Статья "Конкурс чтецов как средство формирования интереса к литературе у студентов".
статья на тему

Ильина Елена Александровна

В статье рассматриваются некоторые типы мотивации к обучению, а так же умения, полученные  в ходе проведения конкурсов чтецов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_chtetsov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический техникум

Статья

Конкурс чтецов как средство формирования интереса к литературе у студентов.

выполнила Ильина Елена Александровна,

преподаватель русского языка и литературы

Кемерово 2015 г.

Проблема утраты интереса учащихся к изучению отдельных предметов, впрочем как и к обучению вообще, является актуальной.

Проблема угасания интереса особенно касается русского языка и литературы. Ярким доказательством служит то, что мало кто из учеников называет русский язык самым любимым предметом. Если говорить о литературе, то интерес к этому предмету  если не угас совсем, то угасает с каждым годом.

Бесспорно мнение, что истинное изучение литературы невозможно без одновременного воспитания чувства прекрасного, чувства наслаждения художественным произведением. Познавательная функция литературы неотделима от эстетической. Поэтому одной из удачных форм развития художественно - эстетических способностей может быть конкурсы чтецов. Внеаудиторная работа предоставляет студентам возможность показать своё лицо, свою индивидуальность, раскрыть свои творческие способности. Строгие рамки урока регламентированы временем и программой. Условия проведения внеучебной работы отличаются от регламентации урока. Во внеаудиторной работе главными оказываются раскованность, доверие, доброжелательность, добровольность. Такие условия порождают желание общаться, инициативность в самостоятельной работе, желание углубить свои знания.
З
адачами такого конкурса являются: расширение возможностей самовыражения личности студента с учётом его индивидуальных особенностей; привлечение студентов с различным уровнем способностей; формирование профессионально - значимых качеств студента; создание условий для гармоничного развития личности.
Очень важно не только возбудить интерес к литературе, но и выявить и развивать у учащихся способности к таким видам искусства, как театр, музыка, живопись, которые тесно связаны с художественным словом. Кроме того, участие в конкурсах закрепляет такие человеческие качества, как ответственность, любознательность, целеустремлённость, развивает устную речь, то есть повышает общую культуру человека.
можно выделить несколько типов мотивации.
1 тип - познавательный. В неё включаются учащиеся, ориентированные на познавание. Для них главным является возможность проявить свои умения, поделиться ими с другими.
2 тип - коммуникативный. Для участников важно желание общаться с однокурсниками, знакомыми. Для них важно бывать с людьми, связанными общими увлечениями, расширять круг знакомых, встречаться с интересными людьми.
3 тип  рекреативный. Участники этого типа стремятся, прежде всего, отдохнуть, рассеяться, поднять настроение, ощутить приятные переживания, возбуждения.
4 тип - творческий. В него входят участники, ориентированные на эстетическое освоение мира, приобщение к прекрасному. Их привлекает возможность проявить свои творческие способности.
          Тем конкурсов огромное множество. Например, тема Великой Отечественной войны занимает особое место. Это своеобразное поэтическое осмысление того, что произошло много лет назад. Лирическими, нежными, задушевными могут быть темы, посвященные любви, дружбе, нравственности.
Обстановка непринуждённости, раскованности, дружелюбия обязательна на таких мероприятиях. Выступление превращаются в настоящий праздник. Каждое такое мероприятие требует усилий, выдумки, энергии, чтобы не повториться, найти изюминку.

           В ходе выступлений выделяются умения:
1) Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация, темпоритм, словарный запас, выразительность, правильность речи, эмоциональность.

2) Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция, движения.

3)Социально-перцептивные: восприятие, внимание, наблюдательность, воображение, понимание, профессионально-педагогическое мышление.
          Наблюдая за студентами, можно прийти к следующим выводам:
1. Они внимательны друг к другу и к окружающим людям;
2.   У них развито чувство ответственности за порученное дело, на них можно положиться;

3. У них появляется чувство собственной значимости.

Никогда нельзя забывать преподавателю, особенно словеснику, что он должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеклассной работе. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности студента, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Список источников и литературы:

  1. Васев, Д. В. Художественное чтение, или как уметь хорошо читать / Д. В. Васев // Alma Mater. – 2014. - № 1. - C. 83-88
  2. Романичева, Е. С. Чтобы чтение и обучение чтению было успешным… / Е. С. Романичева // Русская словесность. – 2012. - . № 2. - C. 7-13
  3. Семенова, Ю. Л. Диалог культур при формировании межкультурной компетенции учащихся как условие повышения качества образования [Электронный ресурс] / Ю. Л. Семенова // Вестник ЧГПУ. - 2010. - №10. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-pri-formirovanii-mezhkulturnoy-kompetentsii-uchaschihsya-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovaniya

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА

Опыт и эксперимент моей работы, с использованием на уроках АЯ сюжетно - ролевых игр как средсво формирования познавательного интереса в начальном звене...

ВКР: Формирование интереса к миру художественной литературы посредством поэтических произведений у детей среднего дошкольного возраста

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей среднего возр...

Формирование интереса к учению у студентов колледжа на примере преподавания дисциплины Отечественная история

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНОВ КОЛЛЕДЖА В ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ...

статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ПЕКАРЬ»"

В статье описан опыт формирования интереса к будущей профессиональной деятельности по профессии "Пекарь"...

Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности студентов на уроках истории

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теор...

«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)»

laquo;Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средствоформирования творческого мышления(на примере преподавания литературы и русского языка)»...

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетентностей студентов

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, про...