Урок литературы с использованием компьютерной технологии и проблемного обучения Поэма А.Ахматовой "Реквием"
план-конспект занятия по теме
Урок литературы с использованием компьютерной технологии
и проблемного обучения
"Я голос ваш, жар вашего дыханья,
Я отраженье вашего лица». Поэма А.Ахматовой "Реквием"
Конспект учебного занятия по литературе для студентов 1(2) курса ПОО СПО. В основе урока- комментированное чтение и анализ поэмы А.А.Ахматовой "Реквием".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_rekviem.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы с использованием компьютерной технологии
и проблемного обучения
"Я голос ваш, жар вашего дыханья,
Я отраженье вашего лица». Поэма А.Ахматовой "Реквием"
Преподаватель русского языка и литературы Музыченко Наталья Юрьевна
2012г.
"Я голос ваш, жар вашего дыханья,
Я отраженье вашего лица»
Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием"
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок – практикум) на основе информационно-коммуникативных технологий и элементов проблемного обучения.
Цели урока:
- Познакомиться с поэмой «Реквием».
- Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа текста.
- Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.
Домашнее задание на урок:
- Выразительно читать поэму А.Ахматовой «Реквием».
- Найти в тексте средства художественной выразительности.
- Подумать, с какой целью они использованы.
Индивидуальные сообщения к уроку:
- История создания поэмы «Реквием».
- Композиция поэмы.
- Комментарий отдельных слов и выражений в тексте поэмы.
Оборудование: презентация к уроку на электронном носителе (Приложение 1), музыкальный отрывок из «Реквиема» Моцарта.
Ход урока
I этап урока.
Введение темы урока. Запись в тетради. "Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье вашего лица». Поэма А.Ахматовой "Реквием"(1935-1940).
- Сформулируйте цели нашего занятия самостоятельно.
- 1.Познакомиться с поэмой «Реквием».
- 2. Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.
- 3. Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа поэмы, услышать многоголосие: голос матери, поэта, историка.
Учитель: А теперь обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце урока. Для этого запишем слова Солженицына в тетрадь (Слайд) А.И.Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – только матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына: Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына? (Слайд)
Беседа с группой:
- Выясним, что значит слово «реквием» по словарю? Бурова Г.
РЕКВИЕМ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС) - (по начальному слову лат. текста - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса.
РЕКВИЕМ | Толковый словарь Ожегова 1. У католиков: богослужение по умершему.
2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное
музыкальное произведение.
- Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»?
А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны. (Слайд)
- Какое настроение рождает это музыка? (Торжественное, скорбное, печальное.)
- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само название предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено трагическим событиям. Таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения.)
II этап урока.
Мы начнём знакомство с «Реквиемом» с сообщения о непростой истории его создания и публикаций. (Слайд) (Приложение 2).
Слово учителя:
"Руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный. Это был обряд при знакомстве с поэзией Ахматовой в 30-е годы, а в частности с поэмой "Реквием": В те годы, Анна Андреевна жила, завороженная застенком.. Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из "Реквиема" тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш, потом громко произносила что-нибудь светское: "Хотите чаю?" или "Вы очень загорели", потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. "Нынче ранняя осень", - громко говорила А.Ахматова и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей",- так вспоминала Лидия Чуковская в своих "Записках об Анне Ахматовой". Она вспоминала, что часто, выходя на улицу, она повторяла эти стихи, чтобы не забыть.
30-е годы оказались для Ахматовой тяжким испытанием. Она оказалась свидетелем чудовищных репрессий, обрушившихся на многих ее друзей, на ее семью:
1) был арестован сын - студент Ленинградского университета.
2) затем - и муж - Н.Пунин.
Сама Ахматова жила в постоянном ожидании ареста. В длинных очередях провела она, чтобы сдать передачу сыну.
Продолжать писать во времена, когда стишок на клочке бумаги мог обернуться смертным приговором, доверять свой труд верным друзьям, готовым учить стихи наизусть, чтобы их сохранить, мог только человек, абсолютно убежденный в важности и нужности поэзии. Спасительное для нее творчество стало в результате спасительным и для многих читателей.
Учитель: «Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой. (Слайд)
Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».
Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).
После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.
Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.
- Подумайте, как это можно объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)
Поэма начинается с предисловия. Прочитаем «Вместо предисловия».
(Слайд) Вместо предисловия
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 апреля 1957, Ленинград
Объясним непонятное выражение «В страшные годы ежовщины…»Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 гг. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. (Баранова Л.)
«Вместо предисловия» написано прозой.
- Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? (Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)
- Какая лексика помогает представить то время? (Ахматову не узнали, а как тогда чаще говорили «опознали». Все говорят только шёпотом и только «на ухо»; свойственное всем оцепенение. В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха.) (Слайд)
Учитель: Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого. (Слайд) Портрет Ахматовой. Глава называется «Посвящение».
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
Март 1940
- Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)
- Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)
С какой целью Ахматова включили в свой текст цитату из Пушкина? (Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)
- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске» Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)
- Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему? (Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины. Великая река людского горя, захлёстывая своей болью, уничтожает границы между « я» и «мы». Это наше горе, это мы « повсюду те же», это мы слышим «тяжёлые шаги солдат», это мы идём по одичалой столице.)
Учитель: С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.
Читаем Вступление. (Слайд)
ВСТУПЛЕНИЕ
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Комментарии обучающегося: «И под шинами чёрных марусь…» - черная маруся - то же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных
Видна ли атмосфера того времени? Можно ли сразу узнать настроение, мысли людей, живших в то время?
Ответ: Атмосфера, само время сразу встает перед нами в серых красках, что-то мрачно- тяжелое нависает над людьми, что-то гнетет их. "Тюремные затворы", "смертельная тоска", "шаги тяжелые", "столица одичалая", "постылый срежет" - все это не может радовать, вызывать эмоции, все это делает людей рабами. Рабами серости, мрака.
Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х г? Чем жила страна?
Ответ: "Осужденных полки", "паровозные гудки" и.т.д. Эта глава без прикрас говорит о несправедливости времени, о массовых репрессиях, о том, что людей держали не только в тюрьмах, но и отсылали в Сибирь. Нет жизни, есть смерть.
Учитель: На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование.
- Каким же рисует она этот город сейчас? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте. (Приложение 4) Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы. (В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь».) Метафора «звёзды смерти» требует комментария. Сообщение. (Приложение 5)
Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…» Читаем первую главу.
1
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
[Ноябрь] 1935, Москва
- Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего «Шла как на выносе»-это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча- все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.)
- От чьего лица ведётся повествование в поэме? (От лица « я», т.е. лица лирической героини.) (Слайд)
«Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть» – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. - Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой? (Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Л.Г. как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.)
Учитель: Сразу же за сценой ареста сына, которая завершается материнским «воем», начинается тема болезни матери.
Читаем вторую главу. Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства?
2
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938
2 глава.
Что напоминает это стихотворение?
Ответ: Детскую песню
Почему она просит о молитве за нее?
Ответ: Чтобы у нее хватило сил, чтобы прибавилось сил все выдержать, так как она знает, что впереди много трудностей.
- Какой цвет дан во второй главе? С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Что обозначает этот цвет у Ахматовой? (Сопутствует болезни, смерти, усиливает ощущение трагичности.)
Обратимся к 3 главе.
3
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.
1939
- Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)
- Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)
Откроем 4 главу. (Слайд)
4
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука - а сколько там
Неповинных жизней кончается...
1938
Комментарий Барановой Л.
- К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)
Учитель: Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?
По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое. Лирическая героиня пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.
Читаем 5 главу.
5
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
1939
- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)
- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)
Читаем седьмую главу.
7
ПРИГОВОР
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
[22 июня] 1939, Фонтанный Дом
Приговор кому?
Учитель: 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос ЛГ срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало ЛГ жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.
- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)
Почему эта глава озаглавлена "Приговор"?
Ответ: Потеря последней надежды, ожидания чего-то светлого, остается одно - позвать смерть.
Поэтому очень логичным является появление стихотворений 8,9 ("К смерти").
8, 9 главы. Анализ
Ответ:
Зазывает смерть. Широко дверь ей отворяет. В безумии она познает глубину одиночества.
Учитель: Много лет назад,1914-1916гг, Ахматова говорила о моментах счастья, которые она хотела бы пронести через всю жизнь, какой бы сложной она ни была, но сейчас ей не дано взять даже воспоминания о сыне.
Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь? – так начинается следующая 8 глава.
8
К СМЕРТИ
Ты все равно придешь - зачем же не теперь?
Я жду тебя - мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой,-
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает. 19 августа 1939, Фонтанный Дом
Комментарий учащейся: «…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома.
9
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.
И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):
Ни сына страшные глаза -
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук -
Слова последних утешений.
4 мая 1940, Фонтанный Дом
.Почему безумие страшнее смерти? И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого («И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…». Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает л.г. поэмы.
- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.) (Слайд)
Кульминацией страданий матери в поэме является глава «Распятие». Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.
10
РАСПЯТИЕ
Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящия.
___
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."
1938
___
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
1940, Фонтанный Дом
- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)
- А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? (Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину».)
Почему обращается Ахматова после безумия к библейским мотивам? "Распятие" - случайно ли это стихотворение?
- Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери?
Учитель: В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.
- С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса.)
Учитель: Во второй части Иисус уже мертв. У подножия Распятия стоят трое: Магдалина, любимый ученик Иоанн и Дева Мария – мать Христа. В Реквиеме нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины. Даже Христос не назван. Мария – «Мать», Иоанн – «любимый ученик».
- В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? (переосмысливая евангельский текст, Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына и Матери)).
- Как раскрывается образ Матери в 10 главе? (Горе матери беспредельно – в ее сторону даже невозможно смотреть, ее горе невозможно передать словами. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.)
- Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.) (Слайд)
Эпилог.
ЭПИЛОГ
I
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
II
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: "Сюда прихожу, как домой".
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
- Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)
- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)
Учитель: Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.
- Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)
- Это конкретный портрет или обобщенный? В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Л.г. сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…» О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала « широкий покров».)
- Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что,«чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал».)
- Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)
- Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)
Учитель: Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.
Учитель: А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Чтение эпиграфа
- Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? (Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.)
«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.
III этап урока.
Учитель: Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Для этого используйте записи в тетради. А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».
«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.
IV этап урока. Рефлексия. Продолжить размышление: Перечитывая «Реквием», я задумался ...
- я понял...
- я осознал...
- я пересмотрел...
Итог урока. Самооценка.
Оцените свою работу на уроке.
V этап урока. Домашнее задание.
Продолжить размышление: Перечитывая «Реквием», я задумался ...
- я понял...
- я осознал...
- я пересмотрел...
В конце урока учитель просит почитать наизусть те строки, которые особенно поразили, запомнились учащимся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МУЛЬТИМЕДИА
Возможные интернет ресурсы для уроков английского языка...
Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку студентов педагогического колледжа
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что с развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам, увеличивается объем изучаемого материала, поэтому использование компьюте...
Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологии и проблемного обучения. Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова
Урок литературы с использованием модульно - компетентностной технологиии проблемного обученияИзображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова...
Использование компьютерных технологий на уроках географии при изучении регионального компонента
Статья содержит основные направления работы по внедрению регионального компонента в усовиях преподавания естественного цикла, рассмотрена актуальность использования компьютерных технологий при изучени...
Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»
Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения, активных форм и методов обучения, элемента технолог...
Практический семинар «3D проектирование в строительстве» по дисциплине "Инженерная графика с использованием компьютерных технологий"
Форма мероприятия: практический семинар.Участники игры: студенты 4 курса специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».Актуальность: Реализация строительства вклю...
Использование компьютерных технологий на уроках биологии, ихтиологии и микробиологии.
Одной из основных задач преподавателя среднего профессионального заведения является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся....