Тематическое планирование ИЗО 3 КЛАСС ФГОС
рабочая программа на тему

Кабакова Елена Валентиновна

Тематическое планирование 3 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

п./п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид

 занятий

Виды и формы учебной деятельности

Оборудование

и материалы

Дата проведения

Искусство в твоем доме

8

план

факт

Твои игрушки.

1

Урок формирования новых знаний.

Фронтальная работа

Образцы игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Гжели.

Посуда у тебя дома.

1

Урок формирования новых знаний.

Индивидуальная работа

Рисование красками на бумаге

Посуда Гжели, Хохломы.

Альбом «Мастера Палеха»

Обои и шторы у тебя дома.

1

Урок формирования новых знаний.

Самостоятельная работа

Образцы обоев разного назначения.

Обои и шторы у тебя дома.

1

Урок формирования новых знаний.

Работа в группах Работа с бумагой и фломастерами

Образцы обоев разного назначения.

Мамин платок.

1

Урок формирования новых знаний.

Фронтальная и индивидуальная работа

Русские платки, ткань с растительным орнаментом.

Таблица «Композиция орнамента».

Таблица «Павлово – посадские платки».

Твои книжки.

1

Комбинированный урок.

Фронтальная работа Бумажное конструирование

Открытки.

1

Комбинированный урок.

Фронтальная работа

Бумажное конструирование

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

1

Урок совершенствования  знаний.

Самостоятельная работа

Искусство на улицах твоего города

7

Памятники архитектуры.

1

Урок формирования новых знаний.

Рисование, складывание из шаблонов

Таблица «Камень в архитектуре». Таблица «Камень в искусстве».

Парки, скверы,  бульвары.

1

Урок формирования новых знаний.

Рисование, аппликация

Ажурные ограды.

1

Урок формирования новых знаний.

Аппликация

Волшебные фонари.

1

Комбинированный урок.

Поделка

Прослушивание музыкальных фрагментов из оперы

Н.А. Римского Корсакова «Снегурочка».

Витрины.

1

Комбинированный урок.

Аппликация

Таблица «Витраж».

Таблица «Мозаика».

Удивительный транспорт.

1

Комбинированный урок.

Бумажное конструирование

Труд художника на улицах твоего города (села)

(обобщение темы).

1

Урок совершенствования  знаний.

Выставка работ

Художник и зрелище.

11

Художник в цирке.

1

Урок формирования новых знаний.

Рисование, складывание из шаблонов

Слайды «Театральные маски».

Художник в театре.

1

Урок формирования новых знаний.

Рисование, складывание из шаблонов

Плакаты, афиши.

Театр кукол.

1

Комбинированный урок.

Аппликация

Слайды «Театральные куклы».

Театр кукол.

1

Комбинированный урок.

Аппликация

Слайды «Театральные куклы».

Маски.

1

Комбинированный урок.

Рисование

С. Маршак «Цирк»,

слайды с клоунами, циркачами.

Маски.

1

Комбинированный урок.

Рисование

Слайды с изображением музейного интерьера.

Афиши и плакат.

1

Комбинированный урок.

Аппликация

Репродукции картин

И. Шишкина,

А. Куинджи,

И. Айвазовского.

Афиши и плакат.

1

Комбинированный урок.

Аппликация

Альбом «Третьяковская галерея».

Слайды. Третьяковская галерея, Эрмитаж, музей родного города.

Праздник в городе.

1

Комбинированный урок.

Поделка

Праздник в городе.

1

Комбинированный урок.

Поделка

Школьный карнавал (обобщение темы).

1

Комбинированный урок.

Конструирование

Художник и музей.

8

Музей в жизни города.

1

Урок формирования новых знаний.

Рисование на свободную тему

Слайды различных скульптур.

Картина – особый мир. Картина – пейзаж.

1

Урок формирования новых знаний.

Рисование

Картина – портрет.

1

Урок формирования новых знаний.

Рисование

Портреты В. Серова, И. Репина, художников эпохи Возрождения.

Картина-натюрморт.

1

Комбинированный урок.

Рисование

Репродукции натюрмортов Петрова – Водкина, В.Ван Гога и др.

Картины исторические и бытовые.

1

Комбинированный урок.

Рисование

Слайды «Мамаев курган», «Колокола Хатыни» и т. п.

Скульптура в музее и на улице.

1

Урок формирования новых знаний.

Лепка из пластилина

Слайды различных скульптур.

Скульптура в музее и на улице.

1

Комбинированный урок.

Лепка из пластилина

Слайды различных скульптур.

Художественная выставка

(обобщение темы).

1

Урок закрепления и совершенствования знаний.

Выставка работ



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе авторской программы академика РАО Б.М. Неменского, (сборник  рабочих программ УМК « Школа России»; Москва « Просвещение», 2011год)

Обоснование выбора УМК: изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели: - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Задачи:

-  овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями  работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.


Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. 

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. 

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств и режим занятий.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника  в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим
 методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные
формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

Рабочая программа рассчитана на  34  часа, т. е. 1 час в неделю

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-  сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-  сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусстве природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

-  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-  умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

-  овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-  использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач:

-  умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

-  сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

-  овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);

-  знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-  применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 3 классе:

Личностными результатами» является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

-   узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-  конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Содержание тем учебного курса:

№ п. п.

Наименование разделов

Всего часов

1

Тема 1. «Искусство в твоём доме».

8 часов

2.

Тема 2. «Искусство на улицах твоего города»

7 часов

3.

Тема 3. «Художник и зрелище»

11 часов

4.

Тема 4. «Художник и музей»

8  часов

Итого:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование 2 класс по ФГОС "Планета Знаний ".

Русский язык МатематикаЛитературное чтениеОкружающий мир...

Тематическое планирование 7 класс

Тематическое планирование 7 класс    Рабочая  программа  по  " Столярному  Делу"....

Календарно-Тематическое планирование 4 класс

Календарно -Тематическое планирование 4 класс...

календарно-тематическое планирование 4 класс Математика "Атамура"

                                            Математика...