Современные образовательные технологии в начальной школе.
статья на тему
Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня - качественное усвоение программного материала всеми учащимися. Показатель качественного усвоения изучаемого материала – активная познавательная деятельность учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в начальной школе.
Клишина Оксана Павловна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 г.Тамбов
Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня - качественное усвоение программного материала всеми учащимися. Показатель качественного усвоения изучаемого материала – активная познавательная деятельность учащихся на уроке.
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.
Для себя я определила тему работы: Современные технологии как средство развития индивидуальности младшего школьника, его интеллектуального и творческого потенциала.
Цель: «Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся через применение на уроках современные образовательных технологий»
Задачи:
Применять современные технологии для развития умственных и личностных качеств.
Важнейшим показателем продуктивности учения служит сформированность познавательной активности.
В результате в своих учениках я хочу видеть следующие качества познавательной самостоятельности:
*Постоянная потребность в знаниях.
*Умение самостоятельно мыслить.
*Способность ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче.
*Желание глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания.
*Способность высказать свою точку зрения, независимо от других.
Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
- личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания учебного материала;
- применения современных обучающих технологий.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
1.Технология проблемного обучения.
2. Исследовательская работа.
3. Здоровьесберегающие технологии.
4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
5. Игровые технологии.
1. Технология проблемного обучения.
Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово лестница.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически (лестница,[л,э?сн,ица].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
Математика
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Например, ученик получил задания: «К 4 прибавь 6 и помножь на 2». И другое: «К 4 прибавь 6, помноженное на 2». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
4 + 6 * 2 = 20
4 + 6 * 2 = 16
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(4 + 6) * 2 = 20
4 + 6 * 2 = 16
2. Исследовательская работа.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Решите задачу.
Петя на празднике съел 8 пирожных, а Вася на 4 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами.
Физминутки для глаз.
4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова.
И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности.
Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
5. Игровые технологии.
Например, на уроках русского языка в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие. «Соедини половинки слов».
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Использование современных технологии обучения накладывает свой отпечаток на успешность процесса обучения детей, на качество их знаний, сформированность УУД. Активизируется внимание детей к изучаемому материалу, появляется желание участвовать в учебном процессе, что способствует развитию познавательного интереса. Так, например, усвоение знаний учащихся по русскому языку заметно повышается в результате использования современных технологии обучения. Это доказывают следующие результаты : процент обученности составил 100%; процент качества повысился на 18,8%, средний балл увеличился на 0,25. Количество детей с высоким уровнем усвоения знаний увеличилось на 4 человека, что составило 14,8%; со средним уровнем усвоения знаний понизилось на 2 человека, что составило 7,4% -это произошло за счет снижения количества детей с низким уровнем усвоения знаний на 2 чел. (7,4%).
Количество детей с отсутствием интереса понизилось на 1 человека, что составляет 5%. Количество детей с уровнем любопытства повысилось на 2 человека, что составляет 10 человек. Количество детей с ситуативным учебным интересом повысилось на 2 человека, что составляет 10%. Результаты уровня устойчивого учебно-познавательного интереса не изменились. Количество детей с обобщенным учебно-познавательным интересом увеличилось на 1 человека, что составляет 5%.
Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что использование современных технологий способствует развитию у младшего школьника:
- логического, творческого, критического мышления;
- способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
- целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;
- способностей к самопознанию и самопониманию;
- эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;
- информационной компетентности.
Практика показывает, что учащиеся с удовольствием учатся, повысился интеллектуальный потенциал, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности.
Список литературы:
1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
2. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38
3. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5 . Золотухина.
4. Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).
5. Развитие исследовательских умений младших школьников // Под ред. Н.Б. Шумаковой.- М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).
Полезные ссылки:
http://www.nachalka.com/node/401
http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в условиях реализации федеральных образовательных стандартов НПО и СПО
Стандарт профессионального образования третьего поколения (ФГОС) имеет ряд особенностей: он построен на основе компетентностного подхода.Для формирования общих компетенций, усвоения и закреплени...
Роль информационных технологий в начальной школе
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок ...
Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...
Изучение современных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе начальной школы
МДК .01.09 Современные образовательные технологии в образовательном процессе начальной школы...
Презентация к занятию Школы начинающего преподавателя на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения»
Презентация выполнена к занятию Школы начинающего преподавателя второго года обучения на тему «Современные образовательные технологии: общая характеристика, особенности применения». Занятие проводится...
Методические рекомендации по проведению комплексного экзамена по профессиональному модулю ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе
В сборнике представлены основные требования к результатам освоения профессионального модуля, форма проведения экзамена, регламент, критерии оценки для студентов очной форы обучения Государственного бю...
Использование современных образовательных технологий в начальной школе.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетически...