Технологическая карта изучения учебной дисциплины "Психология" специальность 050144 " Дошкольное образование"
учебно-методическое пособие на тему

Ирина Викторовна Королёва

Технологическая карта по учебной дисциплине " Психология" составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и  рабочей программой учебной дисциплины " Психология" для обучающихся по специальности среднего профессионального образоваия 050144  " Дошкольное образование" . В содержании представлены план изучения разделов и тем, основные понятия , перечень практических занятий , задания для самостоятельной работы, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_koroleva_iv_dlya_sayta.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта индивидуального маршрута

учебная дисциплина « ПСИХОЛОГИЯ»

специальность  050144 «Дошкольное образование»                                                           преподаватель Королева И.В.

        тема

   

                              план

       

самостоятельная работа

                          Контроль

Раздел 1. Общие основы психологии

Тема 1.1. Предмет, задачи психологии

1.Связь психологии с другими науками.

2.Отрасли психологии.

3.Задачи современной психологии.

 4.Понятие  о психике ,ее структуре.

5. Развитие психики в животном мире.

 6.Сознание как форма психического отражения. 7.Психологическая структура сознания

Самостоятельная работа обучающихся

 - Составление опорных схем основных категорий психологии: структура психической деятельности, структура сознания.

- таблица                 « Развитие психики в животном мире»

терминологический

диктант

тестовый контроль

Составить схему

взаимосвязи

 психологии с

 другими отраслями.

  научных знаний.

Охарактеризовать

 3 основные отрасли

 психологии,

имеющие связь с

педагогикой детства.

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Основные понятия:

отражение, психика, рефлекс, инстинкт, импринтинг, навык,

интеллектуальное поведение, сознательное, бессознательное, интуиция,

инсайт, самосознание, самооценка, Образ Я, рефлексивное сознание.

Формы отчетности

Таблица « Историческое развитие психики и сознания»

стадии

   их характеристики

развитие сенсорных процессов у животных

развитие персептивных процессов животных

развитие интеллектуальных действий животных

развитие сознания человека

тема 1.2.

Методы психологии

1.Понятие о методе. 2.Требования , предъявляемые к методам психологического исследования.

3. Классификация методов психологии по Б.Г. Ананьеву .

4.Характеристика эмпирических методов психологии.

Самостоятельная работа

обучающихся

Составление конспекта по учебнику на тему

«Характеристика психодиагностических методов психологии.

Анализ продуктов деятельности, Фокус-группа»

Составление схемы  «Виды вопросов для беседы », « Виды вопросов для анкеты»,

«Виды тестов»

Составление  схем  протоколов наблюдения, эксперимента.

Составление анкет.

тестовый контроль

Заполнить таблицу

« Классификация

 методов

исследования в

 психологии

 ( по Ананьеву Б.Г.)

Дать характеристику

 методам

 психологии ,

заполнив таблицу.

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Волков Б.С., Волкова М.В. Методы исследований в психологии.-М.,2002

Основные понятия: субъект, объект, предмет, психика,

  бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология,

когнитивная психология, гуманистическая психология,

деятельностный подход, теория, метод, методология,

 эмпирическое, теоретическое исследование, категория.

Формы отчетности

Схема «Классификация методов»

Таблица « Характеристика методов психологического

исследования»

название

метода

общая

хар-ка

положительная сторона

отрицатель

ная сторона

возрастные

ограничения

наблюдение

эксперимент

тест

анкетирование

анализ

продуктов деят.

Тема 1.3.

              Деятельность как способ существования.

1.Понятие о деятельности.

 2.Структура деятельности.

 3.Виды деятельности.

 4.Способы выполнения деятельности.

5.Закономерности формирования навыков.

6.Условия формирования навыков и привычек.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление схемы

« Виды действий», составление психологического  анализа привычек человека

тестовый контроль

терминологический

диктант

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Основные понятия: деятельность, потребность, мотив, цель, задача, действие,

 операция, упражнение, умение, навык, привычка, интериоризация, экстериоризация,

 общение, игра, труд, учение.

Тема 1.4.

Познавательная деятельность человека

Внимание как условие деятельности

1.Общая характеристика познавательных процессов. 2.Основные формы познания.

3. Внимание.

Физиологические

основы внимания.

 4. Виды  внимания.

5.Свойства внимания.

Самостоятельная работа обучающихся   работа с учебником с целью

заполнения таблицы

 « Познавательная деятельность человека»

решение психологических

задач по теме «Внимание»

тестовый контроль

терминологический

диктант

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Основные понятия: познание, чувственное и логическое

 познание; внимание, устойчивость, избирательность,

концентрация, объем внимания, распределение, рассеянность, непроизвольное,

 произвольное, послепроизвольное внимание

Формы отчетности

Таблица « Виды внимания и их характеристика»

виды

внимания

условия

возникновения

основные

характеристики

физиологические механизмы

Тема 1.5.

Ощущения как основа чувственного познания

1. Ощущения. Значение ощущений в жизни человека

2.Физиологические основы ощущений.

3.Понятие чувствительности. Пороги ощущений.  

4.Виды ощущений.

5.Закономерности ощущений.

Самостоятельная работа обучающихся : работа с учебником с целью заполнение таблицы

 « Познавательная деятельность человека»

Составление кроссворда по теме «Ощущения»

Составление схемы

«Виды ощущений»

Решение психологических

 задач по теме

терминологический

диктант

тестовый контроль

заполнение таблицы

 « Познавательная

деятельность

 человека»

Составление кроссворда по теме

 «Ощущения»

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Основные понятия:

ощущение, восприятие, экстероцептивные, интероцептивные,

 проприоцептивные ощущения, модальность,

пороги ощущений, взаимодействие ощущений,

 сенсибилизация, синестезия

Формы отчетности

характеристики

ощущения

восприятие

наличие у человека и животных

в результате чего появляется

что является результатом

процесса

сходство и различие

Тема 1.6.

    Восприятие.

           

1.Восприятие.

2.Виды восприятия.

 3.Свойства  восприятия.

4.Иллюзии восприятия

5.Наблюдательность как качество личности.

6.Восприятие человека человеком.

Самостоятельная работа обучающихся работа с учебником с целью заполнения таблицы

 « Познавательная деятельность человека»

Работа с психологическим словарем с целью составления словаря психологических понятий  по теме

 « Сенсорные процессы»

тестовый контроль

терминологический

диктант

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Основные понятия: перцептивное действие, константность,

осмысленность, апперцепция, избирательность,

целостность, иллюзии, наблюдательность,

 сенсорная депривация;

Формы отчетности

таблица «Характеристика процессов ощущения и восприятия»

характеристики

ощущения

восприятие

наличие у человека и животных

в результате чего появляется

что является результатом

процесса

сходство и различие

Тема 1.7.

           Память

1.Определение памяти.

2.Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

3.Виды памяти. 4.Развитие памяти в онтогенезе. 5.Параллелограмм развития памяти (А.Н. Леонтьев). 6.Улучшение и тренировка памяти. Факторы, влияющие на продуктивность запоминания.

Самостоятельная работа обучающихся работа с учебником с целью заполнения таблицы

 « Познавательная деятельность человека»

Работа с психологическим словарем с целью составления словаря психологических понятий  по теме.

Теории памяти в отечественной психологии

тестовый контроль

терминологический

диктант

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Формы отчетности

Схема «Классификация основных видов памяти»

Конспект « Теории памяти  в отечественной психологии»

Кроссворд по теме « Память»

Таблица « Виды памяти»

по времени удержания следов

по характеру запоминаемого

материала

1

2

3

Тема 1.8.

     Мышление

1.Мышление. Характерные особенности.

2.Виды мышления.

3.Операции мышления.

4.Формы мышления.

5.Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.

Самостоятельная работа

обучающихся : работа

 с учебником с целью

 заполнения  таблицы

« Познавательная

 деятельность человека»

решение психологических задач по теме

тестовый контроль

терминологический

диктант

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Основные понятия:»; мышление, речь, опосредованность,

задача, проблема, проблемная ситуация, понятие,

суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение,

обобщение, абстрагирование, конкретизация, интеллект,

 инсайт, виды мышления

Формы отчетности

Таблица « Виды мышления»

по

форме

по

характеру

по

степени

развернутости

по степени

новизны

Тема 1.9.

Речь.

1.Речь и язык.              

