03.06.2015г. Тема урока: Техника и методика обучения метания малого мяча, копья, гранаты. Цели урока: Обучающая. 1.Ознакомить студентов с те...
Методическая разработка по теме: "Инновации по лёгкой атлетике".
Выставление оценок по лёгкой атлетике....
История развития лёгкой атлетики.
Средства и методы в подготовке по разделу лёгкая атлетика...
Презентация к уроку по теме "Лёгкая атлетика"
Презентация для обучающихся...
конспект урока по лёгкой атлетике 11 класс
Тема: легкая атлетикаТип урока: комбинированныйЦель урока: Формирование личных представлений о разносторонней физической подготовленности Задачи урока: 1. Контроль прыжков в длину с разбега ...
Травматизм на занятиях физической культуры на примере вида спорта:лёгкая атлетика.
В спортивном мире много проблем, и одна из них - это травматизм. Движения спортсмена как напряженная, активная деятельность, связанная с рядом экстремальных ситуаций, требует хорошего здоровья. Высоки...
Методическая разработка урока по теме "Лёгкая атлетика"
Методическая разработка содержит теоретические основы по направлению "Лёгкая атлетика"...