Методическое пособие Нетрадиционная форма обобщающих уроков в курсе «Экономической и социальной географии зарубежных стран».
учебно-методический материал на тему

Данное методическое пособие может быть рекомендовано школьным учителям географии , преподавателям географии средних специальных и высших педагогических учебных заведений, для педагогов-организаторов, а также студентам для подготовки к зачётам и контрольно – проверочным урокам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otredakt._netrad._ur._geografiya.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Калужской области

  Государственное бюджетное  профессиональное

    образовательное учреждение  Калужской области

                          "Кондровский гуманитарно-технический  колледж"

Методическое пособие

Нетрадиционная форма обобщающих  уроков в курсе «Экономической и социальной географии зарубежных стран».

Кондрово,2017г.

Составитель: преподаватель естественных дисциплин ГБПОУ КО «КГТК»

Денисова К.А.

Методическое пособие

составлено:                                               Денисова К.А.  стаж работы 47лет

Рецензенты:

Материал одобрен на заседании                        Протокол №

гуманитарной лаборатории                            от______________2017г.

Данное методическое пособие может быть рекомендовано школьным учителям географии , преподавателям географии средних специальных и высших педагогических учебных заведений, для педагогов-организаторов, а также студентам для подготовки к зачётам и контрольно – проверочным урокам.

Содержание.

Введение                                                                                                4

  1. Нетрадиционная форма уроков в курсе «Экономической и социальной географии зарубежных стран».                                                        7
  2. Урок – викторина: География Мирового хозяйства                                10
  3. Урок – викторина: Путешествие по Зарубежной Европе                        17
  4. Урок – викторина: Что мы знаем о странах Зарубежной Азии                24
  5. Урок – имитационная игра: «Маркетинг»                                                36
  6. Урок – викторина: Путешествие по Латинской Америке                        38
  7. Урок – викторина: Хозяйство стран Африки                                        46
  8. Урок – викторина: Страны североамериканского региона                        54
  9. Географическая викторина: Австралийский союз                                62

Заключение                                                                                        64

Литература                                                                                                65


Введение.

Не секрет, что география считается далеко не самой важной среди школьных дисциплин. Администрация школ и сами учащиеся часто недооценивают значимость географических знаний.

Отсюда небесплодные попытки потеснить ее, урезав объем часов или "углубив" конкретизирующими курсами, заменив курсом "Естествознание".

Этого делать не следует, так как сам курс географии является синтезирующим и нет надобности создавать новый синтезирующий курс.

География дает основы знаний о природе и обществе, подводит к пониманию  закономерностей развития мира; познает закономерности природных комплексов, компонентов природы. Только география знакомит с рельефом планеты, раскрывает знания о Мировом океане.

География описывает не только неизвестные и малоизвестные страны, но и научно обосновывает работу человечества по использованию открытых природных ресурсов, по преобразованию природы и хозяйства стран и регионов, показывает, как человеческое общество становится одним из важных факторов изменения природных условий. Учащиеся получают богатейший материал для понимания положительного и отрицательного воздействия на природу человеком.

К. Паустовский  писал: "География-это наука о гармонии и красоте земной природы, это самая поэтичная из всех наук".

Английский ученый Г. Нормен утверждал, что "абсолютная ценность географического образования Обучающихся состоит, прежде всего, в развитии их умственных мыслительных способностей".

Ценность географического знания состоит также и в том, что овладение географическими знаниями и умениями позволяет определить экономические и экологические потребности общества. Большое значение географическому образованию уделяет и В.П. Максаковский. Он раскрывает пути решения проблем  географического образования, а именно отбора содержания  географии.

Н.В. Лобина и Л.С. Гапеенко предлагают для решения проблемы отсутствия у школьников интереса к предмету "география" применение нетрадиционных форм работы  на уроках (КВН, пресс-конференции, ролевые игры, путешествия, дискуссии)

В настоящее время существует многообразие форм уроков, что отражает пути поиска оптимальной структуры урока. Современный учитель освобожден от шаблонов в своей работе, он может проявлять свою инициативу. Он становится «творцом» своих уроков, а труд его по-настоящему становится творческим. В жизни каждого учителя бывает много разных индивидуальных озарений. И у каждого из нас в нашей «методической копилке» накоплены свои методы и приемы.

Хороший урок требует высшего напряжения со стороны учителя, концентрации его внимания, мобильности. Уроки должны способствовать развитию студентов, но и в это же время и приносить успех учителю, доставлять ему чувство радости, удовлетворенности своей профессией.

Уроки, посвященные только лекционному изложению материала и многочисленным записям, не способствуют развитию познавательной деятельности студентов, развитию навыков их индивидуальной работы, таких, как критическое мышление, способность к анализу, творчеству и умению перерабатывать полученную информацию.

        Широко распространена такая форма нетрадиционного урока, как урок-викторина, урок-КВН. Конкурсы на эрудицию давно уже стали традицией во многих учебных заведениях нашей страны. Студенты любят уроки-КВН, викторины. Эту нетрадиционную форму урока хорошо использовать, когда при контроле знаний нужно проверить, обобщить пройденную тему или раздел. На таких уроках можно максимально вовлечь студентов в активную деятельность. Таким урокам предшествует большая подготовительная работа. Не развлекательность, а занимательность, увлечённость, дух соперничества являются основой высокого эмоционального настроя на таких уроках. На таких уроках учитель и ученик  являются соучастниками процесса обучения и воспитания. Они же формируют и навыки коллективной работы. В уроки-викторины хорошо включать презентации, дискуссии по разным проблемам. Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность студентов, способствуют профилактике утомления.

        В данное методическое пособие включены подробные разработки нетрадиционных форм итоговых, обобщающих уроков в курсе «Экономической и социальной географии зарубежных стран», с целью осуществления контроля за знаниями обучающихся.

        Все эти уроки были апробированы в течение ряда лет на базе Кондровского индустриально- педагогического колледжа . Некоторые из них были даны как уроки педагогического мастерства и получили положительную оценку. Преподавателем была проявлена  большая самостоятельность в разработке этих уроков.

        Данное методическое пособие может быть рекомендовано учителям географии школы, преподавателям географии средних специальных и высших педагогических учебных  заведений,  педагогам-организаторам, а также студентам для подготовки к зачётам, контрольным урокам по данному предмету.

  1. Нетрадиционная форма уроков в курсе «Экономической и социальной географии зарубежных стран».

Неотъемлемой составной частью современного урока является разнообразная познавательная деятельность обучающегося.  Как сделать интересным сам процесс учения, а также контроль и обобщение знаний? Накопилось много форм, приёмов и способов обучения, которые стали типичными, привычными, классическими и традиционными. Они не подвергаются сомнению. А зря.

Успех любого урока зависит от осмысленного подхода к цели урока, четкой и правильной ее формулировки; от умелого отбора учебного материала по содержанию; от методов обучения, отобранных адекватно содержанию с учетом возможностей учителя и студентов. Но педагогическая ценность урока сведется к нулю, если учитель не сможет дать почувствовать учащимся свою активную роль в учебном процессе, если не будет придерживаться того стиля взаимоотношения учителя и ученика, который мы называем педагогическим сотрудничеством.

Все эти требования как нельзя лучше реализуются в так называемых нетрадиционных уроках. Нетрадиционные уроки выигрышны, так как в них представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся и при подготовке урока, и при проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Однако данные уроки требуют большой предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены, да и все содержание учебного предмета не может быть представлено только лишь через нетрадиционные формы».        

Нетрадиционные формы уроков вносят атмосферу увлечённости и радости, дают возможность преодолеть застенчивость, развивают творческое мышление студентов. Творческое мышление, как правило, не возникает само по себе, его необходимо побуждать, способствовать его развитию, оно должно быть «желаемым».

        Имитационную игру «Маркетинг» можно провести по теме  «Страны Европы». На данном уроке идёт не только закрепление знаний по пройденной теме, но студенты также учатся делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, опираясь на имеющиеся знания.

        Сам урок начинается с мотивации. Учитель в роли председателя международной организации ЕС приветствует студентов, выступающих в роли специалистов по маркетингу из Великобритании, Франции, Швеции, Италии, Германии в Доме Международной торговли. Сообщаются тема и цели урока, а далее идёт деловая игра в несколько этапов.

        На первом этапе студенты оформляют на альбомных листах рекламу о своей стране и экспорте продукции, то есть её « визитную карточку». Им предстоит заинтересовать своей продукцией другие страны, иначе они не смогут её продать. Это задание студенты могут подготовить дома, заранее.

        На втором этапе игры студенты дают краткую информацию о своей стране и рекламируют продукцию.

        На третьем этапе изучается рынок сбыта и спрос на продукцию стран. «Председатели компаний» стран сообщают, что и у кого они покупают.

        На четвёртом этапе страны заключают соглашения друг с другом по международному туризму. Для этого они должны представить презентации или увлекательно рассказать о самых интересных культурных объектах страны.

        Данная коллективная форма игры группами способствует высокой активизации умственной деятельности группы, формированию межличностных отношений. Эффективность такого урока зависит ещё от уровня воспитанности студентов, умения выслушивать друг друга. Проявление коллективных форм поведения требует, например, возможности обмена (не всегда тихого) мыслями между собой в ходе дискуссии. Поэтому на таких уроках не будет абсолютной тишины, учащиеся в разумных пределах будут разговаривать друг с другом. Но это не может служить признаком отсутствия авторитета у ведущего урок преподавателя. На таком уроке нужно предоставлять студентам более широкие возможности для высказывания собственного мнения. На это их следует  настраивать с самого начала урока.