2. Виды речи.

3.Функции речи.

4.Речь как инструмент педагогической деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада

« Требования к речи педагога»

тестовый контроль

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Основные понятия:»; язык, внешняя, внутренняя,

 эгоцентрическая, устная, письменная речь, монолог,

 диалог, понятность, выразительность, действенность

Тема 1.10.

Воображение

1.Воображение.

2.Виды воображения.

3. Способы создания образов воображения.

4. Креативность как характеристика личности

Самостоятельная работа

обучающихся : работа

 с учебником с целью

 заполнения  таблицы

« Познавательная

 деятельность человека»

тестовый контроль

контрольная работа

по теме

« Познавательные

 психические

процессы»

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Основные понятия: содержательность

 воображение, активное, пассивное,

 воссоздающее, творческое воображение,

 агглютинация, схематизация,

 гиперболизация, типизация, акцентирование, мечта.

Формы отчетности

Подобрать примеры ,иллюстрирующие

проявление

следующих видов воображения

1 воссоздающего

2 творческого

3 мечты

4 грезы

Тема 1.11.

Эмоционально-волевые процессы

1.Эмоции и чувства.

Физиологические основы.

2. Особенности эмоций.

3. Виды  чувств.

4.Формы проявления чувств.

5. Функции эмоций.

6.Воля.

7. Структура волевого действия.

Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительной литературой с целью составления таблицы

«Теории эмоций в отечественной и зарубежной психологии».

Решение психологических задач по теме

тестовый контроль

терминологический

диктант

Практическое занятие № 9:

Решение психологических задач по теме

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

    Основные понятия: эмоции, чувства, аффект, стресс,

настроение, страсть, фрустрация, эмпатия, депрессия,

 нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства,

 воля, волевой акт, борьба мотивов, самостоятельность,

 настойчивость, упрямство, выдержка.

Формы отчетности

1.Составить кроссворд по теме

2.оформить глоссарий по теме

3.таблица « Теории эмоций в психологии»

Тема 1.12.

      Личность

1.Соотношение понятий человек, личность, индивидуальность.

2.Структура личности.

3.Направленность.

4. Содержание направленности.

5. Потребности как источник активности. Виды потребностей.

Самостоятельная работа обучающихся составить отчет по практическому занятию.

Подготовить

сообщение

«Теории личности в отечественной и зарубежной психологии

Самодиагностика личностных особенностей

тестовый контроль

терминологический

диктант

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,2005

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

       Основные понятия: человек, индивид,

 индивидуальность, личность, субъект, направленность, потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение, склонности, идеалы, мотив, мотивация, опыт личности, развитие, депривация развития, рефлексия, уровень притязаний.

Формы отчетности

  1. составить кроссворд по теме « Личность»
  2. таблица  «Структура направленности»
  3. Сравнительная таблица  « Теории личности в отечественной и зарубежной психологии»

Тема 1.13.

Темперамент и характер

1.Темперамент как динамическая характеристика личности.

2. Соотношение ВНД и темперамента.

3.Психологические характеристики видов темперамента. 4.Маскировка темперамента.

5. Индивидуальный стиль деятельности.

6. Характер.

Характер и темперамент.

7.Черты характера.

Самостоятельная работа обучающихся: составить отчет по практическому занятию.

Составление таблицы-Сравнительная характеристика  теорий темперамента

Самодиагностика  индивидуальных особенностей

тестовый контроль

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,2005

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

   Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность,

 личность, субъект, темперамент, холерик, флегматик,

сангвиник, меланхолик, сензитивность, ригидность,

пластичность, лабильность, экстра-

интроамбовертированность, характер, черты характера,

акцентуация

Формы отчетности

  1. Таблица « сравнительная таблица

описательных  характеристик проявлений темперамента

 у разных авторов»

  1. Реферат по теме.

Тема 1.14

            Способности.

1.Способности.

2.Задатки и способности.

3.Виды способностей.

4. Уровни развития способностей.        

Самостоятельная работа обучающихся : работа с учебником с целью выделения

структуры специальных способностей

Тестовый контроль

Дубровина И.В. Психология.-  М.,Академия,2005

 Маклаков А.Г. Общая психология .- СПб, Питер, 2006

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии.-М.,2007

Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2003

Основные понятия способности, задатки,

 одаренность, талант, гениальность,

 интеллект, креативность, творчество.

Формы отчетности

  1. представление материалов по подбору  библиографии

по проблемам проявления креативности.

  1. Оформление презентации по любой теме раздела

 « Общая психология

Раздел 2

Возрастная психология

Тема 2.1.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития.

1.Предмет возрастной психологии.

Возрастная психология и психология развития.

2.Особенности использования методов психологии в возрастной психологии.

3.Проблема диагностики психического развития в современной психологии.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение

«Изучение детей воспитателем ДОУ».

Практическое занятие №12

Выделение особенностей  использования методов психологии  в процессе изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного

Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013

 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 .

 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011

Дополнительная литература:

Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005.

 Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб,

Детство-Пресс,2008.

Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

 Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы с детьми дошкольного возраста.М.,1996

 Волков Б.С., Волкова М.В. Методы исследований в психологии.-М.,2002

Основные понятия: возрастная психология,

 педагогическая психология, обучение, воспитание,

возраст, физический возраст, психологический

возраст, метод, методика, диагностика, наблюдение,

 эксперимент, тест, анкета, социометрия, беседа,

 анализ продуктов деятельности.

Тема 2.2.

Основные закономерности  психического развития

1.Базовые категории возрастной психологии и психологии развития .

2.Проблема возраста.   Типы психического развития. Законы детского развития.

 3.Пути детского развития.( Запорожец А.В.)

Самостоятельная работа обучающихся  : работа с психологическим словарем с целью составления  словаря психологических понятий по теме

терминологический

диктант

Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013

 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 .

 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011

Дополнительная литература:

Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005.

 Каменская В.Г. Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб,

Детство-Пресс,2008.

Мухина В.С. Детская психология .- М., Академия , 2005

 Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007

Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.,1985.

Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

Основные понятия: онтогенез, филогенез, закономерности,

 условия, движущие силы развития, кризисы развития,

сензитивность, сензитивные периоды,

ведущая деятельность, возрастная периодизация,

социальная ситуация развития, рост, развитие,

 зоны ближайшего и актуального развития,

 высшие психические функции,

законы психического развития

Тема 2.3

 Факторы психического развития .

1.Факторы психического развития

2.Роль деятельности ,общения в развитии ребенка.            

 3. Развитие и обучение .              

Самостоятельная работа обучающихся работа с учебником и конспектом с целью составления  кроссворда по темам

« Предмет, методы возрастной психологии. Закономерности психического развития»

Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013

 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 .

 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011

Дополнительная литература:

Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005.

 Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб,

Детство-Пресс,2008.

Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007

Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.,1985.

Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008.

Основные понятия: возраст, физический возраст,

 психологический возраст, онтогенез, филогенез,

закономерности, условия, движущие силы развития,

кризисы развития, сензитивность, сензитивные периоды,

ведущая деятельность, возрастная периодизация,

социальная ситуация развития, рост, развитие,

зоны ближайшего и актуального развития,

 высшие психические функции, социализация,

акселерация, декселерация.                             

Тема 2.4

Проблема возрастной периодизации

1.Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. 2.Социальная ситуация развития.

 3.Сензитивные периоды.

4.Периодизации  развития  Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Петровского А.В., Фельдштейна Д.И.

Самостоятельная работа обучающихся –

Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов по теме. Работа с дополнительной литературой  с целью составления таблицы сравнения  подходов к периодизации развития у разных авторов.

Практические занятия №13 Зарубежные концепции психического развития человека – составление таблицы

  1. Факторная теория психоанализа З.Фрейда. Структурная концепция личности. Периодизация развития.

2.  Периодизация развития Э. Эриксона.

  3.Концепция психического развития ребенка А.Валлона.

  4. Проблема интеллектуального  развития в работах Ж.Пиаже .и Дж.Брунера

терминологический

диктант

экспертная оценка

 выполненной

 работы –

 составленной

таблицы

Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013

 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 .

 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011

Дополнительная литература:

Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007

Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.,1985.

Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

     Основные понятия:сензитивность, сензитивные периоды,

ведущая деятельность, возрастная периодизация,

социальная ситуация развития, рост, развитие,

зоны ближайшего и актуального развития,

 высшие психические функции, социализация,

Тема 2.5.

Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях .

Младенческий возраст

1.Перинатальное развитие, его особенности.

 

2. Психологическая характеристика ребенка младенческого возраста.

Новорожденность.

2.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.

3.Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте.

4.Психологические особенности младенца к концу первого года жизни.

5. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.

6. Достижения ребенка младенческого возраста.

Самостоятельная работа обучающихся  работа с учебником и дополнительной литературой с целью

составления рекомендаций родителям по общению и развитию ребенка младенческого возраста.

Практическое занятие № 14 Составление  схемы  физического и психического развития  ребенка в младенческом  возрасте.

тестовый контроль

Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013

 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 .

 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011

Дополнительная литература:

Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005.

 Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб,

Детство-Пресс,2008.

КосяковаО.О.Психология раннего и дошкольного детства.- Ростов н/Д, 2007.

Мухина В.С. Детская психология .- М., Академия , 2005

 Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007

 Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005.

ГалановА.С. Психическое  и физическое развитие ребенка от рождения до 1 года.М.: Аркти,2006

Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

Основные понятия: социальная ситуация развития,

кризисы новорожденности, одного года,

 эмоциональное общение, комплекс оживления

 синдром госпитализма, депривация общения,

сенсорная депривация.

Тема 2.6

Психологическая характеристика  ребенка раннего  возраста

1. Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве.

2. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте.

3. Зарождение продуктивных видов деятельности в раннем возрасте.

 4. Основные закономерности развития восприятия, речи, памяти в раннем детстве.

5. Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.

Самостоятельная работа обучающихся  по поиску информации для воспитателей и  родителей по преодолению кризиса трех лет.

Разработка проекта - журнала для родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Разработка проекта тема:Создание развивающей среды в ДОУ как условие  развития предметной деятельности ребенка

Практическое занятие  №15 работа с дополнительной литературой с целью выделения показателей нервно-психического развития ребенка раннего возраста и отбором диагностических методик для оценки психического развития ребенка.

тестовый контроль

Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013

 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 .

 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011

Дополнительная литература:

Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005.

 Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб,

Детство-Пресс,2008.

КосяковаО.О.Психология раннего и дошкольного детства.- Ростов н/Д, 2007.

Мухина В.С. Детская психология .- М., Академия , 2005

 Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005.

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от1 года до 3 лет.М.: Аркти,2006

 Головей Л.А.,Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,Речь,2008

Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие,

1-3 года . М.: Мозаика-Синтез,2006

Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008.

Основные понятия: социальная ситуация развития,

кризис трех лет, предметно-манипулятивная деятельность,

символизм, депривация, сенсорное развитие.

Тема 2.7.

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.

1. Дошкольный возраст.

Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста.

2. Особенности развития форм общения со взрослым и со сверстниками (М.И.Лисина).

3. Особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте.

4. Межличностные отношения в дошкольном возрасте.

5. Развитие деятельности в дошкольном возрасте. --Сюжетно-ролевая игра  как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. --Развитие игровой деятельности.

--Линии развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

--Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы-заместители.

--Ролевые и реальные взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре.

--Причины конфликтов детей в играх и пути их разрешения.

6. Характеристика других видов деятельности дошкольника.

--Развитие изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.

--Основные направления развития  изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и их взаимосвязь.

--Освоение средств выразительности разных видов изобразительной деятельности, их взаимосвязь.

--Особенности формы и конструкции изображений, композиции.

--Развитие содержания детского рисунка. Влияние на него социальных условий жизни, индивидуальных особенностей, осязательного, зрительного и двигательного опыта. Взаимосвязь речи и рисования.

--Психологические основы руководства изобразительной деятельности.

7. Познавательное развитие дошкольника.

--Развитие ощущений и восприятия  в дошкольном возрасте.

 --Особенности развития восприятия в разном возрасте.

--Развитие видов восприятия: пространства, времени, временных промежутков.

--Восприятие художественных произведений.

--Восприятие рисунка, произведения живописи. --Понимание средств выразительности. Эстетическая оценка.

 --Восприятие литературных произведений разных жанров. Особенности восприятия малых жанров фольклора.

--Развитие слушания. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятиии понимании литературного произведения,.

