тема | план | самостоятельная работа | Контроль
|
Раздел 1. Общие основы психологии
|
Тема 1.1. Предмет, задачи психологии | 1.Связь психологии с другими науками. 2.Отрасли психологии. 3.Задачи современной психологии. 4.Понятие о психике ,ее структуре. 5. Развитие психики в животном мире. 6.Сознание как форма психического отражения. 7.Психологическая структура сознания
| Самостоятельная работа обучающихся - Составление опорных схем основных категорий психологии: структура психической деятельности, структура сознания. - таблица « Развитие психики в животном мире»
| терминологический диктант тестовый контроль Составить схему взаимосвязи психологии с другими отраслями. научных знаний. Охарактеризовать 3 основные отрасли психологии, имеющие связь с педагогикой детства. |
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
| Основные понятия: отражение, психика, рефлекс, инстинкт, импринтинг, навык, интеллектуальное поведение, сознательное, бессознательное, интуиция, инсайт, самосознание, самооценка, Образ Я, рефлексивное сознание. |
Формы отчетности Таблица « Историческое развитие психики и сознания»
|
стадии
| их характеристики
|
развитие сенсорных процессов у животных |
|
развитие персептивных процессов животных
|
|
развитие интеллектуальных действий животных
|
|
развитие сознания человека |
|
тема 1.2. Методы психологии | 1.Понятие о методе. 2.Требования , предъявляемые к методам психологического исследования. 3. Классификация методов психологии по Б.Г. Ананьеву . 4.Характеристика эмпирических методов психологии. | Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по учебнику на тему «Характеристика психодиагностических методов психологии. Анализ продуктов деятельности, Фокус-группа»
Составление схемы «Виды вопросов для беседы », « Виды вопросов для анкеты», «Виды тестов»
Составление схем протоколов наблюдения, эксперимента. Составление анкет.
| тестовый контроль Заполнить таблицу « Классификация методов исследования в психологии ( по Ананьеву Б.Г.) Дать характеристику методам психологии , заполнив таблицу. |
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003 Волков Б.С., Волкова М.В. Методы исследований в психологии.-М.,2002
| Основные понятия: субъект, объект, предмет, психика, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, деятельностный подход, теория, метод, методология, эмпирическое, теоретическое исследование, категория.
|
Формы отчетности Схема «Классификация методов» Таблица « Характеристика методов психологического исследования»
|
название метода
| общая хар-ка
| положительная сторона
| отрицатель ная сторона
| возрастные ограничения
|
наблюдение
|
|
|
|
|
эксперимент |
|
|
|
|
тест
|
|
|
|
|
анкетирование
|
|
|
|
|
анализ продуктов деят.
|
|
|
|
|
Тема 1.3. Деятельность как способ существования.
| 1.Понятие о деятельности. 2.Структура деятельности. 3.Виды деятельности. 4.Способы выполнения деятельности. 5.Закономерности формирования навыков. 6.Условия формирования навыков и привычек. | Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы « Виды действий», составление психологического анализа привычек человека
| тестовый контроль
терминологический диктант |
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007
| Основные понятия: деятельность, потребность, мотив, цель, задача, действие, операция, упражнение, умение, навык, привычка, интериоризация, экстериоризация, общение, игра, труд, учение.
|
Тема 1.4. Познавательная деятельность человека Внимание как условие деятельности | 1.Общая характеристика познавательных процессов. 2.Основные формы познания. 3. Внимание. Физиологические основы внимания. 4. Виды внимания. 5.Свойства внимания.
| Самостоятельная работа обучающихся работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека» решение психологических задач по теме «Внимание»
| тестовый контроль терминологический диктант |
|
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
| Основные понятия: познание, чувственное и логическое познание; внимание, устойчивость, избирательность, концентрация, объем внимания, распределение, рассеянность, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание |
|
Формы отчетности Таблица « Виды внимания и их характеристика»
виды внимания
| условия возникновения
| основные характеристики
| физиологические механизмы
|
|
Тема 1.5. Ощущения как основа чувственного познания | 1. Ощущения. Значение ощущений в жизни человека 2.Физиологические основы ощущений. 3.Понятие чувствительности. Пороги ощущений. 4.Виды ощущений. 5.Закономерности ощущений. | Самостоятельная работа обучающихся : работа с учебником с целью заполнение таблицы
« Познавательная деятельность человека»
Составление кроссворда по теме «Ощущения» Составление схемы
«Виды ощущений» Решение психологических задач по теме
| терминологический диктант
тестовый контроль
заполнение таблицы « Познавательная деятельность человека» Составление кроссворда по теме «Ощущения»
|
|
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
| Основные понятия: ощущение, восприятие, экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения, модальность, пороги ощущений, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия |
Формы отчетности
|
характеристики
| ощущения
| восприятие
|
наличие у человека и животных
|
|
|
в результате чего появляется
что является результатом процесса |
|
|
сходство и различие
|
|
|
Тема 1.6. Восприятие.
| 1.Восприятие. 2.Виды восприятия. 3.Свойства восприятия. 4.Иллюзии восприятия 5.Наблюдательность как качество личности. 6.Восприятие человека человеком.
|
Самостоятельная работа обучающихся работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека» Работа с психологическим словарем с целью составления словаря психологических понятий по теме « Сенсорные процессы» | тестовый контроль терминологический диктант |
|
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
|
Основные понятия: перцептивное действие, константность, осмысленность, апперцепция, избирательность, целостность, иллюзии, наблюдательность, сенсорная депривация;
Формы отчетности таблица «Характеристика процессов ощущения и восприятия» |
характеристики
| ощущения
| восприятие
|
наличие у человека и животных
|
|
|
|
|
в результате чего появляется
|
|
|
что является результатом процесса |
|
|
сходство и различие |
|
|
Тема 1.7. Память
| 1.Определение памяти. 2.Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. 3.Виды памяти. 4.Развитие памяти в онтогенезе. 5.Параллелограмм развития памяти (А.Н. Леонтьев). 6.Улучшение и тренировка памяти. Факторы, влияющие на продуктивность запоминания. | Самостоятельная работа обучающихся работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека» Работа с психологическим словарем с целью составления словаря психологических понятий по теме. Теории памяти в отечественной психологии | тестовый контроль терминологический диктант |
|
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
|
Формы отчетности Схема «Классификация основных видов памяти» Конспект « Теории памяти в отечественной психологии»
Кроссворд по теме « Память»
Таблица « Виды памяти» |
|
|
по времени удержания следов |
по характеру запоминаемого материала |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
Тема 1.8. Мышление
| 1.Мышление. Характерные особенности. 2.Виды мышления. 3.Операции мышления. 4.Формы мышления. 5.Индивидуальные особенности мышления. Качества ума. | Самостоятельная работа обучающихся : работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека» решение психологических задач по теме | тестовый контроль терминологический диктант |
|
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007
| Основные понятия:»; мышление, речь, опосредованность, задача, проблема, проблемная ситуация, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, интеллект, инсайт, виды мышления |
Формы отчетности Таблица « Виды мышления»
|
по форме
| по характеру
| по степени развернутости | по степени новизны |
|
Тема 1.9. Речь.
