Реализация принципов проблемного обучения на занятиях литературы
статья на тему

Обучение - сложный процесс, он предполагает прежде всего деятельность педагога и деятельность обучающихся.

Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно переоценить. Результатом такой работы является, во-первых, желание учащихся заниматься литературой и при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, видимый творческий рост учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соболева И.А.

ГБОУ СПО МО

«Раменский политехнический техникум»

г.Раменское

Реализация принципов проблемного обучения на занятиях литературы

Обучение - сложный процесс, он предполагает прежде всего деятельность педагога и деятельность обучающихся.

Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно переоценить. Результатом такой работы является, во-первых, желание учащихся заниматься литературой и при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, видимый творческий рост учеников.

Основные положения теории и практики проблемного обучения были разработаны Т.В.Кудрявцевым, А.М.Матюшкиным, М.И.Махмутовым и другими учёными. Сущность проблемного обучения М.И.Махмутов определяет как «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

Более детально в работе В.Оконь «Основы проблемного обучения» проблемное обучение раскрывается как «организация проблемных ситуаций, формирование проблемы (постепенно к этому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

По мнению того же автора проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

  1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
  2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
  3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
  4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью педагога.

Главные цели проблемного обучения:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
  • развитие профессионального проблемного мышления.

Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке литературы:

  • подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
  • изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, противоположные мнения критиков по поводу отдельных художественных произведений или восприятия героев художественного произведения);
  • побудить обучаемых сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнить характеры главных героев прочитанного произведения);
  • ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определить проблемные задачи (например: с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем осмысления предложенной литературы темы устного сочинения, размышления о прочитанном, на преодоление психологической инерции).

Проблемные уроки можно считать удачными, если

1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;

2. ученики смогли установить связи между явлениями;

3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;

4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

После такого проблемного урока дома можно предложить письменно оформить свое мнение по проблеме.

Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе проблемных уроков нужна мера. Место таких уроков в общей системе определяется учителем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных способностей учащихся.

Литература:

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – Москва: Знание, 1983. – 298с.
  2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
  3. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Метод обучения//Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – Т.1. – Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993
  4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории

В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории. ...

Урок литературы с использованием компьютерной технологии и проблемного обучения Поэма А.Ахматовой "Реквием"

Урок литературы с использованием компьютерной технологиии проблемного обучения "Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица». Поэма А.Ахматовой "Реквием"Конспект учебного заняти...

ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИСУНОК»

Становление и развитие художественной культуры студентовв системе СПО является неотъемлемой частью учебного процесса на протяжении всего обучения. Это также одна из главных целей учебного курса по дис...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Методическая разработка по теме: «Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение»

Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому современной системе СПО сегодня важно не столько дать студенту как можно больший ...