Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ
методическая разработка на тему
Аннотация примерной программы профессионального модуля
Выполнение шрифтовых работ
Область применения программы
Примерная программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение шрифтовых работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Изготавливать простые шаблоны..
2. Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.
3. Выполнять художественные надписи.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональной подготовке и повышении квалификации работников по профессии 12565 Исполнитель художественно-оформительских работ при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Виды учебной работы и объём учебных часов
Вид учебной работы | Объём, ч |
Всего | 108 |
Максимальная учебная нагрузка | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 72 |
в том числе лабораторные работы и практические занятия | 72 |
Самостоятельная работа обучающегося | 46 |
Учебная практика | 72 |
Производственная практика | 108 |
Учебная практика проводится в лаборатории Шрифтовых работ рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Программа модуля предусматривает итоговую (концентрированную) производственную практику. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствуют профилю модуля.
Содержание обучения по профессиональному модулю
Раздел 1. Выполнение шрифтовых работ в художественном оформлении. | ||
МДК 1. Техника шрифтовых работ в художественном оформлении | ||
| Тема 1. | Технология выполнения шрифтовых работ. |
| Тема 2. | Технология изготовления простых шаблонов и трафаретов оригинальных шрифтов и декоративных элементов. |
| Тема 3. | Технология выполнения художественных надписей. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выполнение шрифтовых работ | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский строительный колледж»
Комплект оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации по
ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ
ОПОП по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
Форма проведения оценочной процедуры
Экзамен квалификационный
Нижневартовск, 2014
Организация-разработчик: бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский строительный колледж»
Разработчик:
БУ НСК мастер п/о Исмагилов Р.Р.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты от работодателя:
_______________________________________________________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_______________________________________________________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Согласовано
зам. директора по УР /__________/ Е.А. Дмитриева
(инициалы, фамилия)
зам. директора по УПР /__________/ Н.И. Белаш
(инициалы, фамилия)
I. Паспорт комплекта оценочных средств
Общие положения
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ обязательной части основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ.
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ, разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ.
Результатом освоения профессионального модуля ПМ.02
Выполнение шрифтовых работ является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности ВПД Исполнение художественно-оформительских работ.
Для подтверждения такой готовности обязательна констатация сформированности у обучающегося всех профессиональных компетенций, входящих в состав профессионального модуля. Общие компетенции формируются в процессе освоения ОПОП в целом, поэтому по результатам освоения профессионального модуля возможно оценивание положительной динамики их формирования.
Оценка освоения профессиональных компетенций происходит поэтапно по накопительной системе на протяжении освоения программы модуля ПМ.02Выполнение шрифтовых работ, на дифференцированных зачетах по учебной и производственной практике, освоение профессиональных и общих компетенций подтверждается документами, (протоколы результатов ДЗ, оценочными листами, листами наблюдения, дневниками практики).
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный).
Экзамен (квалификационный) включает:
- выполнение тестовых заданий;
- выполнение компетентностно - ориентированных заданий.
- Результаты освоения модуля, подлежащие проверке (заполненная матрица-таблица)
- Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю
Элемент модуля | Название МДК | Формы промежуточной аттестации |
МДК.02.01 | Техника шрифтовых работ в художественном оформлении. | ДЗ |
УП |
| - |
ПП |
| - |
ПМ.02 | Выполнение шрифтовых работ | Экзамен (квалификационный) |
2. Паспорт комплекта оценочных средств
Матрицы логических связей между объектами (предметами) контроля и разделами (темами) профессионального модуля:
ПМ.02 Выполнение подготовительных работ
Разделы (темы) программы МДК ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ | Объекты (предметы) контроля (знания, умения) | ||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | ||||||||||||||||||||||||
Основные понятия черчения; | Правило выполнения чертежей; | Основные сведения о чертежном шрифте; | Основные виды шрифтов, их назначение; | Ритмы наборов шрифтов; | Последовательность выполнения шрифтовых работ; | Методы расчетов текста по строкам и высоте; | Методы перевода и увеличения знаков; | Приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления; | Приемы заполнения оконтуренных знаков; | Приемы заправки кистью шрифтов, виньеток; | Приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно – прозрачных трафаретов, нормографов; | Правило пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ; | Правило техники безопасности при выполнении шрифтовых работ. | Выполнять надписи различными шрифтами; | Наносить надписи тушью, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных плоскостях из различных материалов; | Выполнять основные приёмы техники черчения; | Производить разметку по готовым шаблонам и трафаретам; | Переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта; | Заполнять кистью и маркером оконтуренные буквенные и цифровые знаки; | Наносить надписи, нумерации и виньетки по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест; | |||||