| 1.Речь и язык. 2. Виды речи. 3.Функции речи. 4.Речь как инструмент педагогической деятельности. | Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада « Требования к речи педагога»
| тестовый контроль |
|
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
| Основные понятия:»; язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая, устная, письменная речь, монолог, диалог, понятность, выразительность, действенность
|
Тема 1.10. Воображение
| 1.Воображение. 2.Виды воображения. 3. Способы создания образов воображения. 4. Креативность как характеристика личности | Самостоятельная работа обучающихся : работа с учебником с целью заполнения таблицы « Познавательная деятельность человека»
| тестовый контроль контрольная работа по теме « Познавательные психические процессы» |
|
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
| Основные понятия: содержательность воображение, активное, пассивное, воссоздающее, творческое воображение, агглютинация, схематизация, гиперболизация, типизация, акцентирование, мечта. |
Формы отчетности Подобрать примеры ,иллюстрирующие проявление следующих видов воображения 1 воссоздающего 2 творческого 3 мечты 4 грезы
|
Тема 1.11. Эмоционально-волевые процессы
| 1.Эмоции и чувства. Физиологические основы. 2. Особенности эмоций. 3. Виды чувств. 4.Формы проявления чувств. 5. Функции эмоций. 6.Воля. 7. Структура волевого действия. | Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительной литературой с целью составления таблицы «Теории эмоций в отечественной и зарубежной психологии». Решение психологических задач по теме |
тестовый контроль терминологический диктант
| Практическое занятие № 9: Решение психологических задач по теме |
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
| Основные понятия: эмоции, чувства, аффект, стресс, настроение, страсть, фрустрация, эмпатия, депрессия, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, воля, волевой акт, борьба мотивов, самостоятельность, настойчивость, упрямство, выдержка. |
Формы отчетности 1.Составить кроссворд по теме 2.оформить глоссарий по теме 3.таблица « Теории эмоций в психологии»
|
Тема 1.12. Личность
| 1.Соотношение понятий человек, личность, индивидуальность. 2.Структура личности. 3.Направленность. 4. Содержание направленности. 5. Потребности как источник активности. Виды потребностей.
| Самостоятельная работа обучающихся составить отчет по практическому занятию. Подготовить сообщение «Теории личности в отечественной и зарубежной психологии Самодиагностика личностных особенностей
| тестовый контроль терминологический диктант
|
|
|
Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,2005 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003 Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005
| Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект, направленность, потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение, склонности, идеалы, мотив, мотивация, опыт личности, развитие, депривация развития, рефлексия, уровень притязаний.
|
|
|
Формы отчетности - составить кроссворд по теме « Личность»
- таблица «Структура направленности»
- Сравнительная таблица « Теории личности в отечественной и зарубежной психологии»
|
Тема 1.13. Темперамент и характер | 1.Темперамент как динамическая характеристика личности. 2. Соотношение ВНД и темперамента. 3.Психологические характеристики видов темперамента. 4.Маскировка темперамента. 5. Индивидуальный стиль деятельности. 6. Характер. Характер и темперамент. 7.Черты характера. | Самостоятельная работа обучающихся: составить отчет по практическому занятию. Составление таблицы-Сравнительная характеристика теорий темперамента Самодиагностика индивидуальных особенностей |
тестовый контроль
|
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,2005 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
| Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект, темперамент, холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, сензитивность, ригидность, пластичность, лабильность, экстра- интроамбовертированность, характер, черты характера, акцентуация
|
|
Формы отчетности - Таблица « сравнительная таблица
описательных характеристик проявлений темперамента у разных авторов» - Реферат по теме.
|
Тема 1.14 Способности. | 1.Способности. 2.Задатки и способности. 3.Виды способностей. 4. Уровни развития способностей. | Самостоятельная работа обучающихся : работа с учебником с целью выделения структуры специальных способностей
| Тестовый контроль |
|
Дубровина И.В. Психология.- М.,Академия,2005 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007 Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003
| Основные понятия способности, задатки, одаренность, талант, гениальность, интеллект, креативность, творчество. |
Формы отчетности - представление материалов по подбору библиографии
по проблемам проявления креативности. - Оформление презентации по любой теме раздела
« Общая психология
|
Раздел 2 Возрастная психология |
|
Тема 2.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития.
| 1.Предмет возрастной психологии. Возрастная психология и психология развития. 2.Особенности использования методов психологии в возрастной психологии. 3.Проблема диагностики психического развития в современной психологии.
| Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Изучение детей воспитателем ДОУ».
| Практическое занятие №12 Выделение особенностей использования методов психологии в процессе изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного |
|
|
Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011 Дополнительная литература: Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005. Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб, Детство-Пресс,2008. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы с детьми дошкольного возраста.М.,1996 Волков Б.С., Волкова М.В. Методы исследований в психологии.-М.,2002
| Основные понятия: возрастная психология, педагогическая психология, обучение, воспитание, возраст, физический возраст, психологический возраст, метод, методика, диагностика, наблюдение, эксперимент, тест, анкета, социометрия, беседа, анализ продуктов деятельности.
|
Тема 2.2. Основные закономерности психического развития | 1.Базовые категории возрастной психологии и психологии развития . 2.Проблема возраста. Типы психического развития. Законы детского развития. 3.Пути детского развития.( Запорожец А.В.)
