Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника.
статья на тему
В статье раскрывается значение продуктивных видов деятельности в развитии различных аспектов личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachimost_produktivnyh_vidov_deyatelnosti_v_razvitii_lichnosti_doshkolnika.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Н.В. – преподаватель СПб ГБПОУ «ПК № 8»
Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника.
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. К продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, театральная деятельность и др. Продуктивные виды деятельности значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов ( воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают творческий потенциал. Занятия различными видами художественной деятельности и конструированием создают основу для полноценного и содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении. Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представление ребёнка об окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему, что позволяет рассматривать продуктивную деятельность как средство диагностики когнитивного и личностного развития ребёнка – дошкольника. В процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация. Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребёнка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза. Продуктивная деятельность связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов ( бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребёнок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определённое отношение к окружающей действительности и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремлённости в работе, умении довести её до конца.
Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать материалы в определённой последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности. Использование в работе педагога ДОУ изобразительной деятельности и конструирования является и средством нормализации психических процессов ребёнка. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые ими при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата. Занятия продуктивной деятельностью обладают следующими психотерапевтическими свойствами:
- – повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий
- – повышают уровень интеллекта в целом
- – активизируют творческое мышление
- – повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние
- – снимают тревожность
- – улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев
- – развивают пространственное восприятие
- - совершенствуют визуальное, наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления
- – улучшают память.
Таким образом, занятия продуктивными видами деятельности являются важным средством всестороннего развития ребёнка.
Литература.
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва Мозаика – Синтез 2004 г.
- Ахунжанова С. Развитие речи дошкольника в продуктивных видах деятельности. //Дошкольное воспитание № 3. 1983 г.
- Веракса Н.Е., Веракса В.А. Проектная деятельность дошкольников. Москва Мозаика Синтез 2008 – 2010 г.
- Дьяченко О.Я. Развитие воображения дошкольника. Москва РАО 2000 г.
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Проектная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание №3 2003 г.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма освоения социального опыта. Москва 2000 г.
- Урунтаева Г.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва Издательский центр Академия 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа по разработке конспекта урока по продуктивным видам деятельности
Данный материал может оказать помощь студентам педагогического колледжа при разработке конспекта урока по продуктивным видам деятельности: методически грамотно планировать урок, видеть отличительные о...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения МДК.01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности ПМ.01.«Преподавание по программам начального общего образования» и МДК.01.06...
Комплект контрольно-оценочных материалов по комплексному экзамену МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобр
Область примененияКомплект контрольно-оценочных материалов по МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, МДК.02.04. Пр...
Учебное пособие по МДК 01.06 «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
В учебном пособии раскрывается значение уроков технологии и изобразительного искусства в современной системе общего образования, освещаются научные подходы к содержанию и методике преподавания данной ...
организация продуктивных видов деятельности в ДОУ
Содержание1. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника.2....
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интегрированные уроки давно являются частью образовательной программы, и могут связывать на первый взгляд несовместимые предметы. Не являются исключением и такие предметы начальной школы как...
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИИ ПО МДК 02.03. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
МДК 02.03. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...