Методическая разработка. Конспект урока по теме: Стили речи.
методическая разработка по теме
Тема урока: «Стили речи».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Технологии: личностно-ориентированная, групповая.
Цели:
1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;
2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;
3) формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;
4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа;
5) воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._stili_rechi.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Стили речи».
1 курс, группа ПоК-112б
Дата проведения:
Тип урока: урок закрепления знаний.
Технологии: личностно-ориентированная, групповая.
Цели:
1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;
2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;
3) формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;
4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа;
5) воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами закрепим умение определять тип и стиль речи текста.
Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете.
Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении
Стили речи.
Стили речи | С какой целью употребляем? | Где употребляется? (сфера употребления) | Жанры речи | Языковые средства |
Разговорный | Общение, обмен мыслями | Общение в быту, беседы. | Беседа, разговор, записка, частные письма | Разговорная лексика |
Официально-деловой | Сообщение, информация | Общение людей с учреждениями, переписка | Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги | Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи. |
Научный | Сообщение, объяснение научных трудов. | Научно-исследовательская деятельность. | Научная статья, научная работа, доклад, учебники | Термины, профессионализмы |
Публицисти-ческий | Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении | Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельность | Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление. | Обращения, слова высокого стиля. |
Художественный | Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей. | Словесно-художественное творчество | Драма Проза поэзия | Все богатства лексики |
3. Словарная разминка “Узнай слово”.
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово. (Фронтальный опрос).
- Разговор двух или более лиц (диалог).
- Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
- Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).
- Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).
- Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).
4. Практическая работа по карточкам А, В, С.
Учащиеся формируются в группы, каждой группе дается карточка с одинаковыми заданиями А, В, С.
Часть А. Определите тип и стиль речи следующего текста.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)
Часть В. Задание 1. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.
| А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника. |
2.Публицистический стиль | Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств. |
3.Научный стиль | В. Сфера употребления – стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя. |
4.Официально-деловой стиль | Г.Сфера употребления – официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель – сообщение, информирование. |
5.Разговорный стиль | Д. Основные признаки – точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель – сообщение научной информации. |
2. Определите верно стиль речи у данных отрывков.
|
(Большой энциклопедический словарь.) | 2. |
Часть С. Задание. 1. Определи стиль текстов.
Текст 1
Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника.
Текст 2
В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою ночью. И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.(По Куприну.)
2. Проведи соответствия между текстами и
названиями стилей:
|
|
Домашнее задание. Найти небольшие отрывки текстов с примером на каждый стиль речи.
Приложение
Раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: "Легкая атлетика"
Тема урока: прыжки в длину с разбега и выполнение метания мяча на дальность и в цель.Вид урока: легкая атлетика.Тип урока: Совершенствование техники прыжков в длину с разбега и ...
методическая разработка конспекта урока на тему «Белки и их химико-технологические свойства»
Методическая разработка урока химии на тему «Белки и их химико-технологические свойства» посвящена проблеме полноценного рационального питания – важного условия сохранения здоровья, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...
Методические разработки Конспект урока по теме: «Аккумуляторные батареи»
Конспект урока по теме: «Аккумуляторные батареи»...
Методическая разработка конспекта урока по теме "Машиностроение мира"
Данный конспект урока разработан в соответствии с технологией сотрудничества и ориентированный на обучающихся СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПЕЙЗАЖЕ»
В этой методической разработке дается понятие перспетивы и рассматриваются ее различные виды....