Профориентационная игра "Перспектива"
классный час на тему
Цель и задачи игры – помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektiva.doc | 144.5 КБ |
perspektiva.ppt | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная игра «Перспектива»
Цель и задачи игры – помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.
Ведущие: педагог-психолог, воспитатель учебной группы.
Возраст: 10-11класс
Состав участников: 18 человек
Режим работы: 90 минут
Актуальность: Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего
Необходимые материалы:
- 3-4 набора фломастеров, маркеров различных цветов;
- ручки всем участникам;
- бумага формата А4 (в том числе заранее разрезанные пополам листы по количеству участников);
- бланки «зачетных листов» (см. приложение №1) – для каждого участника;
- текст теста с помеченными цветами ответов (см. приложение №2) – для каждого участника;
- листы с перечнем целей студенчества (см. приложение №3);
- листы с перечнем видов деятельности студента – 6-7 экземпляров (приложение №4);
- листы с перечнем жизненных целей (приложение №5)
- по 1 листу цветной бумаги (формата А4) следующих цветов: желтый, красный, зеленый, синий, коричневый;
- слайдовая презентация
Ход игры:
Игра начинается с тематической разминки и погружения в игровую ситуацию.
Упражнение «Те, кто...»
Ведущий. Станьте, пожалуйста, в тесный круг. (Ведущий стоит в центре круга, дает команду). Те, кто пришел сегодня на игру (у кого голубые глаза, кто собирается поступать в вуз, кто уже представляет, в какой области он хотел бы работать, и т.д.), поменяйтесь местами.
Задача людей, объединенных этим признаком, – поменяться местами, соблюдая главное условие – нельзя занимать соседнее освободившееся место. Задача ведущего – успеть стать в круг во время перехода участников с места на место. Оставшийся без места становится ведущим.
Упражнение «Здравствуй!»
Все участники становятся в 2 круга – внешний и внутренний – лицом друг к другу.
Ведущий. Сейчас мы в парах будем здороваться друг с другом, в каждой новой паре это будет происходить по-другому. Начали: поздоровайтесь с приятным для вас человеком, с человеком, которого вы уважаете, поздоровайтесь с бывшим одноклассником, встретившись через год после окончания школы.
Ведущий. Ребята, сегодня нам предстоит необычная игра. У вас будет возможность представить свое будущее, спланировать его, может быть, что-то изменить в нем или в отношении к нему, о чем-то задуматься. Возможно, в процессе игры у вас появятся какие-то вопросы, желание что-либо обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с психологом или на классном часе. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет зафиксирован в вашем «зачетном листе».
Раздаются «зачетные листы».
Участники игры садятся в круг на стулья.
Ведущий. Представьте себе, что вы расстаетесь с Кадетским корпусом : выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. 11 школьных лет позади... Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста.
Ведущий обсуждает с участниками их чувства. В конце обсуждения ведущий кладет в центр круга маркеры, фломастеры.
Ведущий. Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чувства и обозначить его в «зачетном листе».
Отметив цвет чувства, участники возвращаются в круг, ведущий раздает каждому по половинке листа А4.
Ведущий. Напишите каждый на своем листочке основные факторы, принципы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. После того как закончите, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать.
Ведущий помогает участникам скорректировать формулировки. Если среди игроков оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, ведущий предлагает им объяснить свою позицию.
Ведущий. Теперь подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чьи взгляды вам близки или интересны.
Ребята объединяются в группы.
Ведущий. Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора профессии: почему именно он кажется вам основополагающим или почему для вас он так важен.
Группы представляют списки своих аргументов. Ведущий организовывает дискуссию с обсуждением принципиальных мировоззренческих позиций: что важнее — обеспечить достаток семье или реализовать себя, нравственно ли: приносить пользу чужим людям в ущерб своим детям и т.д. Если среди участников оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, ведущий предлагает им аргументировать свою позицию.
Ведущий. Еще раз подумайте о принципе, следуя которому вы выбираете профессию. Решите, остаетесь ли вы в. своей группе или хотели бы перейти в другую, чьи взгляды оказались вам ближе? Участники переходят.
Ведущий. Запишите свой принцип выбора профессии в «зачетный лист».
Ведущий раздает каждому участнику лист с текстом теста. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, самостоятельно обдумывают и записывают значимые для них жизненные цели на ближайшие 5 лет после окончания школы.
