Состояние и перспективы развития экологического образования и воспитания в Тульской области
статья на тему

Ивлиева Ольга Ивановна

Анализ современного состояния экологического образования и экологического воспитания. Обозначение перспективных направлений развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoeobrazovanie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование, наряду с экономическим и правовым, становится основой выживания человечества, становления нового образа жизни, фундаментом экологического мировоззрения. Разработка и реализация системы непрерывного экологического образования - комплексная проблема, включающая в себя многие аспекты. Сегодня актуальна разработка нормативно-правовой базы, создание системы управления образованием, научное и учебно-методическое обеспечение, подготовка педагогических кадров в области экологических наук, создание широкой сети государственных и негосударственных структур и многое другое.

Одной из основных проблем в успешном внедрении экологических программ является реализация их практической направленности, то есть образование через действие. Только тогда воспитывается ответственность, забота о природе и людях, идёт нравственное совершенствование личности.

Для сохранения природы и человека в ней с его самобытностью необходимо понимание своих корней и гордость за предыдущие достижения. Такой подход позволит создать условия для развития личности с экологическим мышлением, высокой ответственностью и культурой, знающей особенности и богатства природы родного края, историю, культуру, традиции, обычаи,  обеспечит формирование экологической культуры на основе этноэкологии. Крайне важный аспект - пропаганда здорового образа жизни и оздоровление, воспитание бережного отношения к природе и собственному здоровью.

Важным в экологическом образовании видится его развитие через совместную созидательную деятельность (областные полевые школы, слеты, эко-лагеря, туристические слеты, экологические тропы и т.д.). Требуется система общественного поощрения, создание приоритета экологического императива на основе личностного ценза.

Хотя в области существует областной эколого-биологический центр и в  некоторых педагогических коллективах уже накоплен интересный опыт, но, в целом, в области нет ещё преемственности в содержании и методах между дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, средним и высшим профессиональным образованием. Работа не носит системного характера в значительной мере из-за отсутствия научно-методического центра, который мог бы не только направлять данную работу, но и оказывать реальную научную и методическую помощь. Неудовлетворительно обстоит дело с изданием справочной литературы в области охраны природы области, популярной экологической литературы для населения, не говоря уже о полном отсутствии учебных видеоматериалов, компьютерных программ, игровых материалов региональной экологической направленности.

В вопросе образования и воспитания кадры, в буквальном смысле, решают все. Активизации экологического воспитания дошкольников способствуют курсы для воспитателей детских садов по экологическому образованию, создание развивающей программы для дошкольников, предусматривающей проведение систематических наблюдений природных объектов, создание комплексов «детский сад – школа». Для воспитания экологической культуры у школьников необходимо, чтобы сам педагог осознавал важность экологического образования, с ответственным отношением к миру, был профессионально подготовлен, творчески развит. Повышению квалификации педагогов способствуют мастер-классы, семинары и курсы (ИПК и ППРО ТО). Повышение экологической грамотности педагогов среднего и высшего профессионального образования носит эпизодический характер. Особое внимание следует уделить экологическому образованию будущих педагогов.(ТГПУ)

Дополнительное образование детей - важное звено в системе непрерывного экологического образования и воспитания. В процессе дополнительного образования у детей не только углубляются и расширяются знания об окружающей среде и развивается экологическое мировоззрение, но и воспитываются готовность и умение принимать решения и действовать в конкретных жизненных ситуациях. Из учреждений культуры наиболее активно  в экологическом воспитании и просвещении могут быть задействованы библиотеки. На базе библиотек в районах и городах области возможно создание детских и молодежных кружков и клубов природоохранной направленности, выпускать устные журналы, проводить экологические конкурсы и другие мероприятия. Большое участие в эколого-просветительской деятельности могут принять молодежные и детские клубы. Особое место в повышении экологической грамотности населения области должно принадлежать специализированным музеям (или музейным экспозициям).

