Методические рекомендации по оборудованию рабочего места мастера производственного обучения
учебно-методическое пособие
Методические рекомендации по оборудованию рабочего места мастера производственного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_po_oborudovaniyu_rabochego_mesta_mpo.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №117
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по оборудованию рабочего места
мастера производственного обучения
Разработчик: методист
Салыгина Е.В.
г. Самара
Методические рекомендации
по оборудованию рабочего места мастера производственного обучения ФКП ОУ №117
Рабочее место мастера производственного обучения - специальный участок учебной мастерской, оснащенный необходимыми учебными средствами и оборудованием, предназначенными для выполнения им обязанностей по профессиональной подготовке обучающихся.
Общие требования.
Полное учебно-техническое оснащение, его эстетическое оформление и повседневное содержание в образцовом порядке;
удобство размещения, хранения и использования оборудования, оснащения, учебно-технической документации, дидактических и технических средств обучения;
наличие нормальных условий для эффективного показа трудовых приёмов и способов выполнения учебно-производственных работ (оснащение оборудованием, специальными устройствами, их расположение, освещенность, фон);
хорошее обозрение всех рабочих мест обучающихся;
систематическое пополнение и обновление оборудования, технических и дидактических средств, необходимых для совершенствования содержания обучения в соответствии с научными рекомендациями и достижениями передового педагогического и производственного опыта.
Оснащение рабочего места мастера.
Подиум (возвышение)- располагается в учебной мастерской с учетом достаточного естественного освещения, обеспечения возможностей мастеру хорошо видеть всех обучающихся на их рабочих местах, а уобучающимся – мастера при проведении вводного инструктажа. Р.м.м.п.о. обычно располагается на подиуме (возвышении над полом) высотой 30–40 см, площадью 7–10 м2.
рабочий стол;
классная доска, ТСО;
оборудование для демонстрации трудовых приёмов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, панель, электросборочный щит, учебная кабина, сварочный пост и т.п.);
дидактические средства и учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным комплексным работам;
устройства для хранения инструментов, приспособлений, материалов, документации, дидактических и технических средств обучения (шкафы, ящики, подставки, кассеты и т.п.);
приспособления для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.);
устройства для сидения обучающихся во время их коллективного инструктирования;
щит для подачи (и выключения) на рабочие места обучающихся энергии (электрический ток, сжатый воздух, горючий газ и т.п.);
препараторская;
пульт дистанционного управления ТСО, средствами сигнализации, тревожная кнопка.
Средства наглядности включают:
1. Правила техники безопасности;
2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
3. Перечень учебно-производственных работ и их эталоны;
4. Аптечка первой помощи;
5. Противопожарные средства;
6. Средства для уборки помещения.
Долгое время (около 20 лет) существовали «Типовые нормативы оборудования мастерских», и они до сих пор могут служить отправной точкой при оснащении.
Учебно – планирующая документация
Программное и методическое обеспечение практики включает в себя:
1.Нормативная документация
- требования к результатам освоения ОПОП по специальности ( профессии),
- Положение о практике обучающихся
2. Программно - планирующая документация:
- рабочая программа по всем видам практики ( в рамках рабочей программы
профессионального модуля),
- календарно - тематический план практики,
- перечень учебно - производственных работ и упражнений для
индивидуальных занятий,
- комплект планов учебных занятий ( технологических карт мастера п\о)
- график консультаций,
- график целевых выходов руководителя на базы практик;
3. Методическое сопровождение практики:
- образцы отчетной документации обучающихся по практике (дневники,
аттестационные листы, структура отчета),
методические рекомендации для обучающихся – практикантов,
- критерии оценок результатов практик,
- методические рекомендации для руководителей практики;
- перечень учебных и производственных работ по учебной и
производственной
практике
- график целевых выходов на базы практик
- формы отчетности по прохождению практик студентами ( аттестационные
листы,
дневники)
- контрольно диагностические материалы (тестовые задания, задания для
контрольных работ, карточки индивидуального опроса , и т.п.);
Дидактические и технические средства.
Папки-накопители по всем темам программы с планирующей документацией и раздаточным материалом обучающимся;
инструкционные карты по всем операциям для использования на рабочих местах обучающихся;
инструкционные карты по всем операциям для использования в процессе вводного инструктажа;
инструкционно-технологические карты на типичные учебно-производственные комплексные работы;
инструкционно-технологические карты на типичные учебно-производственные работы;
рабочие чертежи на типичные учебно-производственные работы;
щиты с образцами-эталонами типичных учебно-производственных комплексных работ;
тематические щиты с образцами инструментов и приспособлений;
таблицы «Критерии оценки знаний и умений»;
плакаты;
формы (для заполнения) на разработку технологических процессов
Многие опытные мастера производственного обучения, используя возможности учебных мастерских, проводят большую работу по созданию собственных оригинальных конструкций и оснащению своих рабочих мест. Обобщая передовой опыт, можно выделить наиболее типичные объекты дополнительного оснащения Р.м.м.п.о.:
комбинированный шкаф для хранения, систематизации и использования дидактических и технических средств обучения (во многих учебных заведениях такой шкаф называют «методическим»);
устройство для сидения обучающихся во время их коллективного инструктирования. Обычно это рама-платформа с размещенными на ней сидениями, задвигаемыми во время работы под подиум;
пульт дистанционного управления техническими средствами обучения, средства сигнализации и подачи общих команд всем обучающимся; средства оперативной связи с рабочими местами обучающихся и т.п.;
контролирующие и «обучающие» устройства, информаторы, электрифицированные щиты и схемы, интеграторы и т.п.;
специальный стол для приемки выполненных учебно-производственных работ и т.д.При наличии свободных площадей в учебной мастерской дополнительно к Р.м.м.п.о. организуют препараторскую, что создает наиболее благоприятные условия для работы мастера. В препараторской устанавливаются технические средства, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков, оборудование для изготовления и ремонта наглядных пособий, приспособлений, ТСО и др.
Разделение оснащения Р.м.м.п.о. на основное и дополнительное чисто условное. Оно постоянно пополняется и обновляется, в соответствии с совершенствованием содержания производственного обучения, научными и методическим рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта.
Организуя свое рабочее место, опытные мастера производственного обучения особое внимание уделяют оснащению его необходимым набором специальных и универсальных приспособлений, шаблонов, инструментов, приборов личного пользования, а также «справочному хозяйству». У опытного мастера на его рабочем месте всегда имеются все необходимые справочные таблицы, таблицы соответствующих профилю профессии стандартов, справочная литература, все учебники и учебные пособия по соответствующей профессии. Все это вносит порядок и подлинно научную организацию в работу мастера, способствует повышению его авторитета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»
В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...
Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-механик по ремонту и эксплуатации автомобильного транспорта: 66 часов
Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-м...
Полянский Андрей Александрович.Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-механик": 66 часов
Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-м...
В ПОМОЩЬ ДЛЯ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ .Методические рекомендации по разработке рабочих программ.
В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разра-ботке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональ-ной образовательной программы по профе...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Самостоятельная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредствен...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Программы учебной практики мастера производственного обучения Кацмана Ильи Енявича. Специальность: «Оператор котельной».
Учебная программа разработана с учетом знаний и трудовых умений обучающихся, имеющих среднее образование.В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и в...