Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории.
статья на тему
Aктуальные методики изучения личности в историческом процессе на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.nauchnyy_podkhod_v_izuchenii_istoricheskikh_lichnostey_na_urokakh_istorii.docx | 41.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукинова Валентина Петровна
преподаватель истории
ГБОУ СПО КМСК КК
г.Краснодар
Падалка Игорь Николаевич
преподаватель Основ философии
ГБОУ СПО КМСК КК
г. Краснодар
Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории.
Аннотация: актуальные методики изучения личности в историческом процессе на уроках истории.
Ключевые слова: история, историческая личность, роль личности в истории, методика.
Данная тема выбрана не случайно. Практика работы и в школе, и в колледже, высветила актуальность совершенствования методических приемов преподавателя, способствующих развитию у студентов самостоятельной творческой активности на уроках истории. Понятие личности играет в общественных науках очень важную роль.Человек как личность – предмет изучения социологии, философии, психологии, этики и других наук.
Известно, что феномен личности неразрывно связан с общественными свойствами человека: вне общества, без социализации индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью.Будучи в истории, действуя в обществе, человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.Личность выступает,в известной степени, как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личность, таким образом, - это индивидуальность, обладающая способностями мышления, сознания и самопознания, эмоциональными и волевыми качествами и связанный с окружающей его социальной средой, участием в общественно полезной деятельности по производству материальных и духовных благ.
В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других в каком-либо отношении, причем не только положительном (Владимир I, А. Невский, С. Радонежский, Д. Менделеев, С. Витте), но и в отрицательном смысле(М. Скуратов, Л. Берия).Определений и примеров конкретных великих личностей в истории множество. Но оценки их часто носят субъективный характер. Тем не менее, многие историки и политики стремятся «вывести на чистую воду «кто есть кто».
В XX в. учебники истории России были наполнены изображениями величия Николая II (до 1917 г.), В.И. Ульянова (Ленина) (с 1917 г. до рубежа 90-х г.), И.В. Джугашвили (Сталина) (с 1924 г. до 1954 г.), Н.С. Хрущева (с середины 50-х г. до середины 60-х г.), Л.И. Брежнева (с середины 60-х г. до начала 80-х г.). Между этими именами встречались С. Разин, К. Булавин, Е. Пугачев, то есть те, кто в той или иной форме выступал против существовавших до 1917 г. режимов. Но кто из них действительно личность?
Историки никогда не оставались равнодушными к выдающимся личностям. Одни выделяли и называли великих конкретных людей, занимающих самое высокое положение в государстве.Это было особенно свойственно Н.М. Карамзину, который отмечал, что историю человечества делают только такие люди. «Сии любимцы неба, - писал он, - рассеянные в пространствах времени, подобны солнцам, влекущим за собою планетные системы: они решают судьбу человечества, определяют путь его: жизнь их есть история народов» [3].
С.М. Соловьев возвышал роль личности не только в истории, но и как объект в историческом исследовании. Он отмечал, что у исторической науки «нет возможности иметь дело с народными массами, она имеет дело только с представителями народа» [7].
Однако, не все историки позволяли себе преувеличивать значение личности в истории. «Присматриваясь внимательнее к каждой личности (исторической), - отмечал, например, К.Н. Бестужев-Рюмин, - нельзя не видеть, как много ее деятельность обусловлена состоянием общества, посреди которого, она действует, и соединением разных обстоятельств, при которых она действует» [1]. В указанном смысле значение личности состоит в том, чтобы уметь воспользоваться обстоятельствами, подчинить их своей цели и устранить те, которые могут быть вредны для этой цели.
Таким образом, историческая проблематика плавно перетекает в историософскую, когда собственное «положение» в истории не только народа или государства, но каждого отдельного человека оказывается все более и более проблематичным. Как и насколько могут влиять решения индивида на «ход» мировой истории, свободен ли и в какой мере он в них, - такие вопросы встают перед философской мыслью последних двух столетий. Отсюда, ранее фактически неприметная для философии глубоко личностная сфера решений: собственный выбор отдельного человека, выбор сущностно прочерчивающий его жизненный путь, делающий его собственную историю именно такой, а не иной, начинает представлять немалую проблему.
Если в классической философии истории, а также в теориях культурно-исторических типов, исторический процесс мыслится как движение определенной необходимости, будь то «божественное провидение», «хитрость разума», «закономерности развития локальных культур» и т.д., где индивидуальная сфера решений представляется зависимой более или менее всецело от макроисторических процессов, а познание истории считается возможным (или невозможным) благодаря объективной точке зрения, на которую считает способным стать познающий субъект, то, например, при экзистенциально-онтологическом подходе все выглядит совершенно иначе. В нем первично историчным признается отдельное человеческое бытие, необусловленное никакой исторической необходимостью в своей свободе творчества [5].В этой связи сопряженность исторического и историософского анализа исторических событий о роли личности в истории становятся настоятельной необходимостью, вне которой глубокое понимание учащимся проблемы выбора возможностей в историческом процессе становится невозможным.
Следует так же отметить, что чаще всего личности не укладываются только в положительные или отрицательные характеристики. Им, как и каждому человеку, присуще все, лишь в разной мере. Поэтому в современной психологии, к примеру, есть 36 признанных определений личности. Выбрать наиболее правильное из них, соответствующее науке времени, - это дело учителя.
Таким образом, без знания исторических личностей, без исторического и историософского анализа этого феномена знание истории не может быть полным. К тому же, существовавшие установки «Дело в классах, а не в лицах» (ленинская) и «Апофеоз лиц. А где же марксизм» (сталинская) давно перестали быть бесспорными.
Трудность и одновременно актуальность изучения личности в историческом процессе обусловлена, помимо прочего, тем, что каждая личность, вошедшая в историю, выражала интересы каких-то групп людей, сословий, партий, классов, оставалась приверженцем какой-либо идеи.Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чем это и как проявлялось и т.д. - вот что не всегда попадает в поле зрения учащихся. А без этого и история бедна, и личности входят в нее будто только через имя, а не деяния.
Исторические личности порой меняли мировоззрение: одни - через осознание и интерпретацию реалий, другие - потому, что их вынуждали это сделать, третьи - чтобы «идти в ногу» с государственной властью. Как, к примеру, однозначно оценить первого русского социал-демократа Г.В. Плеханова, который бывал в единстве с В.И. Лениным и выступал против него, осуждал Русско-японскую войну 1904-1905 гг. и поддерживал русское правительство в I мировой войне?
Иногда исторические личности, особенно выдающиеся, попав на страницы новых учебников истории, публикаций и трудов, часто «преображаются» авторами до неузнаваемости. Раньше Николай II был «кровавым», теперь стал «великомучеником», почти святым. Сталин слыл «вождем всех народов», теперь числится в «сообщниках Гитлера», Керенский прошел путь от «первого демократа России, до «труса и подлеца, предавшего Россию». И в таком разночтении путаются не только учащиеся.
Следует также отметить, что многие учащиеся часто обретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. В результате, как показали опросы учащихся 9-11 классов двадцати областей России, многие из них готовы брать пример с Андропова, Бендеры,Гитлера, Гагарина, Мавроди, Чернышевского, Лужкова, Сталина, Аллы Пугачевой, Наполеона, Коперника, Жукова, Сахарова и т.д.[6]. Нетрудно представить, кто вырастет из подражателей Гитлеру, Распутину или Казанове.
В этой связи, изучение личностей в истории является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. И поэтому важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы. В этих целях в своей работе мы используем следующие подходы.
Вариант I.
Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые сущностные качества личности.
Таблица 1. Оценка правящей элиты России XX в.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Запоминание | Ознакомление | Усвоение | Уяснение, | Изучение оценок |
фамилии, | с этапами, | идейно- | чьи | личности ее |
имени | периодами и | теоретических | интересы | современниками |
личности | содержанием | (политических, | на том или | и современными |
деятельности | религиозных) | ином этапе | историками | |
личности. | платформ | данная | (политологами) | |
изучаемой | личность | |||
личности. | выражала. |
Предложенный порядок работы обеспечивает, как нам представляется, научный подход в изучении личностей.Однако, отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия (отсутствия) данного аспекта в деятельности личности.
Вариант II.
Учитель, не называя имени личности, пробуждает к ней простой человеческий интерес. Затем либо тут же на уроке, либо от занятия к занятию, напоминает о ней все новыми и новыми оценками. Наступает время, когда оценочной информации накапливается столько, что учащиеся узнают о ком идет речь.
К этому варианту относится изучение личностей через решение биографических задач. Сущность биографических задач заключается в следующем. Учитель, не называя фамилии, дает общую справку о предстоящей изучению личности. Учащиеся, изучая материал постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня узнавания «кто есть кто».
Вариант III.
Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государства, главных реформаторов, полководцев.
Таблица 2. Оценка правящей элиты России XX в.
№ | Качества | Личности |
1 | Сильный характер | Николай II,Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев |
2 | Стремление к истине | |
3 | Привязанность к идее | |
4 | Умение предвидеть дальнейший ход событий | |
5 | Риск | |
6 | Импровизация, порыв, страсть, эмоции | |
7 | Нетерпимость | |
8 | Русское «авось» |
Вариант IV.
Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях.
Вариант V.
Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, скажем, примерам из быта, увлечений, образованности.Как пример, на основе записей в дневникеЛ.И. Брежнева, можно проанализировать выдержку 1977 г.:«Был дома на даче, обедал. Борщ из свежей капусты. Смотрел хоккей, счет 1-0, ведет сборная СССР в матче со Швецией» и т.д.. Почему лидер страны писал об обедах в то время, когда нарастал экономический и политический кризис (время застоя)? Поиск ответов на эти вопросы подведет учащихся к более глубокому пониманию проблемы.
Вариант VI.
Определение качеств личностей по умению предвидеть будущее.
Никто -Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев не могли предсказать 90-е г. XX в. Смог только Л. Троцкий (о социальном перевороте 90-х г. XX в.).
Вариант VII.
Наращивание информации по основным направлениям (блоки) жизнедеятельности личности.
- Строки из биографии
- Государственный деятель
- Из личных сочинений
- Оценки
- Литература
В работе с персоналиями учащимся предстоит преодолеть болезнь взрослых - однобоко оценивать людей в зависимости от политического строя, в условиях которого личность действовала (действует), и идеологии, которая господствовала (господствует) в обществе.
По этой «логике» выходит:
- До Октябрьской революции 1917 г. все российские правители достойно правили народом и Россия процветала (Россия кормила весь мир).
- С октября 1917 г. правители были плохими, не думавшими ни о стране, ни о народе. (И как только сумели ликвидировать неграмотность, выиграть Великую Отечественную войну, поднять науку до мирового уровня, первыми выйти в космос).
При изучении личностей также недопустима категоричность в оценках: применение лишь одного из оценочных цветов - черного или белого, деление на «наших», «не наших», «коммуняк» и т.д.
Какой бы путь изучения исторических личностей не был бы учителем и учащимися избран, каждый из них должен понимать, что полностью объективную оценку человеку может дать только время.
Список литературы:
1.Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история. // [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st017.shtml
2.История России(в вопросах и ответах). Учебное пособие для преподавателей и студентов I курсов всех факультетов, абитуриентов [Текст] / под редакцией Ф.П. Зырянова. – Краснодар: Советская Кубань, 1996. - 380 с.
3.Карамзин Н.М. Историческое похвальное слово ЕкатеринеII. // [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http:// dugward.ru/library/ karamzin/karamzin_istoricheskoe_pohvalnoe_slovo.html
4.ЛеонидПарфенов.Намедни. 1946-2010.[Текст] -М:КоЛибри, 2014.
5.Проблема выбора возможностей в историческом процессе: Историко-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.03, кандидат философских наук Комоедов, Юрий Викторович. // [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/problema-vybora-vozmozhnostei-v-istoricheskom-protsesse-istoriko-filosofskii-aspekt
6.Путинцева Елена Валерьевна. Методика изучения исторической личности. // [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/594166/
7.Соловьёв Сергей. История России. Полный курс: в одной книге. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://territa.ru/load/1-1-0-6734
8.Фортунатов В.В., Снигирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие. [Текст] – СПб.: Питер, 2006. – 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный урок, как способ компетенстного подхода при изучении специальных дисциплин
О роли нетрадиционных форм обучения в учреждениях СПО. Необходимость использования современных образовательных технологий в обучении дисциплин профессионального цикла....
Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ
Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные знания по искусству Др...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Сегодня история, как наука, стремительно продвигается в различных направлениях. И в век громадного количества информации преподаватель обязан поспевать за этим вектором.В рамках данной статьи попробуе...
Презентация по английскому языку для обучающихся 1-го курса СПО "Исторические личности"
Презентация по английскому языку по теме "Исторические личности"....
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в России идет процесс модернизации школьного образования, направленный на совершенствование воспитательно-образовательной системы, которая должна подвести ребенка к пон...
Герменевтический подход в изучении художественных текстов на уроках литературы
Герменевтика – толкование, объяснение. Другими словами, герменевтика – это теория интерпретации текста, наука о понимании смысла написанного. Использование герменевтики - актуальная ...
статья Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках истории
Статья "Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках истории" опубликована в сборнике материалов Педагогические чтения -2023 (ПОЧУ У-У ТЭТ)...