        Нельзя выслушивать их мнение только «для видимости»; если они говорят серьёзно, то и их мнение нужно воспринимать всерьёз.

2.Урок-викторина: География  Мирового хозяйства.

ТЕМА: ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.

ЦЕЛЬ:  ПРОВЕРИТЬ И ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОЙДЕННОЙ ТЕМЕ.

                                ЗАДАЧИ:

1. ПОЗНАКОМИТЬ СТУДЕНТОВ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭНЕРГИИ.

2. ВЫЯСНИТЬ, КАК ОНИ УСВОИЛИ ПРОЙДЕННУЮ ТЕМУ.

3. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ЛОГИЧНО ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ.

4. УЧИТЬ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ.

5. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ.

 ВИД: ИТОГОВЫЙ УРОК.

ТИП: УРОК - ВИКТОРИНА.

ОБОРУДОВАНИЕ: АТЛАС, ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

    Подготовительная работа: подготовить презентацию: «Нетрадиционные источники энергии.»                            

  ПЛАН УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

2. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ УРОКА.         

3.  ВИКТОРИНА «ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА».

             -ДИСКУССИИ,

             -ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

4. ИТОГИ ВИКТОРИНЫ.

5. КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ И КЛАСС».

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

7. ИТОГИ УРОКА.

                        Ход урока.

 1. Организационный момент.

2. Мотивация темы урока.

Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. Он перед ним ставит много проблем: политических, экономических, демографических, экологических и других. Как человеку разобраться во всём этом многообразии? И здесь на помощь человеку может придти география.  География обладает большим  потенциалом в решении этих проблем человечества. Поэтому современному человеку очень важно иметь географические знания.

 Тема  нашего урока «География мирового хозяйства». На протяжении пяти часов мы изучали эту большую тему. А сегодня нам  предстоит обобщить и проверить наши знания на этой теме. Это очень важная тема в курсе зарубежной географии, т.к.  от состояния  мирового хозяйства зависит благополучие всего человечества. Экономики стран мира на современном этапе сильно интегрированы и зависят друг от друга. Обобщение и контроль знаний пройдёт в форме викторины, в процессе которой вами будут выполнены разные задания, проведены презентации и дискуссии. Правила викторины: за полный и правильный ответ – 1 балл; за неполный ответ – 0,5 балла; за дополнение ответа - 0,5 балла. Итак, приступаем к викторине.

 3.Викторина:География Мирового хозяйства.

1.Назовите ключевую отрасль промышленности. (топливно-энергетическая).

2.Выбери правильный ответ. Наибольшее количество электроэнергии производится на:

а) тепловых электростанциях;  ( 60%)+

б) ГЭС;

в) АЭС;

3. Как объяснить: какие сдвиги и почему произошли в структуре мирового топливного энергобаланса на протяжении 20 века? (Перешли с угля на более экологически чистые  и более дешёвые нефть и газ.)        

4. Расположите  пять  главных стран – производителей  электроэнергии по  убывающей:  4) Россия,  3) Япония,  1) США,  2) Китай,  5) Канада;

    - Покажите эти страны на карте.

5. Верно ли утверждение, что больше часть добываемой в мире нефти потребляется странами – производителями этого вида топливо? ( нет, развитыми странами).

6. Расположите пять главных нефтедобывающих стран по величине добычи ( по убывающей): 5 – Мексика, 4 – Иран, 2 – Россия, 3 – США, 1 – Саудовская Аравия.- Покажите эти страны на карте.

7. Каково место России в мировой топливно – энергетической отрасли? (1 – газ, 2 – нефть).

8. Назовите страны, где на АЭС вырабатывается более половине всей электроэнергии. ( Литва – 80%; Франция – 78%; Бельгия – 57%).

Дискуссия между сторонниками и противниками АЭС:

 есть ли будущие у АЭС?

Презентация: «Нетрадиционные источники энергии».

9. Выбери правильный ответ.

Главные районы добычи железной руды расположены:

а) Германия, Венгрия, Индия, Аргентина;

+б) Китай, Бразилия, Австралия, Россия.

- Покажите эти страны на карте.

10. Заполни схему:

Главные производители стали.

                 

11. На каком материке расположен медный пояс? ( Африка).

12. Назовите крупных производителей:

  -  меди  (Чили ),                            

 - алюминия  (США, Россия.)

13. Назовите самые автомобильные страны, они же являются главными экспортёрами автомобилей. ( Япония, США, ФРГ, Италия, Франция)

14. Выбери правильный ответ и обоснуй его.

Наиболее быстрыми темпами развивается:

        а) металлургия,

        б) судостроение,

        +в) производство ЭВМ (это новейшая отрасль.)

15. Как вы думаете, о чём свидетельствует сохранение высокой доли добывающих (сырьевых) отраслей в структуре экономики развивающихся стран? (о низком уровне развития страны).

16. Выбери правильный ответ:

Мировые лесные ресурсы сосредоточены в:

а) Турции, Франции, Великобритании, Польше;

+б) Канаде, США, России, Бразилии;

17. Правильно заполните диаграмму: « Структура валового сбора зерновых культур».

Рожь, овёс, пшеница, ячмень, рис, кукуруза, прочие культуры.

18. Какие пять из перечисленных стран являются важнейшими экспортёрами зерна: Украина,+ Китай,+ США, Бразилия,+ Индия, Россия+,+ Канада.

19. Выбери правильный ответ:

По производству мяса выделяет:

а) ЮАР, Германию, Великобританию, Мексику, Аргентину;

+ б) Китай, США, Бразилию, Францию, ФРГ, Россию;

20. Выбери правильный ответ.

 Самое большое поголовье свиней в:

а) Индии;

б) США;

+ в) Китае;

21. Назовите крупных производителей молочной продукции.

(США, Россия, Индия, ФРГ, Франция)

22. Как вы объясните следующее: по поголовье скота первое место в мире занимает Индия, но по производству мяса она не входит в первую десятку стран. ( Корова – священное животное)

23. Назовите крупных производителей яиц.

( Китай, США, Япония)

24. Какими факторами можно объяснить размещение главных отраслей животноводства по странам мира:

- молочно – мясное хозяйство; - (умеренный климат, луга)

- свиноводство; (возле крупных городов, кукуруза)

- овцеводство; (засушливый климат )

25. Какие из стран, отмеченных на данной картосхеме буквами, является крупнейшими производителями:

а) картофеля – Россия; б) сои – США; в) чая – Индия; г) кофе – Колумбия; д)подсолнечника; е)  хлопка – волокна – Бразилия; ж) риса – Китай.

26. Назовите по убывающей страны, крупнейшие добытчики море - продуктов.

( Китай, Перу, Чили, Япония, США, Индия, Россия)

Дискуссия: Будет ли в будущем решена или, наоборот, обострена в мире продовольственная проблема?

27. Назовите самые дешёвые (морской), самый быстрый (авиационный), самый молодой (трубопроводный) виды транспорта.

28. Покажите на карте самый крупный порт мира. ( Роттердам)

29. Как в мировое хозяйство интегрирована Калужская область?(сборка автомобилей, машиностроение, фармацевтика).

5. Конкурс « Учитель и класс».

 1.Какие страны являются крупнейшими производителями пшеницы? ( Китай, США, Россия, Франция, Индия, Канада)

2. Раскройте содержание понятий: "аквакультура" ," марикультура".

3. По какому из видов поголовья скота, перечисленные ниже страны занимают первое место в мире?

а) Китай; ( свиноводство)

б) Индия; ( кр. рогатый скот)

в) Австралия; ( овцеводство)

4. Для какой страны данная схема может являться « визиткой карточкой»?

                                 

 

5.Что бы вы написали на визитной карточке России?

6. Страны какой части света лучше обеспечены транспортной сетью? (Европа)

7. Назовите страну с самым высоким производством электроэнергии на душу населения. (Норвегия,31800квт.час.)

8.Почему именно Атлантический океан стал, по выражению Ф. Энгельса, "великим путём мировой торговли"? (шла активно торговля между странами Нового и Старого света).

4. Итоги викторины.

6. Домашнее задание. Подобрать материал к теме:"Экономические связи России со странами мира."

7. Итог урока.

3.Урок-викторина:  «Путешествие по странам Зарубежной Европы.»

Тема: Путешествие по странам Зарубежной Европы.

Цель: Проверить, закрепить и обобщить знание темы «Зарубежная Европа».

Задачи:

- Активизировать умственную деятельность обучающихся.

- Вызвать интерес к данному региону мира.

- Развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения.

-Через творческие задания развивать умения и навыки, которые им пригодятся в их будущей профессиональной деятельности.

- Воспитывать уважение и толерантность к народам мира и их культуре.

Вид урока: итоговый                                        

Тип урока: Урок-викторина.

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, информационные технологии.

Предварительная подготовка: подготовить презентацию о туристических объектах стран региона.

                                

План урока.

1.Организационный момент. Мотивация и актуализация темы урока.

11.Викторина:»Зарубежная Европа».

        1.Конкурс-номинация:»Политическая карта Европы. Союзы и блоки».

        2.Конкурс-номинация:»Хозяйство стран Зарубежной Европы».Дискуссия.

        3.Презентация туристических объектов Зарубежной Европы.

        4.Конкурс-номинация:Население. Экология. Дискуссия.

        5.Презентация национального танца греков  «Сертаки».

6.Конкурс-номинация:Калужский край и Зарубежная Европа.

        7.Презентация туристических объектов Зарубежной Европы.

111.Подведение итогов викторины.

1V.Конкурс: Учитель и класс.

V.Задание на дом.

V1.Итоги урока.

                        Ход урока.

1.Организационный момент. Актуализация темы.

        География тесно связана с культурой человека. Нельзя представить человека культурным без географических знаний. География расширяет кругозор человека, воспитывает в духе гуманизма, патриотизма. Сейчас нет ничего важнее, как улучшить понимание между народами, сделать контакты между людьми более тесными и гармоничными, т.е. перейти к новому мышлению в международных вопросах. Современному человеку важно знание о мире, который его окружает. Зарубежная Европа-небольшой, но очень важный регион мира, один из очагов мировой цивилизации, в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике. С помощью викторины мы выясним, что вы о нём знаете.

                                

        2.Викторина: «Путешествие по Зарубежной Европе.»

I.Конкурс - номинация «Политическая карта Европы. Союзы и блоки».

  1. Заполнить кроссворд: «Города и страны Европы».
  2. Работа по контурным картам:

а)Какой цифрой обозначены на контурной карте Нидерланды?

б)Какой цифрой обозначена на контурной карте Румыния?

  1. Два государства Земли расположены в двух частях света-Европе и Азии. Назовите их? (Россия, Турция)

4.. Приведите пример унитарной республики в Зарубежной Европе (Венгрия).

 5. Приведите пример конституционной монархии в Зарубежной Европе (Великобритания).

6. Эта страна в Западной Европе крупнейшая по площади. Назовите её (Франция).

7. Это крохотное государство лежит в Пиренейских горах на франкоиспанской границе. Назовите его (Андорра).

8. Именно в Зарубежной Европе расположено самое маленькое государство в мире, занимающее один квартал в 44 га великого города. Назовите великий город и государство (Рим, Ватикан).

  1. Выберите правильный ответ.

В Европейский Союз входят:

+Нидерланды,

Югославия,

Румыния.

  1. Выберите правильный ответ:

Что общего у Великобритании, Швеции, Норвегии?

Они являются:

 Членами НАТО,

 + Королевствами,

 Нейтральными странами.

  1. Выберите правильный ответ:

Членами НАТО являются европейские страны:

 Швейцария,

+Германия,

 Болгария.

  1. Какие страны Зарубежной Европы входят в состав «большой семёрки»? (Великобритания, Франция, Германия, Италия)

2.Конкурс-номинация «Хозяйство стран зарубежной Европы».

1.Выбери правильный ответ.

Какое государство Северной Европы является экспортёром высококачественной руды на мировом рынке?

+ Швеция,

Исландия,

Финляндия.

2. Об этой стране Зарубежной Европы говорят, что «она без леса, что медведь без шерсти»? Назовите страну (Финляндия).

3. Назовите европейские марки автомобилей и автобусов, пользующихся мировой известностью.( «Рено», «Фольксваген», «Мерседес», «Фиат», «Вольво», «Татра», «Икарус»).

4.Выберите правильный ответ. Производство алюминия в Норвегии определяет фактор:

 +Энергетический,

Сырьевой,

Транспортный.

5.Выбери правильный ответ.

Лотарингский промышленный район находится в:

 Германии,

+ Франции,

 Румынии.

6.Выбери правильный ответ:

Верхнесилезско-краковский промышленный район находится в:

 Болгарии,

Венгрии,

 + Польше.

7.Продолжите фразу.

а)        Великобритания выделяется добычей…….(нефти и газа)

б)Венгрия        выделяется добычей……..(бокситов)

8. Назовите самый крупный портово-промышленный комплекс Европы. Где он сформировался? (Роттердам в Нидерландах).

10. Выберите правильный ответ.

Больше всего нефти в Зарубежной Европе добывается в:

 Испании,

Великобритании,

 + Норвегии.

11.Назовите в Зарубежной Европе страну-банкира (Швейцария)

12.Где находится главный «сад Европы»? (побережье средиземного моря)

13.Назовите страны Западной Европы, которые славятся производством сыра. (Франция, Нидерланды, Швейцария).

14. Назовите страны Европы, являющиеся ведущими экспортерами рыболовства (Исландия» Норвегия, Дания).

14.  Какую страну Зарубежной Европы называют «молочной фермой»? (Дания)

  1. Самая        цветоводческая страна в мире тоже расположена в Зарубежной Европе. Назовите её (Нидерланды)
  2. Дополните фразу: Зарубежная Европа - самый небольшой по территории регион мира, но…………..        

Определи по описанию страну:

а)        Эта высокоразвитая европейская страна, член ЕС, является конституционной монархией. Основой её промышленности является разнообразное машиностроение. Но выделяется она в Европе и значительной добычей нефти, газа. В 19 веке её называли «мастерской мира». (Великобритания)

б)        Эта высокоразвитая страна занимает передовые позиции в атомной энергетике, в некоторых видах автомобилестроения. Особую известность приобрели виноделие и сыр «рокфор».(Франция)

Дискуссия: Может ли  Европа обойтись без атомной энергетики?

18. Что является визитной карточкой Германии?

Дискуссия: Что ждёт экономику Зарубежной Европы в будущем? Ваши прогнозы?

3.Презентация: Туристические объекты Зарубежной Европы.

4.Конкурс-номинация: «Население. Экология».

1. Перечислите городские агломерации Зарубежной Европы (Лондонская, Парижская, Русская, Берлинская)

2. Назовите господствующую религию в странах Зарубежной Европы (Христианство, Католицизм)

З. В какой европейской стране значительная доля иммигрантов в населении: в Германии или Норвегии? (Германии)

        Дискуссия: Перед какими проблемами стоит Европа в связи с большим притоком иммигрантов? Можно ли их решить? Как?

4.Выберите правильный ответ.

Эта страна - самая крупнейшая в Зарубежной Европе по численности населения:

 Франция,

 + Германия,

 Италия.

5.Выбери правильный ответ.

Чем характеризуется Зарубежная Европа:

 Слабо развитое сельское хозяйство,

+Это высокоурбанизированный регион мира.

5.Презентация национального танца греков «Сертаки».

-Как называется этот танец ? В какой стране его любят танцевать?

6.Конкурс-номинация: Калужский край и Зарубежная Европа.

  1. С какой страной у Калужской области очень тесные контакты?(Германия)

2.В чём они заключаются (автомобилестроение).

  1. Какой город Германии является городом- побратимом  Калуги?(г.Зуль)

7..Презентация: Туристические объекты Зарубежной Европы.

III. Подведение итогов викторины.

1V. Конкурс: Учитель и класс.

 1. Нет в мире другой такой реки, протекающей через 9 государств Европы и нуждающейся в особой охране. Назовите эту реку (Дунай)

2 .Через какие государства Европы протекает Дунай?

3. Дополните фразу. Берн является столицей……..

4.Столицей Чехии является…….

5.По числу охраняемых природных территорий эта страна превосходит все страны Зарубежной Европы. Назовите её (Германия)

6.Эта федеративная республика Европы в конце 20 века распалась на несколько государств. (Югославия)

7.Перечислите европейские страны-лидеры международного туризма (Испания, Франция, Италия)

8.Предложите объекты Зарубежной Европы, интересные для туризма.

9.Этот европейский город является мировым центром торговли бриллиантами. Назовите его.(Антверпен)

10.Когда и почему Европа  превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

V.Задание на дом.

        Подобрать дополнительный материал о странах Зарубежной Европы в наши дни. Ваше отношение к тем событиям, которые происходят в Зарубежной Европе в наши дни.

VI. Итоги урока.

4.Урок-викторина: «Что мы знаем о странах Зарубежной Азии.»

Тема: Что мы знаем о странах Зарубежной Азии.

Цель: Проверить, закрепить и обобщить знание темы " Зарубежная Азия".

Задачи:

-Через нетрадиционную форму проведения урока максимально вовлечь обучающихся в учебную деятельность;

- активизировать их умственную деятельность;

- создать высокий эмоциональный настрой, вызвать интерес к данному региону мира;

- развивать умение быстро и логично отвечать

- развивать у обучающихся креативно- поисковую деятельность с использованием информационных технологий;

-воспитывать интерес к географии.

Вид урока: итоговый

Тип урока: урок- викторина

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, информационные технологии.

План урока.

1.Организационный момент. Актуализация темы урока

  1. Викторина : "Что мы знаем о  Зарубежной  Азии."

1.Конкурс - номинация: " Политическая карта мира, столицы".Дискуссия.

2.Конкурс - номинация " Хозяйство стран Зарубежной Азии".Дискуссия.

3.Презентация туристических объектов Зарубежной Азии.

  1. Конкурс - номинация " Самый, самая…….        ".

5.Презентация:туристические объекты Зарубежной Европы.

6.Конкурс - номинация: Страна, город."

7.Презентация: туристические объекты Зарубежной Азии.

8.Конкурс - номинация: " Зарубежная Азия и Россия".

9.Конкурс - номинация: " Зарубежная Азия и Калужский край".

  1. Подведение итогов викторины.
  2. Конкурс " Учитель и класс".
  3. Итоги урока.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация и актуализация темы урока.

