Профориентационная игра "Перспектива"
классный час на тему

Ленина Оксана Сергеевна

Цель и задачи  игры – помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektiva.doc144.5 КБ
Office presentation icon perspektiva.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:

 

1

Профориентационная игра «Перспектива»

Цель и задачи  игры – помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.

 Ведущие: педагог-психолог, воспитатель учебной группы.

Возраст: 10-11класс

Состав участников: 18 человек

Режим работы: 90 минут

Актуальность: Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего

Необходимые материалы: 

  • 3-4 набора фломастеров, маркеров различных цветов;
  • ручки всем участникам;
  • бумага формата А4 (в том числе заранее разрезанные пополам листы по количеству участников);
  • бланки «зачетных листов» (см. приложение №1) – для каждого участника;
  • текст теста с помеченными цветами ответов (см. приложение №2) – для каждого участника;
  • листы с перечнем целей студенчества (см. приложение №3);
  • листы с перечнем видов деятельности студента – 6-7 экземпляров (приложение №4);
  • листы с перечнем жизненных целей (приложение №5)
  • по 1 листу цветной бумаги (формата А4) следующих цветов: желтый, красный, зеленый, синий, коричневый;
  • слайдовая презентация

Ход игры:

Игра начинается с тематической разминки и погружения в игровую ситуацию.

Упражнение «Те, кто...» 

Ведущий. Станьте, пожалуйста, в тесный круг. (Ведущий стоит в центре круга, дает команду). Те, кто пришел сегодня на игру (у кого голубые глаза, кто собирается поступать в вуз, кто уже представляет, в какой области он хотел бы работать, и т.д.), поменяйтесь местами.

Задача людей, объединенных этим признаком, – поменяться местами, соблюдая главное условие – нельзя занимать соседнее освободившееся место. Задача ведущего – успеть стать в круг во время перехода участников с места на место. Оставшийся без места становится ведущим.

Упражнение «Здравствуй!» 

Все участники становятся в 2 круга – внешний и внутренний – лицом друг к другу.

Ведущий. Сейчас мы в парах будем здороваться друг с другом, в каждой новой паре это будет происходить по-другому. Начали: поздоровайтесь с приятным для вас человеком, с человеком, которого вы уважаете, поздоровайтесь с бывшим одноклассником, встретившись через год после окончания школы.

Ведущий. Ребята, сегодня нам предстоит необычная игра. У вас будет возможность представить свое будущее, спланировать его, может быть, что-то изменить в нем или в отношении к нему, о чем-то задуматься. Возможно, в процессе игры у вас появятся какие-то вопросы, желание что-либо обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с психологом или на классном часе. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет зафиксирован в вашем «зачетном листе».

Раздаются «зачетные листы».

Участники  игры  садятся в круг на стулья.

Ведущий. Представьте себе, что вы расстаетесь с Кадетским  корпусом : выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. 11 школьных лет позади... Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста.

Ведущий обсуждает с участниками их чувства. В конце обсуждения ведущий кладет в центр круга маркеры, фломастеры.

Ведущий. Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чувства и обозначить его в «зачетном листе».

Отметив цвет чувства, участники возвращаются в круг, ведущий раздает каждому по половинке листа А4.

Ведущий. Напишите каждый на своем листочке основные факторы, принципы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. После того как закончите, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать.

Ведущий помогает участникам скорректировать формулировки. Если среди игроков оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, ведущий предлагает им объяснить свою позицию.

Ведущий. Теперь подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чьи взгляды вам близки или интересны.

Ребята объединяются в группы.

Ведущий. Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора профессии: почему именно он кажется вам основополагающим или почему для вас он так важен.

Группы представляют списки своих аргументов. Ведущий организовывает дискуссию с обсуждением принципиальных мировоззренческих позиций: что важнее — обеспечить достаток семье или реализовать себя, нравственно ли: приносить пользу чужим людям в ущерб своим детям и т.д. Если среди участников оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, ведущий предлагает им аргументировать свою позицию.

Ведущий. Еще раз подумайте о принципе, следуя которому вы выбираете профессию. Решите, остаетесь ли вы в. своей группе или хотели бы перейти в другую, чьи взгляды оказались вам ближе? Участники переходят.

Ведущий. Запишите свой принцип выбора профессии в «зачетный лист».

Ведущий раздает каждому участнику лист с текстом теста. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, самостоятельно обдумывают и записывают значимые для них жизненные цели на ближайшие 5 лет после окончания школы.

Ведущий. Я зачитываю вслух текст теста (так же текст теста раздается каждому участнику(приложение №2), а вы выбираете варианты ответов, которые отражают вашу точку зрения. В каждом вопросе можно выбрать только один ответ. После выбора ответа отметьте в «зачетном листе» цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте. При завершении теста у вас должно быть отмечено 4 цвета.

Ведущий развешивает на стендах или стенах большие листы (А4) цветной бумаги.

Ведущий: Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к большому квадрату этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет.

Один ведущий называет цели студенчества и расшифровывает их, другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей: желтый – превращение в профессионала, красный – возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний, зеленый – активная студенческая жизнь, синий – устройство личной жизни, коричневый – карьерные устремления. Важным Моментом на данном этапе является разграничение для учеников двух похожих на первый взгляд целей – превращение в профессионала и возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и т. д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе получения опыта. Но это, как правило, предполагает в течение какого-то времени после окончания института работу в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.

Ведущий. Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите цель студенчества, которая вам ближе, назовите нам ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется более верной. (Участники переходят.) Занесите, пожалуйста, ваши цели в «зачетные листы».

Дети объединяются в группы по выбранным целям студенчества, заполняют «зачетные листы», самостоятельно работающие участники представляют и записывают свои цели.

Слайд с перечнем целей студенчества 

  • превращение в профессионала;
  • возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний;
  • активная студенческая жизнь;
  • устройство личной жизни;
  • карьерные устремления.

Ведущий. Сейчас вы будете работать в группах, объединенных одной целью студенчества. Мы дадим каждой группе листы со всевозможными видами деятельности студента. Ваша задача – выбрать из перечня дела и занятия студента, который учится в институте с той же целью, что и вы.

Ведущий раздает группам листы с перечнем  видов деятельности студента (слайд ), кадеты составляют список дел студента.

 Список  видов деятельности студента 

  • серьезная подготовка к каждому экзамену;
  • расширение круга знакомств;
  • работа по специальности;
  • поездки в студенческие лагеря;
  • стажировки;
  • походы;
  • посещение научного кружка;
  • свидания;
  • поездки по мировым студенческим картам;
  • посещение конференций;
  • подработка;
  • подготовка к семинарам;
  • путешествие автостопом по миру;
  • создание семьи, воспитание ребенка;
  • сон на лекциях, прогуливание лекций;
  • дискотеки;
  • летние трудовые отряды;
  • работа в научном обществе;
  • чтение научной литературы;
  • посещение выставок;
  • спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка);
  • расширение круга знакомств и т.д.

Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают перечень дел и занятий, необходимых для достижения поставленных целей.

Ведущий. Теперь составьте режим жизни студента в течение одной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами дел.

Ребята составляют и зачитывают другим группам режим недели. Участники, в чьи планы не входит продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают свой режим.

Ведущий. Представьте, что вы 5 лет живете в том графике, который вы только что нам прочитали. Что вы чувствуете?

Ведущий организовывает обсуждение, в конце которого участникам, не удовлетворенным составленным режимом, предлагается перейти в другую группу.

Ведущий. Запишите в «зачетных листах», с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы выйдете из вуза через 5 лет прожитой по вашему плану жизни. Зачитайте вслух свой «багаж».

Ребята зачитывают свой «багаж», обсуждают, затем все участники садятся в общий круг.

Ведущий. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными: для кого-то важнее всего – счастливая семья, для кого-то – успешная карьера или жизнь, наполненная сильными впечатлениями.

Второй ведущий раздает каждому участнику листочек с перечнем различных жизненных целей (слайд).

Перечень жизненных целей 

  • реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки;
  • стать знаменитым;
  • самосовершенствование;
  • деятельность на благо людей, необязательно за деньги;
  • успешная профессиональная карьера;
  • жизнь, наполненная яркими впечатлениями;
  • обеспеченная жизнь;
  • семья.

Ведущий. Некоторые из этих целей легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу – например, трудно совмещать серьезную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу подумать, какая из перечисленных целей (или, возможно, ее нет в списке) является для вас самой главной.

В зале задернут сценический занавес, за ним заранее должны быть развешаны листы ватмана с написанными жизненными целями (на каждом листе – одна цель). Ведущий стоит около занавеса и по одному впускает за него участников, определившихся с выбором цели жизни. Участники проходят за занавес и становятся около листов.

Ведущий. Сейчас каждый может назвать значимую для него жизненную цель и обосновать свой выбор: какой личностный смысл он вкладывает в эту цель, что под ней понимает, почему именно она представляется наиболее важной?

Участники озвучивают и комментируют свой выбор, ведущий организовывают обсуждение.

Ведущий. Запишите выбранную вами жизненную цель в «зачетный лист».