МДК 02.01 Техника шрифтовых работ в художественном оформлении | |||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Простые шрифты | |||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Древняя, Рубленая. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
Тема 2. Агат, Букварная, Хельветика. | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
Раздел 2. Оригинальные шрифты. | + | ||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Литературная, Банниковская, Ладога, Лазурского. | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||
Тема 2. Times Roman и Baskerville. | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Художественные надписи | |||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Египетское иероглифическое письмо. | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
Тема 2. Плакатная. | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
Тема 3. Каллиграфия. | + | + | + | + | + |
Темы программы учебной и производственной практик ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ | Объекты (предметы) контроля (умения, практический опыт) | |||||||||
Умения | Практический опыт | |||||||||
Выполнять надписи различными шрифтами; | Наносить надписи тушью, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных плоскостях из различных материалов; | Выполнять основные приёмы техники черчения; | Производить разметку по готовым шаблонам и трафаретам; | Переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта; | Заполнять кистью и маркером оконтуренные буквенные и цифровые знаки; | Наносить надписи, нумерации и виньетки по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест; | Изготовление простых шаблонов; | Вырезание трафаретов оригинальных шрифтов и декоративных элементов; | Выполнение художественных надписей различных видов, в том числе таблиц. | |
Учебная практика | ||||||||||
Подготовка эскизов методом масштабирование для простых шаблонов; | + | + | ||||||||
Перенос и разметка по готовым шаблонам на материале; Вырезание простых декоративных элементов из различных материалов; | + | + | + | |||||||
Подготовка эскиза методом масштабирование для трафаретов; | + | + | ||||||||
Перенос и разметка по готовым трафаретам на материал; | + | |||||||||
Вырезание сложных элементов из различных материалов; | + | |||||||||
Выполнение эскизов информационных плакатов; | + | |||||||||
Перенос разметки, для нанесения шрифта, с использованием приёмов техники черчения; | ||||||||||
Заполнение кистью и маркером буквенные и цифровые знаки; | + | |||||||||
Нанесение надписей по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивки разметки мест. | ||||||||||
Производственная практика | ||||||||||
Изготовление простых шаблонов под руководством наставника от проектной организации; | + | + | ||||||||
Нанесение шаблонов по готовым шаблонам и трафаретам под руководством наставника от проектной организации; | + | + | ||||||||
Изготовление плёночно – прозрачных трафаретов букв и декоративных элементов сложной конфигурации, под руководством наставника от проектной организации; | + | + | ||||||||
Перевод на места букв и нумерации шрифта; | + | |||||||||
Заполнение кистью и маркером оконтуренные буквенные и цифровые знаки; | ||||||||||
Выполнение надписей различными шрифтами под руководством наставника от проектной организации; | + | |||||||||
Нанесение надписей тушью, гуашью, темперными, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных плоскостях из различных материалов; | + | |||||||||
Выполнение основных приёмов техники черчения; | + | + | ||||||||
Нанесение надписей, нумерации и виньеток по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест; | + |
Матрица логических связей между видами аттестации, формами, методами оценивания и объектами, предметами контроля
предметы оценивания | объекты оценивания | вид аттестации | формы и методы оценивания | критерии и показатели оценки | вид оценочных средств | |
ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ | иметь опыт: - изготовление простых шаблонов; - вырезание трафаретов оригинальных шрифтов и декоративных элементов. -выполнение художественных надписей различных видов, в том числе таблиц. | -характер заполнения шрифтов: шрифт нормальный, контурный, выворотный, оттененный, штрихованный. | Промежуточная аттестация | Экспертная оценка выполнения практических заданий по изготовление простых шаблонов; | Практическое задание диагностики сформированности трудовых операций | |
уметь: - выполнять надписи различными шрифтами; - наносить надписи тушью, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных плоскостях из различных материалов; - выполнять основные приёмы техники черчения; - производить разметку по готовым шаблонам и трафаретам; -переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта; -заполнять кистью и маркером оконтуренные буквенные и цифровые знаки; -наносить надписи, нумерации и виньетки по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест; | -начертание шрифтов(насыщенность и толщина штрихов, высота знаков и характер заполнения): светлые , полужирные и жирные. | Текущая и промежуточная аттестация | Практическое задание диагностики сформированности трудовых приемов, действий | |||
знать: -основные понятия черчения; -правило выполнения чертежей; -основные сведения о чертежном шрифте; -основные виды шрифтов, их назначение; -ритмы наборов шрифтов; -последовательность выполнения шрифтовых работ; - методы расчетов текста по строкам и высоте; - методы перевода и увеличения знаков; -приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления; - приемы заполнения оконтуренных знаков; - приемы заправки кистью шрифтов, виньеток; - приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно – прозрачных трафаретов, нормографов; - правило пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ; - правило техники безопасности при выполнении шрифтовых работ. | -гарнитура шрифта(комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера). - наклон основных шрифтов (отклонение основных шрифтов от вертикального положения):прямые, курсивные. -кегель шрифта (размер шрифта – высота в типографических пунктах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета): текстовые (до 12 пунктов), титульные (более12 пунктов).
| Текущая и промежуточная аттестация | Моделирование ситуации | Гетерогенный или интегративный тест; интегративно-технологические задачи; ситуационные задания (в т.ч. в тестовой форме) |
Задания для самопроверки и самоконтроля
- Ломанное готическое письмо, позволяющее вместить в параграфе больше текста и разделить страницу на 2 колонки, назвали:
а) Текстурой
б) Текстурными минускулами
в) Ротондой
г) Швапским письмом
2. Масштабность плоскости, её зрительный «вес» связаны с характером распределения на ней:
а) Светлых тонов
б) Тёмных тонов
в) Тёмных и светлых
г) Нейтральных
3. Ослабление постепенного контраста фигуры к фону определяет степень:
а) Глубины
б) Весомости
в) Яркости
г) Полноты композиции
4. Какая композиция производит впечатление активного движения:
а) Построенная по кругу
б) Построенная по квадрату
в) Овальная
г) Диагональная
5. В каких случаях используются нейтральные цвета в гормонизации плоскостной композиции.
а)с целью смягчения контраста между двумя противоположными (контрастными) цветами
б) в качестве цвета фона
в) с целью подчёркивания основных контуров объектов
г) в качестве основного тона композиции
Правильные ответы: 1)б 2)в 3)а 4)г 5)а,б
Практическое занятие 1.
Цель: научить студентов правильно сидеть и работать за пюпитером и изготавливать ширококонечные перья из тростниковой (камышовой) или деревянной палочек, птичьего пера; основными приемами и особенностями работы ширококонечными и круглоконечным перьями.
Инструменты и материал – птичье перо, деревянная или тростниковая палочка, круглоконечное перо («Редис»), тушь, линейка, бумага, карандаш, нож.
Задание. Изготавливать ширококонечное перо из тросниковой или деревянной палочек, птичьего пера (по выбору). Написать ширококонечным и круглоконечным перьями ряды декоративных орнаментов с таблицы (высота строк 1,5 см). Научиться писать все буквы алфавита ширококонечным и круглоконечным перьями, сохраняя постоянный угол наклона пера, постоянное положение руки и глаз по отношению к листу.
Практическое занятие 2.
Работа фломастером и кистью.
Цель: привитие студентам навыков заточки ширококонечного фломастера и приемов работы кистью и фломастером.
Инструменты и материалы - пюпитр, тонкоконечный и ширококонечный фломастеры, круглая и плоская кисти, чернила, бумага, линейка, карандаш.
Заточка ширококонечного фломастера сводится к тому, чтобы на его пишущей части получить грань, соответствующую необходимой ширене штриха. Работать фломастером можно так же, как и ширококонечном пером.
Задание. Написать все буквы алфавита тонким широконечным фломастером, остроконечной, круглоконечной и плоскоконечной кистьями.Высота букв произвольная.
Практическое занятие 3.
Написание латинских шрифтов.
Цель: научить студентов правильно выписывать латинские буквы.
Инструменты и материалы – пюпитр , каламус или плакатное перо, бумага, тушь, линейка, карандаш.
Задание. Написать латинские буквы изучаемых шрифтов в технике широконечного пера и разработать буквы русского алфавита на основе этих шрифтов. Написать каждым шрифтом на бумаге формата 30*40 по странице любого текста.
Практическое занятие 4.
Цель: научить студентов навыками написания текста буквами каролингского минускула, текстуры, ротунды, фактуры, швабского письма и письма Петрарки; усвоению дукта и угла наклона пера.
Королингкий минускул появился и усовершенствовался в так называемых скрипториах – мастерских рукописной книги в западноевропейских монастырях в центральной части Европы (Каролингская империя) в середине 7 в. К концу 9в. этот шрифт господствовал почти во всех скрипториях. В этом письме завершилось создание строчных букв.
Инструменты и материалы – каламус или птичье перо, бумага, тушь, пюпитр, линейка, карандаш.
Задание. Написать латинские буквы изучаемых шрифтов и разработать буквы русского алфавита на основе этих шрифтов. Написать по странице текста каждым шрифтом на бумаге формата 30*42. Высота букв для каждого каролингского и гуманистического письма 6 мм, междустрочное расстояние – два корпуса буквы. Высота букв для готических шрифтов 10 мм, междустрочное расстояние – 5 мм.