8. Развитие памяти.

--Особенности памяти ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

--Психологические приемы развития памяти у детей.

9.  Развитие мышления.

--Возрастные психологические новообразования в сфере мышления.

 --Наглядно-действенное мышление.

--Наглядно-образное мышление.

-- Словесно-логическое мышление.

--Психолого-педагогические методы развития мышления у детей.

10.Развитие воображения в дошкольном  возрасте.

--Характеристика воображения ребенка. --Формы проявления воображения дошкольника.

-- Виды и функции воображения дошкольника, этапы его развития.

--Развитие творческого воображения в детском возрасте.

 --Индивидуальные особенности воображения ребенка.

11. Развитие функций  форм и видов  речи в дошкольном возрасте.

12. Развитие личности в дошкольном возрасте.

--Условия развития личности дошкольника.

--Становление личностных механизмов поведения.

-- Развитие воли и произвольности поведения дошкольников.

--Становление этических инстанций и социальных чувств. --Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте.

-- Особенности развития самосознания и самооценки.

13. Развитие мотивационной сферы.

14. Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста.

-- Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе.

-- Личностный аспект развития эмоций и чувств.

-- Развитие высших чувств у детей.

--Условия развития эмоций и чувств у детей.

--Формирование социальных переживаний, их роль в процессе социализации дошкольников

 15. Проявление темперамента в дошкольном возрасте.

.

--Общие проявления темперамента у детей.

--Развертывание темперамента в детском возрасте.

--Характеристика детей разных типов темперамента.

--Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности ребенка.

16.Развитие способностей в дошкольном возрасте.

--Развитие познавательных способностей ребенка.   --Развитие практических способностей.

--Развитие специальных способностей.

--Детская одаренность

17. Проблема психологической готовности  к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Гендерные особенности  готовности к школьному обучению.

Самостоятельная работа обучающихся :

-Работа с дополнительной литературой с целью составления аннотированной картотеки  игр и упражнений для развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.

-Работа с журналами и Интернет-ресурсами с целью выявления  актуальных тем  психологического просвещения родителей и воспитателей.

-Работа с журналами и Интернет-ресурсами с целью составления рекомендаций для родителей по развитию детской одаренности.

-Составление библиографии современной литературы по психологии детской одаренности

-Создание  презентации ( тема на выбор)

-Работа с дополнительной литературой с целью составления аннотированной картотеки  игр и упражнений для развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.

Практические занятия :

№ 20  Использование социометрического метода для определения  структуры детской группы

Практические занятия № 16

 « Выделение структуры сюжетно-ролевой игры в ходе видеопросмотра записи игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Практические занятия № 17 «Динамика развития содержания детского рисунка. Психологический анализ детского рисунка»

Практические занятия :№ 18 « Индивидуальнотипологические особенности ребенка дошкольного возраста»

Практические занятия № 19

 « Анализ психологических портретов одаренных детей»

Практические занятия № 21 «Показатели готовности  к школьному обучению»

№ 19 « Анализ психологических портретов одаренных детей»

№ 21 «Показатели готовности  к школьному обучению»

тестовый контроль

контрольная работа

 по  теме

диагностическая

работа

Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013

 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 .

 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011

Дополнительная литература:

Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., 2005.

Каменская В.Г. ,Мельникова И.Е.. Психология развития.- СПб,

Детство-Пресс,2008.

Мухина В.С. Детская психология .- М., Академия , 2005

Эльконин Д.Б. Детская психология . - М.: Академия,2007

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005.

Савенков А.И. Детская одаренность. – М.,2000

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1973.

Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008.

Коломинский Я.Л.,  Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004.

Основные понятия: социальная ситуация развития,

 кризис семи лет, игра, игровые и ролевые отношения,

произвольность, внутренний план действий, рефлексия,

самооценка, самоконтроль, «школьная зрелость»,

 мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный компоненты психологической готовности.

Тема 2.8.

Диагностика психического развития ребенка дошкольного возраста.

1. Характеристика диагностических методик для изучения познавательной сферы ребенка дошкольника.

 2. Изучение  личности и межличностных отношений в группе сверстников.

Самостоятельная работа обучающихся: работа с журналами с целью составления библиографии современной литературы  по диагностике индивидуально-типологических особенностей  ребенка дошкольного возраста.