Ведущий. А теперь посмотрите в свои «зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Быть может, есть какие-то несогласования?

Ребята делятся полученными результатами.

Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат своей работы: у кого то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов.  Безусловно, все  случаи нуждаются в акцентировании на игре, ведущему следует быть готовым к оказанию эмоциональной поддержки, к предложению индивидуальной консультации.

Ведущий. Большое спасибо всем за работу, я прошу сдать мне «зачетные листы».

Ведущий. Наша игра окончена. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может быть, кто-то хочет задать вопросы ведущим или друг другу?

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя _________________________________________

1. Название чувства (Цвет моего чувства) _______________________________________________________________________

2. Я выбрал эту профессию потому, что

______________________________________________________________________

3. Цвета моих ответов в тесте1. ______ 2.______ 3______. 4._______

4. Я иду в вуз прежде всего для того, чтобы

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Мой «багаж» _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Значимая для меня жизненная цель

_____________________________________________________________________________

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя _________________________________________

1. Название чувства (Цвет моего чувства) _______________________________________________________________________

2. Я выбрал эту профессию потому, что

______________________________________________________________________

3. Цвета моих ответов в тесте1. ______ 2.______ 3______. 4._______

4. Я иду в вуз прежде всего для того, чтобы

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Мой «багаж» _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Значимая для меня жизненная цель

Приложение №2

Бланк к тесту с пометками цветов ответов

во

Желтый

Красный

Зеленый

Синий

Коричневый

Экзамен – это...

Возможность закрепить и систематизировать свои знания

Неприятная ситуация, всегда есть опасность получить неважную оценку и испортить диплом

Возможность в приятной компании провести ночь за подготовкой

Если преподаватель противоположного пола – возможность обратить на себя внимание

Блестящий ответ на экзамене дает возможность выделится на фоне однокурсников

Я считаю, что посещать занятия...

Важно, особенно те, которые способствуют профессиональному росту; если курс неинтересный, то лучше пойти в библиотеку

Надо так часто, чтобы получить достаточные знания для успешной сдачи экзамена

Приходится, тем более что они бывают интересными

Надо, особенно те лекции, на которых объект твоих симпатий сидит за соседней партой или стоит за кафедрой

Необходимо и все, так как это характеризует тебя как ответственного и исполнительного человека

Свободное время студента...

Его так мало: институт, библиотека, стажировка, научный кружок; в общем, не стоит и говорить о свободном времени

Принадлежит ему

Это встречи, тусовки, затеи, поездки, путешествия, безумные поступки –таких лет больше не будет

Это романтические ухаживания, плавно переходящие в брак

Это возможность построить отношения, которые в будущем помогут найти хорошую работу

Подготовка к семинарам...

Это большая кропотливая работа: подготовить в библиотеке конспекты, осмыслить материал, продумать выступление

Необходимо подготовить ответы на вопросы, которые преподаватель обязательно задаст

Готовится, конечно, надо, но хорошо бы пойти в библиотеку с компанией друзей

Полезное занятие, если объект твоих симпатий сидит в библиотеке за соседним столом

Если пользоваться дополнительной литературой, можно продемонстрировать группе и преподавателю свою компетентность

Приложение №3

Цели студенчества

  • превращение в профессионала;
  • возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний;
  • активная студенческая жизнь;
  • устройство личной жизни;
  • карьерные устремления.

Приложение №4

Виды деятельности студента

  • серьезная подготовка к каждому экзамену;
  • расширение круга знакомств;
  • работа по специальности;
  • поездки в студенческие лагеря;
  • стажировки;
  • походы;
  • посещение научного кружка, сообщества;
  • свидания;
  • поездки по мировым студенческим картам;
  • посещение конференций;
  • подработка;
  • подготовка к семинарам;
  • путешествие автостопом по миру;
  • создание семьи, воспитание ребенка;
  • сон на лекциях, прогуливание лекций;
  • дискотеки;
  • летние трудовые отряды;
  • работа в научном обществе;
  • чтение научной литературы;
  • посещение выставок;
  • спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка);

Перечень жизненных целей 

  • реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки;
  • стать знаменитым;
  • самосовершенствование;
  • деятельность на благо людей, необязательно за деньги;
  • успешная профессиональная карьера;
  • жизнь, наполненная яркими впечатлениями;
  • обеспеченная жизнь;
  • семья.

Отчет

по профориентационной игре «Перспектива»

Дата проведения

14 октября

Продолжительность

90 минут

Участники

Обучающиеся 6курса 10 б группы , 13 чел.

Тема:

Профориентационная игра «Перспектива»

Цель и задачи :

 

помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.

