Программа одарённые студенты
опыты и эксперименты на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы с одарёнными студентами | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум» ___________________ Е.И. Волкова Приказ № ___________ от «__» ________ 2014 г |
Программа "Одаренные студенты" ГБПОУ МО "Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум"
(в рамках работы с одаренными студентами)
Дата введения: «__» __________ 2014 г
г. Павловский Посад,
2014 год
Программа "Одаренные студенты" ГБПОУ МО
"Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум"
(в рамках работы с одаренными студентами)
Пояснительная записка
В последние годы в связи с демократизацией общества, переходом к рыночным отношениям наметилась тенденция к интеграции научной и учебной деятельности в профессиональной подготовке специалистов всех уровней. Сегодня особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Поэтому общество предъявляет новые возросшие требования к знаниям студентов, их творческому развитию, умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и экономические решения, хорошо ориентироваться в отборе научной информации, ставить и решать различные принципиально новые вопросы.
Одной из острых проблем учреждений среднего и начального профессионального образования является низкое качество общеобразовательной подготовки учащихся первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений, навыков самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. Поэтому именно самостоятельная поисковая работа - существенный фактор формирования целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить студентов рациональным и эффективным приемам ее выполнения.
Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к построению модели профессиональной подготовки студентов, который обеспечивает формирование у них целого спектра компетенций. В основе такого подхода лежит системная организация учебного процесса, при которой осуществляется интеграция дисциплин, происходит постановка поисковых целей и задач по определенным проблемам, что дает возможность формировать профессиональные качества будущего специалиста с учетом перспектив развития отрасли, на которую он ориентирован.
Цель программы "Одаренные студенты" ГБПОУ МО ПППЭТ:
- выявление, обучение, воспитание и поддержка одаренных студентов;
- повышение социального статуса творческой личности;
- создание условий для развития творчески одаренных студентов.
Основные задачи программы "Одаренные студенты" ГБПОУ МО ПППЭТ:
- формирование творческой разносторонне развитой личности;
- целостное развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения студентов и мотивация к самосовершенствованию в образовании;
- раскрытие творческих способностей студентов путем освоения различных видов творческой деятельности;
- приобретение студентами компетенций самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;
- ознакомление студентов с современными достижениями науки;
- стимулирование студентов к познанию мира, себя и себя в этом мире;
- научить студентов приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работ;
- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
- научить программной аргументации и культуре рассуждения.
Проблемы работы в рамках программы "Одаренные студенты" ГБПОУ МО ПППЭТ:
- формирование из числа студентов творческих групп, объединений по интересам, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей;
- подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических кадров (ИПР);
- укрепление и расширение сотрудничества ГБПОУ МО ПППЭТ с высшими учебными заведениями и различными культурными центрами города;
- расширение системы дополнительного образования;
- введение факультативных и специальных курсов;
- индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания.
Основные этапы организации исследовательской деятельности
1. Подготовительный этап.
- отбор желающих студентов по внесенному вкладу: участие в проведении опытов, наблюдений, экспериментов при самостоятельной работы или во время учебного процесса;
- выбор темы - по желанию руководителя или студента, учитывая наличие возможностей для выполнения работы;
- работа с литературой, информационными, лабораторными источниками, анкетирование студентов, родителей, общественности;
- выдвижение местной проблемы, которую необходимо решить;
- определения цели исследования;
- определения путей решения и составление плана проведения работ;
- распределение заданий;
- составление графика выполнения работ.
2. Исследовательский этап.
На этом этапе закладываются опыт, эксперимент, проводятся наблюдения, мониторинг, разрабатывается техническая документация. .
3. Завершающий этап.
Этот этап характеризуется различной деятельность студентов:
- анализ выполненных работ,
- обобщения,
- составление сводных таблиц, информационных листов, банка данных.
По итогам проведения исследования студенты оформляют отчётную работу.
Классификация отчётов студентов:
1. "Творческие работы" - сочинения, описание на заданную тему, критические заметки и т.п. Подобные работы не подпадают под понятие учебно-исследовательских работ, если в них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала.
2. Реферативные работы - литературный обзор по любой теме. При написании реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и статей, в которых содержится материал по интересующей его теме.
3. Отчеты об экспедициях и поездках - содержат интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Но собранный излагается в виде перечисления увиденного или представляет собой текст, переписанный из дневников походов, без какого-либо обобщения, систематизации и обработки собранных данных.
4. Исследовательские работы - включают обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирования задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведения наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. К той же группе относятся некоторые курсовые и дипломные работы студентов.
В процессе исследовательской деятельности у студентов формируются компетенции самостоятельного генерирования идей; поиск недостающей информации в информационном поле; выдвижение гипотез и поиск нескольких путей решения проблемы; установление причинно-следственных связей; менеджерские компетенции; отстаивание своей позиции, поиск компромисса; презентационные навыки и др.
Организация работы в рамках программы «Одарённые студенты» осуществляется через:
- работу научного общества студентов и преподавателей техникума,
- работу кружков и секций:
В техникуме разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность объединений студентов:
- положение о научном обществе студентов и преподавателей,
- положение об исследовательской работе студентов.
Комплекс мероприятий в рамках программы «Одарённые студенты»:
- выявление способных студентов с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов.
- диагностика студентов с помощью психологических тестов, учитывая их и интересы.