В мире идёт переоценка ценностей. Очень важно , чтобы человек в своих поступках и действиях руководствовался бы здоровыми нравственными мотивами. География помогает нашему обществу прийти к общечеловеческим ценностям, воспитывает экологическую культуру, учит нас беречь природные ресурсы нашей планеты, уважать другие народы. Мир огромен, открыт, мы можем по нему путешествовать. Но для этого его надо знать.

Сегодня мы с вами выясним, а что мы с вами знаем о таком большом и сложном  в экономическом, демографическом и политическом плане  регионе как Зарубежная Азия, многие государства которой являются древнейшими в мире.

Занятие будет проходить в форме викторины, которая будет  состоять из нескольких конкурсов. Правильный ответ будет оцениваться в 1 балл, неполный ответ - 0,5 балла.

        В процессе проведения викторины вы будете бороться за звание лучшего знатока Зарубежной Азии.

11.Викторина: Путешествие по Зарубежной Азии.

1. Конкурс - номинация: "Политическая карта Зарубежной Азии».

1.Подбери пары:» страна - ее столица».

1.

Китай

а) Джакарта

2.

Турция

б) Токио

3.

Индия

в) Пекин

4.

Япония

г) Анкара

5.

Иран

д) Дели

6.

Индонезия

е) Тегеран

2.Задание по контурным картам

а) Какой цифрой обозначена на карте Китай, Индия, Япония

3.Выбери правильный ответ:

Примером объединения страны могут служить:

а)        Монголия,

б)        +Вьетнам,

в)        Иран.

4.Выбери        правильный ответ:

Примером разъединения страны и образования на ее месте двух государств могут служить:

а)        Китай,

б)        Турция,

в)        +Корея .

5.Эта страна - единственный в Азии член » большой семерки.» Назовите ее (Япония).

6.Приведи пример федеративной республики зарубежной Азии.

7.Приведите        пример конституционной монархии в Зарубежной Азии ( Япония).

8.Приведите пример абсолютной монархии ( Саудовская Аравия).

9.Приведите пример унитарного государства в Зарубежной 10.Азии. Назовите государство-город Зарубежной Азии (Сингапур).

       11.Правильно ли следующее утверждение, что каждый пятый житель планеты китаец? (да)

  12.Выбери        правильный ответ.

Многие страны Азии участники международных организаций:

а)        НАТО,

б)+АСЕАН,

 в)        НАФТА.

13.Выбери        правильный ответ.

На протяжении всего послевоенного периода главной горячей точкой планеты остается:

а)        США,

б)        Экваториальная Африка,

в)        +Ближний Восток .

Дискуссия: Можно ли восстановить мир на Ближнем Востоке? Ваши предложения.

14.Сложность национального и религиозного состава ряда азиатских стран приводит к возникновению многих межэтнических и религиозных конфликтов. Назовите страны, где эти конфликты особенно сильны ( Индия, Пакистан, Шри - Ланка, Афганистан, Филиппины).

15.Зарубежная Азия - регион, где существует самое большое количество территориальных споров. Между какими странами существуют эти споры?

(Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, Индией и Пакистаном, Индией и

Китаем, Россией и Японией, Китаем и Тайванем, Израилем и Временной

палестинской автономией, Грецией и Турцией.)

16.Этот народ Зарубежной Азии насчитывает 20 млн. человек, но исторически сложилось так, что он оказался и в составе Турции, и в составе Ирана, Ирака, Сирии. Их лидеры добиваются создания независимого государства. Назовите этот народ ( курды.)

17.15 лет присутствия войск бывшего СССР в этой стране стоили 10 тыс. жизней Советских солдат. В наши дни, несмотря на присутствие "голубых касок"- это одна из горячих точек планеты ( Афганистан).

18.Игра в парах. " Как ты знаешь карту Зарубежной Азии".

2. Конкурс - номинация " Хозяйство стран Зарубежной Азии"

1.Расставьте правильно места по размерам ВВП:

3- Япония,1-США,  2-Китай.

2.Назовите самые бедные страны Зарубежной Азии (Непал, Афганистан, Монголия и др.)

3.Дополните фразу: Территория Зарубежной Азии имеет разнообразные полезные ископаемые: каменный уголь, железная руда, руды цветных металлов, но главное богатство этого региона…..        (нефть).

4.Выбери        правильный ответ: Основные страны - экспортеры нефти расположены в:

а)        Южной Америке,

б)        Африке,

в)        +Азии.

  1. Какие из стран Зарубежной Азии являются крупными производителями ( добытчиками):

а)        каменного угля ( Китай),

б)        железной руды (Индия),

в)        урана (Монголия).

  1. Назовите группу НИС Зарубежной Азии, которые осуществили быстрый экономический скачок. ( Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Индонезия).
  2. По развитию атомной промышленности эта азиатская страна занимает ведущее место в развивающемся мире ( Индия).
  3. Назовите        азиатские марки автомобилей, пользующихся мировой известностью ( Ниссан, Тайота, Хонда, Тошиба).
  4. Природно - ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства в регионе очень разнообразны, но для большинства стран тем не менее есть две главные проблемы, назовите их ( недостаток воды и земельных ресурсов).
  5. Именно в Зарубежной Азии расположены две страны, которые занимают первое место в мире по количеству орошаемых земель ( Китай, Индия)
  6. Укажите, какие из стран Зарубежной Азии являются крупными производителями:

а)        риса (Китай),

б)        каучука (Малайзия),

в)        чая (Индия),

г) арахиса (Индия).                

12.Выбери правильный ответ.

Перед какими регионами Зарубежной Азии остро стоит продовольственная проблема:

а)        восточным,

б)        +южным,

в)        +юго- восточным,

г)        юго- западным,

д)        центральным.

Дискуссия: Почему в ряде стран Зарубежной Азии остро стоит продовольственная проблема? Можно ли её решить? Как?

13.Правильно ли следующее утверждение, что крестьяне в муссонных областях Азии выращивают пшеницу и ячмень? ( нет, рис.

14.Правильно ли следующее утверждение, что Япония занимает последнее место в мире по потреблению рыбы из расчета на душу населения? ( нет, первое место)

15. Правильно ли утверждение, что Индия занимает в мире одно из последних мест по потреблению мяса из расчета на душу населения: 1,5-2 кг. мяса на человека в год? (Да).

16.Какую роль играет Зарубежная Азия в международном разделении труда? ( нефть, автомобили, каучук).

17.Выбери правильный ответ.

Где размещены " рисовые" ландшафты стран Зарубежной Азии:

а)        +в долинах и дельтах рек ,

б)        на горах, склонах,

б) в приморских районах.

18.Для каких стран 3арубежной Азии наиболее типичны " чайные ландшафты” ? ( Индия, Китай, Япония, Шри- Ланка).

18.Выбери правильный ответ:

" Торговать или умереть" - эпиграф к экономике:

а)        Сингапура,

б)        +Японии ,

в)        Китая.

19.Подбери пару:

1.Саудовская Аравия        а) выращивание чая

2.Япония                        б) добыча олова

3.Китай                        в) добыча нефти

4.Корея                        г) автомобилестроение

5.Малайзия                        д) сложная бытовая техника

3.Презентация туристических объектов Зарубежной Азии:Великая Китайская стена, древний город Петра, Тадж-Махал.

4. Конкурс - номинация: »Самый, Самая……….»                

1.Именно в Зарубежной Азии расположены государства, имеющие самую наибольшую численность населения ( Китай, Индия) .

2.Именно в Зарубежной Азии находится самое многонациональное государство ( Индия).

3.Именно в Зарубежной Азии находится эта автономная область, где самый высокий прирост населения в мире (4,6%), где на каждую женщину в детородном возрасте приходится по 8 детей, дети составляют половину населения (Временная палестинская автономия, сектор Газа).

4.Именно в Зарубежной Азии находится самый крупный город в мире ( Токио-25млн. человек.)

5.Именно в Зарубежной Азии расположен один из крупнейших мегаполисов мира ( Япония- Токайдо-55млн. человек.)

6.Именно в Зарубежной Азии находится мировой лидер и по количеству больших городов и по количеству деревень (Китай, 50 гороов-миллионеров, 700тыс. деревень).

7.Именно в Зарубежной Азии расположена страна, которая отличается самой высокой продолжительностью жизни и самой низкой детской смертностью ( Япония-79 лет).

8.Именно в Зарубежной Азии расположена одна из самых редконаселенных стран мира ( Монголия-3млн. человек).

9.Именно в Зарубежной Азии находится страна, занимающая в зарубежном мире 1- е место по добыче нефти ( Саудовская Аравия).

10.Именно в Зарубежной Азии находится страна, занимающая 1-е место в мире по производству электроэнергии (Китай).

11.Именно в Зарубежной Азии находится страны, занимающие первое место по производству бытовой техники (Япония, Китай, Республика Корея, Таиланд).

12.Именно в Зарубежной Азии на сегодняшний день находится самый крупный в мире автопроизводитель (Япония, Тайота)

13.Именно в Зарубежной Азии производится самый дешевый на сегодняшний день автомобиль в мире ( Индия, Tato –Nano- 2,5 тыс. долларов).

14.Именно в Зарубежной Азии находится страна, занимающая первое место в мире по судостроению, роботостроению, производству автомобилей ( Япония).

15.Именно в Зарубежной Азии находится страна, занимающая первое место в мире по добыче каменного угля, производству стали, телевизоров, велосипедов, хлопчатобумажных тканей (Китай).

16.Именно в Зарубежной Азии находится страна занимающее первое место в мире по производству риса, свинины, табака, сбору хлопка, улову рыбы (Китай).