Упражнения, психотехники, методики

  1. упражнение «Те, кто…»;
  2. упражнение «Здравствуй!»;
  3. деление на группы по принципу выбора профессии;
  4. тест «Цели студенчества»;
  5.  составление графика студенческих дел на неделю;
  6. выбор жизненных целей;
  7. рефлексия

Наблюдение ведущего по ходу занятия

Все  без исключения ребята проявляли активность по ходу игры. Во время упражнений у многих ребят возникал азарт при доказательстве своей точки зрения (они старались найти убедительные доводы, чтобы доказать свою правоту).

Итоги, достигнутые результаты, выводы

Цели и задачи игры были выполнены в полном объеме, Участники  игры показали свою заинтересованность и  ответственно отнеслись к заданиям игры.  Ими была понята основная идея занятия, которая заключалась в том, чтобы кадеты самостоятельно увидели причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а также оценили важность выбора жизненной стратегии и необходимости планирования своего будущего.

Провела:                                  педагог – психолог Ленина О.С.

                                                 

Отчет

по профориентационной игре «Перспектива»

Дата проведения

6 октября

Продолжительность

90 минут

Участники

Обучающиеся 6курса 10 в группы , 13 чел.

Тема:

Профориентационная игра «Перспектива»

Цель и задачи :

 

помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.

Упражнения, психотехники, методики

1упражнение «Те, кто…»;

2упражнение «Здравствуй!»;

3.деление на группы по принципу выбора профессии;

4.тест «Цели студенчества»;

5. составление графика студенческих дел на неделю;

6.выбор жизненных целей;

7.рефлексия

Наблюдение ведущего по ходу занятия

Почти все ребята проявляли активность по ходу игры. Во время некоторых упражнений возникали споры, в которых каждая сторона старалась доказать свою точку зрения.

Итоги, достигнутые результаты, выводы

Цели и задачи игры были выполнены в полном объеме, Участники  игры показали свою заинтересованность и  ответственно отнеслись к заданиям игры.  Ими была понята основная идея занятия, которая заключалась в том, чтобы кадеты самостоятельно увидели причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а также оценили важность выбора жизненной стратегии и необходимости планирования своего будущего.

Провели:                                  педагог – психолог Ленина О.С.

                                                  воспитатели 6 курса Смыслова Т.В, Курсиш А.Ю.                                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальность: игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего и профессионального выбора. Цель и задачи: помочь старшеклассникам осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий в процессе профессионального самоопределения;

Слайд 2

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя _________________________________________ 1. Название чувства (Цвет моего чувства) _______________________________________________________________________ 2. Я выбрал эту профессию потому, что ______________________________________________________________________ 3. Цвета моих ответов в тесте1. ______ 2.______ 3______. 4._______ 4. Я иду в вуз прежде всего для того, чтобы ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Мой «багаж» _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 6. Значимая для меня жизненная цель ___________________________________________________________________________

Слайд 4

ПРИНЦИП ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Защита Родины Продолжение династии Помогать людям Помощь народу Материальное благополучие Мое желание Защита Родины не только от врагов

Слайд 5

Цели студенчества превращение в профессионала; возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний; активная студенческая жизнь; устройство личной жизни; карьерные устремления.

Слайд 6

Защита диплома и возможность работы по профессии благодаря полученным знаниям Превращение в профессионала Активная студенческая жизнь Карьерные устремления Устройство личной жизни

Слайд 7

Виды деятельности студента серьезная подготовка к каждому экзамену; расширение круга знакомств; работа по специальности; поездки в студенческие лагеря; стажировки; походы; посещение научного кружка, сообщества; свидания; поездки по мировым студенческим картам; посещение конференций; подработка; подготовка к семинарам; путешествие автостопом по миру; создание семьи, воспитание ребенка; сон на лекциях, прогуливание лекций; дискотеки; летние трудовые отряды; работа в научном обществе; чтение научной литературы; посещение выставок; спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка);

Слайд 8

Перечень жизненных целей реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки; стать знаменитым; самосовершенствование; деятельность на благо людей, необязательно за деньги; успешная профессиональная карьера; жизнь, наполненная яркими впечатлениями; обеспеченная жизнь; семья. другая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее профориентационное занятие «Ежик в тумане»

Развивающее профориентационное занятие«Ежик в тумане» Задачи:  Ø       Оказывать первичную помощь в выборе профессиональных предпочтений, наиболее отвечающих ин...

Из опыта профориентационной работы

Проведение профориентационной работы в школах среди будующих абитуриентов техникума...

Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово

Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения ...

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...

Профориентационная работа в Вольском медицинском колледже.

Профориентационная работа в  Вольском медицинском колледже....