Картотека игр краеведческого содержания
картотека
Представляю вашему вниманию подборку дидактических и лексических игр, главная направленность которых заключается в развитие речи дошкольников посредством ознакомления с родным городом – Соль-Илецком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_kraevedcheskogo_soderzhaniya.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Картотека игр краеведческого содержания.
Представляю вашему вниманию подборку лексических игр, главная направленность которых заключается в развитие речи дошкольников посредством ознакомления с родным городом – Соль-Илецком.
Дидактические игры.
«Изобрази явление природы».
Дидактическая задача: закрепить знания о явлениях природы, характерных для Оренбургского края (радуга, разлив, листопад, дождь, снег, туман, гроза, смерч, и др.)
Материалы: картинки с изображением явлений природы.
Ход игры: Ребенок изображает с помощью пантомимы явление природы, остальные — угадывают. После угадывания воспитатель показывает картинку с изображением этого явления. После этого обсуждается, когда это явление бывает, как часто, благодаря чему появляется, как долго длится.
«Соль-Илецкие тропы».
Дидактическая задача: закрепить умение ориентироваться по карте.
Материалы: карта Соль-Илецка, маленькие магнитики.
Ход игры: Детям задается маршрут от пункта А до Б, проложить дорогу по карте, показывая свой маршрут похода, отмечая его магнитиками.
«Как избежать неприятностей на природе».
Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах.
Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций на природе.
Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.
«Знакомьтесь, родной край».
Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае.
Материалы: фотографии с видами Соль-Илецка, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.
Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.
«Назови памятники архитектуры».
Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).
Материалы: изображения памятников архитектуры, карта Соль-Илецка.
Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по карте.
«Красный огонек».
Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных Соль-Илецкого района, занесенных в Красную книгу.
Материалы: картинки растений и животных.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
«Моя улица».
Дидактическая задача: закрепить знания о современных и старых названиях улиц.
Материалы: старые фотографии города Соль-Илецка, карта с улицами Соль-Илами.
Ход игры: Дети на карте города находят свою улицу и подписывают её название, затем в скобках пишут старое название(если есть).
«Собери кубики» (наборы старых кубиков, которым дали новую жизнь)
Дидактическая задача: Поддерживать активный интерес дошкольников к родному краю; Развивать внимание, мышление, усидчивость, и др.
«Найди отличия».
Дидактическая задача: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город растет, благоустраивается и лучшие его новостройки, удачно дополняют и развивают исторический облик древнего города.
Ход игры: Дети находят отличия сравнивая фото из прошлого и настоящего.
«Волшебные ленты дорог» (учебно-развивающая игра)
Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.
Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.
Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.
Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».
«Герб города» (игра)
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
- Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память. - Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета
лей при помощи шаблонов-накладок. - Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
игровой задачи.
«Район, в котором мы живём» (настольная игра)
Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.
Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».
Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.
«История родного города» (игра-лото)
Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.
Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком.
Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.
«Заколдованный город»
Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель: «расколдовать» город.
Ход игры.Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором вы живёте?
- Как давно был основан наш город?
- Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
- Какие памятники старины есть в нашем городе?
- Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
- Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.
Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
«Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Знаешь ли ты?»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города
Материал: портреты известных соотечественников
Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Продолжи пословицу».
Цель: знакомить с устным народным творчеством
Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
Лото «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.
Разложить на столе или полу карты.
Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.
Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую
карту ее положить.
Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.
«Птицы нашего города».
Цель: знакомить детей с птицами родного города
Материал: карточки с изображениями птиц
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Нарисуй узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Дети рисуют простой узор по образу.
«Одень куклу».
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре
Дети одевают куклу в национальную одежду.
«Сортируй узоры»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки народных промыслов
Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.
Собери узор.
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Лексические игры.
«Назови красиво».
«К кому кораблик приплывет-
красиво город назовет».
Задачи: упражнять в подборе прилагательных; воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры: дошкольники упражняются в подборе прилагательных (ласковых слов) к городу Соль-Илецку.
Вариантами этой игры служат упражнения: "Доскажи словечко"; "Кто больше".
«Найди герб».
Задачи: продолжать знакомить детей с историей родного города, закреплять знания о символах Соль-Илецка.
Ход игры: дети находят герб родного города и составляют о нем рассказ.
«Я – экскурсовод».
Задачи: учить детей находить и называть памятные места города, рассказывать о них, развивать навыки чтения.