| Самостоятельная работа обучающихся : работа с психологическим словарем с целью составления словаря психологических понятий по теме |
| терминологический диктант |
|
Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011 Дополнительная литература: Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005. Каменская В.Г. Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб, Детство-Пресс,2008. Мухина В.С. Детская психология .- М., Академия , 2005 Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007 Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.,1985. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
| Основные понятия: онтогенез, филогенез, закономерности, условия, движущие силы развития, кризисы развития, сензитивность, сензитивные периоды, ведущая деятельность, возрастная периодизация, социальная ситуация развития, рост, развитие, зоны ближайшего и актуального развития, высшие психические функции, законы психического развития
|
Тема 2.3 Факторы психического развития . | 1.Факторы психического развития 2.Роль деятельности ,общения в развитии ребенка. 3. Развитие и обучение .
| Самостоятельная работа обучающихся работа с учебником и конспектом с целью составления кроссворда по темам « Предмет, методы возрастной психологии. Закономерности психического развития» |
|
|
|
Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011 Дополнительная литература: Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005. Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб, Детство-Пресс,2008. Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007 Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.,1985. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008.
| Основные понятия: возраст, физический возраст, психологический возраст, онтогенез, филогенез, закономерности, условия, движущие силы развития, кризисы развития, сензитивность, сензитивные периоды, ведущая деятельность, возрастная периодизация, социальная ситуация развития, рост, развитие, зоны ближайшего и актуального развития, высшие психические функции, социализация, акселерация, декселерация. |
Тема 2.4 Проблема возрастной периодизации | 1.Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. 2.Социальная ситуация развития. 3.Сензитивные периоды. 4.Периодизации развития Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Петровского А.В., Фельдштейна Д.И.
| Самостоятельная работа обучающихся – Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов по теме. Работа с дополнительной литературой с целью составления таблицы сравнения подходов к периодизации развития у разных авторов.
| Практические занятия №13 Зарубежные концепции психического развития человека – составление таблицы 1. Факторная теория психоанализа З.Фрейда. Структурная концепция личности. Периодизация развития. 2. Периодизация развития Э. Эриксона. 3.Концепция психического развития ребенка А.Валлона. 4. Проблема интеллектуального развития в работах Ж.Пиаже .и Дж.Брунера | терминологический диктант
экспертная оценка выполненной работы – составленной таблицы
|
|
Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011 Дополнительная литература: Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007 Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.,1985. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
| Основные понятия:сензитивность, сензитивные периоды, ведущая деятельность, возрастная периодизация, социальная ситуация развития, рост, развитие, зоны ближайшего и актуального развития, высшие психические функции, социализация,
|
Тема 2.5. Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях . Младенческий возраст | 1.Перинатальное развитие, его особенности. 2. Психологическая характеристика ребенка младенческого возраста. Новорожденность. 2.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.
3.Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте.
4.Психологические особенности младенца к концу первого года жизни.
5. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.
6. Достижения ребенка младенческого возраста.
| Самостоятельная работа обучающихся работа с учебником и дополнительной литературой с целью составления рекомендаций родителям по общению и развитию ребенка младенческого возраста. | Практическое занятие № 14 Составление схемы физического и психического развития ребенка в младенческом возрасте.
| тестовый контроль
|
|
Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011 Дополнительная литература: Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005. Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб, Детство-Пресс,2008. КосяковаО.О.Психология раннего и дошкольного детства.- Ростов н/Д, 2007. Мухина В.С. Детская психология .- М., Академия , 2005 Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007 Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005. ГалановА.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до 1 года.М.: Аркти,2006 Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
| Основные понятия: социальная ситуация развития, кризисы новорожденности, одного года, эмоциональное общение, комплекс оживления синдром госпитализма, депривация общения, сенсорная депривация.
|
Тема 2.6 Психологическая характеристика ребенка раннего возраста | 1. Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве. 2. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. 3. Зарождение продуктивных видов деятельности в раннем возрасте. 4. Основные закономерности развития восприятия, речи, памяти в раннем детстве.
5. Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.
| Самостоятельная работа обучающихся по поиску информации для воспитателей и родителей по преодолению кризиса трех лет. Разработка проекта - журнала для родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Разработка проекта тема:Создание развивающей среды в ДОУ как условие развития предметной деятельности ребенка
| Практическое занятие №15 работа с дополнительной литературой с целью выделения показателей нервно-психического развития ребенка раннего возраста и отбором диагностических методик для оценки психического развития ребенка.
| тестовый контроль
|
|
Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011 Дополнительная литература: Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005. Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб, Детство-Пресс,2008. КосяковаО.О.Психология раннего и дошкольного детства.- Ростов н/Д, 2007. Мухина В.С. Детская психология .- М., Академия , 2005 Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007 Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от1 года до 3 лет.М.: Аркти,2006 Головей Л.А.,Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,Речь,2008 Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие, 1-3 года . М.: Мозаика-Синтез,2006 Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008.
| Основные понятия: социальная ситуация развития, кризис трех лет, предметно-манипулятивная деятельность, символизм, депривация, сенсорное развитие.
|
Тема 2.7. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста. | 1. Дошкольный возраст. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста.
2. Особенности развития форм общения со взрослым и со сверстниками (М.И.Лисина).
3. Особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте.
4. Межличностные отношения в дошкольном возрасте.
5. Развитие деятельности в дошкольном возрасте. --Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. --Развитие игровой деятельности. --Линии развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. --Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы-заместители. --Ролевые и реальные взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре. --Причины конфликтов детей в играх и пути их разрешения.
6. Характеристика других видов деятельности дошкольника. --Развитие изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. --Основные направления развития изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и их взаимосвязь. --Освоение средств выразительности разных видов изобразительной деятельности, их взаимосвязь. --Особенности формы и конструкции изображений, композиции. --Развитие содержания детского рисунка. Влияние на него социальных условий жизни, индивидуальных особенностей, осязательного, зрительного и двигательного опыта. Взаимосвязь речи и рисования. --Психологические основы руководства изобразительной деятельности.
7. Познавательное развитие дошкольника. --Развитие ощущений и восприятия в дошкольном возрасте. --Особенности развития восприятия в разном возрасте. --Развитие видов восприятия: пространства, времени, временных промежутков. --Восприятие художественных произведений. --Восприятие рисунка, произведения живописи. --Понимание средств выразительности. Эстетическая оценка. --Восприятие литературных произведений разных жанров. Особенности восприятия малых жанров фольклора. --Развитие слушания. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятиии понимании литературного произведения,.
8. Развитие памяти. --Особенности памяти ребенка в раннем и дошкольном возрасте. --Психологические приемы развития памяти у детей.
9. Развитие мышления. --Возрастные психологические новообразования в сфере мышления. --Наглядно-действенное мышление. --Наглядно-образное мышление. -- Словесно-логическое мышление. --Психолого-педагогические методы развития мышления у детей.
10.Развитие воображения в дошкольном возрасте. --Характеристика воображения ребенка. --Формы проявления воображения дошкольника. -- Виды и функции воображения дошкольника, этапы его развития. --Развитие творческого воображения в детском возрасте. --Индивидуальные особенности воображения ребенка.
11. Развитие функций форм и видов речи в дошкольном возрасте.
12. Развитие личности в дошкольном возрасте. --Условия развития личности дошкольника. --Становление личностных механизмов поведения. -- Развитие воли и произвольности поведения дошкольников. --Становление этических инстанций и социальных чувств. --Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте. -- Особенности развития самосознания и самооценки.
13. Развитие мотивационной сферы.
14. Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста. -- Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе. -- Личностный аспект развития эмоций и чувств. -- Развитие высших чувств у детей. --Условия развития эмоций и чувств у детей. --Формирование социальных переживаний, их роль в процессе социализации дошкольников
15. Проявление темперамента в дошкольном возрасте. . --Общие проявления темперамента у детей. --Развертывание темперамента в детском возрасте. --Характеристика детей разных типов темперамента. --Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности ребенка.
16.Развитие способностей в дошкольном возрасте. --Развитие познавательных способностей ребенка. --Развитие практических способностей. --Развитие специальных способностей. --Детская одаренность
17. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Гендерные особенности готовности к школьному обучению.
| Самостоятельная работа обучающихся :
-Работа с дополнительной литературой с целью составления аннотированной картотеки игр и упражнений для развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.
-Работа с журналами и Интернет-ресурсами с целью выявления актуальных тем психологического просвещения родителей и воспитателей.
-Работа с журналами и Интернет-ресурсами с целью составления рекомендаций для родителей по развитию детской одаренности.
-Составление библиографии современной литературы по психологии детской одаренности
-Создание презентации ( тема на выбор)
-Работа с дополнительной литературой с целью составления аннотированной картотеки игр и упражнений для развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.
| Практические занятия : № 20 Использование социометрического метода для определения структуры детской группы Практические занятия № 16 « Выделение структуры сюжетно-ролевой игры в ходе видеопросмотра записи игровой деятельности детей дошкольного возраста» Практические занятия № 17 «Динамика развития содержания детского рисунка. Психологический анализ детского рисунка»
Практические занятия :№ 18 « Индивидуальнотипологические особенности ребенка дошкольного возраста» Практические занятия № 19 « Анализ психологических портретов одаренных детей»
Практические занятия № 21 «Показатели готовности к школьному обучению» № 19 « Анализ психологических портретов одаренных детей» № 21 «Показатели готовности к школьному обучению»
| тестовый контроль контрольная работа по теме
диагностическая работа |
|
Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011 Дополнительная литература: Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005. Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб, Детство-Пресс,2008. Мухина В.С. Детская психология .- М., Академия , 2005 Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007 Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005. Савенков А.И. Детская одаренность. – М.,2000 Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1973. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004.
| Основные понятия: социальная ситуация развития, кризис семи лет, игра, игровые и ролевые отношения, произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самооценка, самоконтроль, «школьная зрелость», мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный компоненты психологической готовности.
|
Тема 2.8. Диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста.
| 1. Характеристика диагностических методик для изучения познавательной сферы ребенка дошкольника.
2. Изучение личности и межличностных отношений в группе сверстников. | Самостоятельная работа обучающихся: работа с журналами с целью составления библиографии современной литературы по диагностике индивидуально-типологических особенностей ребенка дошкольного возраста.
| Практическое занятие №22
Анализ протоколов учебных исследований особенностей развития ребенка дошкольника | экспертная оценка протоколов изучения особенностей детей дошкольного возраста |
|
Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 . Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011 Дополнительная литература: Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. – М., 2004. Волков Б.С., Волкова М.В. Методы исследований в психологии.-М.,2002 Головей Л.А.,Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,Речь,2008 ЛютоваЕ.К.,Монина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2000 Урунтаева Г.А., Афонькина ЮА Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, 1995. Практическая психология образования ( под ред. И.В.Дубровиной.М.,1997 Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы с детьми дошкольного возраста.М.,1996 Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста.Минск,Асвета,2000
| Основные понятия: возрастная психология, педагогическая психология, обучение, воспитание, возраст, физический возраст, психологический возраст, метод, методика, диагностика, наблюдение, эксперимент, тест, анкета, социометрия, беседа, анализ продуктов деятельности.
|
Тема 2.9. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста | 1. Младший школьный возраст. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б.Эльконин). 3. Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста. 4. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника. Социальная жизнь младших школьников. 5. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование. 6. Развитие личности младшего дошкольника. Особенности развития Я-концепции. 7. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. | Самостоятельная работа обучающихся : работа с журналами и Интернет-ресурсами с целью составления библиографии современной литературы по проблемам адаптации ребенка к школе. Работа с учебником с целью составления психологического портрета современного первоклассника.
| Практическое занятие №23 Выделение структуры учебной деятельности- составление |
|
|
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология младшего школьника. – М., 2011. Головей Л.А.,Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,Речь,2008
Мухина В.С. Детская психология.-М., Академия , 2005 Эльконин Д.Б. Детская психология.-М.: Академия,2007 Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников.- М.,2000 Савенков А.И. Детская одаренность. – М.,2008
|
Основные понятия: социальная ситуация развития, учебная деятельность, структура учебной деятельности, адаптация, произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самооценка, самоконтроль, динамика развития.
|
|
|