Классный час "Нельзя забывать"
классный час на тему
классный час в рамках военно-патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_nelzya_zabyvat.docx | 390.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Классный час
«Нельзя забывать»
Подготовил классный руководитель Журавлева О.И.
Барнаул 2015
Цели:
- Ознакомление учащихся с фактами Великой Отечественной войны
- Развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственности.
- Воспитание любви к Родине, к людям, одержавшим победу над фашизмом.
Участвуют 2 ведущих и 9 чтецов
1 ведущий
В апреле отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли интернациональное восстание против гитлеровцев, и вышли на свободу. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков.
2 ведущий
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало 23 концентрационных лагеря с двумя тысячами филиалов. По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.
1 ведущий
Трагедия Холокоста – это не только часть истории евреев, это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, постигший народы в годы Второй мировой войны – это разговор и о проблемах современной цивилизации, о её болезнях, об угрожающих ей опасностях.
2 ведущий
Десятилетиями это была для нас закрытая тема. Факты были известны, но немая память – плохой, ненадежный союзник людей. Мы должны говорить на эту тему, мы должны быть откровенными при её обсуждении, мы не должны бояться остроты возникающих вопросов. В длинной цепи подлых преступлений немецко-фашистских оккупантов особое место занимал насильственный угон в Германию мирных граждан – мужчин, женщин, детей. Это был самый ужасный и широкий по масштабам в истории увод на каторжный труд огромного количества людей, которых фактически угоняли в рабство. Из Советского Союза фашисты увезли 4 млн. 978 тыс. советских граждан. В секретном циркуляре от 4 декабря 1941 года, в частности, говорилось: «Немецкие квалифицированные рабочие должны работать в военной промышленности; они не должны копать землю и разбивать камни, для этого существует русский».
1 ведущий
Огромное количество людей пострадало во время Второй мировой войны. Среди жертв были люди самых разных национальностей – это и русские, и поляки, французы и цыгане, евреи и украинцы и т.д. Но только евреев и цыган убивали только за одну национальную принадлежность. Так в результате целенаправленного и планомерного уничтожения были лишены жизни в Европе свыше 6 млн. евреев, из них около 2,5 млн. были жителями бывшего СССР. До сих пор численность этого народа не может вернуться к отметке 1939-1940 г.
Трагедия Бабьего Яра. (сообщение 1 участника)
В Литве, в Белоруссии и на Украине были осуществлены десятки массовых убийств. 29-30 сентября 1941 г. в Бабьем Яру, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч человек.
В Киеве через неделю после захвата фашистами появилось объявление:
«Все жиды г. Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 г. в 8 часов утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбища). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, бельё, и проч.
Кто их жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян.
Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».
Уклониться от явки и скрыться удалось немногим. Остальные, включая детей и немощных стариков (мужчин призывного возраста среди них практически не было), подчинились, полагая, что немцы собираются выселить их в гетто. Вместо этого огромную толпу, насчитывающую почти 34 тыс. чел., построили в колоны по 100 человек, и повели к глубокому оврагу на окраине Киева – Бабьему Яру.
Прибывших евреев встречали пособники фашистов и направляли их к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее бельё. Раздетых евреев направляли в овраг приблизительно 150 метров длиной, 30 метров шириной, 15 метров глубиной. В этот овраг вело три узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, немцы хватали их и укладывали в ширину тремя аккуратными рядами, каждый шириной 60 метров. У каждого прохода в овраге находилось по 2 автоматчика (один из них действовал в одном конце оврага, другой – в другом) и находился один «укладчик», который укладывал жертву на трупы, что проходившему мимо автоматчику оставалось только сделать выстрел в затылок.
Все происходило очень быстро. Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин, детей. Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними.
Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы, этой страшной картиной, что могли только испустить крик ужаса. Случалось даже, что они сами укладывались в свой ряд и ждали выстрела.
С места, где происходило раздевание, овраг не был виден, так как он находился на расстоянии примерно 150 метров от первой груды одежды. В то время, как одни люди раздевались, а большинство ждало своей очереди, стоял большой шум. Кроме того, дул сильный ветер и выстрелов в овраге не было слышно. Поэтому евреи не знали, что в действительности происходило, они думали, что их просто переселяют.
В общей сложности за время оккупации в Бабьем Яру было уничтожено более 100 тыс. человек, преимущественно евреев.
Звучит музыка «Бухенвальдский набат».
1ведущий
Лагеря смерти.
Метод массовых убийств, используемый айнзацгруппами для достижения целей, поставленных Гитлером, вскоре был признан неэффективным. 20 января 1942 г. в пригороде Берлина – Вандеи состоялось совещание крупных нацистских деятелей, на котором они разработали и обсудили мероприятия, имеющие целью «окончательное решение еврейского вопроса в среде германского влияния». Гейдрих сообщил точное количество евреев, подлежащих ликвидации в 33 государствах.
Было решено создать в Польше 6 лагерей смерти, куда бы депортировалось еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибур, Майданек, Освенцим, Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы камеры и печи для сжигания трупов – крематории. С помощью этих орудий смерти в течении 1942 г. было уничтожено 3 млн. 250 тыс. евреев, живших в Восточной Европе.
(сообщение 2 участника)
Освенцим –лагерь на территории Польши, на реке Сола. В нем было истреблено свыше 4 млн. человек.
В лагерях Освенцима содержалось постоянно от 180 до 250 тыс заключенных. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения.
В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья; весной умывались и пили из луж.
Повсюду в бараках можно было видеть крыс, которые объедали трупы и даже набрасывались на умиравших, у коих не было сил с ними справиться. Больные и раненые не получали никакой медицинской помощи и были обречены на вымирание, особенно от эпидемий тифа, дизентерии.
Ограбление заключенных было возведено в систему. Миллионы людей, привозимых из разных стран в Освенцим, сразу же подвергались организованному ограблению.
7 марта 1945 года на кожевенном заводе Освенцимского лагеря были обнаружены 293 тюка запакованных женских волос общим весов 7 тысяч килограммов. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тысяч женщин.
Человеческие волосы перерабатывались в промышленный войлок и пряжу. Из расчесанных и срезанных женских волос вырабатывались для команд подводных лодок ступни чулок из волосяной пряжи и для служащих имперских железных дорог чулки из волосяного войлока.
В 1941 году в лагере Аушвиц, входившем в состав Освенцима, был выстроен для сжигания трупов первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей ядовитым веществом «циклон».
сообщение 3 участника
Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях.
Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях. Как правило, прибывших в эшелонах детей немцы сразу же направляли в газовые камеры и там истребляли. Только небольшую часть здоровых подростков оставляли для лагерных работ.
Детей заставляли работать по 15-20 человек – на лямках перевозить груженые повозки с разным грузом, но больше отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда увозились в крематорий. Работали с четырех часов утра до вечера.
В начале 1943 года заключенных стали татуировать, выбивая на руке пятизначный порядковый номер. Детям ставили номера на ногах – так как ребенок очень мал и номер, состоящий из пяти цифр, не поместился бы на маленькой руке.
Детей в возрасте от 8 до 16 лет немцы наравне со взрослыми изнуряли на тяжелых физических работах. Непосильный труд, истязания и побои быстро доводили каждого ребенка до полного истощения, и тогда его убивали.
Больше всего погибло детей в Саласпилсе. Им делали впрыскивание какой-то жидкости, давали отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по 150 человек. На детей немцы не считали нужным тратить боеприпасы, они уничтожали их ударом тупым предметом по голове.
Из воспоминаний советских воинов.
Много ужасного пришлось повидать. Только фашисты могли так надругаться над человеком. Война есть война, и гибель воинов неизбежна, но видеть истерзанных стариков, женщин, детей, - страшное зрелище. Сколько погибло от рук фашистов детей, подсчитать невозможно. И невозможно забыть маленькие изуродованные тела… Видеть трупы детей разных возрастов среди расстрелянных стариков и женщин, причем маленькие дети не были расстреляны – они были прижаты к груди матерей и задохнулись уже в могиле.
сообщение 4 участника
Майданек – концлагерь близ г. Люблин (1941-1944 гг.). Имел 10 филиалов. Было уничтожено около 1,5 тыс. чел. . Майданек. (Пауза) Предместье города Люблин в Польше. Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. Является центральным лагерем, имел филиалы Будздынь (под Краковом), Плащув (близ Кракова), Травники (под Веншем), два лагеря в Люблине. В Майданеке было истреблено около 1,5 миллионов человек. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.
. «Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.
«Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» - лагерь…»
сообщение 5 участника
Заксенхаузен – концлагерь в 30 км. От Берлина, крематории которого работали без перерыва. Суточная производительность колебалась от 1 тыс. – до 2 тыс. чел. Всего было уничтожено около 100 тыс. чел. из 27 стран. Особенно любили казнить, так называемых «парашютистов» - жертву вначале избивали, а затем приказывали сброситься с обрыва 40 метров.
В 1943 году вышел приказ о производстве мыла из человеческих тел и дубления человеческой кожи, сдираемой с умерщвленных людей. Проводились медицинские эксперименты. В концлагере создавалась коллекция скелетов и черепов. Профессор Хирт, занимавшийся ее созданием заявлял: «Мы имеем полную коллекцию черепов всех рас и народов».
Заключенных концентрационных лагерей умышленно подвергали лишениям. Одетых не по погоде, их выгоняли на работы в зной, дождь и морозы на семнадцать часов ежедневно, без выходных. При самом плохом питании их принуждали к тяжелейшему труду. Каждый миг их жизни был строго расписан и подконтролен. Медицинской помощи практически не было.
сообщение 6 участника
Маутхаузен Создан в июле 1938 года в 4 километрах от города Маутхаузен (Австрия) в качестве филиала лагеря Дахау. С марта 1939 года – самостоятельный лагерь. В 1938 – 1945 годах в Маутхаузене находилось около 335 тысяч человек из многих стран; только по сохранившимся записям, в лагере было зверски уничтожено свыше 122 тысяч человек. В Маутхаузене действовала подпольная организация сопротивления, поднявшая 5 мая 1945 года восстание. В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Дмитрий Михайлович Карбышев.
«…17 февраля 1945 года в 12 часов дня с очередной тысячей обреченных в Маутхаузен привезли Дмитрия Михайловича Карбышева. Его отобрали в особую группу и подвергли садистской изощренной казни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой. Узникам велели догола раздеться. При двенадцатиградусном морозе, на лютом ветру их держали несколько часов на площади.
Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали бездыханными. Остальных затолкали в баню под горячий душ. Оттуда – обратно на площадь, под нацеленные брандспойты – леденящий душ «шарко» на морозе.
И опять уцелевших в баню. А оттуда опять – на площадь. Потом немногие очевидцы рассказывали, как … по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра- от красного до фиолетового, - метались голые люди…Метались между стеной бани и каменной стеной, силясь подняться, спастись от острых, как жало, струй ледяной воды, бивших из брандспойтов…
Гоготали, ржали эсэсовцы, напором воды сбивая с ног тех, кто ещё пытался встать. Один за другим превращались в ледяные изваяния люди. И среди них один седовласый человек, упиравшийся каменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали его иссушенное мукой тело…
Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в живых! В последней несломленной гордости, в последних словах своих он был с теми, кто оставался на земле:
-Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!..
Кто был этот старик, медленно и неумолимо превращавшийся в ледяной памятник? Карбышев! Дмитрий Карбышев! Советский генерал. И были эти слова, передававшиеся из уст в уста, как знамя, как факел в ночи»
сообщение 7 участника
Бухенвальд Немецко- фашистский лагерь. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками Бухенвальда. Около 10 тысяч заключенных было казнено, в том числе почти 8,5 тысяч советских военнопленных. Всего в Бухенвальде замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей. 11 апреля 1945 года в условиях разгрома немецко-фашистских войск во Второй мировой войне узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого лагерь был ликвидирован восставшими. Этот день и стал считаться Международным днем освобождения узников концлагерей.
сообщение 8 участника
Дахау – первый концлагерь (1933-1945 гг.), находился в Баварии. Имел 130 филиалов. Погибло 70 тыс. чел. Дахау- первый концентрационный лагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 километрах от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми. В годы Второй мировой войны концлагерь имел около 125 лагерных отделений и так называемых внешних команд на военных предприятиях Южной Германии и Австрии. Действовавшая в Дахау организация заключенных 28 апреля 1945 года подняла восстание, сорвав фашистский план уничтожения оставшихся заключенных.
сообщение 9 участника
Равенсбрюк – женский концлагерь. Прошло через него 132 тыс. женщин. Средняя продолжительность жизни 9 мес. Всего было уничтожено 93 тыс. чел.
Терезинштадт – концлагерь на территории Чехословакии (1941-1945 гг.). Из 15 тыс. детей в живых осталось 100 человек. Детей истязали остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по сто пятьдесят человек. Заболевшим корью детям делали инъекции, после чего начиналось воспаление глаз, и через несколько дней глаза вытекали. У детей в лагере систематически выкачивали кровь.
2 ведущий
Фашисты хотели показать населению, что для них не существует преступлений с человеческой точки зрения, перед которыми они остановились бы.
В 1943 году на территории Львовской области (Украина) был создан Яновский лагерь. Это была фабрика смерти, где даже проводились специальные курсы, на которых обучали гестаповцев, как уничтожать людей. за 2 мес. Умертвили 8 тыс. детей.
Кроме расстрелов, в Яновском лагере применялись разные пытки, а именно: в зимнее время наливали в бочки воду, привязывали человеку руки к ногам и бросали в бочку. Таким образом он замерзал.
Людей избивали до полусмерти, вешали за шею, руки и ноги, а потом спускали собак, которые разрывали человека.
Ставили людей вместо мишени и производили учебную стрельбу. Кроме того, в лагере перед посылкой на работу проводили так называемую проверку физически здоровых мужчин путем бега на расстояние 50 метров, и если человек хорошо пробежит, т.е. быстро и не споткнется, то остается живым, а остальных расстреливали. Пытки, истязания и расстрелы в Яновском лагере совершались немцами под музыку. Обычно во двор, в центр лагеря, выводили оркестрантов. Это были заключенные музыканты. Стоя сомкнутым кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по несколько часов кряду одну и ту же мелодию – «Танго смерти» - так называли ее заключенные.
Находясь постоянно среди такого зверства, насилия, убийств, люди старались не терять присутствия духа. Они верили, что выстоят, что фашизм будет разгромлен, что наступит час освобождения, и как могли приближали эти минуты. В лагерях действовали подпольные организации. Узники тайно добывали информацию о положении на фронтах, распространяли ее среди заключенных, занимались вредительством на производстве, вооружались, совершали побеги, поднимали восстания …За все это узники подвергались жестоким наказаниям. Избитые до полусмерти, они по несколько дней не могли выходить на работу. Но и тогда в душе были горды, что хоть как-то смогли навредить фашистам.
Выжившим в застенках фашистских лагерей трудно и невыносимо вспоминать все это. Лагерники, умирающие сотнями от голода и болезней … Каторжный до изнеможения труд, избиения, издевательства, казни … Как они выжили, выстояли, не погибли? Думается, что просто любили Родину, имели человеческое достоинство.
1 ведущий
Холокост и современность.
Бухенвальдский набат. Как редко сейчас можно его услышать. А нужно ли сегодня знать о том, что было когда-то? До сих пор существуют различные точки зрения по этому вопросу. Одни считают, что пришло время простить и забыть. Другие полагают, что молодым людям трудно понять, что представлял собой Холокост, что нужно уберечь юношей и девушек, их чувства, психику от воздействия знаний об этой трагедии. Среди подростков в возрасте от 13 до 15 лет был проведен опрос: что ты слышал об Освенциме, Дахау, Майданеке? Ответы были самые разные:
· это были политические деятели;
· в этих городах проходили крупные сражения во время войны;
· многие отказались отвечать и только 2 человека из нескольких десятков сказали, что это концлагеря.
2 ведущий
Вопрос. Как вы думаете, нужно ли молодежи сегодня знать о Холокосте? Какие уроки следует с вашей точки зрения извлечь из истории Холокоста?
Изучение таких явлений как Холокост, поможет лучше понять опасность ориентации общественного сознания на предрассудки и стереотипы, распространенные в любом обществе.
История Холокоста предостерегает об опасности молчаливого согласия, апатии перед лицом любого вида угнетения и унижения человеческой лично
Мир Холокоста нужно воспринимать не только как память о людях, погибших во время войны, но и как предупреждение тем, кто сегодня пытается реализовать идеи и практику геноцида в разных частях света.
Изучение страшного прошлого – это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
Открытое мероприятие «Помни, никогда не забывай!»
Открытое мероприятие «Помни, никогда не забывай!» направлено на воспитание уважения к защитникам Отечества, к истории и судьбам людей своей страны. Через достоверные факты, использование мультимедийны...
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
"Тренируя тело - не забывай про душу"
Статья для публикации в журнале " Молодой ученый". Проблемы поднятые автором в статье,это падение духовно - нравственной культуры современной молодежи....
Дополнительный материал по философии. Отец забывает.
Отец забывает....