Легкая атлетика - бег на короткие Дистанции
статья на тему
Предварительный просмотр:
Легкая атлетика - Бег на короткие дистанции
Даже самый способный спринтер не может добиться выдающихся достижений, если он будет рассчитывать только на свои природные качества. Относительно кратковременный характер усилий, проявляемых в беге на короткие дистанции, не освобождает бегунов от необходимости осуществлять тренировку с применением нагрузок, значительных по объему и интенсивности. Конечно, скоростные качества имеют важнейшее значение для спринтера, но в достижении высоких результатов не меньшую роль играет развитие выносливости.
Проявление быстроты тесно связано и со значительной силой сокращения мышц, а также с совершенной координацией движений, позволяющей использовать силу в кратчайший промежуток времени. Чтобы успешно выступать в спринте, спортсмен должен обладать высоким уровнем развития силы. Во время бега усиленно работают и разгибатели и сгибатели бедра, а также мышцы туловища и рук. По существу, в беге на короткие дистанции весьма активную роль выполняют все мышцы тела, поэтому лучшие спринтеры имеют хорошо развитую мускулатуру не только ног, но и рук, плеч, туловища В табл. 6 приводятся средние данные об относительной силе некоторых мышечных групп спринтеров.
Важное значение для спринтера имеет наличие высокого уровня специальной выносливости, т. е. способности поддерживать высокую скорость бега до конца дистанции. Бег на короткие дистанции протекает почти в бескислородных условиях. Продукты обмена, не восстанавливаемые кислородом, быстро накапливаются в мышцах и резко сокращают продолжительность работы. В этом своеобразие физиологических процессов при спринтерском беге и одновременно своеобразие выносливости спринтера. Рядом научных исследований установлено, что наиболее благоприятным для развития быстроты (преимущественно максимальной частоты движений) является возраст от 9 до 13 лет. Только при условии систематического развития быстроты (начиная с 8—9-летнего возраста), в единстве с развитием других физических качеств и овладением спортивной техникой можно добиться высоких результатов в беге на короткие дистанции.
Исследования, проведенные на подростках 10—12 лет, показали, что частота беговых шагов на коротких отрезках у них не уступает частоте беговых шагов у взрослых спортсменов-разрядников (рис 2—4). Но частота беговых шагов (темп) у детей изменяется неравномерно и скачкообразно. Наиболее высокие показатели имеют 10-летние дети, затем происходит значительное снижение темпа. У 16-летних подростков самый низкий темп— 4,02 шага в 1 сек. Это явление объясняется различной возбудимостью и подвижностью нервных процессов у детей разных возрастных групп. Несомненное влияние на него оказывает и период кубертатного развития детей.
У подростков, специализирующихся в спринте, наиболее высокий темп наблюдается в 12—13 лет. Затем он тоже несколько снижается. Наиболее низкие показатели у 15—16-летних подростков.
Снижение частоты шагов у подростков старше 10 лет объясняется, кроме всего прочего, временной дискоординацией движений между сгибателями и разгибателями основных мышечных групп. У подростков 14—16 лет нередко можно наблюдать известную неловкость, скованность движений.
С самого начала обучения необходимо развивать у подростков умение расслаблять мышцы во время выполнения легкоатлетических упражнений. Очень важно, чтобы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и расслабленным состоянием мышц. С этой целью рекомендуется применять метод «контрастных попыток», предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением мышц и предельно возможным их расслаблением. Хороший эффект дают упражнения с предметами. Так, если стартующему дать в руку картонную палочку, то легко проконтролировать напряжение в мышцах кисти. Это упражнение приучает занимающихся к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном движении.
Применение в значительном объеме силовых и скорастно-силовых упражнений в сочетании с упражнениями, развивающими общую и специальную выносливость,
благоприятно сказывается на воспитании быстроты спортивных движений. Эта закономерность полностью согласуется с данными физиологов, утверждающих, что повышение уровня развития одного физического качества может способствовать совершенствованию других и что наибольший эффект дает комплексный метод их развитии, особенно в юношеском возрасте. Таким образом, главными средствами развития быстроты юного спринтера является скоростно-силовая подготовка в сочетании с упражнениями на специальную и общую выносливость. Под скоростно-силовой подготовкой понимается совокупность средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы с целью разностороннего физического развития, повышения специальной тренированности спортсмена и на этой основе достижения им высоких спортивных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по легкой атлетике для учебно-тренировочных групп
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы спортивной подготовки в МБУДОД ДЮСШ.Программа включает нормативную и методические части и содержит научно обоснованные рек...
Техника бега на короткие дистанции
Данный материал представляет собой краткое теоретическое описание техники бега на короткие дистанции. Материал содержит краткий исторический очерк, определение и характеристику бега на короткие дистан...
Методическая разработка учебного занятия на тему: Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Старты и финиш. Прыжки в длину с разбега
Методическую разработку занятия можно использовать на разных курсах, в зависимости от тем в разработанной рабочей программы....
Презентация. Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции
Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции...
ОУД.06. Физическая культура . ЛПЗ№9. Раздел. Легкая атлетика. Бег на длинные дистанции
Бег на длинные дистанции становится популярным. Его польза в удивительной биомеханике, созданной самой природой.Техника основана на естественных, расслабленных движениях тела. Это позволяет совершать ...
План-конспект урока по физической культуре "Бег на короткие дистанции"
Планы конспектов уроков по фиической культуре для учащихся начальной и средней школы. Предоставлены планы уроков футбол,бег на дистанции 30 м., подвижные игры, метание мяча на дальность, прыжки в длин...
Положение соревнований по Бегу на короткие дистанции
В данном файле содержится пример положения по соревнованиям дисциплины лёгкой атлетики. Бег на короткие дистанции....