Практическое занятие №22

 Анализ  протоколов  учебных исследований особенностей  развития  ребенка  дошкольника

экспертная оценка

 протоколов

 изучения  

особенностей детей

дошкольного возраста

Смирнова Е.О.Детская психология.М.-КНОРУС,2013

 Смирнова Е.О.Детская психология.- СПб, Мир.книг,2012 .

 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М.: Академия,2011

Дополнительная литература:

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. – М., 2004.

 Волков Б.С., Волкова М.В. Методы исследований в психологии.-М.,2002

 Головей Л.А.,Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,Речь,2008

ЛютоваЕ.К.,Монина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2000

Урунтаева Г.А., Афонькина ЮА Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, 1995.

Практическая психология образования ( под ред. И.В.Дубровиной.М.,1997

Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы с детьми дошкольного возраста.М.,1996

Коломинский Я.Л.,  Панько Е.А. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста.Минск,Асвета,2000

Основные понятия: возрастная психология,

 педагогическая психология, обучение, воспитание,

возраст, физический возраст, психологический

возраст, метод, методика, диагностика, наблюдение,

 эксперимент, тест, анкета, социометрия, беседа,

 анализ продуктов деятельности.

Тема 2.9.

Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста

 1. Младший школьный возраст. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.

 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б.Эльконин).

3.  Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста.

4. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника. Социальная жизнь младших школьников.

 5. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование.

6. Развитие личности младшего дошкольника. Особенности развития Я-концепции.

7. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

Самостоятельная работа обучающихся : работа с журналами и Интернет-ресурсами с целью составления библиографии современной литературы по проблемам адаптации ребенка к школе.

Работа с учебником с целью составления психологического портрета  современного первоклассника.

Практическое занятие №23

Выделение структуры учебной  деятельности- составление

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология  младшего школьника. – М., 2011.

Головей Л.А.,Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,Речь,2008

Мухина В.С. Детская психология.-М., Академия , 2005

 Эльконин Д.Б. Детская психология.-М.: Академия,2007

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников.- М.,2000

Савенков А.И. Детская одаренность. – М.,2008

Основные понятия: социальная ситуация развития,

учебная деятельность, структура учебной деятельности,

 адаптация, произвольность, внутренний план действий,

 рефлексия, самооценка, самоконтроль, динамика развития.

  1. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник Мухина В.С.- Режим доступа: http://www.zipsites.ru/ books/psy_muhina_vosr_ps/
  2. http://www.zipsites.ru
  3. http://soc.lib.ru/books.htm
  4. Немов Р. Психология т.1.-Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ nemov1/index.php
  5. Немов Р. Психология. Психодиагностика кН.3 .-Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov3/index.php
  6. Немов Р. Психология. Кн. 2. Психология образования .-Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/index.php
  7. Рубинштейн С. Основы общей психологии. .-Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/index.php
  8. Термины общей психологии. Словарь. .-Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Termins/term.php
  9. Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т. .-Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/godfr/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией

Технологическая карта по УД Основы латинского языка с медицинской терминологией разработана в соответствии с требованиями к занятиям ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело....

Технологическая карта занятия учебной практики

Технологическая карта занятия учебной практики по теме: "Проверка рабочего состояния понижающего трансформатора"...

Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства"

Технологическая карта урока "Предпосылки и значение образования Древнерусского государства" предназначена для проведения занятия в учреждениях СПО на 1 курсе при изучении ОУД.05 История. (Уч...

технологическая карта по учебной дисциплине "Практическая грамматика"

В технологической карте по учебной дисциплине "Практическая грамматика" для студентов 5 курса по специальности "Иностранный язык" представлены виды заданий по  грамматическим ...

Технологическая карта по учебной дисциплине "Иностранный язык"(французский)

В технологической карте представлены виды заданий по иностранному языку по работе с текстом для развития грамматических навыков, навыков устной и письменной речи для обязательной и вариативной части к...

Технологическая карта открытого учебного занятия

Технологическая карта открытого учебного занятия по теме: Маркетинговые коммуникации. Понятие, виды. ПМ. 04. Продажи гостиничного продукта МДК.04.01. Организация продаж гостиничного продукта ...