- работа педагогов со студентами по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.
План мероприятий на 2013-2014 учебный год по реализации программы «Одарённые студенты»
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Инструктивно-методическое совещание классных руководителей, кураторов и мастеров производственного обучения по теме «Подготовка классных руководителей, кураторов и мастеров производственного обучения к проведению работы по выявлению, поддержке и развитию одарённости студентов учебной группы» | Сентябрь- 2014 года | Председатель цикловой методической комиссии классных руководителей и педагогов дополнительного образования Астапова Т.Ю. |
2 | Разработка пакета локальных актов, регламентирующих работу с одаренными студентами | Сентябрь- 2014 года | Зам. директора по УР Дмитренко Е.М., методист, председатели ЦМК |
3 | Диагностика интересов, склонностей и потенциала студентов для выявления одарённости в процессе урочной и внеурочной деятельности. | Сентябрь- 2014 года | Зам. директора по УВР, педагог – психолог, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов дополнительного образования Астапова Т.Ю. |
4 | Организация работы объединений дополнительного образования по направлениям | Сентябрь- 2014 года | Зам. директора по УВР, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов дополнительного образования Астапова Т.Ю. |
5 | Подготовка материалов для электронной базы «Одарённый студент» | Сентябрь- октябрь 2014 года | Зам. директора по УВР, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов дополнительного образования Астапова Т.Ю. |
6 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных студентов и для студентов с повышенным интересом к специальности/профессии, дисциплине | Октябрь 2014 г. | Зам. директора по УР Дмитренко Е.М., председатели ЦМК |
7 | Организация работы творческих групп по разработке проектов организации работы с одарённой молодёжью (в соответствии с программой развития техникума на 2010-2015 г.г.) и апробацией элементов проектов в практической работе | Октябрь 2014 г. –февраль 2015 г | Зам. директора по УВР |
8 | Педагогические чтения «Одарённые студенты: особенности работы с ними». | Март 2015 г. | Зам. директора по УМР, методисты, председатели ЦМК |
9 | Защита проектов по организации работы по выявлению, развитию и поддержке одарённой молодежи (в соответствии с программой развития техникума на 2010-2015 г.г.) | Апрель 2015год | Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР |
10 | Педагогический совет «Совершенствование воспитательной работы через создание дополнительных условий социального, образовательного и карьерного роста талантливой молодёжи» | Май 2015 год | Зам. директора по УВР. Зам. директора по УМР Зам. директора по УР |
11 | Заполнение и пополнение электронной базы «Одарённый студент» на основе результатов обучения, творческой, социальной, спортивной деятельности | В течение учебного года | Зам. директора по УВР, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов дополнительного образования Астапова Т.Ю. |
12 | Организация и проведение конкурсов, смотров, олимпиад, конференций внутри техникума | Согласно плану работы техникума | Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР Зам. директора по УР |
13 | Организация подготовки студентов и их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах, конференциях международного, общероссийского, областного, муниципального уровней | Согласно плану работы техникума | Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР Зам. директора по УР |
14 | Организация работы по психолого –педагогическому сопровождению и адресной поддержке одарённых студентов в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности | В течение учебного года | Зам. директора по УВР, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов дополнительного образования Астапова Т.Ю. |
15 | Индивидуальные беседы с родителями по проблемам одаренности студентов, способы поддержки и развития. | В течение учебного года | Классные руководители и кураторы учебных групп |
16 | Размещение информации по работе с одаренными студентами на сайте техникума | В течение учебного года | Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР Зам. директора по УР |
17 | Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными студентами | В течение учебного года | Зав. библиотекой |
18 | Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными студентами | В течение учебного года | Зам. директора по УМР, методисты, председатели ЦМК |
19 | Формирование банка данных эффективных технологий и программ воспитания и обучения одаренных студентов | Май 2015 год | Зам. директора по УМР, методисты, председатели ЦМК |
20 | Организация трансляции опыта работы педагогов с одаренными студентами в научных сборниках, СМИ, конференциях, методических объединениях разного уровня | В течение учебного года | Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР Зам. директора по УР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для студентов 1 курса
Пояснительная записка.Тематический план.Содержание учебного материала.Календарно-тематический план.Литература и средства обучения....
Рабочая программа для студентов 3 курса "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Пояснительная записка.Содержание учебного материала.Календарно-технический план....
Доклад "Инновационные подходы в практике работы с одарёнными студентами как одна из форм при подготовке участия их в олимпиадах"
Здесь я собрала материал по олимпиаде по технологии продукции общественного питания.В настоящее время с каждым днем все больше возрастают требования к универсальности знаний и высокому уро...
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ СТУДЕНТАМИ ТОГАПОУ "ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Особое внимание в современном обществе уделяется одарённости, талантливости. Поэтому для педагогов чрезвычайно важно своевременно выявить одарённых студентов, создать условия для максимального развити...
План работы со слабоуспевающими и одарёнными студентами
В планах представлены основные направление работы с одарёнными и слабоуспевающими студентами и таблицы реализации планов....
Сценарий развлекательной программы День студента и конкурса «Лучшая Группа», приуроченный празднованию Дня студента, Дня Татьяны
Развлекательная программа содержит в себе два сценария: прзднования Дня студента и проведение конкурса среди студентов на "Лучшую группу". В приложении приложено Положение о конкурсе н...