В среднеспециальных и высших учебных заведениях области следует предусмотреть обязательное обучение всех студентов основам экологии, а также изучение различных специальных курсов экологических дисциплин (не все ФГОС предусматривают обязательную подготовку по экологической безопасности). Возможно, экологическую подготовку студентов целесообразно проводить на основе программ переподготовки по экологической безопасности (что сократит первичные затраты предприятий). В программе обучения и в ходе ее реализации должна учитываться специфика экологической обстановки в области и требования к условиям, которые необходимо создать для обеспечения экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития региона, сохранения природных ресурсов, санитарно-гигиенического благополучия и здоровья населения на территории области. Следует изучить потребности области в подготовке специалистов среднего звена в области  охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Система повышения квалификации и переподготовки кадров в области экологической безопасности в соответствии с требованиями ФЗ "Об охране окружающей среды" должна проводится системно, а не «от проверки к проверке». Порядок такой подготовки должен быть определен соответствующими распоряжениями Губернатора области. Целесообразна организация и координация деятельности по формированию единой системы переподготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды. (НИПК и УЦ АСФ)

Назрело время обобщить опыт работы отдельных коллективов.

Значительную роль в реализации идеи непрерывного образования  играют общественные организации. Благодаря усилиям общественных организаций  возможно организовать и провести ряд научно-исследовательских работ, конкурсов и конференций, общественных экологических экспертиз. Они могут стать модераторами молодежного волонтерского экологического движения в области(создание которого востребовано молодежью и позволяет дополнительно решать вопросы пропаганды здорового образа жизни, патриотизма, вовлекает молодежь в решение социально значимых проблем), обучение волонтеров могли бы взять на себя профильные муниципальные службы на регулярной основе (мастер-классы МЧС, садово-парковых хозяйств и т.п.). ОО могли бы обеспечить экологическое просвещение населения (включая лиц пенсионного возраста).

Совершенно очевидно, что основы экологического воспитания должны закладываться в раннем детстве, что возможно лишь при соответствующем уровне экологической культуры родителей. На региональном уровне необходима долговременная программа средств массовой информации по экологическому ликбезу населения, оперативной экологической информации и пропаганде опыта решения экологических проблем, в том числе проблем экологического образования. Целесообразно привлечь СМИ к созданию социальной экологической рекламы (возможно, через систему областных конкурсов)

Очевидно, что здесь вырисовывается блок вопросов, на решение которых потребуются десятилетия: поствузовское, экологическое образование в учреждениях дополнительного образования, совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров по экологическим проблемам, освоение эколого-правовых наук, создание системы информационной поддержки экологического образования, организация периодического экологического издания и многие другие вопросы требуют своего решения на региональном уровне.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективы развития дуального образования в ЯТЭК»

Актуальность дуального образования заключается в том, что 21 век принесет с собой совершенно новую экономику и общество, что неизбежно окажет влияние на техническое и профессиональное образование, кот...

Экологическое образование и воспитание на уроках физики.

Одна  из  важнейших задач школьного курса физики  -  развить  у  учащихся  научный  подход  к явлениям  и  процессам  природы,  сформир...

презентация на тему: Банковские карты в системе расчетов: состояние, проблемы, перспективы развития на примере АО «Россельхозбанк»

Презентационный материал содержит данные исследовательской работы по специальности "Банковское Дело"  по МДК "Организация ведения безналичных расчётов"...

Научно-практическая конференция (Экологическое образование и воспитание)

Интеграция традиционных и интерактивных методов при подготовке специалистов-экологов...

Состояние и перспективы развития предприятий отдельных отраслей промышленности в условиях турбулентности внешней среды (2018 г.)

При цитировании статьи обязательна ссылка на материал: Поликарпов К.И. Состояние и перспективы развития предприятий отдельных отраслей промышленности в условиях турбулентности внешней среды //респ. Та...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении региональной научно-практической студенческой конференции « Наука и технология строительных материалов: состояние и перспективы развития »

Положение региональной научно-практической студенческой  конференции 2наука и технология строительных материалов: состояние и перспективы развития"...