Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.
учебно-методический материал по теме
Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, процесс обучения направлен на развитие природного дара человека: совершенствоваться, развиваться, используя свои природные задатки. Но обучение и развитие личности ребёнка будет более полным и глубоким, если будут использоваться новые педагогические технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._rabota.docx | 45.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Евдокимова Т. С.
Развитие творческих способностей учащихся в процессе
обучения игре на фортепиано с использованием
передовых педагогических технологий.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский
Занятия музыкой - это художественно-педагогический процесс со сквозной драматургией, а вернее, это сама жизнь детей на уроке в звуках и музыкальных образах. Они ведут детей по пути познания мира, по пути самосовершенствования. И как в жизни, так и на занятиях музыкой, искусством, духовному началу подчинены знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. А творит урок - учитель, педагог, музыкант
. Развитие творческих способностей до сих пор является актуальным, составляет важную задачу процесса обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Через открытие себя учащиеся открывают мир и находят своё место в нём. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать подготовку подрастающего поколения к будущему, даёт всем учащимся возможность проявить свои таланты и творческий потенциал, что соответствует современным тенденциям развития отечественной школы.
Выдвижение на первый план цели развития личности находит отражение в государственных документах. Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) – насущная необходимость. Запросы общества ставят новые цели перед образованием: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России. Приоритетной задачей образования становится не только овладение суммой знаний, но и развитие творческих способностей учащихся, а именно: развитие наблюдательности, речевой и общей активности, привычки анализировать и осмысливать факты. Систематически надо создавать ситуации, позволяющие самовыразиться ученику, организовывать исследовательскую деятельность в познавательном процессе.
Обращение к детскому творчеству как к методу воспитания – характерная инновационная методика музыкальной педагогики, что обусловлено следующими факторами: поиски новых методов обучения, помогающих высвобождению творческих способностей детей, воспитательная ценность детского творчества как путь познания, доступность творчества всем детям, а не только одаренным. Под способностью к творчеству или креативностью ребенка, как сейчас принято говорить, понимают его творческие возможности и готовность к созиданию нового в процессе музыкальной деятельности, что придает ей творческую направленность. Л. С. Выготский писал: «…творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение. Наша задача - помочь детям утвердиться во мнении, что человек не может не заниматься искусством!
Обучение игре на фортепиано делает личность ребёнка многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект. Ребенок – это часть природы, который развивается по своим законам. Наблюдая за его развитием, необходимо стимулировать интересы, способности и развивать задатки ребенка! Каждый ребенок – прирожденный фантазер, он способен творить, только нужно создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
В своей работе я ставлю перед собой задачи, которые направлены на общее развитие детей: формирование художественного вкуса, активизацию творческого воображения. Одна из главных задач – научить ребенка творческому видению, так как именно это умение отличает ребенка-творца. Главная составляющая творческой деятельности ребенка – умение выразить свои чувства, эмоции, сформулировать мысли.
Детям, не обладающим яркими музыкальными данными, обучение через творчество даёт возможность приобщения к разной форме музицирования, вводит в мир слышимой ( а не только разбираемой по нотам) музыки, даёт возможность воспринимать окружающий мир как поле деятельности для творчества.
Детям очень нравится играть в ансамбле. Этот вид деятельности решает многие психологические проблемы в общении: застенчивый ребёнок чувствует себя в центре жизни, а энергичный проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Формируется эмоциональная сфера ребёнка. Он творит ради радости, которая способствует приобретении веры в себя, воспитывает творческую личность.
Система вопросов и творческих заданий воспитывает художественное воображение, образное мышление, активизирует память, наблюдательность, формирует внутренний мир учащегося. На уроке обучения игре на фортепиано творческие задания присутствуют от начала и до конца: идёт разговор о различной высоте и продолжительности звучания звуков, о динамике и тембре, о связи музыкальных и речевых интонаций, о различных стилях и жанрах. Интересны задания на передачу словесным рисованием общего настроения произведения. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности с характером музыкального образа. Задания на сравнительный анализ посредством рассуждений развивают умение замечать выразительные свойства предметов и явлений. Однако важно, чтобы разговор о музыке не подменял саму музыку.
Современный ребёнок – дитя двадцать первого века. Само время требует разнообразия методических подходов в образовательной деятельности. Музыкально-педагогическая практика нуждается в инновационных педагогических технологиях музыкального образования. Перемены, произошедшие в общественной жизни нашей страны, в значительной мере затронули систему образования и культуры. Ученик становится основной фигурой учебного процесса. Важной задачей современной школы стало формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе.
Но обучение и развитие личности ребёнка будет более глубоким и полным, если использовать новые педагогические технологии, позволяющие активизировать творческие навыки, а также развить индивидуальные познавательные, коммуникативные способности, формирующие умение работы с информацией, воспитывающие самостоятельность, свободу деятельности.
Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя [6]. Благодаря современным технологиям на уроках развёртывается деятельность учеников, а именно: умение решать учебные задачи, умение учиться (способность к самоорганизации в решении учебных задач), прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном).
Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, проектные, арт-педагогические, использование ИКТ, Интернет-ресурсов помогают организовать личностно-ориентированный подход в обучении, учитывают способности детей, их уровень обученности, склонности и т. д [2].
Личностно-ориентированная технология используется в педагогической практике очень давно. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нём человеческой сущности прослеживается ещё с древних времён. Творчество, исследовательский поиск является основным существованием ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования. Однако его духовные, интеллектуальные возможности слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с задачами обучения и жизненными проблемами. Ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка. Поддержка основывается на трёх принципах, сформулированных Ш. Амонашвили:
- любить ребёнка;
- очеловечить среду, в которой он живёт;
- прожить в ребёнке своё детство.
Технология сотрудничества является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей. Педагог и ученик действуют вместе, являются равноправными партнёрами.
Впервые охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности школы. Здоровьесберегающие технологии – это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, мотивацию ведения здорового образа жизни [3]. Эти технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств.
Проектная технология относится к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека [5]. Меняется позиция педагога: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников, помогает им в поисках источников информации.
Арт-педагогические технологии развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают ребёнку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление [1]. Для арт-педагогики характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения.
Информационные технологии, пронизывающие в настоящее время все сферы человеческой жизни, завоёвывают и сферу музыкального образования. Значительную помощь в различных вопросах деятельности педагогов-музыкантов оказывают ресурсы сети Интернет: это и тестовые системы, и музыкальные обучающие системы, энциклопедии, музыкальные редакторы [4]. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Microsoft Power Point (программа создания презентаций). Она широко используется и в учебной, и во внеклассной работе. Создание музыкальных презентаций способствует развитию инициативы и самостоятельности ученика.
В заключение следует подчеркнуть, что музыкальное образование – это способ воспитания, направленный на восприятие новых идей и способов действий, это ключ к тому, чтобы не бояться перемен и всегда действовать сообразно обстоятельствам, получая позитивный результат. А задача педагога – помочь посредством искусства и музыки в условиях новых технологий обучения подготовить ученика к жизни, превратить его в самостоятельную и конкурентоспособную личность.
Список литературы
- Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 248 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2000. – 192 с.
- Гладышева О. Системная модель здоровьесберегающей школы //Директор школы, 2009. – №7. – С.94-100.
- Лифановский Б. Интернет для музыканта. – М.: Издательский дом «Классика», 2006. – 213 с.
- Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/Полат_Е.С._-_Метод_проектов.pdf
- Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе. Презентация. [Электронный ресурс]. URL: http://www.myshared.ru/slide/124969/
- Дереклеева Н. И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся. 2007г
- Зак А. З. Методы развития способностей у детей. 1994г
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. 1996г
- Тагильцева Н.Н.Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей. 2002г
- http://standart.edu.ru/ Проекты ФГОС. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта.
- http://pedsovet.org/forum/index.pxp?showtopic=4238 Педсовет – форум
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано
Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения....
Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных...
Доклад на педагогическом совете школы на тему: «Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе обучения»
Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует ...
Проблема адаптации младших школьников к процессу обучения игре на фортепиано и возможность использования артпедагогики, как средства на пути к решению данной задачи.
Процесс адаптации ребенка к процессу обучения - сложный и подчас длительный процесс, требующий больших психических физических и умственных затрат юного ученика. То же касается и начального периода обу...
"Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий прикладной композицией в детской школе искусств"
Развитие творческого потенциала человека является одной из центральных линий его личностного развития, что и обусловило моё обращение к разработке программы развития творческого потенциала учащихся....
Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся в процессе практического обучения по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электро-оборудования"
Одной из важнейших целей учебно-педагогического процесса следует считать создание благоприятных условий для развития творческих способностей личности.Творчество – это вид вышей нервной деятельно...
Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...