Выступление на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной работе МАОУ ДОД СДЮСШОР".
учебно-методический материал по теме

Скворцова Ольга Григорьевна

 

Выступление на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

 в воспитательной работе МАОУ ДОД СДЮСШОР».

Роль тренера-преподавателя в воспитательной работе спортсменов очень важна. Хорошо организованные учебно-тренировочные занятия и соревнования воспитываю у спортсменов не только физические качества, но и чувство товарищества, дисциплинированности, волю и способность преодолевать трудности.

В век компьютерных технологий трудно себе представить воспитательный процесс без использования современных коммуникаций. Компьютер стал неотъемлемой частью в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса велики, прежде всего информационные технологии:

  • повышают и стимулируют интерес;
  • активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
  • позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
  • позволяют индивидуализировать воспитание;
  • предоставляют спортсменам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки сообщений, тематических бесед, показательных номеров и т.п.;
  • предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
  • создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.  

 

Возможностей использования ИКТ в воспитательной работе очень много,  основными из них можно отметить:

  • Для тренера-преподавателя:

- как новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на спортсмена;

- как инструмент контроля, учета, мониторинга воспитательного процесса;

- как средство коммуникации и педагогического просвещения родителей.

  • Для обучающихся:

- как качественно новый вид наглядности;

- как средство дополнительной мотивации к выбранному виду спорта;

- как индивидуальное развитие и самовоспитание;

- как эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер-преподаватель формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Главной функцией воспитания является обучение правилам жизни. В эту функцию входит и передача опыта социального и профессионального поведения, формирование необходимых (с позиций уровня общественной культуры) качеств, свойств, привычек личности и развитие ее способностей (нравственных – умений различать добро и зло; творческих – умений проявлять свои задатки и способности) и решение воспитательных задач:

1. Воспитание волевых качеств личности: активности, целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, организованности и требовательности к себе.

2. Воспитание спортивного трудолюбия.

3. Интеллектуальное воспитание – овладение специальными знаниями в области теории и методики выбранного вида спорта.

4. Воспитание чувства ответственности за порученное дело.

5. Воспитание бережного отношения к инвентарю и к собственности школы.

6.Самовоспитание спортсмена – сознательная деятельность, направленная на совершенствование собственной личности.

Основные направления воспитательной работы:

 

  1. Гражданско - патриотическое воспитание.

Это направление строится на основе формирования  у занимающихся высоких моральных качеств, преданности Родине, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия, развития качеств личности гражданина, спортсмена, верности спортивному долгу, гордости и ответственности за принадлежность к своей школе, городу, краю. 

С помощью информационно - коммуникационных технологий в нашей школе ежегодно обновляются стенды и витрины спортивной славы, где представлены фотографии, призы, награды, завоеванные спортсменами школы за время ее существования.

 

  • В 2004 года на базе МАОУ ДОД СДЮСШОР был открыт музей олимпийского чемпиона по тяжёлой атлетике (1988 г.), трёхкратного чемпиона мира, ЗМС СССР - Юрия Захаревича.

 

  • В методическом кабинете созданы видео и фото архивы.

 

  • Ежегодно проводится работа по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий, посвященные празднованию Дня Победы.

В мае 2013 года впервые был проведен  конкурс мультимедийных презентаций среди    обучающихся всех спортивных отделений МАОУ ДОД СДЮСШОР.

 

  1. Эстетико - нравственное воспитание.

Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия на личность спортсмена, его сознание, чувства и поведение. Они применяются тренером и коллективом для того, чтобы сформировать нравственные понятия, убеждения, чувства и привычки нравственного поведения. 

Систематическое участие в учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях регулирует и упорядочивают взаимоотношения между спортсменами, тренером, партнерами и соперниками по спорту на основе сознательного и добросовестного соблюдения правил, традиций, связанных с спортивной этикой.

