Реализация принципов проблемного обучения на занятиях литературы
статья на тему
Обучение - сложный процесс, он предполагает прежде всего деятельность педагога и деятельность обучающихся.
Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно переоценить. Результатом такой работы является, во-первых, желание учащихся заниматься литературой и при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, видимый творческий рост учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Соболева И.А.
ГБОУ СПО МО
«Раменский политехнический техникум»
г.Раменское
Реализация принципов проблемного обучения на занятиях литературы
Обучение - сложный процесс, он предполагает прежде всего деятельность педагога и деятельность обучающихся.
Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно переоценить. Результатом такой работы является, во-первых, желание учащихся заниматься литературой и при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, видимый творческий рост учеников.
Основные положения теории и практики проблемного обучения были разработаны Т.В.Кудрявцевым, А.М.Матюшкиным, М.И.Махмутовым и другими учёными. Сущность проблемного обучения М.И.Махмутов определяет как «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Более детально в работе В.Оконь «Основы проблемного обучения» проблемное обучение раскрывается как «организация проблемных ситуаций, формирование проблемы (постепенно к этому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
По мнению того же автора проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:
- Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
- В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
- Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
- Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью педагога.
Главные цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- развитие профессионального проблемного мышления.
Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке литературы:
- подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, противоположные мнения критиков по поводу отдельных художественных произведений или восприятия героев художественного произведения);
- побудить обучаемых сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнить характеры главных героев прочитанного произведения);
- ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определить проблемные задачи (например: с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем осмысления предложенной литературы темы устного сочинения, размышления о прочитанном, на преодоление психологической инерции).
Проблемные уроки можно считать удачными, если
1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;
2. ученики смогли установить связи между явлениями;
3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;
4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.
После такого проблемного урока дома можно предложить письменно оформить свое мнение по проблеме.
Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе проблемных уроков нужна мера. Место таких уроков в общей системе определяется учителем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных способностей учащихся.
Литература:
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – Москва: Знание, 1983. – 298с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
- Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Метод обучения//Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – Т.1. – Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-416124-1443966492.jpg)
«К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Краткая характеристика технологии и условия реализации ее на занятиях...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-443633-1424295339.jpg)
Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории
В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории. ...
Урок литературы с использованием компьютерной технологии и проблемного обучения Поэма А.Ахматовой "Реквием"
Урок литературы с использованием компьютерной технологиии проблемного обучения "Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица». Поэма А.Ахматовой "Реквием"Конспект учебного заняти...
ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИСУНОК»
Становление и развитие художественной культуры студентовв системе СПО является неотъемлемой частью учебного процесса на протяжении всего обучения. Это также одна из главных целей учебного курса по дис...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392649-1390936168.jpg)
Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3
В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...
Методическая разработка по теме: «Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение»
Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому современной системе СПО сегодня важно не столько дать студенту как можно больший ...