формирование жизнестойкости
методическая разработка на тему

Саенко Марина Геннадьевна

материал который поможет педагогу -психологу в разработке программы по формированию жизнестойкости у подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

П Л А Н

МКОУ «Гилёвская сош» по реализации программы

 «Формирование жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательных школ» на 2014 – 2016 уч.год

 

 

№ №

п.п.

Содержание и формы деятельности

Метод, форма

Ответственные

примечания

1

2

3

4

5

Подготовка педагогического коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости

Проведение педагогического совета по теме «Формирование жизнестойкости подростка в условиях общеобразовательной школы»

Пед.совет

Администрация школы, педагог-психолог

1

Проведение бесед с родителями об их непосредственном участии в программе формирования жизнестойкости детей.

(Родительские  собрания, лектории, круглые столы)

беседа

Педагог-психолог, классные руководители,

родители.

 

2

Проведение бесед со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха

беседа

Педагог- психолог,

классные руководители,

обучающиеся.

 

Диагностический этап.

 Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы

3

Диагностика волевых качеств

Опрос , наблюдение.

Педагог-психолог

 Тест «Самооценка силы воли», «Самооцкенка волевых качеств»

Диагностика самочувствия, активности, настроения, депрессивности.

Опрос , наблюдение.

Педагог-психолог

Опросник «САН»,

Методика «Карта настроения»

Диагностика коммуникативной и социальной компетентности

Опрос , наблюдение

Педагог-психолог

Тест коммуникативной и социальной компетентности

(Фетискин Н.П.,Мануйлов Г.М.)

Обработка и анализ результатов диагностики компонентной жизнестойкости

Анализ результатов диагностики учащихся

Встреча с родителями по результатам диагностики

Индивидуальная беседа

Встреча с подростками

Индивидуальная беседа

Формирующий этап

4.

Классный час «Основные жизненные ценности»

беседа

Классные руководители

 

5

Классный час «Общение в моей жизни»

семинар

Классные руководители

 

6

Классный час по обучению навыкам поведения в экстремальной ситуации.

Беседа, тренинг.

Классные руководители

 

7

Классный час: «Будущий социальный статус.

 Зачем быть социально-компетентным человеком?»

Беседа, упражнения.

Классные руководители

 

8

Классный час:

«Как успешно преодолевать трудности?» Готовность к трудным жизненным ситуациям.

Семинар, тренинг.

Классные руководители

 

9

Классный час «Жизнестойкий человек и как им стать?»

беседа

Классные руководители

 

10

Диспут «Мои представления и жизнестойкой личности»

сочинение

Классные руководители

 

11

Встреча с человеком ярким примером успешного преодоления жизненных трудностей

беседа

Классные руководители

12

Тренинг развития временной перспективы и способности к целеполаганию для старшеклассников

Педагог-психолог

справка

13

Тренинг развития способности к самопознанию и уверенности в себе

Педагог-психолог

справка

14

Тренинг коммуникативных умений

Педагог-психолог

справка

Диагностический этап

15

Повторная диагностика уровня развития жизнестойкости учащихся

Опросы, наблюдения, анализ деятельности учащихся

Классные руководители, педагог-психолог

Аналогичные методики диагностики, что и на первом диагностическом этапе

16

Обсуждение результатов повторной диагностики с родителями и учащимися

Индивидуальные беседы

Классные руководители, педагог-психолог

Информационный ресурс www.vgrupperiska.ru

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Формирование жизнестойкости детей и подростков»

         С ноября 2014-2015 учебного года в районе и в нашей школе реализуется программа «Формирование жизнестойкости детей и подростков»

Целью данной программы является предупреждение девиантного т.е. отклоняющегося поведения на основе формирования жизнестойкости учащихся.

Основной задачей этой программы является - целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности, требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;

Срок реализации –1год.

1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся.

2 этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, развитие волевых качеств, высокий уровень социальной компетентности, развитие коммуникативных способностей и умений.

3 этап – оценка результатов посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса фиксируются в групповых картах – характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей?

Можно выделить 5 общих качеств:

1.   Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

2.   Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

3.   Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).

4.   Стремление  к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать  окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

5.   Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Откуда в психологии появился термин жизнестойкость?

Начиная с 1975 года Сальваторе Мадди с исследовательской командой начал двенадцатилетнее исследование менеджеров в Иллинойской Телефонной Компании (США). Так сложилось, что в течение этого периода времени компания переводилась с федерального регулирования на конкурентную основу. Это в корне меняло принцип работы компании. Сотрудники не понимали, что происходит, не знали, что нужно делать - в компании царили неопределенность, хаос и сильный стресс.

Исследуя выборку порядка 450 менеджеров компании по различным медицинским и психологическим параметрам, Мадди обнаружил, что две трети испытуемых в ситуации резких перемен подтверждали концепцию стресса Ганса Селье: их здоровье ухудшалось, показатели успешности работы падали, отношения с близкими расстраивались. Были зафиксированы случаи повышенного артериального давления, мигреней, рака, депрессий, разводов, прогулов, агрессии, попыток суицида. Но с другой третью выборки все было иначе.

Треть испытуемых под влиянием длительной неопределенной стрессовой ситуации, напротив, преуспевали. Они чувствовали себя здоровее, чем когда либо, укрепляли отношения с близкими, а в работе они выдвигали ценные идеи, работали лучше, эффективнее, а если и уходили из компании, то преуспевали в других местах, а порой открывали собственное дело.

Заинтересовавшись, в чем разница между "пострадавшими" и "преуспевшими", Мадди искал различия между двумя группами. Оказалось, что различия между "преуспевшими", названными жизнестойкими, и "пострадавшими", нежизнестойкими, заключались в наличии или отсутствии трех установок по отношению к стрессовым ситуациям, в особом отношении к окружающим людям.

Структура жизнестойкости

Жизнестойкие установки: вовлеченность

Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Жизнестойкие установки: контроль

Контроль (control) - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспосмощность.

Жизнестойкие установки: принятие риска

Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы

Интервью, проведенные Мадди и коллегами с испытуемыми показали связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:

  • стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.
  • ощущения предназначения в жизни.
  • воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

  • недостаток поддержки, подбадривания близкими;
  • отсутствие чувства предназначенности;
  • недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых

Жизнестойость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы исамодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. 

Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией.

Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное. 
Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания:
Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.

Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.

Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства. 

Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви. 

Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.

Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.

Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.

Поощрение активности ребенка.

Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.

Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке 

Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.

Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.

Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.

Внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.

Родителям следует помнить, что большинство самоубийств связано с конфликтными ситуациями в семье. Около 40 процентов опрошенных учеников начальных классов ответили, что их наказывают за плохие оценки, даже бьют. В ответах старшеклассников (было опрошено 300 человек) физическое насилие почти не упоминается, но только половина опрошенных считают своё положение в семье равноправным. К суициду может привести то, что подростки чувствуют себя в семье одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит. Данные исследования показали, что чем лучше взаимоотношения с родителями, тем меньший процент подростков, задумывающихся о самоубийстве. Те же исследования показали, что у самоубийц и потенциальных самоубийц отношения с родителями или одним из них были плохие или удовлетворительные.

Среди причин были также названы: плохие отношения со сверстниками -11,3 % опрошенных; затяжные депрессии вследствие одиночества и безответной любви -18 %; тяжёлое материальное положение - 5 %; проблемы, связанные с учёбой - 11 %; безвыходная ситуация - 8,7 %.

Отношение детей к смерти и возможному самоубийству формируется и меняется в зависимости от возраста ребёнка. У детей до 5 лет нет ещё устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом, Умереть означает для ребёнка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребёнок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом, протестом и с некоторым любопытством.Внутреннее и внешнее ещё окончательно не разделены для ребёнка. У детей этого возраста ещё нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда», «конец» или «окончательно» ещё полностью ими не осознаются. Ребёнку кажется, что смерть - это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди ещё каким-то образом живут в гробу. В то же время ребёнок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни. Старший дошкольник имеет достаточно чёткое представление о смерти - часто в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни. Подростки же полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Они уже способны понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

Психическая организация подростка очень нестабильна, причём на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Страхи нередко бывают беспредметные, возникающие вследствие «метафизической интоксикации». Провести чёткую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых. В подростковом возрасте такой границы нет. Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный дня его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика нашего поведения. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей серьёзности.

Трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и неожиданных для окружающих случаев суицида заключается, в том, что с точки зрения (опыта)  взрослых, мотивы детей подталкивающих их таким действиям расцениваются взрослыми как несерьезные, мимолетные, незначительные, в то время как для подростка это значимость очень высока. То, что взрослому кажется ерундой, подростку может показаться концом света. Трагедия состоит в том, что временные проблемы, таким образом, решаются раз и навсегда.

Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причём следующая попытка нередко бывает более тяжёлой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя её для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. Аффекты разрушительны для подростка! Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжёлыми.

Если вы заметили склонность своего ребёнка к самоубийству, следующие советы и рекомендации помогут вам изменить ситуацию.

Нужно остановиться, если разгорается скандал. Заставьте себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире - всё станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Обращайте внимание на характерные признаки:

•Словесные признаки:

-  прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

-  косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

-  много шутит на тему самоубийства;

-  проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

•Поведенческие признаки:     

-раздаёт другим вещи, имеющие личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

-демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде - ест слишком мало или слишком много;

во сне - спит слишком мало или слишком много;

во внешнем виде - становится неряшливым;

в школьных привычках - пропускает занятия; не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;

замыкается от семьи и друзей, бывает чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

 

Что можно сделать, чтобы помочь?

1. Установите заботливые взаимоотношения.

Не существует всеохватывающих рецептов решения такой серьёзной проблемы, как самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка

2. Будьте внимательным слушателем.

Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить».

Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.

3. Не спорьте.

Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещёбольшую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка.

1. Задавайте вопросы.

Если вы задаёте такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.

5. Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.

6. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он - личность.

7. Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово родителя. Ведь ребёнок - пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец - хорош уже тем, что он есть. Вовлекайте детей в работу клубов, объединений, спортивных секций и творческих объединений. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.

8. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым подросток обязан жить. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.

9. Обратитесь за помощью к специалистам. Подростки, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания подростка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги.

 

Эта «Памятка» – не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

 

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха –  поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»

Вечная детская мудрость

 



Предварительный просмотр:

Программа по формированию

жизнестойкости подростков в условиях МКОУ «Гилёвская сош»

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержательное описание программы.
  3. Перечень программных мероприятий.

Пояснительная записка

В данной программе формирование жизнестойкости личности рассматривается как перспективное направление первичной педагогической профилактики девиантного поведения.

Девиантное поведение формируется под воздействием внешних (семейное неблагополучие, микроконфликты, девиантное окружение…) и внутренних факторов (психологические характеристики личности, обуславливающие определенные реакции на внешние девиантогенные факторы). Разными людьми объективно одинаковая ситуация расценивается и переживается по-разному. Одни индивиды трудные жизненные обстоятельства воспринимают как некий барьер, преодолев который они развиваются. Другие же видят в нем крах мироздания. Следовательно, в формировании девиантного поведения главная роль принадлежит именно внутренним факторам. Таким образом, усилия педагогов, в первую очередь должны быть направлены на формирование личностных ресурсов, которые помогут сопротивляться стрессовым,  фрустрирующим обстоятельствам и вовлечению в социальную патологию.

Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.

В отечественной психологии проблема трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими учеными: это Н.В. Тарабарина, М. Ш. Магомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Ю.А.Александровский и другие.

Сегодня предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями в работах Л.Н. Гумилева, А.Г. Маклакова,  понятие о личностном потенциале, разрабатываемое Д.А. Леонтьевым.

