Рефлексия урока
статья на тему
Данный материал описывает традиционные методы, находки коллег и собственные мини-находки автора при проведении рефлексивного этапа урока. Представленные методы и приемы универсальны и могут быть использованы в качестве идей педагогами разных направлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_sharonova.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия урока
Лучшим учителем является собственный опыт – истина, которую давно никто не пытается доказывать, так как ее неоспоримость очевидна. Но опыт требует осмысления, серьезной рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Сам термин «рефлексия» произносится разными людьми по-разному: так словари любят ставить ударение на втором слоге, а множество специалистов произносят слово с ударением на третий слог.
О необходимости формирования и развития навыка рефлексии у студентов не приходится спорить. Сформулированные требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы выпускником педагогического колледжа однозначно требуют от него умения самостоятельно анализировать собственную деятельность на разных ее этапах.
Известно, что любая деятельность результативна тогда, когда человек понимает, что он делает, как, а главное зачем. Исходя из данного утверждения, и студент может быть активен только при условии осознания цели учения, его необходимости, если каждое его действие является осознанным и понятным. Выполнение данного условия достигается использованием на уроке этапа рефлексии.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, её цель состоит в осмыслении результата деятельности, выстраивании смысловых цепочек.
Исходя из функций рефлексии традиционно предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, отражающих спектр разнообразных эмоций, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (фотографии, пейзажные изображения, музыкальные фрагменты). Есть замечательный способ, который не требует особого оборудования – рефлексия с помощью карандаша. Педагог просит показать студентов какое у них настроение, отметив пальцами «уровень» настроения на собственном карандаше. Вершина – настроение отличное, середина - нейтральное, основание карандаша – хуже некуда. Еще интереснее данное упражнение проходит, если педагог стремительно перемещается по классу и просит показать уровень настроения на своем карандаше. С рефлексией настроения студенты обычно справляются без затруднений.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «Лестницы успеха». Ступеньки этой лестницы – «знаю», «понимаю», «применяю (умею)» соответствуют уровням усвоения и применения знаний. Студент самостоятельно оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности, то есть оценивает достигнутые результаты.
Есть у меня и своеобразная находка – рефлексия-физминутка. Педагог произносит фразы – указания к действию, которые студент выполняет или не выполняет в зависимости от осознания их содержания. Например, педагог произносит фразу: «Встаньте, пожалуйста, те, кто понимает значение термина (понял материал, может перечислить свойства и т.д.)» Перед каждой новой фразой проговаривается новое действие – поднять высоко руки, кивнуть три раза и т.п. Данное рефлексивное упражнение всегда вызывает положительные эмоции у студентов, при этом можно попутно отрефлексировать состояние и настроение на уроке.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, рефлексия достижения цели с использованием оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…») и прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, осмыслить знание, соединяя старое с новым. Обычно в конце урока студентам предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это вид творческой рефлексии, пятистрочная строфа, рифма в которой вовсе необязательна.
1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющих содержание синквейна;
2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
В качестве примера предлагаю синквейн по теме данной статьи «Рефлексия урока»:
Рефлексия (заголовок).
Необходимая, активная (2 прилагательных).
Развивает, мотивирует, вдохновляет (3 глагола).
Позволяет самосовершенствоваться (суть темы).
Самоанализ (синоним ключевого слова).
Синквейну нужно учить, этот метод дается ребятам с трудом, да и на первоначальном этапе отнимает довольно много времени.
«Метод пяти пальцев» известен множеством своих вариантов. Студенту достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Данное рефлексивное упражнение можно провести и по-другому – предложить обвести ладонь и в каждом «пальчике» записать ответы на перечисленные выше вопросы. При творческом подходе педагог без труда может придумать свои значения для каждого пальца.
Проведение рефлексии в конце урока уже давно стало классикой. Тем не менее, на мой вопрос о том, у кого в школе проводилась рефлексия, в группе я получаю обычно в лучшем случае до 25 % положительных ответов. Привычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Можно предложить студентам по кругу высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Именно такой способ проведения рефлексии наиболее любим мною. А студенты, выполняя это задание, очень часто испытывают реальные трудности. Некоторые повторяют варианты ответов товарищей, некоторые пропускают ход, боятся высказываться, не умеют выделить главное.
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, в графу «минус» - что не понравилось, показалось бесполезным. В графу «интересно» студенты вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, вопросы к учителю. Эту таблицу предложил Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета. Уникальность упражнения состоит в возможности взглянуть на урок глазами учеников.
В конце урока можно дать студентам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять.
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
Природа человека удивительна, и человеку в любом возрасте – будь то младший школьник или студент-отличник необходимо признание собственной значимости. Закончить урок на положительной ноте и одновременно дать почувствовать себя каждому важным и нужным позволяет проведение рефлексивной версии упражнения «Комплимент». Студенты в комплиментарной форме оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. При этом комплименты можно говорить по цепочке, а можно разрешить высказываться в любом порядке и последовательности.
Следует помнить что все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии.
Процесс рефлексии будет отвечать своим задачам только тогда, когда он будет разнообразным, а главное многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Не следует забывать и о рефлексивной деятельности учителя.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы рефлексии на уроке
Рефлексивное пространство урока, формы рефлексии....
Тест к этапу рефлексии урока на тему "Воздушный транспорт. Международные аэропорты России"
Электронный образовательный ресурс - закрепляющий тест....
Реализация ФГОС: рефлексия на уроках «Искусство»
Новые формы работы по ФГОС в 1 классе...
Рефлексия на уроках.
Презентация о том, как правильно и современно закончить урок....
Методы рефлексии учащихся на уроках.
Рефлексия - это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя"....
Выступление по теме: "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"
Презентация для педагогов....
Подготовка к сочинению 15.3 ОГЭ Урок-рефлексия.
Презентация к уроку-рефлексии "Подготовка к сочинению 15.3 ОГЭ" для учащихся девятых классов колледжа. Урок направлен на понимание алгоритма написан...