Основные формы работы с обучающимися:

  • проведение тематических лекций и бесед (с использованием презентаций);
  • участие МАОУ ДОД СДЮСШОР на городских фотовыставках;
  • показательные выступления воспитанников МАОУ ДОД СДЮСШОР на различных мероприятиях;
  • организация и проведение конкурсов рисунков;
  • большую помощь в нравственном воспитании молодых спортсменов оказывают встречи с известными спортсменами города и округа;
  • проведение мастер-классы с ведущими спортсменами. 

 

  1. Работа с родителями.   

Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний.

Основные формы работы с родителями:

  • родительские собрания: анализ занятий, решение общих проблем;
  • тематические беседы;
  • организация встреч с медицинскими работниками по вопросам здоровья ребенка (гигиена, режим тренировок, режим питания, отдыха и т.д.)  с использованием видеоматериалов, презентаций.
  • консультация, анкетирование детей и родителей;
  • совместные встречи детей и родителей (походов, экскурсий) т.е. максимально возможное привлечение родителей в спортивную жизнь детей.
  • сайт школы – место обмена мнениями и получения необходимой родителям информации. На сайте школы можно познакомиться с историей школы, администрацией и педагогическими работниками, хронологией спортивно-массовых мероприятий, фотогалереей и ещё очень много полезной информацией.  

Воспитательное значение спортивно-массовых мероприятий с использованием ИКТ.

 

   Важная роль в воспитательной работе отводиться спортивно-массовым мероприятиям. Кроме воспитания у обучающихся понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее.

       С помощью информационно-коммуникативных технологий (н-р: видеоматериалов, фото)  можно отследить у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям (неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей).

Использование ИКТ в соревнованиях является средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде (группе).

Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями спортсменов во время соревнований, тем самым помогает тренеру-преподавателю  проанализировать свою работу в воспитательном процессе.

 

В итоге хотелось бы отметить, что пришедшие в область физической культуры и спорта современные компьютерные технологии становятся сегодня все более важным и востребованным средством обучения и воспитания спортсменов.

Грамотное и системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

 в воспитательной работе МАОУ ДОД СДЮСШОР».

Роль тренера-преподавателя в воспитательной работе спортсменов очень важна. Хорошо организованные учебно-тренировочные занятия и соревнования воспитываю у спортсменов не только физические качества, но и чувство товарищества, дисциплинированности, волю и способность преодолевать трудности.

В век компьютерных технологий трудно себе представить воспитательный процесс без использования современных коммуникаций. Компьютер стал неотъемлемой частью в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса велики, прежде всего информационные технологии:

  • повышают и стимулируют интерес;
  • активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
  • позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
  • позволяют индивидуализировать воспитание;
  • предоставляют спортсменам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки сообщений, тематических бесед, показательных номеров и т.п.;
  • предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
  • создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.  

Возможностей использования ИКТ в воспитательной работе очень много,  основными из них можно отметить:

  • Для тренера-преподавателя:

- как новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на спортсмена;

- как инструмент контроля, учета, мониторинга воспитательного процесса;

- как средство коммуникации и педагогического просвещения родителей.

  • Для обучающихся:

- как качественно новый вид наглядности;

- как средство дополнительной мотивации к выбранному виду спорта;

- как индивидуальное развитие и самовоспитание;

- как эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер-преподаватель формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Главной функцией воспитания является обучение правилам жизни. В эту функцию входит и передача опыта социального и профессионального поведения, формирование необходимых (с позиций уровня общественной культуры) качеств, свойств, привычек личности и развитие ее способностей (нравственных – умений различать добро и зло; творческих – умений проявлять свои задатки и способности) и решение воспитательных задач:

1. Воспитание волевых качеств личности: активности, целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, организованности и требовательности к себе.

2. Воспитание спортивного трудолюбия.

3. Интеллектуальное воспитание – овладение специальными знаниями в области теории и методики выбранного вида спорта.

4. Воспитание чувства ответственности за порученное дело.

5. Воспитание бережного отношения к инвентарю и к собственности школы.

6.Самовоспитание спортсмена – сознательная деятельность, направленная на совершенствование собственной личности.

