Нетрадиционный организационный момент урока
занимательные факты на тему
для уроков в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_organizatsionnyy_moment_uroka.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционный организационный момент урока
Несмотря на огромное разнообразие нетрадиционных уроков, использованных учителем, всевозможных методов и форм обучения, независимо от того, в какой парадигме работает учитель: традиционной, развивающей, личностно-ориентированной, он обязательно начинает урок. Начало урока – один из важных его моментов.
Даже у опытного учителя урок не пойдет, если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина, начало и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным.
Организационный момент предназначен для создания у учащихся настроенности. Оргмомент требует т учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Организационный момент включает:
- Предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
- Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);
- Актуализацию знаний учащихся.
Цели этого этапа:
- психологический настрой учащихся;
- обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Основные задачи данного этапа – создать соответствующий настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала
Примеры неповторяющихся начал урока:
- на доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?;
- дается традиционное задание уже с имеющимся традиционным для него решением. Предлагается найти более целесообразное (более короткое, рациональное) решение;
- на доске дана схема или чертеж (в зависимости от особенностей изучаемого предмета), и методом «мозгового штурма» нужно осуществить поиск возможного изложения изучаемого материала с помощью этой схемы или чертежа;
- предлагается задание, которое можно выполнить только с опорой на жизненный опыт учащихся, их смекалку;
- дается задание на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками;
- на доске записаны вопросы, ответы на которые помогут учащимся осмыслить ключевые моменты темы и их смыслить и запомнить;
- используются фишки, карточки, геометрические фигурки, опорные слова и т. д.
- рифмованное начало урока:
Каждый день-всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихохонько сидим.
* * *
Беритесь, ребята,
Скорей за работу –
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету!
* * *
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- начало урока с элементами театрализации:
сосчитай-ка – устный или письменный фронтальный счет,
отвечай-ка или повторяй-ка – дети дублируют друг друга при проверке заданий по изученным темам,
помогай-ка – работа в паре,
думай-ка или соображай-ка – решение занимательных задач,
знайка или поиграй-ка – используются различные дидактические игры,
выбирай-ка – дети выбирают и решают одно из предложенных заданий;
- начало урока с эпиграфа к уроку, с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока, с пословицы, с поговорки, относящейся к теме урока;
- начало урока с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.
Использование в нетрадиционном уроке элементов психотерапии
На уроках в коррекционной школе целесообразно использовать элементы психотерапии, а именно:
- Терапия творческого общения с природой;
- Терапия создания творческих художественных произведений;
- Терапия проникновенно творческим погружением в прошлое;
- Терапия творческими путешествиями;
- Кинезитерапия;
- Сказкотерапия.
.
Кинезитерапия – лечение или коррекция посредством движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека.
Цель кинезитерапии:
- коррекция нарушений познавательной деятельности, психических функций, речи учащихся;
- раскрытие новых черт личности;
- получение учащимися навыков самореализации.
Задачи кинезитерапии:
- диагностика личности и группы;
- снятие мышечного напряжения, постоянного или временного привнесения из внешней среды;
- приобретение учащимися двигательных навыков, позволяющих самореализоваться;
- изменение стиля общения учащихся и учителя;
- обучение учащихся осознанию своих и чужих желаний через анализ движений;
- создание атмосферы доверия, которая способствует психологической поддержке и сплоченности класса, группы.
Функции кинезитерапии:
- Психотерапевтическая – происходит высвобождение сдержанных и подавляемых чувств и эмоций, способствует разрядке, перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности и агрессии;
- Коммуникативная – происходит познание друг друга и межличностное взаимодействие, способствует формированию и развитию взаимоотношений между людьми;
- Социально-психологическая – создает образ партнера и группы, запускаются процессы интепритации и диагностики отношений;
- Социокультурная – выражаются социальные ценности, общественные установки и социальные мотивы.
С помощью кинезитерапии синхронизируются движения, происходит адекватное эмоциональное реагирование, развивается координация движений и пространственная координация, повышается стрессоустойчивость, повышается работа памяти, внимания, развивается межполушарное взаимодействие.
Основные элементы кинезитерапии, которые можно использовать на уроках:
- изображение отдельных действий, имитация движений, способов передвижения изучаемых животных, насекомых, героев и т. д.;
- пантомимические упражнения;
- упражнения для глаз;
- упражнения с сенсорными мешочками, карточками, коробочками (с закрытыми глазами);
- элементы ритмики, гимнастики, танца при проведении физминуток,
- упражнения для мелкой моторики, пальчиковая гимнастика;
- выполнение упражнений под музыку и т. д.
Сказкотерапия – обучение детей с использованием различных сказочных элементов.
Этапы:
- Настройка учащегося на работу;
- Вхождение детей в сказочное пространство;
- Выполнение заданий различного характера.
Виды работы:
- рассказ сказки (расскажи сказку от первого или третьего лица, от лица действующего героя и т. д.);
- анализ сказок;
- рисование по мотивам сказки;
- проигрывание элементов сказки;
- использование сказки как притчи или нравоучения;
- творческая работа (переписывание и дописывание сказок) и т. д.
Пример урока, просмотрено го на семинаре в школе № 73 с использованием пальчиковых, перчаточных игрушек.
Пример: логопедическое занятие по мотивам сказки «Золушка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы уроков с использованием ИКТ при обучении иностранному языку
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурн...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по дисциплине «Техническая механика» ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9 «Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов»
Методическая разработка урока - практическая работа "Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов" и презентация одноименной практической работы....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время в связи с происходящими изменениями в стране, переоценкой ценностей у многих молодых людей отмечается снижение интереса к учебе, среди них много слабоподготовленных, детей из неблаго...
Методическое пособие Нетрадиционная форма обобщающих уроков в курсе «Экономической и социальной географии зарубежных стран».
Данное методическое пособие может быть рекомендовано школьным учителям географии , преподавателям географии средних специальных и высших педагогических учебных заведений, для педагогов-организаторов, ...
Методическая разработка открытого урока "Плоская система параллельных сил и момент силы"
Открытый урок позволяет сформировать у студентов понятие о вращательном действии силы, научить производить сложение параллельных сил определять значения моментов сил относительно точки....
Доклад "Игровые моменты на уроках сельскохозяйственного труда"
Коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития и реализуется различными формами и метода...