Ведущий. Я зачитываю вслух текст теста (так же текст теста раздается каждому участнику(приложение №2), а вы выбираете варианты ответов, которые отражают вашу точку зрения. В каждом вопросе можно выбрать только один ответ. После выбора ответа отметьте в «зачетном листе» цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте. При завершении теста у вас должно быть отмечено 4 цвета.
Ведущий развешивает на стендах или стенах большие листы (А4) цветной бумаги.
Ведущий: Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к большому квадрату этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет.
Один ведущий называет цели студенчества и расшифровывает их, другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей: желтый – превращение в профессионала, красный – возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний, зеленый – активная студенческая жизнь, синий – устройство личной жизни, коричневый – карьерные устремления. Важным Моментом на данном этапе является разграничение для учеников двух похожих на первый взгляд целей – превращение в профессионала и возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и т. д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе получения опыта. Но это, как правило, предполагает в течение какого-то времени после окончания института работу в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.
Ведущий. Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите цель студенчества, которая вам ближе, назовите нам ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется более верной. (Участники переходят.) Занесите, пожалуйста, ваши цели в «зачетные листы».
Дети объединяются в группы по выбранным целям студенчества, заполняют «зачетные листы», самостоятельно работающие участники представляют и записывают свои цели.
Слайд с перечнем целей студенчества
- превращение в профессионала;
- возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний;
- активная студенческая жизнь;
- устройство личной жизни;
- карьерные устремления.
Ведущий. Сейчас вы будете работать в группах, объединенных одной целью студенчества. Мы дадим каждой группе листы со всевозможными видами деятельности студента. Ваша задача – выбрать из перечня дела и занятия студента, который учится в институте с той же целью, что и вы.
Ведущий раздает группам листы с перечнем видов деятельности студента (слайд ), кадеты составляют список дел студента.
Список видов деятельности студента
- серьезная подготовка к каждому экзамену;
- расширение круга знакомств;
- работа по специальности;
- поездки в студенческие лагеря;
- стажировки;
- походы;
- посещение научного кружка;
- свидания;
- поездки по мировым студенческим картам;
- посещение конференций;
- подработка;
- подготовка к семинарам;
- путешествие автостопом по миру;
- создание семьи, воспитание ребенка;
- сон на лекциях, прогуливание лекций;
- дискотеки;
- летние трудовые отряды;
- работа в научном обществе;
- чтение научной литературы;
- посещение выставок;
- спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка);
- расширение круга знакомств и т.д.
Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают перечень дел и занятий, необходимых для достижения поставленных целей.
Ведущий. Теперь составьте режим жизни студента в течение одной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами дел.
Ребята составляют и зачитывают другим группам режим недели. Участники, в чьи планы не входит продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают свой режим.
Ведущий. Представьте, что вы 5 лет живете в том графике, который вы только что нам прочитали. Что вы чувствуете?
Ведущий организовывает обсуждение, в конце которого участникам, не удовлетворенным составленным режимом, предлагается перейти в другую группу.
Ведущий. Запишите в «зачетных листах», с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы выйдете из вуза через 5 лет прожитой по вашему плану жизни. Зачитайте вслух свой «багаж».
Ребята зачитывают свой «багаж», обсуждают, затем все участники садятся в общий круг.
Ведущий. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными: для кого-то важнее всего – счастливая семья, для кого-то – успешная карьера или жизнь, наполненная сильными впечатлениями.
Второй ведущий раздает каждому участнику листочек с перечнем различных жизненных целей (слайд).
Перечень жизненных целей
- реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки;
- стать знаменитым;
- самосовершенствование;
- деятельность на благо людей, необязательно за деньги;
- успешная профессиональная карьера;
- жизнь, наполненная яркими впечатлениями;
- обеспеченная жизнь;
- семья.
Ведущий. Некоторые из этих целей легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу – например, трудно совмещать серьезную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу подумать, какая из перечисленных целей (или, возможно, ее нет в списке) является для вас самой главной.
В зале задернут сценический занавес, за ним заранее должны быть развешаны листы ватмана с написанными жизненными целями (на каждом листе – одна цель). Ведущий стоит около занавеса и по одному впускает за него участников, определившихся с выбором цели жизни. Участники проходят за занавес и становятся около листов.
Ведущий. Сейчас каждый может назвать значимую для него жизненную цель и обосновать свой выбор: какой личностный смысл он вкладывает в эту цель, что под ней понимает, почему именно она представляется наиболее важной?
Участники озвучивают и комментируют свой выбор, ведущий организовывают обсуждение.
Ведущий. Запишите выбранную вами жизненную цель в «зачетный лист».
Ведущий. А теперь посмотрите в свои «зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Быть может, есть какие-то несогласования?
Ребята делятся полученными результатами.
Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат своей работы: у кого то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов. Безусловно, все случаи нуждаются в акцентировании на игре, ведущему следует быть готовым к оказанию эмоциональной поддержки, к предложению индивидуальной консультации.
Ведущий. Большое спасибо всем за работу, я прошу сдать мне «зачетные листы».
Ведущий. Наша игра окончена. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может быть, кто-то хочет задать вопросы ведущим или друг другу?
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя _________________________________________
1. Название чувства (Цвет моего чувства) _______________________________________________________________________
2. Я выбрал эту профессию потому, что
______________________________________________________________________
3. Цвета моих ответов в тесте1. ______ 2.______ 3______. 4._______
4. Я иду в вуз прежде всего для того, чтобы
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Мой «багаж» _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Значимая для меня жизненная цель
_____________________________________________________________________________
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя _________________________________________
1. Название чувства (Цвет моего чувства) _______________________________________________________________________
2. Я выбрал эту профессию потому, что
______________________________________________________________________
3. Цвета моих ответов в тесте1. ______ 2.______ 3______. 4._______
4. Я иду в вуз прежде всего для того, чтобы
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Мой «багаж» _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Значимая для меня жизненная цель
Приложение №2
Бланк к тесту с пометками цветов ответов
во | Желтый | Красный | Зеленый | Синий | Коричневый |
Экзамен – это... | Возможность закрепить и систематизировать свои знания | Неприятная ситуация, всегда есть опасность получить неважную оценку и испортить диплом | Возможность в приятной компании провести ночь за подготовкой | Если преподаватель противоположного пола – возможность обратить на себя внимание | Блестящий ответ на экзамене дает возможность выделится на фоне однокурсников |
Я считаю, что посещать занятия... | Важно, особенно те, которые способствуют профессиональному росту; если курс неинтересный, то лучше пойти в библиотеку | Надо так часто, чтобы получить достаточные знания для успешной сдачи экзамена | Приходится, тем более что они бывают интересными | Надо, особенно те лекции, на которых объект твоих симпатий сидит за соседней партой или стоит за кафедрой | Необходимо и все, так как это характеризует тебя как ответственного и исполнительного человека |
Свободное время студента... | Его так мало: институт, библиотека, стажировка, научный кружок; в общем, не стоит и говорить о свободном времени | Принадлежит ему | Это встречи, тусовки, затеи, поездки, путешествия, безумные поступки –таких лет больше не будет | Это романтические ухаживания, плавно переходящие в брак | Это возможность построить отношения, которые в будущем помогут найти хорошую работу |
Подготовка к семинарам... | Это большая кропотливая работа: подготовить в библиотеке конспекты, осмыслить материал, продумать выступление | Необходимо подготовить ответы на вопросы, которые преподаватель обязательно задаст | Готовится, конечно, надо, но хорошо бы пойти в библиотеку с компанией друзей | Полезное занятие, если объект твоих симпатий сидит в библиотеке за соседним столом | Если пользоваться дополнительной литературой, можно продемонстрировать группе и преподавателю свою компетентность |
Приложение №3
Цели студенчества
- превращение в профессионала;
- возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний;
- активная студенческая жизнь;
- устройство личной жизни;
- карьерные устремления.
Приложение №4
Виды деятельности студента
- серьезная подготовка к каждому экзамену;
- расширение круга знакомств;
- работа по специальности;
- поездки в студенческие лагеря;
- стажировки;
- походы;
- посещение научного кружка, сообщества;
- свидания;
- поездки по мировым студенческим картам;
- посещение конференций;
- подработка;
- подготовка к семинарам;
- путешествие автостопом по миру;
- создание семьи, воспитание ребенка;
- сон на лекциях, прогуливание лекций;
- дискотеки;
- летние трудовые отряды;
- работа в научном обществе;
- чтение научной литературы;
- посещение выставок;
- спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка);
Перечень жизненных целей
- реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки;
- стать знаменитым;
- самосовершенствование;
- деятельность на благо людей, необязательно за деньги;
- успешная профессиональная карьера;
- жизнь, наполненная яркими впечатлениями;
- обеспеченная жизнь;
- семья.
Отчет
по профориентационной игре «Перспектива»
Дата проведения | 14 октября |
Продолжительность | 90 минут |
Участники | Обучающиеся 6курса 10 б группы , 13 чел. |
Тема: | Профориентационная игра «Перспектива» |
Цель и задачи :
| помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. |
Упражнения, психотехники, методики |
|
Наблюдение ведущего по ходу занятия | Все без исключения ребята проявляли активность по ходу игры. Во время упражнений у многих ребят возникал азарт при доказательстве своей точки зрения (они старались найти убедительные доводы, чтобы доказать свою правоту). |
Итоги, достигнутые результаты, выводы | Цели и задачи игры были выполнены в полном объеме, Участники игры показали свою заинтересованность и ответственно отнеслись к заданиям игры. Ими была понята основная идея занятия, которая заключалась в том, чтобы кадеты самостоятельно увидели причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а также оценили важность выбора жизненной стратегии и необходимости планирования своего будущего. |
Провела: педагог – психолог Ленина О.С.
Отчет
по профориентационной игре «Перспектива»
Дата проведения | 6 октября |
Продолжительность | 90 минут |
Участники | Обучающиеся 6курса 10 в группы , 13 чел. |
Тема: | Профориентационная игра «Перспектива» |
Цель и задачи :
| помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. |
Упражнения, психотехники, методики | 1упражнение «Те, кто…»; 2упражнение «Здравствуй!»; 3.деление на группы по принципу выбора профессии; 4.тест «Цели студенчества»; 5. составление графика студенческих дел на неделю; 6.выбор жизненных целей; 7.рефлексия |
Наблюдение ведущего по ходу занятия | Почти все ребята проявляли активность по ходу игры. Во время некоторых упражнений возникали споры, в которых каждая сторона старалась доказать свою точку зрения. |
Итоги, достигнутые результаты, выводы | Цели и задачи игры были выполнены в полном объеме, Участники игры показали свою заинтересованность и ответственно отнеслись к заданиям игры. Ими была понята основная идея занятия, которая заключалась в том, чтобы кадеты самостоятельно увидели причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а также оценили важность выбора жизненной стратегии и необходимости планирования своего будущего. |
Провели: педагог – психолог Ленина О.С.
воспитатели 6 курса Смыслова Т.В, Курсиш А.Ю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя _________________________________________ 1. Название чувства (Цвет моего чувства) _______________________________________________________________________ 2. Я выбрал эту профессию потому, что ______________________________________________________________________ 3. Цвета моих ответов в тесте1. ______ 2.______ 3______. 4._______ 4. Я иду в вуз прежде всего для того, чтобы ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Мой «багаж» _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 6. Значимая для меня жизненная цель ___________________________________________________________________________
ПРИНЦИП ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Защита Родины Продолжение династии Помогать людям Помощь народу Материальное благополучие Мое желание Защита Родины не только от врагов
Цели студенчества превращение в профессионала; возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний; активная студенческая жизнь; устройство личной жизни; карьерные устремления.
Защита диплома и возможность работы по профессии благодаря полученным знаниям Превращение в профессионала Активная студенческая жизнь Карьерные устремления Устройство личной жизни
Виды деятельности студента серьезная подготовка к каждому экзамену; расширение круга знакомств; работа по специальности; поездки в студенческие лагеря; стажировки; походы; посещение научного кружка, сообщества; свидания; поездки по мировым студенческим картам; посещение конференций; подработка; подготовка к семинарам; путешествие автостопом по миру; создание семьи, воспитание ребенка; сон на лекциях, прогуливание лекций; дискотеки; летние трудовые отряды; работа в научном обществе; чтение научной литературы; посещение выставок; спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка);
Перечень жизненных целей реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки; стать знаменитым; самосовершенствование; деятельность на благо людей, необязательно за деньги; успешная профессиональная карьера; жизнь, наполненная яркими впечатлениями; обеспеченная жизнь; семья. другая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее профориентационное занятие «Ежик в тумане»
Развивающее профориентационное занятие«Ежик в тумане» Задачи: Ø Оказывать первичную помощь в выборе профессиональных предпочтений, наиболее отвечающих ин...
Из опыта профориентационной работы
Проведение профориентационной работы в школах среди будующих абитуриентов техникума...
Профориентационная работа
Профориентация...
Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово
Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения ...
Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.
Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...
Профориентационная работа в Вольском медицинском колледже.
Профориентационная работа в Вольском медицинском колледже....