Реализация ФГОС: рефлексия на уроках «Искусство»
статья на тему

Павлова Людмила Николаевна

Новые формы работы по ФГОС в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sbornik_voipkro.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Павлова

учитель предмета «Искусство» (музыка и МХК)

город Воронеж, МБОУ СОШ № 95

Реализация ФГОС: рефлексия на уроках «Искусство»

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Согласно ФГОС второго поколения проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов художественно-эстетического цикла. Специфика искусства, как особого явления культуры, обусловила появление в структуре школьного образования предмета «Искусство», который представлен тремя дисциплинами: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура». Данные дисциплины выделены в самостоятельную образовательную область, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли в образовании школьников. Обновление содержания художественно-эстетического образования и введение нового базисного плана предусматривает новые подходы к преподаванию предмета «Искусство».

Я хочу познакомить вас с некоторыми приемами рефлексии на уроке «Искусство» (музыка) в первом классе.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает изменение структуры урока. Теперь рефлексия становится полноправной и обязательной частью урока и, причем, она может осуществляться на любом этапе урока, а не только в конце его. А что же такое рефлексия?

Понятие «рефлексия» произошло от латинского reflexion, что означает «обращение назад, отражение». Это сложное междисциплинарное понятие с многовековой историей. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результат. «Что я делаю?», «Как я делаю?», «Почему я так делаю?» - в ответах на такие вопросы и рождается рефлексия. Рефлексия  разговор с самим собой. Оценочно-рефлексивный элемент урока вводится с целью совершенствования способностей детей адекватно оценивать себя в учебной деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке и формированию привычки к осмыслению событий.

Главная заповедь учителя  заметить продвижение вперед и поддержать успех ученика. Решение этой проблемы я вижу и в организации рефлексивной деятельности.

В первом классе организация рефлексивной деятельности идет по трем направлениям:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексия деятельности.

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Предметы художественно-эстетического направления «Искусство» - это широкое поле огромных возможностей. Здесь рефлексия выступает не только как инструмент оценки, но и как орудие развития творческого мышления, воображения. Учитывая возрастные особенности своих учеников, я использую различные приемы организации рефлексивной деятельности учащихся.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Данную рефлексию я провожу с целью установления эмоционального контакта с учениками класса. Инструментами, влияющими на сферу чувств, являются: музыка, картины выдающихся художников, репродукции, отражающие разные спектры эмоций.

Прием «Рисуем настроение». Обычно этот прием используется в конце урока в течение одной минуты. Ребенок показывает карточку цветового изображения его настроения. Цветовая шкала выставлена на доске. Соответствие цветов настроению: красный – восторженное; оранжевый – радостное; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – уныние (характеристика цветов по Максу Люшеру). Проходя мимо доски, дети на нотном стане приклеивают нотку того цвета, которая показывает с каким настроением они уходят с урока «Искусство».

Какую пользу приносит этот прием? Во-первых, ребенок учится анализировать прошедший урок. Во-вторых, я отслеживаю тех детей, которые выбрали черный или фиолетовый цвет и на следующем уроке с большим вниманием отношусь к этим детям. В-третьих, учителю всегда приятнее работать, если на нотном стане или на карточках преобладают красный, оранжевый или желтый цвета.

2. Рефлексия деятельности.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные из них. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, выполнении самостоятельной работы на доске и т. п. Дети очень любят этот прием рефлексии. Применение данной рефлексии в конце урока позволяет оценить активность каждого ученика на разных этапах урока. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Овладевая учебными действиями, ребята самостоятельно планируют, анализируют, оценивают свою деятельность, производят ее коррекцию, ставят перед собой новые учебные задачи и находят пути их решения.

Прием «Лестница успеха». Этот прием используется при выполнении индивидуальных заданий. Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Учитель: «Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили урок, разобрались в изучаемой теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясное, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами».

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Я использую ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Ребенок должен задуматься над такими вопросами: «Что я успел сделать на уроке?», «Чего я  достиг?», «Что осталось для меня нерешенным?». Ученики начинают осмысливать свой образ деятельности на уроке. 

Прием «незаконченного предложения». Он позволяет понять, насколько усвоен учебный материал. Например, предлагаются фразы, которые ребенок должен закончить. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: «Закончи предложение»:

- Своей работой на уроке я... (доволен, не совсем доволен, не доволен, потому что...)

- Было интересно…

- Я понял(а), что…

- Теперь я могу...

- Я научился(ась)…

- У меня получилось...

- Меня удивило...

У ребенка есть возможность выбора той фразы, которая необходима в данный момент. Наряду с этим идет и развитие речи, отрабатывается умение правильно строить фразу.

Прием «Плюс – минус – интересно» (автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления). Цель: подведение итогов урока. Рефлексию я провожу устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию (можно разделиться по рядам на «плюс», «минус», «интересно»). В графу «плюс» учащиеся высказывают все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу «минус» ребята высказывают все, что им осталось непонятным. В графу «интересно» учащиеся высказывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «плюс» и «интересно», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Прием «Рефлексивное домашнее задание». В начале или после изучения темы учащимся предлагается в любой удобной форме выполнить домашнее задание на тему «Что я знаю о...». Это может быть рисунок, песня, репродукция картины и т. п. Процесс рефлексии, конечно, должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себе, но и окружающими людьми.

Из всего сказанного могу сказать, что рефлексия – это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Приемы рефлексии, о некоторых из которых я рассказала, могут показаться несколько наивными и вызвать улыбку. Но мы только начали работать по ФГОС второго поколения с маленькими детьми, начали с маленького дела, но дела!

Литература

1. Богомолова Е.Н. Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе. –  Начальная школа. Общепедагогические технологии, 2012.

2. Голиевская М.П. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе. – Фестиваль педагогических идей, 2009/2010.

3. Калачёва И.Ю. Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе. – Начальная школа. Общепедагогические технологии, 2012.

4. Макарова Е.В. Различные приемы рефлексии на уроках в начальной школе. – Начальная школа. Общепедагогические технологии, 2012.

5. Медникова Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника. – Ж-л Наука и школьная практика № 1, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...

статья "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

                 В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образован...

"Формирование УУД на уроках открытия нового знания в деятельностном методе обучения в рамках реализации ФГОС НОО"

Формирование УУД на уроках по технологии  деятельностного метода обучения...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС СПО, рефлексия является обязательным этапом урока; особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в кон...

Методические рекомендации "Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях реализации ФГОС" для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Содержание методических рекомендаций направлено на овладение студентами конкретными практическими навыками построения урока, который не только вооружал бы учащихся знаниями и умениями, значимость кото...

Организация и управление самостоятельной работой студентов специальностей «Дизайн», «Реклама» в рамках реализации ФГОС на занятиях по общепрофессиональной дисциплине «История изобразительного искусства»

В данной статье рассказывается как организована самостоятельная работа студентов на занятиях общепрофессиональной дисицплины "История изобразительного искусства"...