 В концепции жизнестойкости С. Мадди также рассматривается индивидуально-личностный, смысловой контекст саморегуляции. Жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. Жизнестойкость, считает Мадди, состоит из трех взаимосвязанных установок:

вовлеченности (включенности), контроля и вызова (принятия риска).

Вовлеченность − это важная характеристика в отношении себя, окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.

 Контроль представляет собой убежденность человека в том, что от его активных усилий будет зависеть результат происходящего. Противоположностью ему является ощущение собственной беспомощности и беззащитности. Субъект контроля действует, чувствуя себя способным господствовать над обстоятельствами и противостоять тяжелым моментам жизни. Когнитивно оценивая даже трагические события, такие люди снижают их значимость и уменьшают тем самым психотравмирующий эффект. Обобщающая позиция субъекта целостной жизни обуславливает восприятие им любого стрессового события не как удара судьбы, влияния неподконтрольных сил, а как естественное явление, как результат своего действия  или других людей. Субъект уверен, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется в чем-то ему полезной.

Установка вызов (принятие риска) помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Она состоит в восприятии личностью событий жизни как вызова. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающая человека к непрерывному росту. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей.

Если высок уровень включенности, то при стрессе возрастает потребность в контакте с другими людьми. Если высок уровень контроля, то велики старания влиять на события, а не страдать от беспомощности. Если высок уровень вызова, то велико стремление обучаться на своем положительном или негативном опыте, не ожидая легкой и комфортной жизни. Чем развитее жизнестойкость, тем больше вероятность, что человек будет адекватно воспринимать трудности, вместо их избегания и отрицания.

С точки зрения Мадди, существуют жизнестойкие люди («с высоким уровнем активации») и не-жизнестойкие (с низким уровнем активации»). Жизненная активность или пассивность формируется с детства на основе научения, воспитания[1]. Жизнестойкость предполагает признание человеком своих реальных возможностей, принятие реальной собственной уязвимости. Жизнестойкость − это база, исходя из которой, перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, которой позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности.

Таким образом, жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями [7] и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Анализ теоретических и методологических основ позволяет  сделать вывод о том, что жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Формирование жизнестойкости педагогическими средствами может снизить степень суицидального риска.

Все компоненты жизнестойкости вполне поддаются диагностике, формированию педагогическими методами и средствами. Педагогической наукой и практикой накоплено достаточное количество идей, способов и средств формирования и коррекции каждого из вышеперечисленных компонентов жизнестойкости.

Содержательное описание программы

Целью данной программы является предупреждение девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости учащихся.

Достижение этой цели ставит перед собой ряд взаимосвязанных задач:

- целенаправленное включение учащихся в различные виды деятельности,  требующие преодоления препятствий (спортивная, трудовая, игровая и др.) и развивающие волевые качества;

- работа с ценностно-смысловой сферой;

- формирование  адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- развитие коммуникативных способностей;

- обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;

- снижение конфликтности посредством проигрывания конфликтных ситуаций с последующим конструктивным решением;

- осознание  практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.

Программа рассчитана на работу с учащимися 11-16 лет (5-10 классы) Срок реализации – 2 года, в ходе которого  последовательно осуществляются три этапа:

1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (методика диагностики социально-психической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств  фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики девиантного поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.

2 этап – формирующий включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости к которым относятся оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.

3 этап – оценка результатов посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

П Л А Н

МКОУ «Гилёвская СОШ» по реализации программы

 «Формирование жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательных школ» на 2014 – 2015 уч.год

 

 

№ №

п.п.

Содержание и формы деятельности

Метод, форма

Ответственные

примечания

1

2

3

4

5

Подготовка педагогического коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости

Проведение педагогического совета по теме «Формирование жизнестойкости подростка в условиях общеобразовательной школы»

Пед.совет

Администрация школы, педагог-психолог

1

Проведение бесед с родителями об их непосредственном участии в программе формирования жизнестойкости детей.