Основные направления воспитательной работы:

  1. Гражданско - патриотическое воспитание.

Это направление строится на основе формирования  у занимающихся высоких моральных качеств, преданности Родине, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия, развития качеств личности гражданина, спортсмена, верности спортивному долгу, гордости и ответственности за принадлежность к своей школе, городу, краю.  

С помощью информационно - коммуникационных технологий в нашей школе ежегодно обновляются стенды и витрины спортивной славы, где представлены фотографии, призы, награды, завоеванные спортсменами школы за время ее существования.

  • В 2004 года на базе МАОУ ДОД СДЮСШОР был открыт музей олимпийского чемпиона по тяжёлой атлетике (1988 г.), трёхкратного чемпиона мира, ЗМС СССР - Юрия Захаревича.

  • В методическом кабинете созданы видео и фото архивы.

  • Ежегодно проводится работа по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий, посвященные празднованию Дня Победы.

В мае 2013 года впервые был проведен  конкурс мультимедийных презентаций среди    обучающихся всех спортивных отделений МАОУ ДОД СДЮСШОР.

  1. Эстетико - нравственное воспитание.

Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия на личность спортсмена, его сознание, чувства и поведение. Они применяются тренером и коллективом для того, чтобы сформировать нравственные понятия, убеждения, чувства и привычки нравственного поведения.  

Систематическое участие в учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях регулирует и упорядочивают взаимоотношения между спортсменами, тренером, партнерами и соперниками по спорту на основе сознательного и добросовестного соблюдения правил, традиций, связанных с спортивной этикой.

Основные формы работы с обучающимися:

  • проведение тематических лекций и бесед (с использованием презентаций);
  • участие МАОУ ДОД СДЮСШОР на городских фотовыставках;
  • показательные выступления воспитанников МАОУ ДОД СДЮСШОР на различных мероприятиях;
  • организация и проведение конкурсов рисунков;
  • большую помощь в нравственном воспитании молодых спортсменов оказывают встречи с известными спортсменами города и округа;
  • проведение мастер-классы с ведущими спортсменами.  

  1. Работа с родителями.  

Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний.

Основные формы работы с родителями:

  • родительские собрания: анализ занятий, решение общих проблем;
  • тематические беседы;
  • организация встреч с медицинскими работниками по вопросам здоровья ребенка (гигиена, режим тренировок, режим питания, отдыха и т.д.)  с использованием видеоматериалов, презентаций.
  • консультация, анкетирование детей и родителей;
  • совместные встречи детей и родителей (походов, экскурсий) т.е. максимально возможное привлечение родителей в спортивную жизнь детей.
  • сайт школы – место обмена мнениями и получения необходимой родителям информации. На сайте школы можно познакомиться с историей школы, администрацией и педагогическими работниками, хронологией спортивно-массовых мероприятий, фотогалереей и ещё очень много полезной информацией.  

Воспитательное значение спортивно-массовых мероприятий с использованием ИКТ.

 

   Важная роль в воспитательной работе отводиться спортивно-массовым мероприятиям. Кроме воспитания у обучающихся понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее.

       С помощью информационно-коммуникативных технологий (н-р: видеоматериалов, фото)  можно отследить у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям (неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей).

Использование ИКТ в соревнованиях является средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде (группе).

Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями спортсменов во время соревнований, тем самым помогает тренеру-преподавателю  проанализировать свою работу в воспитательном процессе.

В итоге хотелось бы отметить, что пришедшие в область физической культуры и спорта современные компьютерные технологии становятся сегодня все более важным и востребованным средством обучения и воспитания спортсменов. 

Грамотное и системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."

Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной  информационно  - коммуникативной технологи...

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Статья на тему: Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в преподавании естественных наук

В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную дея...

Статья на тему: «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании.»

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией ипрактикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ,ориентированных на реализацию психолого...

Выступление на тему: «Использование цифровой технологии на уроках физики»

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий. Обучение любому предмету, в том числе и физике...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе...