МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
рабочая программа на тему
Для разработки программы преподаватели могут брать за основу: авторские программы и примерные программы по данному предмету (в данном случае примерные программы являются обязательным документом- ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ).
Составитель программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_sostavleniyu_rabochey_programmy.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГОБУ СПО
«Иркутский техникум транспорта и строительства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Разработано : Э.Р. Линейцевой
(преподавателем иностранного языка)
Иркутск, 2014
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым преподаватель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретной группе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам.
Программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую. Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. (Примерные программы, разработанные в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов и разработанные в 2004 г., размещены на официальном сайте Минобрнауки России -http://www.mon.gov.ru/; примерные программы, подготовленные в рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования)
К программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана, относятся:
1. Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК).
Авторская программа - это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
2. Программы, составленные преподавателям или коллективом.
В этом случае для разработки программы преподаватели могут брать за основу: авторские программы и примерные программы по данному предмету (в данном случае примерные программы являются обязательным документом- ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ).
Составитель программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
3. Программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.
Программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, его статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов.
Методические рекомендации предназначены для начинающих педагогов и преподавателей-предметников, испытывающих затруднения при написании программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного курса и специальности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
• целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
• состояние здоровья учащихся;
• уровень их способностей;
• характер учебной мотивации;
• качество учебных достижений;
• образовательные потребности;
• возможности педагога;
• состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Разработка программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не учитываются цели и задачи образовательной программы учреждения;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Требования к оформлению программы
Текст программы педагога включает следующие основные структурные элементы:
1. Титульный лист (название программы).
2. Паспорт программы учебной дисциплины
3. Структура и содержание учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
5. Учебно-методическое обеспечение. Список литературы (основной и дополнительной).
6. Приложения к программе.
Все структурные элементы программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя. При необходимости программа дополняется рецензией другого ОУ.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы учреждения (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания.
6. Конкретность представления элементов содержания образования.
Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы | Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист | - полное наименование образовательного учреждения, - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением данного учреждения и директором с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы. |
Паспорт программы учебной дисциплины | - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (техникум, лицей, др.) учебного учреждения и определение специальности обучающихся; - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели,задачи; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана. |
Структура и содержание учебной дисциплины | - перечень разделов, тем последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - вид занятий (теоретические или практические, количество часов) перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: • основные изучаемые вопросы; • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; • формы и вопросы контроля; • возможные виды самостоятельной работы обучающихся. |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | В данном разделе прописываются требования к: - знаниям; - умениям; - компетенциям. Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся: - предполагаемые результаты; - система оценки достижений обучающихся; - инструментарий для оценивания результатов. |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной) | - методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для обучающихся; - интернет ресурсы; - образовательные диски. |
Приложения к программе | - основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов: - темы курсовых и творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации. |
Комментарий к структурным элементам программы педагога
1. Разработка и утверждение программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений.
2. Назначение паспорта программы учебной дисциплины в структуре программы состоит в том, чтобы:
• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Паспорт программы учебной дисциплины поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В паспорте программы учебной дисциплины должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебного плана, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
3. В структуре и содержании учебной дисциплины отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Структура и содержание учебной дисциплины традиционно представляют в виде таблицы.
Вариант 1
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся | Дата | ||
темы | Лабораторно-практические работы | Контрольные работы | |||||
1. | №1 Название изучаемой темы | ||||||
1.1. | Тема урока 1 | ||||||
В нижней части таблицы часы суммируются | |||||||
Итого |
Вариант 2
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | |||
1. | ||||
В нижней части таблицы часы суммируются | ||||
Итого |
Вариант 3
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | ||
В нижней части таблицы часы суммируются | ||
Итого |
Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
• единства содержания обучения на разных его уровнях;
• отражения в содержании обучения задач развития личности;
• научности и практической значимости содержания обучения;
• доступности обучения;
• соблюдения преемственности.
При описании содержания тем программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
• название темы;
• необходимое количество часов для ее изучения;
• содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
• требования к знаниям и умениям обучающихся;
• формы и вопросы контроля;
• возможные виды самостоятельной работы учащихся.
При заполнении тематического плана следует учитывать, что формулировка темы программы, тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
4. В блоке программы «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в тематическом плане. (Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).
5. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для обучающихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Список литературы включает в себя издания не ранее 2009 года выпуска.
________________________________________
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта программы. Один из вариантов программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретной группы. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого преподавателем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению и оформлению рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС для колледжа МГКБИТ
Методические рекомендации по составлению рабочей программы дисциплины в соответствии с ФГОС содержать шаблон и пошаговую инструкцию с поснениями по формированию и оформлению рабочей программы дисципли...
Методические рекомендации по составлению плана учебно-тренировочного занятия в ДЮСШ
Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию плана учебно-тренировочного занятия в спортивной школе. Материал так же содержит схему плана учеб...
Методические рекомендации по составлению дневника-отчета производственной практики (по профилю специальности)
Производственная практика является составной частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгал...
Методические рекомендации по составлению методических разработок теоретических уроков
Методическая разработка - это методическое пособие, рассчитанное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно организовать и наиболее эффективно провести занятие, обеспечить глубокое усво...
Методические рекомендации по составлению резюме на английском языке
Методические рекомендации по составлению резюме (CV) и сопроводительного письма (Cover Letter) на английском языке для специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...
Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"
Методическая разработка представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК...