РАЗВИТИЕ ЛАДОВОГО СЛУХА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
статья на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЛАДОВОГО СЛУХА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Тизенгаузен А.Н.
Значение такого предмета, как сольфеджио, неоспоримо в процессе музыкального образования и воспитания. Этот предмет концентрирует в себе все необходимые сферы развития, все задачи и навыки.
Преподавание сольфеджио имеет многовековую историю. Множество выдающихся музыкантов и педагогов посвятили свои труды изучению преподавания этой дисциплины. Римский-Корсаков, Варламов, Глинка и другие в России; Керубини, Лавиньяк, Далькроз и другие на Западе – составили пособия, сборники упражнений, исследования, посвященные вопросам воспитания слуха, развития музыкальности и музыкального вкуса, музыкального мышления.
Со временем, подход к обучению сольфеджио эволюционировал, приемы заменялись на более эффективные и современные.
В XX столетии такие педагоги и музыканты как Яворский, Кабалевский и другие внесли свой значительный вклад в развитие этой дисциплины. И если ранее основными приемами обучения служили пение по нотам и пропевание различных упражнений, т.е. само «сольфеджирование», постепенно стали внедряться более прогрессивные методы работы, развивающие музыкальный слух.
В понятии «музыкальный слух» можно выделить типологию:
Гармонический и мелодический,
Абсолютный и относительный,
Интервальный и ладовый.
За последние же десятилетия, содержание сольфеджио значительно расширилось и обогатилось новыми приемами и методиками. Современная практика данной дисциплины в стремлении развить музыкальный слух, основывается именно на развитии ладового слуха, что является самым эффективным методом работы.
Так что же такое лад? Наиболее распространенное определение лада, которое мы встречаем обычно в учебниках теории музыки, четко и однозначно гласит, что лад - это система устойчивых и неустойчивых звуков в их взаимосвязи.
Несомненно, именно развитие ладового слуха является основой успеха в освоении сольфеджио и для этого существует множество методических приемов.
Основной задачей в формировании ладового слуха становится восприятие устойчивых и неустойчивых ступеней. Существуют распространенные способы ориентировки учащихся в мажорных и минорных ладах:
- Движение по ступеням тональностей вверх и вниз.
- Тяготение неустойчивой ступени к устойчивой.
- Мелодические скачки по ступеням лада и на неустойчивые ступени, прилегающие к ним.
- Движение по звукам аккордов.
В качестве дополнительных устных упражнений возможно пропевание гамм, ступеней, различных типовые мелодических оборотов, включающих в себя как только устойчивые ступени, так и сочетание устойчивых с неустойчивыми. Полезно пропевание в тональности цепочек интервалов и аккордов.
Желательно с самого начала обучения, все упражнения, используемые в работе, активно транспонировать в другие тональности, так как это также способствует развитию чувства лада.
Упражнения на восприятие функций так же способствуют решению
задачи.
Исключительно полезно сравнение одноименных мажора и минора, благодаря ярким ладовым сопоставлениям.
В качестве письменных упражнений возможно использовать:
- Работу с только устойчивыми ступенями.
- Работу, включающую в себя разрешение неустоев в устои.
- Работу с устоями и неустоями.
- Запись мелодических оборотов.
- Запись интревалов в тональности.
- Запись аккордов в тональности.
- Смешанные цепочки ступеней, аккордов и интервалов.
Так же исключительную пользу несет в себе развитие внутреннего музыкального слуха, т.е. способности представлять музыку без помощи внешних звучаний. Значение внутреннего слуха огромно. Он участвует и при исполнении, и при импровизации, при сочинении, подборе и т.п.
Усилия педагога должны в первую очередь сосредотачиваться на активизации внутреннего музыкального слуха. Этого добиться возможно, применяя следующие приемы:
- Чередование пения вслух и про себя. Например, в гаммах – одна ступень вслух, следующая – про себя.
- Тот же прием можно применять при пропевании интервалов – нижний звук – вслух, верхний – про себя, и наоборот.
- Заканчивать предложенный мелодический оборот.
- Гармонизировать мелодию.
- Подбор мелодии.
- Сочинение без использования инструмента и голоса.
- Пропевание музыкального текста про себя.
- Слушание музыки по нотам.
Все вышеперечисленные приемы способствуют развитию ладового музыкального слуха и, несомненно, повышают эффективность занятий, что в свою очередь, улучшает результаты написания тех же музыкальных диктантов.
Рекомендуемая литература:
Островский А.Л. «Методика теории музыки и сольфеджио». Л., 1970.
Д.К. Кирнарская. Психология музыкальных способностей. «Музыкальные способности». Таланты XXI века, 2004.
Б.М. Теплов. «Психология музыкальных способностей». М. 1947.
С. Е. Оськина, Д.Г. Парнес «Теория и методика развития и совершенствования музыкального слуха». М., «Издательство АСТ», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио в младших классах.
Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей – задача современной музыкальной педагогики, т.к. детское творчество является средством ...
Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио.
В работе освещается проблема развития музыкальных способностей учащихся на уроках сольфеджио. Исследуется рольтворческой инициативы в процессе обучения. Устанавливаются связи между воображением и твор...
Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы
Конспект открытого урока "Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с примененением инновационных форм работы"...
Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»...
урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».
урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах»....
Конспект урока по развитию речевого слуха
Конспект индивидуального занятияпо развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи«Восприятия на слух текстов».Текст «Забавы зимой».1 класс...
Статья "Развитие ладового чувства с использованием комплекса вокальных упражнений на основе русских народных песен"
В статье представлен комплекс вокальных упражнений из мелодий 11 р.н.п., а также 6 вокальных примеров для развития ладового, интонационного чувства у студентов 1-2 курсов специальности 51.02.01 и у на...