Проблема постановки рук при обучении игре на фортепиано в позднем возрасте. Из опыта работы с суворовцами МВМУ.
статья на тему
Статья посвящена довольно специфической проблеме постановки рук у обучающихся в позднем возрасте. Читатель может ознакомиться с выводами, сделанными на основании многолетнего опыта работы с суворовцами МВМУ в рамках отдельной дисциплины фортепиано. Данная статья может быть полезной преподавателям общего фортепиано в музыкальных училищах, регулярно сталкивающимся с подобными проблемами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Постановка рук при обучении игре на фортепиано в позднем возрасте
/Из опыта работы с суворовцами МВМУ/
Постановка руки в позднем возрасте – явление довольно специфическое, но хорошо знакомое преподавателям общего фортепиано в музыкальных училищах. В рамках учебной программы Московского военно-музыкального училища фортепиано является дополнительным инструментом, и на вступительных экзаменах уровень подготовки абитуриента по фортепиано не является определяющим, при наличии хороших результатов по специальности. В этом случае преподаватель междисциплинарного курса «Дополнительный инструмент – фортепиано» в начале учебного года сталкивается с рядом проблем, речь о которых пойдет ниже. И от того, насколько успешно он справится с этими проблемами, зависит качество освоения суворовцем всего междисциплинарного курса.
В МВМУ поступают юноши в возрасте 15-16 лет. Среди поступивших имеется минимальный процент обучающихся с семилетней подготовкой по фортепиано и небольшой процент - с начальной подготовкой, т.е. занимавшихся в музыкальной школе по общему фортепиано и соответствующих 2-3 классу подготовки по общему фортепиано. Но основную массу первокурсников составляют суворовцы, не имеющие никакой подготовки по фортепиано, т. к. обычно в музыкальных школах и школах искусств учащиеся могут делать выбор: осваивать фортепиано или гитару по собственному желанию. Практически все юноши склоняются к освоению гитары. Также причиной подобного выбора часто служит отсутствие фортепиано в доме. Справедливым будет отметить, что обучающиеся с минимальной подготовкой ненамного превосходят тех, кто начинает осваивать фортепиано «с нуля».
Первая сложность состоит в том, что существующие дидактические пособия, т.н. «школы игры на фортепиано», хоть и содержат массу ценных методических приёмов, ориентированы всё же на детей. Этим обусловлен подбор пьес в сборниках и их образное наполнение. Вторая сложность состоит в том, что количество времени, отведенное на прохождение упражнений, необходимых для получения прочной пианистической базы, довольно ограничено. При этом, руки у 15-16-летних подростков уже сформированы и уже не обладают достаточной гибкостью. Преподавателю приходится выбирать из всего разнообразия технических упражнений наиболее ценные для формирования пианистического аппарата. Е.М. Тимакин, замечательный советский педагог, рекомендовал начинать каждый урок фортепиано с пятиминутного прохождения пяти необходимых упражнений, чтобы освободить кисть учащегося и напомнить ему верные ощущения при игре на фортепиано: игра нескольких звуков по белым клавишам только третьими пальцами, игра от всех белых клавиш нисходящих движений 4-3-2 пальцами, игра нисходящих последовательностей по белым клавишам 5-4-3-2-1 пальцами и 2 упражнения на подкладывание 1 пальца после 3 и после 4 пальцев. Аналогичные упражнения рекомендовал ученикам Г.Нейгауз:
Такой позиционный переход позволит избежать неправильных движений. Все упражнения следует играть медленно, задача преподавателя – научить суворовца слушать качество звука и связывать его с определённым движением. При этом отдельного обсуждения заслуживает вопрос правильной посадки начинающего пианиста, от которой во многом зависит формирование пианистического аппарата.
На правильность посадки влияют одновременно несколько факторов: расстояние между туловищем учащегося и клавиатурой, угол наклона корпуса к инструменту, высота локтя, запястья и пальцевых сочленений.
Показателями того, что найдены правильные соотношения между пианистом, стулом и инструментом, служит ряд признаков:
- Удобство движений корпуса к клавиатуре и от неё, а также наклонов вправо и влево, которые необходимы для того, чтобы обеспечить участие в игре верхних частей руки и даже корпуса, а также удобство игры в крайних регистрах
- Удобство опоры ног на каблуки, а также свобода движений стопы и пальцев ноги, необходимые для любого рода нажимов педальной лапки – быстрых и отрывистых или медленных и плавных, глубоких или поверхностных, а где нужно – тремолирующих
- Прочность посадки, обеспечивающая при внезапных и резких скачках в крайние регистры чувство устойчивой опоры на стул и на ногу – правую при скачке вверх, левую при скачке вниз.
- Свобода и удобство игры при перекрещивании рук.
Далее нужно остановиться на «умении» пользоваться естественным весом руки и предплечья.
При такой работе необходимо соблюдать следующие правила:
- Следить, чтобы рука – вся рука, от кисти до плечевого сустава – была совершенно свободна, не зажималась, не «затвердевала», не теряла своей потенциальной гибкости
- Осуществлять полностью принцип экономии – один из важнейших принципов во всяком труде и, особенно, в психофизическом
- Понимать, что чем больше высота, с которой берётся данный звук, тем меньше нужно давления, усилия, нажима – вплоть до нуля. И наоборот, чем меньше высота «погружения» - тем больше понадобится нажима, т.е. силы.
Г.Нейгауз предлагал всевозможными метафорами, сравнениями и образами помочь играющему понять и ощутить, что такое свобода. Он сравнивал свою руку от плеча до кончиков пальцев с висячим мостом, один конец которого закреплён в плечевом суставе, а другой – в пальце на клавиатуре. «Мост» – гибкий и упругий, опоры же его – крепкие и устойчивые. Этот самый «мост» Нейгауз заставлял иногда раскачивать во все стороны – вправо, влево, вверх, вниз – вертеть его, однако так, чтобы палец, держащий клавишу, при этом ни на секунду не покидал её. Проделывающий этот простой опыт практически убеждается в том, как велика может быть гибкость, упругость и свобода в движениях всей руки (от плеча до пальца) при полной уверенности, точности и устойчивости кончика пальца на клавише. Палец – вернее, его кончик – должен вцепиться в клавишу, причём, надо понять, что для этого вовсе не нужны излишние усилия. От играющего требуется просто «удержать» клавишу на «дне» клавиатуры.
Безусловно, правильный показ всех основополагающих пианистических движений и упражнений самим педагогом необходим прежде всего. Но также очень хорошо и правильно было бы показать обучающемуся видеозапись исполнения фортепианных произведений разными пианистами, разобрав исполнительскую манеру каждого из них. Ведь у каждого исполнителя свой стиль, согласно его физическим данным, удобству посадки за инструментом, ощущению свободы. Именно видеозапись поможет суворовцу со стороны увидеть, как разрешить его собственные затруднения.
Все эти моменты касаются технической стороны освоения курса фортепиано, но главная задача преподавателя в работе с начинающим пианистом - увлечь ученика, привить ему любовь к новому инструменту, чувство ответственности и желание работать над собой. Тогда все проблемы, связанные с грамотным формированием пианистического аппарата будут решаемы, а суворовец будет стремиться к активному профессиональному росту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.
Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...
Элементарное ритмическое воспитание на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Воспитание чувства ритма у учащихся ДМШ и ДШИ - это одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и заниматься ею надо с раннего возраста. Педагог-музыкант должен владеть множеством разнообра...
Методическое сообщение «Значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано».
При обучении игре на фортепиано, большое значение имеет правильная аппликатура, которая помогает развивать ученика как в техническом , так и в художественном отношении .«Наилучшая аппликатура та , кот...
Обучение игре на фортепиано в системе общего музыкального образования
Музыкальное воспитание – это средство формирования интеллекта, нравственности, эмоциональной культуры. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное ра...
Проблема адаптации младших школьников к процессу обучения игре на фортепиано и возможность использования артпедагогики, как средства на пути к решению данной задачи.
Процесс адаптации ребенка к процессу обучения - сложный и подчас длительный процесс, требующий больших психических физических и умственных затрат юного ученика. То же касается и начального периода обу...
Преемственность обучения английскому языку детей дошкольного и школьного возраста из опыта работы школы ГБОУ №510
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема преемственности обучения английскому языку детей дошкольного и школьного возраста. Актуальность статьи обусловлена важностью роли преемственности в ...
КОНСПЕКТ УРОКА по учебному предмету: Музыкальный инструмент (фортепиано) в классе эстетического отделения по теме «Игровой подход, как основа обучения игре на фортепиано в эстетическом классе»
Тема урока: «Игровой подход, как основа обучения игре на фортепиано в эстетическом классе»Цель урока: Создание условий для формирования чувства ритма, навыков ориентирования на клавиа...