17.Именно в Зарубежной Азии находится страна занимающая первое место в мире по сбору чая, арахиса, по сбору сахарного тростника, по количеству крупного рогатого скота (Индия).

18.Именно в Зарубежной Азии находится страны, главные производители естественного каучука, из которого изготавливают резину. ( Малайзия, Индонезия).

19.Именно в Зарубежной Азии расположено самое экологически чистое государство мира ( Сингапур).

20.Ни одна страна мира не может сравниться с этой страной по числу выпускаемых кинофильмов ( 750 фильмов в год , Индия).

21.В Зарубежной Азии находится один из крупнейших портов мира ( Сингапур).

22.Крупнейшая в мире АЭС и крупнейший металлургический комбинат находится в этом регионе (Япония).

5.Презентация:Туристические объекты Зарубежной Азии.

6.Конкурс-номинация:»Что это за страна, город.»

1.Эта азиатская страна занимает пятое место в мире по объему промышленного производства после США, Китая,Японии, ФРГ, но по душевым показателям наряду с Китаем сильно отстает от большинства стран мира. Ее называют страной контрастов. С одной стороны она осуществляет космическую программу, а с другой стороны половина ее населения безграмотна и почти  четвёртая  часть ее жителей имеет достаток ниже официального уровня бедности ( Индия).

2.Продолжите фразу:Япония-это союз камней, кимоно        ………………

 ( ответ: гейши, самураи, каратэ, синтаизм, буддизм, хризантема, сакура икебана, бонсай, дзюдо, сумо, чайная церемония, фугу, танка, страна " восходящего солнца", " Сони”, "Хитачи”, Токио, Осака, Тошиба, Нисан, Хонда, мегаполис).

3.Это государство Ближнего Востока образовалось по инициативе Сталина после 2- ой Мировой войны. Народ и религия его являются древнейшими. Международные связи этого государства с Россией на долгое время были прерваны и восстановлены в конце 80-ых годов. ( Израиль)

4.Это самый крупнейший промышленный город и порт страны. В этом городе работает крупнейший в Зарубежной Азии центр атомных исследований. Здесь расположен самый большой центр кинопромышленности Индии. О каком городе идет речь? (Бомбей)

5.Накануне революции 1921 года в этой стране насчитывалось более 1800 храмов и 750 ламаистских монастырей. В эти монастыри фактически принудительно отдавали мальчиков с 6-8 летнего возраста, в среднем, каждого второго в стране. Давали обет безбрачия. В храмах и монастырях оказалось до 40% мужского населения страны, если бы не эти последствия ламаизма, то население этой страны составило бы в наши дни не 3 млн. человек, а более 10 млн. ( Монголия)

7.Презентация: туристические объекты Зарубежной Азии.

8. Конкурс – номинация: "Зарубежная Азия и Россия”.

1. В строительстве какого крупного гидроузла в Западной Азии принимала участие Россия? ( Ефратский гидроузел, Сирия)

2.Эту атомную электростанцию 35 лет назад начали строить немцы, а закончила её строительство Россия. О какой стране идет речь? ( Иран)

3.В состав каких азиатских группировок входит Россия? ( АТЭС)

4. В январе 2011года с этой азиатской страной Россия подписала соглашение о сотрудничестве в использовании в мирных целях атомной энергетики ( Япония).

9. Конкурс – номинация: " Зарубежная Азия и Калужский край”.

1. Приведите примеры сотрудничества Калужского края с Зарубежно - азиатским регионом.        

В 2010 году в Боровском районе открылся первый комплекс Корейской компании «Самсунг».

111.Подведение итогов викторины.

1V.Конкурс «Учитель и класс».

1.В этой стране уже в старших классах школы проводятся занятия по планированию семьи, пропагандируются более поздние браки (Япония).

2.В этом городе находится самая большая площадь в мире, вмещающая 2 млн. человек (Пекин, Китай).

3.В Этой стране больше университетов, чем во всей Зарубежной Европе ( Япония).

4.Почему в Зарубежной Азии говорят, что рис выращивается не только на затапливаемых полях, но и в ладонях крестьян?

5.Назовите экологические проблемы зарубежноазиатского региона ( истощение водных ресурсов, эрозия почв, вырубка лесов, развитие " грязных" производств и загрязнение атмосферы, отсутствие современного ЖКХ).

6.В каких регионах мира главным образом производится рис: в Европе, Азии или Латинской Америке? (Азии)

7.Жителей Индии называют индейцами или индийцами?

8.Мы часто слышим следующее высказывание: " В данных странах в 70 - 80 -е годы произошла перестройка экономики по образцу Японской модели". Что это означает? ( Возникли крупная автомобильная промышленность, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, электрическая отрасли, судостроение.)

9.Назовите " рисовые" страны Зарубежной Азии. ( Индия, Китай, Индонезия, Япония, Филиппины, Мьянма).

10.Мы очень любим фейерверки. Родина их изобретения находится в Зарубежной Азии. Назовите ее ( Китай)

11 .Почему животноводство стало главной отраслью Монголии?

V.Итоги урока.

                5.Урок- имитационная игра «Маркетинг».

 Тема: Хозяйство стран Зарубежной Европы.

Цель: Систематизировать и закрепить знания по пройденной теме.

Задачи:

- учить обучающихся делать самостоятельно выбор из предложенных вариантов, опираясь на имеющиеся знания;

- развивать логическое мышление, диалогическую речь,

-расширять кругозор о данном регионе и о его месте в мировой экономике;

-учить аргументировать свои ответы;

-развивать креативность при подборе материала к уроку;

-формировать интерес к предмету.

Вид урока: итоговый урок.

Тип урока: имитационная игра: «Маркетинг».

Оборудование: Политическая карта мира, географические атласы, информационные технологии.

Подготовительная работа: подготовить рекламу продукции, экспортируемой из страны, презентацию туристических объектов страны для привлечения в неё туристов, развития туристической индустрии.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Мотивация темы урока.

Учитель берёт на себя роль председателя международной организации ЕС . Студенты выступают в роли специалистов по маркетингу из Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Италии. Аудитория в данном случае является Домом международной торговли. Учитель предлагает представителям стран занять места за определёнными столиками; говорит о том , как велика роль торговли в развитии экономик стран.

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Я приветствую вас в  нашем  «Доме международной торговли. Здесь собрались специалисты по маркетингу из Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Италии.

Наша игра пройдёт в несколько этапов. В процессе игры мы выясним, как вы усвоили пройденную тему, что вы знаете о хозяйстве стран Зарубежной Европы.  

        Учитель называет этапы, сообщает ход игры, её правила.

3.Деловая игра «Маркетинг.»

        1-ый этап: Студенты дают краткую характеристику страны, рекламируют экспортируемую продукцию, используя оформленные заранее альбомы о стране, плакаты, стенды,  могут показать презентацию. Они стараются заинтересовать своей продукцией представителей других стран.

        2-ой этап :Студенты изучают рынок сбыта и спроса на продукцию стран. Председатели компаний сообщают, что у кого они покупают.

        3-ий этап:»Мы рассказать хотим вам».

Делегация каждой страны (можно в форме театрализованного представления или, используя заранее подготовленную презентацию) рассказывает о самых интересных туристических объектах своей страны.

        4-ый этап: Страны заключают некоторые соглашения дру с другом по международному туризму.

        5-ый этап: Подведение итогов игры. Председатели компаний оценивают отрицательные и положительные стороны встречи, оценивают участие сотрудников своих компаний.

Участники игры получают оценки.

        

4. Итог урока.

6.Урок-викторина: Путешествие по Латинской Америке.

Тема:  Путешествие по Латинской Америке.        

Цель: Проверить, обобщить и расширить знания обучающихся о странах Латинской Америки.

        Задачи:

-Активизировать умственную деятельность обучающихся через нетрадиционную форму обучения.

-Развивать умение рассуждать, анализировать, высказывать свою точку зрения.

- Формировать умения и навыки  самостоятельной работы с дополнительным материалом.

-Вызвать интерес к данному региону, желание о нём больше узнать.

-Воспитывать толерантность к нациям и народностям мира, их культуре.

 Вид: Итоговый урок.

Тип: Урок-викторина.            

 Оборудование: географические атласы, политическая карта мира, информационные технологии.

Предварительная подготовка: подготовить презентацию о туристических объектах региона.

                                                         План урока.

  1. Организационная  часть
  2. Актуализация тема урока.
  3.  Географическая викторина.

                           1.Население, страны, города региона. Презентация.

        2.Хозяйство региона. Презентация, дискуссия.

 4.Итоги викторины.

5.Домашнее задание.

6.Итоги урока.

Ход урока.

1.Организационная часть.

2.Актуализация темы урока.

Мы живем в  огромном  мире, где существуют между странами экономические, культурные, политические связи. Чтобы иметь гражданскую позицию, чтобы уметь разбираться в большом потоке  современной информации, делать правильные выводы, нам очень важно иметь представление об этом мире.

Девиз географов: «Без географии ты нигде».

                                                       

3. ВИКТОРИНА: Путешествие по Латинской Америке.

                        1.Население, страны, города региона.

  1. Чем вызвано возникновение географического термина «Латинская Америка» ?
  2. Назовите страну, где 4/5 населения живет на высоте 3 тысячи метров над уровнем моря (Перу).
  3. Это единственные две страны региона, не имеющие выхода к океанам. (Боливия, Парагвай)
  4. Это самое большое островное государство региона. (Куба)
  5. Выбери правильный ответ:

 

   Столицей Аргентины является:

             а) Мехико,

          б) Гавана,

             в)+ Буэнос– Айрес.

  1. Укажите и покажите на карте страны, относящиеся к Латинской Америке:

+Боливия,  +Парагвай, Монголия, +Чили, Заир, +Куба, +Венесуэла.

  1. Именно в Латинской Америке находится самая высокогорная столица мира, расположенная  на высоте 3630м над уровнем моря. Назовите её. (Ла-Пас, Боливия)
  2. С чем связано происхождение названия страны Бразилия? (Дерево пау-бразил)
  3. По замыслу архитекторов в плане этот город имеет очертания самолета, в

«фюзеляже»которого находятся административные и общественные здания, в «крыльях» - жилые кварталы, а в  «пилотной кабине» - дворцы президента, национального конгресса и правосудия. О каком городе – столице идет речь? (Бразилия)

С какой целью был создан этот город?

10.  Нанести на контурную карту Л. Америки Бразилию, Мексику, Аргентину, Чили, Венесуэла, Перу, Колумбию.

11.  Показать на карте региона столицы крупных государств в Л.Америке.

12.  Правильно ли следующее утверждение, что Бразилия – самая крупная католическая страна мира?( Да)

13.  Правильно ли следующее утверждение, что Рио-де-Жанейро – крупнейшая  городская агломерация Л.Америки? (Нет, Мехико – 18 миллионов человек).

14.  Назовите страну, к которой относится следующее утверждение:

  а)Страна, в которой на португальском языке говорят в 17 раз больше людей, чем в Португалии. (Бразилия).

15.  Выберите правильный ответ.

       По государственному строю все называемые страны Л.Америки:

            а) монархии;

      + б) республики.  

16.   Выберите правильный ответ.

        Более половины населения региона – это:

          + а) Потомки смешанных браков: метисы мулаты.

             б) Коренное население- индейцы.

             в) Переселенцы из Европы.

17.  Объясните понятие «ложная урбанизация» (Доля городского населения превышает долю экономически активного городского населения).

                

2.Хозяйство региона.

1.  Что грузят на морские суда в портах Латинской Америки?

2.  Почему Латинская Америка по уровню социальной экономики развития стоит    впереди других регионов развивающего мира?

3.  Эта страна, одна из ключевых стран развивающегося мира. (Бразилия).

4.  Выберите правильный ответ:

Крупным производителем нефти, входящим в ОПЕК является:

а) Аргентина,

+б) Венесуэла,

в) Чили.

5..   Выберите правильный ответ.

        Первое место по экспорту меди в мире занимает:

         а) Боливия,

        + б) Чили,

                 в) Перу.

6.   Почему в странах Латинской Америки велика роль столичных городов?

        (колониальное наследие).

7.  Какие из стран, отмеченных на карто-схеме буквами, играют важную роль в        экспорте:

      1) меди (Чили)                                                             5) кофе (Колумбия)

    2) бокситов (Бразилия)                                                    3) мяса (Аргентина)

       4) нефти (Венесуэла)                                                   6) рыбы (Перу.)

8.    Указать по одной стране.

       Выберите правильный ответ.

Важнейшими видами полезных ископаемых Латинской Америки являются:

Уголь, +нефть, + железная руда, +бокситы, +медь, +селитра, +сера, золото, +молибден, платина, хромиты.

9.  Заполни схему

Экспорт:

      Бразилия

       

10.  Выбери правильный ответ.

      Большими запасами лесных ресурсов обладает:

      а) Аргентина,

   + б) Бразилия,

      в) Боливия.

Презентация: туристические природные объекты Латинской Америки.

11.  Эта страна- лидер по добычи алмазов, а также выделяется  экспортом кофе, цветов. Но также её знают как страну с развитой нарко-мафией, с большим  количеством похищенных людей. (Колумбия).

12.  Эта страна- крупный производитель нефти в регионе, в ней развит туризм, много   памятников культуры майя.(Мексика).

13.  Как вы понимаете выражение: «Если растут цена на кофе, то растет и Бразилия»? (страна экспортирует много кофе.)

14.  Выбери правильный ответ.

  Бразилия и Колумбия самые крупные в мире производители:

    а) нефти,

 б) кукурузы,

+ в) кофе

15.   Выбери правильный ответ:

 Выращивание сахарного тростника  является отраслью международной специализации:

       а) Аргентины,

       б) Парагвая,

    + в) Кубы.

16.  Выбери правильный ответ:

    В странах Латинской Америки главной формой землевладения является:

    + а) Лати-фундия,

       б) Ферма.

17. Правильно ли утверждение, что сельское хозяйство Латинской Америки представлено лишь только одним сектором: высокотоварным плантационным хозяйством? (нет, второй сектор - потребительское мало-товарное сельское хозяйство.)

18.Заполни схему.

  Латинская Америка экспортирует продукцию сельского хозяйства.

 

Экспорт сельскохозяйственной продукции

19. Почему ряд стран Вест- Индии называют  странами квартиросдатчиками ?

(развит туризм).

20.   Как вы понимаете выражение: «Панама – это прежде всего канал»?

(страна имеет большие доходы от Панамского канала.)

21.   Как на конфигурации транспортной сети региона отразилась его зависимость  от мирового рынка? (Транспортные пути ведут как правило к портовым городам).

22.  Назовите черты  сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной.

Дискуссия: Какие проблемы решает Бразилия и Латинская Америка в связи освоением Амазонии, какие новые проблемы возникают в связи с этим освоением?

 23.   Эта страна является родиной картофеля. И теперь еще базары этой страны с рядами картофельных клубней разного цвета, величины и формы поражают приезжих своей красочностью. (Нагорье Перу).

Презентация: туристические объекты Латинской Америки.

 24.   Именно в этом регионе проходит самое длинное в мире шоссе, протяженностью  более 33тысяч километров, оно начинается от границ … ( США с Мексикой) и заканчивается в столице … (Аргентины) , соединяя столицы большинства латиноамериканских стран. Как называется это шоссе?( Панамериканское шоссе).  Заполните пропуски в тексте.

25.    Выбери правильный ответ.

         Латинская Америка относится:

       +  а) к развивающимся странам,

         б) развитым странам,

       в) занимает промежуточное положение между ними.

26.   В тропических лесах Латинской Америки произрастают породы деревьев с ценной древесиной, назовите их.  (красное, сандаловое, бальса)

27.    Правильно ли следующее утверждение, что Бразилия самая развитая страна Латинской Америки. (Да).

28.   Укажите две самые «бедные» страны Латинской Америки:

         +  а) Гондурас,

             б) Чили,

         +  в) Уругвай,

             г) Аргентина.

29.   Укажите три самые богатые страны Латинской Америки:

         +   а) Мексика,

              б) Боливия,

         +   в) Бразилия,

         +   г) Аргентина,

              д) Перу.

4.Итоги викторины.

5.Домашнее задание:

Подобрать материал на тему: «экологические проблемы Латинской Америки».

6.Итоги урока.

 7.Урок-викторина: Хозяйство стран Африки.  

     

Тема: Страны Африки

Цель: закрепить, проверить, обобщить знания обучающихся по  пройденной теме.

Задачи:

- Дать дополнительные сведения о хозяйстве данного региона.

- Развивать креативность через нетрадиционную форму урока.

-Расширить кругозор о данном регионе, его проблемах.

-Предложить обучающимся поискать пути решения проблем региона,

- Воспитывать уважение к другим нациям и их культуре.

Вид: итоговый урок

Тип: географическая викторина

Оборудование: географические атласы, политическая карта мира, информационные технологии.

                                       

                                        План урока.

         1.Организационный момент.

         2.Мотивация темы урока.

         3.Географическая викторина.

                1.Страны, население, города.

Презентация: туристические природные объекты региона.

                2.Промышленность стран Африки. Дискуссия.

Презентация: Туристические объекты региона, древние памятники культуры.

                3Сельское хозяйство региона. Дискуссия.      

          4.Итоги викторины.

         5.Конкурс:Учитель и класс.

         6.Домашние задание.

          7.Итоги урока.

                                     

                          Ход урока.

           1.Организационный момент.

           2.Мотивация урока.

Африка - самый большой регион мира. В мире нет другого континента, который в такой же мере пострадал бы от колониального гнёта и работорговли. На мировой рынок Африка поставляет много минерального сырья. Для мировой экономики очень важна стабильность и мир на этом континенте. В процессе викторины мы с вами выясним, как хорошо вы знаете хозяйство этого региона мира, его вклад в мировую экономику.        

 3.Географическая викторина.

                      1.Страны, население, города.                                                                          

          1. Укажите в предложенном списке и покажите на карте мира страны Северной Африки: ЮАР, Египет, Алжир, Зимбабве, Ливию, Анголу, Тунис, Танзанию.

           2. Укажите в предложенном списке и покажите на карте мира страны Африки: Венесуэла, Чад, Колумбия, Марокко,   Аргентина, Непал, Эфиопия.

           3. Правильно ли следующее утверждение, что большинство стран Африки добились независимости во второй половине 20 века? (да)

   

         4. Правильно ли следующие утверждение, что Африка                                    

     является   регионом мира с  самой высокой рождаемостью и и самой высокой смертностью.(да.)            

          5. Выберите правильный ответ.

 Город Каир является столицей :        

 а) Туниса;

 б) Египта;+

 в) Марокко.

          6.  Дополните фразу.

              Самый крупный город Африки. . . . . . ( Лагос)

           7. Нанесите на контурную карту Африки: ЮАР, Египет, Ливию, Алжир, Судан, Зимбабве.

            8. Как вы объясните понятие «апартеид»?

            9. Почему Африку называют материком нищеты и бедности?

           10. Определите страны, к которым относятся следующие    утверждения:

              а) страна расположенная на крупном острове. (Мадагаскар.)        

                        б) страна, через которую протекает                

                 река Нигер, и не имеющая выхода

                 к морю.(Мали.)

             в) страна, столицей которой является        

                 Найроби.(Кения)

             г) страна, где почти всё население сосредоточено на территории, занимающей 4% её общей площади. (Египет).

                  

11.Правильно ли утверждение, что для этого региона характерны гражданские войны, перевороты, пограничные конфликты?(да) Приведите примеры.

Презентация: Природные туристические объекты региона.        

                2.Промышленность стран Африки.

  1. Назовите и на покажите на карте страны Африки, крупные производители нефти.( Ливия, Алжир)

            2. Крупным производителем медной руды в Африке является:

                а)Гана,

                +б)Замбия,

                  в) Сомали.

            3. Крупным производителем железной руды в Африке является:

а) Либерия;+

б)Нигер;

в)Заир.            

         

          4. Выберите правильный ответ.

                 Важнейшими видами полезных ископаемых Северной  Африки является:(уголь, железная руда, бокситы, нефть+,+ природный газ,+ фосфориты.)

         5.Какие из стран, отмеченных на данной картосхеме буквами  являются экспортёрами: 1)нефти (Ливия),2)фосфоритов (Марокко),3)железной руды (Либерия), 4) меди(Замбия)?

          6. Именно в Африке находится страна, занимающая первое   место в мире по добыче золота. Назовите её. (ЮАР)

          7. Эту африканскую страну часто называют страной с двойной экономикой. С одной стороны она имеет высокоразвитую экономику, однако велики социально- экономические различия  между «белыми», «чёрными» и «цветными»,  политика «апартеида»  была отменена в конце 20 века. Наряду с крупными высокодоходными фермами в европейском секторе страны  в африканском секторе преобладает мотыжное земледелие. (ЮАР).

         8. Выберите правильный ответ.

                Самая отсталая часть всего развивающегося мира:

                а) Северная Африка,

           +  б) Тропическая Африка,

                в) Южная Африка.

         

                    9.Выбери правильный ответ.

 К числу наименее развитых стран Африки относятся:

                 а) Нигерия,

            +  б) Эфиопия,

                 в) Алжир.

           10. Более высоким уровнем промышленного развития среди    африканских стран выделяется:

                   + а) Египет,

                       б) Эфиопия,

                       в) Чад.

          11. Назовите и покажите африканскую страну, дающую 40% промышленной продукции континента ,специализирующейся  на добыче угля, золота, алмазов;

                       а) Нигерия,

                 +   б) ЮАР,

                       в) Алжир,

           12. Выберите два правильных ответа.

                 Колониальная  или отраслевая структура хозяйства это:

                      а) высокоразвитая промышленность;

               +  б) преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства;

                      в) слабое развитие обрабатывающей промышленности;

                      г) хорошо развитый транспорт.

           13.Выбери два правильных ответа. Ведущими отраслями экономики Африки являются:

                +  а) горно-добывающая промышленность

                    б) машиностроение

                 + в) тропическое и субтропическое земледелие

                    г) химическая отрасль.

            14. Почему хозяйственная жизнь Северной Африки

                 сосредоточена в приморской полосе? (Колониальная структура размещения хозяйства, вывоз сырья в страны-метрополии.)

         

  Дискуссия: Почти половина гуманитарной помощи ООН идёт странам африканского континента. Но это не решает проблему региона. Почему? Можно ли помочь африканским странам выбраться из нищеты? Как?

        15. Заполни схему.

                                           

                                     

                        

                         

Презентация:  Туристические объекты региона, древние памятники культуры.

 

3.Сельское хозяйство стран Африки.

1. Какую продукцию сельского хозяйства страны Африки поставляют на мировой рынок?

          1. Дополните фразу: « Монокультурная  (монотоварная)  специализация страны- это . . . . . . ( производство одного, как  правило,  сырьевого или продовольственного товара, предназначенного, главным образом, для экспорта).

         2. Какую страну Африки называют «арахисовой республикой?» (Индия).  

          3. Почему для жителей зоны Сахеля, что южнее пустыни  Сахары, кипячение воды является непозволительной  роскошью? (чрезмерное уничтожение растительности приводит к опустыниванию .)

 4. Раскройте содержание понятия «сахельская трагедия».  ( засуха многолетняя, голод).

         

Дискуссия: Можно ли в будущем предотвратить «Сахельскую трагедию?»? Что нужно предпринять для этого?

 5. Выберите правильный ответ. Главными экспортными

                сельскохозяйственными культурами Тропической Африки  являются: пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые,+ арахис,+ кофе, +какао, +натуральный каучук, сизаль+,+ масличная пальма.

    6.Именно в этой африканской стране с участием СССр в 1971году была построена высотная плотина и образовалось водохранилище "Насер", протянувшееся на 500км. По объёму ему принадлежит четвёртое место в мире. Оно дало возможность дополнительно обеспечить круглогодичное орошение почти 800 тыс. га земли, где получают два-три урожая в год. Назовите страну и реку, на которой был построен этот гидрокомплекс. (Египет)    

4.Итоги викторины.

5.  Конкурс: Учитель и класс.        

 1. Крупные национальные парки и заповедники занимают 15% территории в:

                            а) Мали,

                            б) Танзании,

                        +  в) Кении.

            2. Выбери правильный ответ.

                  День слона отмечается в:

                          а) Конго,

                      + б) Кении,

                          в) Танзании.

3.Дополни фразу:

        а) Столица Ливии........

        б) Претория - столица....

        в) Столица Алжира...

        г) Крупной рекой Африки является.......

4.Какие религии распространены  на территории Африки? (ислам, христианство)

5.Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Сделайте

вывод из этого сравнения.

6.Почему Каир называют "алмазной пуговицей, застёгивающей дельту Нила?"

 

6.Задание на дом. Подобрать дополнительный материал на тему: Экологические проблемы африканского континента.

7.Итоги урока                        

8.Урок-викторина:  Страны североамериканского региона.

Тема:  Северная Америка.

Цель:  Проверить , обобщить и расширить знания студентов по пройденной теме.

Задачи:

- Развивать  у обучающихся умение анализировать карты атласа,

статистический материал, логично излагать свои мысли, делать выводы и обобщения.

-Учить анализировать события, происходящие в мире.

-Формировать умение работать с дополнительными источниками информации, со средствами массовой информации.

- Воспитывать интерес к данному региону, его культуре, традициям.

Вид:    Итоговый урок.

Тип:     Географическая викторина

Оборудование: Географические атласы, политическая  карта мира, информационные технологии.

Предварительная подготовка: подготовить презентацию о туристических объектах США и Канады.

        

        ПЛАН УРОКА.

1.Организационная  часть.

2. Мотивация урока.

3. Географическая викторина.

а) дискуссии.

б) презентация.

4. Итоги викторины.

5.Домашнее задание.

6. Итоги урока.

        ХОД УРОКА.

1. Организационная часть.

2. Мотивация  урока.

Вы знаете, что понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии несколько отличается от того, которое вам известно из курса «Физической географии». В 1992г. торжественно отмечалось 500-летие со времени открытия Америки Христофором Колумбом. С тех пор Северной Америке принадлежит видное место в мировых делах. США и Канада вместе образуют важный центр мирового хозяйства. США по масштабам своей экономики намного опережают любую другую страну мира. Влияние этой страны на мировую экономику, политику очень велико и неоднозначно. Что мы знаем с вами о этом регионе?

3. Викторина «Северная Америка»

1. Столицей  США является:

        а) Нью-Йорк,

              +б) Вашингтон,

        в) Чикаго.

2. Докажите,  что США – страна городских агломераций (170 городских агломераций)

3.  Из полного названия это города, данного ему испанцами, осталось только два слова. Полный перевод названия города означал – «город  нашей госпожи королевы ангелов». Назовите этот город. (Лос-Анджелес.)

4.На роль столицы  Канады претендовали три города: Торонто, Монреаль и Квебек.  Тогда английская королева Виктория приняла компромиссное решение ,утвердив в качестве столицы небольшое в ту пору поселение …………. .(Оттава)

5. Дополните фразу.

Большинство жителей говорит на французском  в  канадской провинции ……. .(Квебек).

6. Выберите правильный ответ.

По общим размерам ВВП Канада относится:

        а) к развивающимся странам,

        б) к развитым странам,

                  +в) входит в «первую десятку» стран мира.

7. Согласны ли вы с тем утверждением, что мегаполис «Босваш» самая большая  урбанизированная зона США? (Да).

8.Укажите названия  двух крупнейших нефтедобывающих титанов США:

                        +а) Аляска,

        б) Мичиган,

                       +в) Техас,

        г) Огайо.

9. Правильно ли утверждение , что США занимает первое место в мире по ВВП ? (Да ,более 15 трл . дол.)

10. Докажите, что минеральные ресурсы США способствуют развитию многоотраслевой промышленности страны.

11. В этом заливе у побережья США открыто около 700 месторождений нефти и природного газа .  Здесь пробурено 20 тыс. нефтяных и газовых скважин. Назовите  этот  залив. ( Мексиканский).

Дискуссия: Какие проблемы возникают у США в связи с тем, что экономика страны начинает все более зависеть от импорта нефти, железной руды, и других видов сырья и топлива?

12. Почему алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Тенесси  и Колумбия? (Дешевая электроэнергия).

13. Почему значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер?(дешёвый речной путь.)

14. Правильно ли утверждение, что по общим размерам ВВП и по ВВП  из расчета на душу населения Канада относится к «Первой десятке» стран мира ?(Да)

15. Выберите правильно ответ . Канада занимает первое место в мире  по добыче:

        а) меди,

        б) угля,

           +в) урановых руд.

Презентация:  Йеллоустонский национальный парк , Большой Каньон Колорадо , Гавайи, Калифорния, Статуя Свободы, Скалистые горы, Ниагарский Водопад, Мамонтова пещера.

16. Перечислите виды минерального сырья , по которым Канада является мировым производителем  и экспортером (урана, цинка, асбеста, никелевых руд, калийных солей , платиноидов , медной руды , серебра , свинцовых  руд , золота , железных руд).

17. Какие города США вам пришлось бы посетить, если бы вы захотели побывать на :

        а) Авиационном заводе ( Сиэтл).

        б) На автомобильном заводе ( Детройд).

        в) На нефтехимическом комбинате ( Хьюстон ).

        г) На главной киностудии страны ( Лос-Анджелес ).

        д) На металлургическом комбинате ( Питтсбург ).

18. Назовите и покажите «экономическую столицу США» ( Нью-Йорк).

19. Назовите три главные отросли промышленности Канады , которые определяют ее специализацию . ( Горнодобывающая , цветная металлургия , лесная ).

20.Этот горный штат широко известен своим атомным полигоном и «всемирной столицей развлечений»- городом Лас-Вегасом , живущим за счет рулетки и азартных игр. В нем открыто месторождения золота , вольфрамовых руд . Назовите этот штат . ( Невада ).

21 . Эта страна производит около 40% всей газетной бумаги  в зарубежном мире и обеспечивает 60% ее экспорта ( Канада).

22) Выберите правильный ответ. В каком из штатов страны находится «Силиконовая долина»:      

а) Флорида,

                                      б) Невада,

                                 +   в) Калифорния.

23.  Почему северо-восток США получил наименование «мастерская нации»? (выгодное ЭГП, залежи угля, особенности колонизации ).

24.Согласны ли вы с тем утверждением, что по заготовкам древесины  из расчета на        одного жителя Канада занимает первое место в мире ?( Да).

25.Почему в США и в Канаде в последние десятилетия повысился интерес к освоению северных  территорий ?( добыча полезных ископаемых).

26. Согласны ли вы с тем утверждением, что в США и Канаде господствует фермерский тип сельского хозяйства (да ).

27. Укажите, где  находится молочный пояс США:

          а) Великие равнины,

        +б) Приозерье.

28. Способом наложения комплексной карты США и карты административно-        территориального деления в атласе определите:

        а) два главных «пшеничных» штата( Канзас, Небраска, Дакота )

        б) главный «кукурузный» штат(Айова).

        в)главный хлопковый штат (Алабама).

        г)штат говядины (Небраска).

29. Этот штат США – главный район выращивания фруктов и овощей в стране , его называют страной 350 солнечных дней. Он дает ½ мирового сбора лимонов ,1/3  апельсинов. У него еще есть одно название - золотой штат.

Назовите его.( Калифорния).

30. Представьте себе, что вам захотелось поработать на хлопковых плантациях , на скотоводческих ранчо. В какие штаты вы  бы отправились? ( Джорджия)

31. Почему Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наибольшее число туристов?

32. Согласны ли вы с тем, что в Чикаго находится крупнейший аэропорт мира?

33.Дополните фразу. США , это страна……………….

34. Нанесите на контурную карту крупные города, озера и реки Североамериканского региона.

4. Итоги викторины.

5. Домашнее задание. Подобрать дополнительный материал по теме: «Внешние экономические связи США и Канады», «Экологические проблемы США и Канады».

6. Итоги урока.

Справка: Гавайи – ананасовый штат.

                Канзас- штат подсолнухов и циклонов.

                Луизиана –сахарный штат.

                Флорида- апельсиновый штат.

                Висконсин- маслодельня США.

                Техас –много скотоводческих ранчо.

                Миннесота – бутербродный штат.

                Аризона- медный штат, штат Большого Каньона.

                Арканзас –медвежий штат, штат-чудо.

                Вайоминг – штат ковбоев.

                Калифорния –золотой штат.

                Делавер –алмазный штат.

                Висконсин – штат барсука.

9.Географическая викторина: «Австралийский Союз».

1.Выбери правильный ответ.

Столицей Австралийского Союза является:

                а) Мельбурн,

               +б) Канберра,

                в) Сидней.                

                .

2. Правильно ли следующее утверждение, что Австралия входит в состав Содружества? (Да).        

3.Почему Австралию называют страной «переселенческого капитализма»?(бывшая английская метрополия).

4.Выбери правильный ответ.

По территориальному устройству Австралия:

                  а) унитарное государство,

                +б) федеративное государство.

5.Верно ли утверждение, что Австралия одна из самых высокоурбанизированных стран мира? (Да).

6.Почему численность населения Австралии, занимающей целый материк, составляет всего лишь  два таких города, как Москва?

7. Почему в Австралии освоены, главным образом, приокеанские территории?

8.Дополни фразу. Австралия входит в первую десятку стран по добыче…….(угля, железной руды, бокситов, урана, золота, алмазов).

9.Выбери правильный ответ.

Австралия занимает первое место в мире по добыче:

                +а) алмазов,

                  б) железных руд,

                  в) угля.

10.Выбери правильный ответ. Австралия играет заметную роль в мировом производстве и торговле: +шерстью, кофе, +пшеницей, ананасами,+мясом,+сахаром, каучуком, +вином.

11.Выбери правильный ответ.

        Австралия занимает первое место в мире по поголовью:

                        а) крупно-рогатого скота,

                        б) птицы,

                       +в) овцеводству.                        

12.Правильно ли следующее утверждение, что Австралия занимает первое место в мире по поголовью овец и производству шерсти? (Да).

13.Почему для Австралии характерно животноводство мясного направления, а не молочного?(сухой климат на большей территории страны).

                В процессе проведения викторины можно провести презентацию: Большой барьерный риф, памятник овце-Большой меринос в Гоулберне, Сидней, Большая Австралийская пустыня и другое.

                        

Заключение. 

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Занимательный материал, используемый на уроках, оживляет его, разнообразит приемы повторения, закрепления и проверки изучаемого материала.

К сожалению, в нашей суете и загруженности нам порой бывает не до поиска. Но нельзя забывать, что нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно не часто.

В древности был обычай у целого ряда народов: если у кого-нибудь погас огонь, он шел к соседу. Много невзгод терпели в далеком прошлом, люди, но всегда сохранялся огонь, потому что были «соседи по огню». Вот и мы, учителя - «соседи по огню». По тому огню, который переходит из сердца в сердце, из души в душу, который мы несем, сохраняем, чтобы передать своим ученикам, зажечь в сердце их интерес к своему предмету, знанию.

        

Литература.

1.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география.-М., Дрофа,2001, 348с.

2.Глушкова В.Г.,Симагин Ю.А. Тесты и задания по экономической и социальной  географии мира.-М., Владос,2015, 150с.

3.Максаковский В.П. Географическая картина мира. часть1.- Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство,2016 310с.,

4.Максаковский В.П.Глобальные проблемы человечества.-Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 2015,157с.

5.Максаковский В.П. Географическая картина мира. часть 2.-Ярославль,Верхнее-Волжское книжное издательство,2016

6.Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10кл.-М., Просвещение, 2014, 350с.

7.Смирнов В.М. Дидактические материалы по экономической и социальной географии мира.-М., Просвещение,2016

8.Чернов А.Б., Поляков М.О. География. Устный экзамен.-М., Экзамен, 2017 191с.

9.Страны мира. Краткий политико-экономический справочник.-М., 2017                        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов игровых технологий при изучении курса "Экономическая и социальная география мира"

Использование элементов игровых технологий при изучении курса "Экономическая и социальная география мира"...

Диалог культур в изучении экономической и социальной географии в среднем профессиональном образовании.

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. В педагогической культуре выделяется внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций),...

Методическая разработка урока географии «Многообразие стран на политической карте мира»

Урок предназначен для студентов первого курса по профессии "Автомеханик"...

План- конспект учебного занятия по теме «Введение. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.»

План- конспект учебного занятия по теме «Введение. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.»...

"СПО зарубежных стран"

В настоящее время необходимость модернизация системы среднего профессионального образования (СПО) в РФ необходима для формирования среднего класса граждан. Все экономически развитые страны мира, котор...

«СПО зарубежных стран»

Российская система среднего образования будет коренным образом реформироваться в ближайшие годы. Обсуждение этой реформы — самый популярный сюжет российской повестки дня с конца 2010 года, попул...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине разработан для оценки зачета дисциплины общего гуманитарного и социально - экономического цикла ОГСЭ. 06 «Социально-экономическая география зарубежных стран мира» для социально-экономического профиля пр

Комплект контрольно-оценочных средств содержит материалы для проверки уровня сформированности у обучающихся знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при изучении дисциплины общего гуманита...