Ход игры: дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами.
«Пройдемся по улицам города».
Задачи: развивать лексико – грамматическую сторону речи; учить ориентироваться по карте города; закреплять знания названий улиц города.
Вариантами использования данной игры служат упражнения с картой и игра "А у нас" - дети рассказывают о своей доме и улице.
«Интервью».
Задачи: совершенствовать инициативную речь дошкольников; активизировать словарь детей; воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.
Оборудование: микрофон.
Ход игры: дети выступают в качестве корреспондентов или респондентов, рассказывающих о родном городе.
«Составь герб родного города».
Задачи: научить детей построению герба Соль-Илецка, составлению описательного рассказа о нем.
Ход игры: дети составляют герб Соль-Илецка, рассказывают о нем.
«Собери цветок».
Задачи: закреплять знания детей об истории родного города; учить детей составлять последовательные рассказы о родном городе; воспитывать гордость и уважение к истории и традициям Соль-Илецка.
Ход игры: дошкольники собирают цветок из разноцветных лепестков, на которых изображены символы для составления рассказа о городе Соль-Илецке.
«Волшебный кубики».
Задачи: учить детей составлению полных предложений, связного рассказа. Закреплять представления дошкольников о родном городе.
Ход игры:
Вариант №1: дошкольники составляют описательный рассказ о Соль-Илецке, используя картинный материал, расположенный на гранях куба.
Вариант №2: дети составляют полные предложения (загадки) рассказывая о символах города, иллюстрации которых расположены на гранях куба.
"На картинку посмотри, ее верно назови" - вариант использования данной игры.
«Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):
мама (какая?) — ...,
бабушка (какая?) — ...,
дедушка (какой?) — ...,
папа (какой?) — ....
«Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).
Шарф (чей?) — мамин, папин, ... .
Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... .
Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .
«Сравнить, кто старше/младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше),
папа — дедушка,
дядя — племянник,
внук — дедушка.
«Ответить на вопросы» (употребление родительного падежа имен существительных). r ;
У кого глаза добрые? (У бабушки).
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки? ...
«Рассыпавшиеся картинки».
Задачи: обучать составлять изображение по образцу, развивать внимание, память, мелкую моторику.
Ход игры: дети составляю из пазлов (частей) достопримечательности и памятные места города, рассказывают о них.
«Город будущего».
Задачи: учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
Ход игры: дети составляют рассказы о том, как они представляют город будущего, город своей мечты.
«Загадки о городе».
Задачи: формировать речевые навыки - обогащать словарный запас, монологическую речь; развивать мышление и внимание.
Ход игры: дошкольники отгадывают и составляют загадки о родном городе.
«Я знаю».
Задачи: активизировать словарный запас детей; совершенствовать мышление, память внимание дошкольников; закреплять знания о родном городе.
Ход игры: дети встают в круг, педагог кидает мяч ребенку со словами: "Я знаю пять улиц города ..." Дошкольники заканчивают предложение, начатое педагогом.
«Я люблю всех» (назови ласково).
Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.
Представленные вашему вниманию игры по ознакомлению с городом Соль-Илецком способствуют не только расширению и активизации словаря дошкольников, но и развитию высших психических функций (логическому мышлению, вниманию, памяти). Игровые задания и упражнения формируют и совершенствуют инициативную речь детей, воспитывают гордость, любовь и уважение к родному городу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районной краеведческой конференции (обобщение опыта)
Обобщение опыта работы по краеведению...
Сценарий историко-краеведческой композиции "Краснодар архитектурный"
Классный час, посвященный 220-летию г.Краснодара для студентов специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...
Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"
Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности учащегося, как патриотизм, выражающегося в любви к малой родине, гордости за Отечество, приоритетно. Изу...
Программа эколого - краеведческого кружка "Юные экологи"
Программа способствует творческой самореализации учащихся с помощью организации эколого - краеведческой деятельности, на основе углубленного, комплексного изучения родного края....
Творческая работа по дисциплине: Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов.Тема: «Содержание усовершенствованных покрытий»
Правительство РФ внесло поправки в постановление N539 от 23 августа 2007 г., регулирующее предельные затраты на содержание дорог федерального значения. Теперь в постановлени...
Муниципальный проект «Создание заданий в формате PISA для формирования и оценки читательской компетенции учащихся на основе текстов краеведческого содержания»
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий,...