(Родительские  собрания, лектории, круглые столы)

беседа

Педагог-психолог, классные руководители,

родители.

 

2

Проведение бесед со школьниками о жизнестойкости, как о качестве, необходимом для жизненного успеха

беседа

Педагог- психолог,

классные руководители,

обучающиеся.

 

Диагностический этап.

 Проведение индивидуальной диагностики каждого школьника - участника программы

3

Диагностика волевых качеств

Опрос , наблюдение.

Педагог-психолог

 Тест «Самооценка силы воли», «Самооцкенка волевых качеств»

Диагностика самочувствия, активности, настроения, депрессивности.

Опрос , наблюдение.

Педагог-психолог

Опросник «САН»,

Методика «Карта настроения»

Диагностика коммуникативной и социальной компетентности

Опрос , наблюдение

Педагог-психолог

Тест коммуникативной и социальной компетентности

(Фетискин Н.П.,Мануйлов Г.М.)

Обработка и анализ результатов диагностики компонентной жизнестойкости

Анализ результатов диагностики учащихся

Встреча с родителями по результатам диагностики

Индивидуальная беседа

Встреча с подростками

Индивидуальная беседа

Формирующий этап

4.

Классный час «Основные жизненные ценности»

беседа

Классные руководители

 

5

Классный час «Общение в моей жизни»

семинар

Классные руководители

 

6

Классный час по обучению навыкам поведения в экстремальной ситуации.

Беседа, тренинг.

Классные руководители

 

7

Классный час: «Будущий социальный статус.

 Зачем быть социально-компетентным человеком?»

Беседа, упражнения.

Классные руководители

 

8

Классный час:

«Как успешно преодолевать трудности?» Готовность к трудным жизненным ситуациям.

Семинар, тренинг.

Классные руководители

 

9

Классный час «Жизнестойкий человек и как им стать?»

беседа

Классные руководители

 

10

Диспут «Мои представления и жизнестойкой личности»

сочинение

Классные руководители

 

11

Встреча с человеком ярким примером успешного преодоления жизненных трудностей

беседа

Классные руководители

12

Тренинг развития временной перспективы и способности к целеполаганию для старшеклассников

Педагог-психолог

справка

13

Тренинг развития способности к самопознанию и уверенности в себе

Педагог-психолог

справка

14

Тренинг коммуникативных умений

Педагог-психолог

справка

Диагностический этап

15

Повторная диагностика уровня развития жизнестойкости учащихся

Опросы, наблюдения, анализ деятельности учащихся

Классные руководители, педагог-психолог

Аналогичные методики диагностики, что и на первом диагностическом этапе

16

Обсуждение результатов повторной диагностики с родителями и учащимися

Индивидуальные беседы

Классные руководители, педагог-психолог


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект

В среде обучающихся  проявилась невосприимчивость друг  друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...

Презентация для родительского собрания обучающихся техникума по теме "Реализация программы жизнестойкости подростков в условиях техникума"

Данная презентация предназначена для родителей обучающихся и раскрывает содержание работы психолого-педагогической службы по формированию жизнестойкости подростков в условиях тезхникума...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Психологическое содержание жизнестойкости военнослужащих

Монография содержит теоретические аспекты изучения жизнестойкости личности военнослужащих. Автором обоснована взаимосвязь между психологическими характеристиками солдат и жизнестойкостью, определена р...

Формирование жизнестойкости в подростковом возрасте

Диагностика на  уровень жизнестойкости у подростков; алгоритм решения проблемы, если попал в трудную жизненную ситуацию....

воспитательный час «Я выбираю жизнь, или жизнестойкость»

В основной части занятия разбор понятия Жизнестойкость и качества жизнестойкой личности: гражданственность, социальная активность и адаптация, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуальность. ...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ/ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ Батуева О.Б. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 2. С. 119-122.

Исследован процесс возникновения оценочных значений и объяснены его причины. Выделены основные факторы, которые способствуют образованию оценочных значений в деятельности организации. Проанализирован ...