Обучение игре на фортепиано в системе общего музыкального образования
статья на тему

Полетаева Елена Вячеславовна

Музыкальное воспитание – это средство формирования интеллекта, нравственности, эмоциональной культуры. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка.… Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обучение игре на фортепиано в системе общего музыкального образования.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его чище, лучше, так как она предполагает возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить эстетический идеал.

Д.Д. Шостакович отмечал: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались, но они не могли быть большим искусством…». Содержание музыки Шостакович определял как содержание жизни, «преломленное в душе человека, мир чувств, настроений, страстей, мыслей, идей». Его собственная музыка – образец глубокого осмысления многих явлений жизни, современником которых он был.

Музыкальное воспитание – это средство формирования интеллекта, нравственности, эмоциональной культуры. В.А. Сухомлинский писал: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка.… Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием. В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль воспитания всесторонне и гармонично развитого человека.

Очень важно, чтобы соприкосновение с искусством (и с музыкой в частности) начиналось как можно раньше, в детстве. «Если с ранних лет донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» - писал В.А. Сухомлинский.

Процесс обучения музыке – процесс творческий и динамичный. Музыкой заниматься может и должен каждый ребенок. Благотворное значение этих занятий известно любому педагогу. Ведь не случайно учащиеся музыкальных школ более дисциплинированы: чувство ответственности растет по мере обучения и развития, маленьких музыкантов отличают такие качества, как воля и высокая концентрация внимания.

Обучение игре на фортепиано занимает одно из наиболее видных мест в музыкальном воспитании и образовании. Без преувеличения можно сказать, что рояль можно назвать «инструментом номер один». Это инструмент самого широкого диапазона возможностей. Это инструмент многоголосый, что дает возможность «воспроизвести неисчерпаемые комбинации и сочетания звуков…». Огромные выразительно-технические возможности рояля позволяют исполнять на нем музыку любых жанров и стилей. Это могут быть как небольшие инструментальные или вокальные пьесы, так и развернутые партитуры. Владеющему фортепиано доступно очень многое  в мире музыки, возможно воспроизвести любой музыкальный материал.

Однако «заслуги» фортепиано в музыкальном воспитании этим не исчерпываются. Огромными, широчайшими развивающими возможностями обладает и сама фортепианная литература. Обучение игре на фортепиано (а ранее на клавире) с очень давних лет являлось частью музыкального воспитания и образования. А обучение музыке было частью образования. Это очень актуально и в наше время.

Хочется закончить словами Т.Т. Нейгауза: «Надо до конца понять, что … обучение музыке – а тут фортепиано является лучшим, незаменимым, если не единственным средством – есть общекультурное дело, что изучение музыки также обязательно для культурного человека, как изучение языка, науки об обществе, математики, истории, общественных наук и т.д. … Музыка ведь такой же продукт человеческой мысли, как все, созданное человеком, здесь властвуют те же законы». (Т. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Элементарное ритмическое воспитание на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Воспитание чувства ритма у учащихся ДМШ и ДШИ - это одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и заниматься ею надо с раннего возраста. Педагог-музыкант должен владеть множеством разнообра...

Методическое сообщение «Значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано».

При обучении игре на фортепиано, большое значение имеет правильная аппликатура, которая помогает развивать ученика как в техническом , так и в художественном отношении .«Наилучшая аппликатура та , кот...

Проблема постановки рук при обучении игре на фортепиано в позднем возрасте. Из опыта работы с суворовцами МВМУ.

Статья посвящена довольно специфической проблеме постановки рук у обучающихся в позднем возрасте. Читатель может ознакомиться с выводами, сделанными на основании многолетнего опыта работы с суворовцам...

Начальный этап обучения игре на фортепиано. Донотный период

В работе рассматривается начальный этап обучения игре на фортепиано в музыкальной школе, который включает в себя знакомство с инсрументом, постановку рук, слушание музыки, воспитание чувства ритма, ра...

Организация пианистического аппарата в начальный период обучения игре на фортепиано.

:   Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличии от стру...

Педализация в процессе обучения игре на фортепиано в классе основного музыкального инструмента

Обучение педализации должно быть составной частью всего педагогического процесса и, следовательно,  должно непрестанно находится в поле зрения преподавателя. Вся работа над педализацией – р...