Культура и образование.
статья на тему
Ориентация педпгогического действия на формирование "человека культуры" должна ввести в архитектуру педагогического пространства, по крайней мере, два новых элемента. Первый - современные технические средства обучения, прежде всего, компьютер со всеми его приложениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Культура и образование.
Морозова В.И.
ГБОУ СПО МО КХ-МК
«И воспитание и образование нераздельны,
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
Всякое же знание действует воспитательно»
Л.Н.Толстой.
Эпиграф Льва Толстого связывает воедино воспитание и образование. Цели культуры и образования заключаются в воспитании человека, а точнее его духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гуманности, толерантности. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мы живем в ХХ1 веке. В веке инноваций и интеллекта. Именно интеллект является движущей силой развития общества. Современное российское образование является инновационным, т.е. готовым употреблять потребности развивающего общества. Но готово ли само общество потребить новые знания и умения. Показателем развития любого государства, народности и нации является культура. Тогда необходимо понять связь инновационного российского образования с современной культурой. И вот здесь необходимо поставить вопрос, а можно ли считать современное образование частью современной российской культуры? Чтобы ответить на вопрос необходимо выявить основные тенденции современной культуры, причем необходимо сначала сделать акцент на молодежную культуру.
Молодежная культура – специфическое явление, которое возникает в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям времени. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком по своему психофизиологическому развитию, но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит к миру взрослых. Юношеский возраст – время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнута в полном объеме. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью и отсутствием активного участия в институтах взрослых. Однако для общества необходима молодежь и ее культурные ценности и институт взрослых должен привлекать ее своими установками и знать ее интересы и цели. Поэтому здесь стоит четкая задача определить интересы молодого поколения и его отношения к образованию. В связи с этим был разработан и проведен социологический опрос «Культура и образование». В нем приняло участие около 45 учащихся МОУ лицея г. Арзамаса. В анкете было три вопроса:
- Для чего необходимо образование?
- Кто такой культурный человек?
- Связаны ли современная культура и инновационное образование.
Из 45 респондентов 60% считают нужным образование для получения в будущем престижной профессии; 30% видят потребность в учебе лишь для поднятия своей самооценки; 10% определяют значение образования как способ приобрести нужную им репутацию, как в кругу сверстников, так и среди преподавателей. В результате ответа на второй вопрос можно прийти к выводу, что представители молодежи считают культурным человеком, того, кто является образованным, т.е. того, кто получает знания или ими обладает, а это – ученик, учитель, студент и т.д. Значит, на основе этого можно сделать вывод, что образование и молодежная культура являются частью друг друга. Последний вопрос резюмирует два первых и его результат показывает осознанность молодого поколения взаимодействиями современной культуры и образования. Респонденты оценивают эту связь, как качественное сотрудничество, которое создает благоприятное развитие двух данных элементов. Таким образом, молодежная культура и образование тесно связаны между собой и взаимодействуют. Радостно, что это взаимодействие осознано. Конечно, взаимосвязь образования и культуры уже доказана в рамках обществоведческих наук и важно было, чтобы общество, которое потребляет знания – учащиеся, это понимали.
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах:
• на уровне социума, в историческом контексте;
• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;
• на уровне учебных дисциплин.
Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений. Образование выполняет социокультурные функции:
• является способом социализации личности и преемственности поколений;
• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;
• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.
Ориентация педагогического действия на формирование "человека культуры" должна ввести в архитектуру педагогического пространства, по крайней мере, два новых элемента. Первый новый элемент - современные технические средства обучения, прежде всего, компьютер со всеми его приложениями. Персональный компьютер, включенный в компьютерную сеть, должен стать принадлежностью каждого стола обучающегося (и в школе, и дома). Здесь необходима в прямом смысле работа архитекторов и дизайнеров, которые бы ввели компьютер и технические средства в пространство учебного здания. Введение же компьютера и других технических средств обучения в повседневный обиход школы изменяет сам процесс обучения. Компьютер заменяет учителя-предметника в его роли транслятора информации. Необходимость передачи знания-информации в современной школе не отпадает, более того возникает необходимость интенсификации этого процесса. Новые технологии обучения, основанные на применении компьютера, использовании информации на лазерных дисках, информации в сетях и т.д. позволяют во много раз интенсифицировать процесс овладения учебной информацией. . Одновременно сохраняется, хотя и резко изменяется, функция учителя-предметника, который теперь должен работать не с учащимися непосредственно, а с тем предметом, той дисциплиной, которой он владеет, разрабатывая обучающие программы для компьютера, подбирая соответствующие материалы для мультимедиа и т.д.
Культура должна быть не только тем ведомством, с которым официально соседствует образование в планах и бюджетах государства - "культура и образование", культура должна войти в плоть и кровь самого образования, определив его структуру, логику действия учителя и стратегию организации всем образовательным процессом. Действительно, молодое поколение представляет особую заботу. Эта та аудитория, к которой в первую очередь должно быть обращено слово культуры и опыт истории. Система образования в этом контексте работает как мощный ретранслятор смыслов и ценностей культуры, ее эталонных образцов, формируя историческое самосознание юного человека, входящего в большой мир культуры и осознающего себя причастным к той или иной общности, той или иной традиции. Неизбежен вопрос: насколько складывающаяся сегодня в России система образования может помочь сложнейшему процессу становления национально-культурной и индивидуальной идентичности подрастающего поколения? Несет ли она в себе идеальные ценности и смыслы культуры, владеет ли способами творческого развития личности, обладает ли педагогическим воздействием на нее? Насколько подобный опыт социализации может стать содержанием педагогического процесса, как такового? Думается, поставленные вопросы должны стать актуальной повесткой для научно-педагогического сообщества, а также для государственных, культурных, религиозных институтов, требуя широкого обсуждения и на его основе компетентного решения. Показательны результаты опросов студентов, осуществленных в течение шести учебных лет, с 2006 по 2011 г. Анкета состоит из 12 вопросов, раскрывающих отношение молодого поколения к исторической России, ее духовно-культурному наследию. Один из важнейших вопросов анкеты «Связываете ли Вы восприятие современной России с ее историческим прошлым?» дает преобладающее количество положительных ответов, колеблющихся от 70 до 85 % из числа опрашиваемых. В 2009 году был отмечен самый низкий показатель — 70 %. Многие из студентов находят в истории России события, достойные уважения, восхищения. Это самый высокий показатель, который практически приближается к 100 %. Но здесь доминируют ответы, как, правило, связанные с военным героическим прошлым России. Опыт побед по-прежнему «цементирует» и объединяет нацию. В российском историческом прошлом имеется немало примеров, вдохновляющих молодежь и служащих им моделью поведения. Однако разброс положительных ответов все же значителен — от 55 до 81 %. Студенты правдивы в том, что касается собственного опыта чтения русской литературы. Здесь отмечается самая низкая самооценка — 10, 15, 20 % тех, кто считает свою практику чтения достаточной. Важнейший вопрос, связанный с корреляцией метафизических и инструментальных ценностей: насколько современное студенчество связывает экономический успех и перспективы российской государственности с духовным наследием России? Ответ на этот вопрос дает более сложную картину, потому что учитывается многообразие религиозных традиций — от 60 до 75 % положительных ответов. Достаточно высок уровень положительных ответов среди тех, кто считает знание своих национально-культурных традиций условием взаимопонимания и уважения к представителям других наций и религий (69–82%). Меньше положительных ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что сохранение Православия как культурообразующей традиции исторической России в условиях современности может способствовать укреплению Российской государственности и экономическому процветанию страны?» — от 47% (2007, 2011 гг.) до 64 %.
Таким образом, справедливо утверждать, что современный взгляд на наследие национальной культуры, ее традиции акцентирует прошлое не ради прошлого, но как живую часть культурного опыта человечества, которая является гарантией развития исторического самосознания, условием движения к будущему. Данное направление представляется нам приоритетным в формулировании стратегии модернизации страны и выстраивания ее социокультурной и образовательной политики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»
Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....
Методическая разработка "Положительная мотивация к учёбе и творческий потенциал-фундамент развития одарённых детей" ( Всероссийская научно-практическая конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
Участие во Всероссийской научно-практической конференции " Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"...
Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления
Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ
В статье рассматриваются задачи и фунцкии преподавателя физической культуры; специфические условиями его работы: физическая нагрузка, психическая напряженность и факторы внешней среды. Описаны с...
рабочая программа по физической культуре среднего образования для СПО
рабочая программа по физической культуре среднего образования для СПО...
Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 года)
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университетаИздание адресовано специалистам-практикам, педагогическим работникам, научным сотрудникам, ас...
ДОРОЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ - демонстрационный и/или агитационный материал по ПДД для размещения на информационном стенде в учреждении (культура, здравоохранение, образование)
В работе представлен демонстрационный и/или агитационный материал по ПДД для размещения на информационном стенде в учреждении (культура, здравоохранение, образование) к образовательным программам...