Практическое занятие 5.
Цель: запомнить рисунок и особенности написания шрифтов – устав, полуустав, скоропись.
Инструменты и материалы – птичье перо, бумага, тушь, пюпитр, кисть, линейка, карандаш.
Задание. Написать по странице текста каждым шрифтом. Высота букв – произвольная. Выполнить шрифтовую композицию (30*42 см)
круглой и штампованной вязью.
Практическое занятие 6.
Цель: закрепить навыки написания рукописных шрифтов старопечатной книги.
Инструменты и материалы – по усмотрению студентов.
Задание. Написать поздравительный адрес, используя устав, полуустав, скоропись, вязь (формат 60*42 см).
Вопросы для самопроверки.
1.Назовите основные материалы и инструменты, используемые при написании шрифтов.
2.В чем заключается особенности заточки пишущей части ширококонечного пера?
3.Нозовите особенности работы в технике ширококонечного пера.
4.Что такое дукт и угол письма?
5.В чем суть метода художественно-графического анализа шрифта?
6.Какие исторически сложившиеся этапы развития письма Вам известны?
7.Назовите основные отличия Греческого шрифта от Финийского.
8.Что такое бустрофедон?
9.Какие виды римского письма Капитального шрифта Вам известны?
10.Как влияет угол письма на рисунок букв в шрифте Рустика?
11.В чем разница между старыми новым Унициалом?
12.Назовите временные рамки возникновения и развития старого и нового Уницала?
13.Как влияет на развитие шрифта социально- общественная среда?
14.Каковы особенности Полуунциального шрифта?
15.Какая разница между маюскульным и минускульным шрифтами?
16Назовите основные виды шрифтов раннего средневековья и их характерные признаки.
17.Чем объясняется многообразие видов шрифтов эпохи раннего средневековья?
18.На какой основе возник Каролингский минускул и каковы его основные черты?
19.Назовите основные виды Каролингского минускула.
20.Какие основные виды Готических шрифтов Вам известны?
21.Что такое лигатуры и почему применяется в Готических шрифтах?
22.Назовите характерные признаки шрифта Текстура.
23.Где и когда появляется шрифт Ротунда?
24.С чем связано появление шрифтов Бастардного типа?
25.Назовите характерные признаки Бастардного письма.
26.В чем особенности выполнения Швабского шрифта?
27.Назовите характерные признаки Фрактуры.
28.Чему равен угол письма в Готических шрифтах?
29.Что такое письмо Петрарки?
30.Чем вызвано появление Гуманистического минускула?
31.Каковы особенности и угол письма в Гуманистическом минускуле?
32.Объсните термин «антиквенный шрифт».
33.В чем отличие Гуманистического минускула от Курсива?
34.Назовите особенности выполнения Каллиграфического письма.
35.В чем единство и различие шрифтов Кириллицы и Глаголицы?
36.Назовите основные виды Кириллических шрифтов.
37.Какие виды Устава Вам известны?
38.Назовите отличительные признаки Полуустава.
39.В чем особенность выполнения Скорописи?
40.Какие виды Вязи Вам известны и в чем их отличие?
41.Назовите особенности работы круглоконечным пером и кистью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ПМ 03 Приготовление кофе ОПОП по специальности 100114.01 «Официант, бармен»
Комплект оценочных средствдля проведения промежуточной аттестации по ПМ 03 Приготовление кофеОПОП по специальности 100114.01 «Официант, бармен»...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ПМ.01."Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях"
КОС по ПМ.01. предназначен для сдачи квалификационного экзамена по специальности СПО 050130 "Музыкальное образование" . Экзамен проводится в реальных (модельных) условиях "здесь и сейчас" с группой ст...
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ в форме зачета по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.11 «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» по специальности СПО 09.02.03
Комплект оценочных средств разработан на основе ФГОС СПО по специальности 09.02.03, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 23.06.2010 г. № 696, зарегистрирован в Минюсте РФ 04.08.2010г...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Электротехнические измерения»
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестациипо дисциплине«Электротехнические измерения»...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов 3 курса, обучающихся по специальности СПО 39.02.01 Социальная работа
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения студентами 3 курса МДК 03.01. Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска, обучающимися по специа...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов 2 курса, обучающихся по специальности СПО 39.02.01. Социальная работа
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения студентами 2 курса, обучающимися по специальности 39.02.01. Социальная работа, ПМ. 02. Социальная работа с семьей и де...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ПМ 0.1 Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы 2022 г.
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена (квалификационного...