Использование элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении режима дня воспитанниками
статья на тему
Использование элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении режима дня воспитанниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов здоровьесберегающих технологий при
выполнении режима дня воспитанниками
Жижка Александр Валерьевич-
воспитатель-классный руководитель учебного курса
ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище МО РФ»
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических нагрузок»
В. А Сухомлинский
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска, и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
Это такие факторы, как:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (ММ. Безруких и др., 2002).
Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Перед педагогом(воспитателем) стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и что очень важно, сохранить их здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ это:
-условия обучения ребенка в общеобразовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащегося;
-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
«Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В.
Классификация здоровьесберегающих технологий :
1.Медико-гигиенические технологии
2.Физкультурно-оздоровительные технологии
3.Экологические здоровьесберегающие технологии
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
5.Здоровьесберегающие образовательные технологии
Медико-гигиенические технологии
-первичная диагностика отклонений в состоянии здоровья;
- определение направлений индивидуальной медицинской работы с каждым ребенком, поступившим в училище;
- оказание первой медицинской помощи;
-проведение углубленных медицинских осмотров;
-медицинский контроль соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режимов, своевременная вакцинация и диспансеризация.
-проведение еженедельных и ежедневных уборок , проветривание спальный и учебных помещений
-систематическая помывка личного состава
Физкультурно-оздоровительные технологии
-плановые занятия по физической подготовки, занятия в спортивном зале, бассейне, на свежем воздухе
-четкий режим дня,
-регулярные утренняя зарядка на улице занятия в спортивном зале,
-прогулки на свежем воздухе,
- занятия в спортивных секциях,
-регулярные спортивно-оздоровительные мероприятия,
Физическое воспитание нахимовцев организуется и проводится в форме учебных занятий (уроков), утренней физической зарядки (3 комплекса) и физической тренировки в процессе учебной деятельности и занятий дополнительного образования.
В данный момент в училище имеется комплекс физкультурно-оздоровительной и досугово-массовой работы, в состав которого входят: игровая площадка по волейболу, баскетболу и мини-футболу, спортивный зал, зал для занятий рукопашным боем, тренажёрный зал, плавательный бассейн.: тренажеры, турники, беговые дорожки, плац для строевой и военной подготовки.
Силами училища проводятся Дни здоровья, соревнования по различным видам спорта, организованы спортивные секции и кружки: «Армейский рукопашный бой», «Баскетбол», «Футбол», «Волейбол», «Самбо», ,«Плавание», Воспитанники регулярно участвуют в различных соревнованиях городского и регионального уровня
Экологические здоровьесберегающие технологии
Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
В училище это - и обустройство приучилищной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в училище отвечает его начальник. В НВМУ периодически проводятся инструктажи по требованиям безопасности, тренировки по действия в случаях чрезвычайных ситуациях, классные часы.
. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
способствующих предотвращению состояния переутомления,
гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с воспитанниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне училища, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу :
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только воспитанников, но и их родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья учащихся.
Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива училища стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
-наличие эмоциональных разрядок на уроках;
-чередование позы с учетом видов деятельности;
-использование физкультурных пауз на уроках
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Учителями были разработаны интегрированные курсы, что позволило
снизить учебную нагрузку учащихся. Разработаны коммуникативные связи между образованием и оздоровлением учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)
В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...
Использование элементов игровых технологий при изучении курса "Экономическая и социальная география мира"
Использование элементов игровых технологий при изучении курса "Экономическая и социальная география мира"...
Использование элементов информационных технологий в учебном процессе
Современные информационные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни и становятся неотъемлемой ее частью. В связи с этим увеличивается потребность общества в подготовке специалистов, владеющих...
Разработка урока по аналитической химии и учебной практике (с использованием элементов кейс технологии) Тема: Аналитические реакции катионов
Урок учебной практики на тему «Аналитические реакции катионов» предусмотрен рабочей программой ПМ 02. УП.02. разработанный преподавателем Островской Г.Е. и мастером п/о Хасанов...
Самоанализ занятия "Партерная гимнастика как элемент здоровьесберегающих технологий"
Самоанализ занятия "Партерная гимнастика как элемент здоровьесберегающих технологий"...
Методическая разработка урока по МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос» с использованием элементов кейс - технологии
Методические разработки открытых уроков по специальным предметам по профессии "Парикмахер"...
Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры
Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры...