Программа "от фантазии к творчеству"
рабочая программа на тему

Мерзликина Наталья Анатольевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_merzlikinoy_novaya.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

детей «Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок

Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края

Рекомендовано методсовет                                                              УТВЕРЖДЕНО

Протокол №………….                                                                      Директор ЦВР п. Ванино

……………………………                                                               ………..Л.В. Медуницына

                                     Образовательная программа

дополнительного образования детей

                                      «От фантазии-к творчеству»

                                   

Объединение «Многоцветие»

                                     для детей 7-10 лет на 3 года

                                                                                   Автор-составитель:

                                                                       Мерзликина Наталья Анатольевна

                                                                                         Педагог дополнительного образования

                                                                                                                             

                                       

 

                                                     

                                                                 п. Ванино

                                                                     2014

                                            1.  Пояснительная записка

Программа «От фантазии к творчеству» написана с учетом «Примерных требований к программы дополнительного образования детей»,  составлена на основе программы для образовательных учреждений, по программе С.К Кожохиной «Путешествие в мир искусств».

Программа  адаптирована к условиям и материальному обеспечению МБОУ ЦВР п. Ванино.  

                                                                   Введение

Фантазия - это необходимая творческая способность. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности: живопись, графика, батик, масло и т.д.

Направленность программы : художественно- эстетическая .

 Новизна программы заключена в применении новых изобразительных материалов и технологий: рисование пластилином по стеклу , рисование на мятой бумаге, лепка из соленого теста, рисование на яичной скорлупе ,  точечная графика и т.д.

   

  Актуальность программы заключается в развитии творческих способностей детей, т.к. это одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности .определяется запросом со стороны детей и их родителей.

  Педагогическая целесообразность   Данная образовательная программа педагогически целесообразна органично вписываясь в единое образовательное пространство Центра внешкольной работы, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию  толерантного отношения к людям, привить навыки  и умения в изобразительной  деятельности.

   ЦЕЛЬ программы:  

 Создание условий для развития творческих способностей в изобразительном искусстве, формируя художественную культуру

   Задачи программы:

 -Формировать  систему  знаний, умений и навыков  в  изо-деятельности 

                                                                                                                                                       1    

 -Воспитать нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное в  жизни и  искусстве, чувства любви , бережного отношения к окружающему миру;

   -Развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности, моторики, устойчивость и аккуратность  в работе;

   Отличительной  особенностью программы «От фантазии к творчеству»  является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных  видах    изобразительного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём,  художественная деятельность обучающихся находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и представлению ) ; декоративная и конструктивная работа ; восприятие явлений действительности и произведений искусства ; обсуждение работ друг друга, результатов                                                                                                                                        коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях ; изучение художественного наследия ; подбор дидактического материала к изучаемым темам ; прослушивание музыкальных и литературных произведений ( народных , классических и современных)

В программе выделены три способа художественного освоения действительности:

изобразительный, декоративный , конструктивный .

На протяжении всего курса обучения обучающиеся знакомятся с выдающимися  произведениями архитектуры ,  скульптуры , живописи ,графики ,декоративно – прикладного искусства ; изучают классические и народные жанры разных стран и эпох. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты  обучающихся с искусством ,приобщить их к художественной культуре .

     Художественные знания , умения  и навыки – это основные средства приобщения к художественной культуре .

  Коллективное художественное творчество обучающихся может найти применение в оформлении Центра внешкольной работы. Выполненные на уроках художественные работы обучающихся, могут использоваться как подарки для родных и близких, друзей. Общественное  приложение  результатов художественной деятельности учащихся  имеет принципиальное значение в воспитательном процессе.

 

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие .На первый год обучения в основном идут по возрастным особенностям, первый раз пришедшие в  объединение Изо; на второй год –дети получившие какие-то навыки и умения в прошлом году; на 3-ий год обучения идут дети усвоившие 2-ой курс обучения.                                 2

   Срок реализации дополнительной образовательной программы

       

  Модифицированная программа составлена для учащихся 7-10 лет с учетом индивидуально-возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения-144ч.год по 4 часа в неделю; второй и третий год по 216 ч.в год по 6 ч.в неделю.

                               

Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная

Формы проведения занятий: открытое занятия, экскурсия, беседа, выставка, занятие-игра, практическое занятие, мастер -класс

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Режим занятий:

На 1-ом году обучения занятия проводятся 4 часа в неделю ,

на 2-ом и 3-ем году обучения  занятия проводятся 6 часов в неделю.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

1-ый год обучения:

-  уметь работать с палитрой, знать об основных и производных цветах;

-  использовать в своих рисунках художественно-выразительные средства : мазок ,

   пятно, штрих, линия.

- наносить изображения разными материалами на плоскости.

- уметь композиционно строить изображения пейзажа, натюрморта, портрета.

 2- ой год обучения:

-  изображать с натуры, по памяти и по представлению: натюрморты, пейзажи и человека, животных с передачей их пропорций, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, объема.

- определять степень холодности и теплоты оттенков, различных цветов, колорит; передавать в рисунках разное время года и дня ,выражать свои впечатления от наблюдения(различных состояний природы)

- самостоятельно владеть новой техникой- батик: наносить рисунок на ткань;

- уметь работать с соленым тестом;

- воспитаны лучшие качества по отношению к окружающим (воспитанность, уважительность, доброжелательности д.р)

3-ий год обучения:                                                                                                                  3

- самостоятельно применять художественно-выразительные средства: линия, колорит, светотень, законы композиции и других приемов, наиболее подходящих для воплощения замыслов.

- самостоятельно выполнять различные творческие рисунки и художественные поделки, используя систему основ изобразительной грамоты.

- создавать галереи работ выпускников курса.

Способы определения результативности: 

Отслеживание результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки творческих работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей; участие в выставках. Основными материалами оценки являются: оригинальность, способность в овладении материалом в творческой работе, аккуратность, точность в передаче замысла. Одним из способов увлечь детей в коллективе является участие в конкурсах  Подготовка и участие в них, а затем                                                                                                                                    итоговая оценка работ самими детьми и педагогами, жюри и зрителями, являются мощным стимулом в дальнейшей деятельности и повышают самооценку детей.
В программе планируется взаимодействие с другими творческими объединениями (изо – студиями, театром, музыкальными студиями), что заключается во взаимном посещении занятий, совместных творческих проектах, досуговых мероприятиях, в подготовке к конкурсам и выставкам.
Поощрением воспитанников являются благодарственные письма, грамоты, дипломы, памятные подарки.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Формы подведения итогов реализации данной образовательной программы: выставки, конкурсы, тесты, игры, самостоятельная работа.                  

4

                                        2.  Учебно-тематический план

                                                                 1год обучения

                 

                   Темы

     Количество

          часов

                        В том числе

Теоретическое             практических

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

11.

Вводное занятие

Знакомство с материалами. Понятия: линия, штрих.

Пейзаж: осенний, зимний, весенний

Стилизация   растений.

Набрызг. Отпечатывание сухих растений.

 Натюрморт:

 Карандаш ,акварель, гуашь

Изображение человека: портрет, фигура

Подготовка к фестивалю

Участие в районных, всероссийских, международных конкурсах рисунков.

Изготовление сувениров к      праздникам. Работа с различными материалами (соленое тесто, яичная скорлупа, папье маше и т. д)

Экскурсии в парк: сбор природного материала, изучение фактурности природного материала

2

6

27

4

6

12

12

9

30

32

4

2

1

3

1

1

3

3

3

3

         

5

24

3

5

9

9

9

27

29

         

                                                                                                                                                                Итого:144   часа

                                                             

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                       5

                                                                   

                                                                 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

                 

                   Темы

     Количество

          часов

                        В том числе

Теоретич.     практических                

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

Вводное занятие,

Декоративная работа

Пейзаж: осенний, зимний, весенний

Мозаика

 

Батик(роспись по ткани)

             

 Натюрморт:

 Карандаш ,акварель, гуашь

Изображение человека: портрет, фигура

Подготовка к фестивалю

Участие в районных ,всероссийских ,международных конкурсах рисунков.

Изготовление сувениров к      праздникам. Работа с различными материалами (соленое тесто, яичная скорлупа, папье маше и т. д)

 

3

12

27

30

18

36

21

9

30

30

3

3

3

3

3

6

3

3

3

         

9

24

27

15

30

18

9

27

27

 

                                                                                                                                                                Итого:216 часов

                                                     

 

                                                                                                                                   6

                                                    3 год обучения

                 

                   Темы

     Количество

          часов

                        В том числе

Теоретическое             практических

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Вводное занятие

Творчество художников .

Пейзаж: осенний, зимний, весенний

Участие в районных ,всероссийских ,международных конкурсах рисунков

Батик (роспись по ткани)

             

 Натюрморт:

 Карандаш ,акварель, гуашь

Изображение человека: портрет, фигура

Подготовка к фестивалю

  Изготовление сувениров к      праздникам. Работа с различными материалами (соленое тесто, яичная скорлупа, папье маше и т. д)

 Свободная тема(самостоятельная работа)

3

12

27

31

24

36

30

9

30

14

3

3

3

3

2

6

3

3

             

         

9

24

28

22

30

27

9

27

14

                                                                                                                                                                                             Итого: 216  часов

                                                                                                                                   7

3. Содержание программы соответствует календарно-тематическому плану по каждому году обучения. С каждой группой в начале учебного  года проводится инструктаж по технике безопасности.

1.Вводное занятие.

Теория.

Знакомство детей с классом ИЗО, художественно изобразительными материалами, оборудованием; с изобразительным искусством и изобразительной деятельностью. План работы коллектива на учебный год , подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности .

Практика.

Ребятам предлагается самостоятельно выбрать тематику и пофантазировать.

2. Тема «Знакомство с материалами. Понятие линия ,штрих»

Теория

Основные и производные цвета, теплые и холодные, контраст, Понятие линия, штрих, тон

Практика.

Ребята самостоятельно выбирают тему для рисования. Подбор цвета и тона. Наносят на готовый рисунок с помощью штрихов и линий узоры.

3.Тема «Пейзаж»

Теория.

Основы компоновки листа.  Изучение и рассматривание  репродукций. Подбор цветовой тональности.  

Практика.

Рисование пейзажей. Выполнение по памяти и представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности. Технику выполнения ребята выбирают сами.

4.Тема  «Натюрморт»

Теория.

Изучение наглядных материалов. Основы компоновки листа.

Характерные черты постановки, его отличительные особенности. Соотношение отдельных частей постановки, пропорции. Выделение основных частей композиции.

Практика.

Рисование постановки. Передача объёма, пропорций, начальных навыков рисования   Подбор цвета, тона.

5.Тема «Изображение человека»

Теория                                                                                                                                             8

Изучение основных пропорций человеческой фигуры  Правильная компоновка листа. Подбор цвета и тона.

Практика.

Рисование фигуры и портрета человека в карандаше и цвете, поверхностное изучение пропорций человеческой фигуры .

6.Тема.  «Изготовление сувениров к  праздникам. Работа с различными материалами (соленое тесто, яичная скорлупа, папье- маше и т. д)»

Теория.

Знакомство с новыми техниками. Просмотр показательных работ. Организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила безопасности.

Практика.

Изготовление сувениров с помощью новых материалов (яичная скорлупа, папье маше и т.д)

 7. Тема. «Участие в районных, всероссийских, международных конкурсах рисунков».

Теория

Выбор темы по положению, правильная  компоновка листа, знакомство с заданной темой.

Практика

Рисование работ с использованием различных техник и материалов.

8.Тема  «Стилизация  растений».

Теория

Изучение основных форм листьев. Знакомство с новой техникой. Рассматривание наглядного пособия и готовых работ.

Практика
Работа с помощью черной пасты или туши.

9.Тема «Декоративная работа»

Теория.

Знакомство и рассматривание репродукций с работами Гжельских мастеров, хохломской росписи, дымковской и т.д. Формирование элементарных представлений о декоративном –прикладном творчестве ,формах растительного и животного мира, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Практика.

                                                                                                                                                     9

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение, растительных и геометрических узоров. Расписывание посуды из папье - маше и т.д.

10.Тема «Набрызг. Отпечатывание сухих растений».

Теория

Знакомство с новой техникой набрызг, отпечатывание. Рассматривание Наглядного пособия и готовых работ.

Практика
работа с помощью зубной щетки, акварели. Отпечатывание листьев
.

1 1. Тема «Творчество художников».

Теория

Знакомство с  работами Художников (Айвазоского, Шишкина и т.д.) Использование репродукций

Практика

Рисование работ в разной технике исполнения, и материала(Акварель, гуашь, карандаш)

12.Тема   «Батик».

Теория

Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Цветы» Знакомство с характеристикой цветов. Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными    сортами цветов, и цветовой гаммой.

Практика

Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: « Цветы» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

13. Тема «Свободная тема (самостоятельная работа)»

Теория

Вспомнить все пройденные темы, обсуждение. Правильная  компоновка листа. Подбор цвета и тона. Закрепление полученных знаний.

Практика

Самостоятельная работа, обучающиеся работают без помощи педагога.

                                                                                                                                                     10

4. Методическое обеспечение образовательной программы

Виды методической продукции:

методическое пособие, методическая разработка

Виды дидактических материалов

• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, бутафория,)

• схематический или символический ( таблицы, схемы, рисунки, шаблоны и т.п.);

•картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.);

• звуковой (аудиозаписи);

•дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания ,тесты)    

                                                                                                                                                                    11

                 5.  Условия реализации образовательной программы

-Обеспечение учебными помещениями

Центр внешкольной работы п. Ванино, ул. Матросова 8, кабинет №9.Проводятся занятия по изобразительной деятельности, в понедельник 6 учебных часов, пятница 3 учебных часа. Программой может пользоваться человек с педагогическим образованием и опытом работы в изобразительной деятельности.

-Кадровое обеспечение программы

Мерзликина Наталья Анатольевна, Центр внешкольной работы, педагог Изостудии «Многоцветие», стаж работы 17 лет.

-Материально-техническое обеспечение программы

-Мольберты, наборы «Юный художник», методические пособия, наглядный материал(репродукции, иллюстрации и т.д

- в перспективе иметь интерактивную доску, персональный компьютер с архивом по изодеятельности

-Финансовое обеспечение программы

отдел образования администрации Ванинского муниципального района. Родители.

-Информационное обеспечение программы (интернет ресурсы ns.portal, открытый класс)

-разработка сценария «Боди-арт»(мероприятие с использованием росписи по телу)

Инструктаж работы с обучающимися в объединении ИЗО.

После работы с кистями и карандашами ,класть инструменты на стол. Ножницы передавать кольцами вперед, по окончанию работы класть на стол. Весь использованный материал, не нужный ,выбрасывать в корзину для мусора, не разбрасывать на рабочем месте.

12                     

6. Список использованной литературы для педагога:

1.Никодеми Г.Б. Техника живописи. Инструменты, материалы, методы –  Москва:   Эксмо-пресс,2003 г;

2.Смит.С Рисунок. Полный курс- Москва.: ВНЕШСИГМА Астрель. Аст,2001 г;

3. Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа рисунка- Москва.: Эксмо-пресс,2003 г;

4.Полунина В.Н.,Капитунова А.А. Гербарий (составление композиции и орнамента)-Москва: Астрель, 2001 г;

5.журнал Роспись по шелку: ОВА Пресс №1 от 1995 г;

6.Поделки,сувениры из соленого теста, ткани, бумаги природных материалов - Москва: Мой мир,2006 г;

 

                     Список использованной литературы для обучающихся:

1.Грибовская.А.А.Детям о народном искусстве- Москва: Просвещение, 2001 г.

2. Делизонас Д. Учись рисовать- ФГУИПП Янтарный сказ, 2003 г;

3. Соленое тесто, Большая книга поделок- Москва: ЭКСМО, 2004 г;

                                                                                                                               

                                     

13

Классификация программы

     

              Название программ

           От Фантазии к творчеству

             Срок реализации

                            3 года

            Возрастной диапозон

                           7-10 лет

По функциональному                назначению

Образовательно-воспитательная

       

          По форме составления

           

                Модифицированная

             По ширине охвата

Коллективно-интегрированная,

Профильно-ориентированная

   Содержание деятельности

             

                   Изодеятельность

По образовательным областям

Общеобразовательная,

                                    познавательная

     По форме реализации

Групповые, коллективные,

                                     индивидуальные

     По способу реализации

Групповая, коллективная,

Индивидуальная; теория, практика:

(беседа, экскурсии, подбор информации, оформление выставок, экспозиций, пленэр)

7. Приложение              

Перечень основных понятий

1 год обучения

1 Линия, штрих.

2 Пейзаж

3 Стилизация

4 Набрызг

5 Натюрморт

6 Портрет

                                                       2 год обучения

1 Пейзаж

2 Мозаика

3 Батик

4 Натюрморт

5 Портрет, фигура человека

                                                              3 год обучения

1 Творчество художников

2 Пейзаж

3 Батик

4 Натюрморт

5 Портрет, фигура человека

6 Работа с различными материалами

                     


                                                      Диагностическая карта

         Квартал

                        Виды художественно-изобразительной деятельности

    Список детей

Знание хром. и ахромат цветов

Использование разных художественных изобр.

 Умение компоновать  и строить изображение

       Архитектура

Основные показатели художественно-изобразительного развития

 1  Знание основных производных цветов

2  Знания теплых и холодных тонов

 3  Знание нейтральных цветов

 4  Работа с палитрой, умение подбирать гамму цветов в рисунке.

1  Самостоятельное решение, какими худ-но изобразительными средствами выразить в рисунке задуманное.

   

 1 Умение самостоятельно компоновать в рисунке предметы, окружающую действительность.

2Умение создавать композицию в зависимости от задания ,темы.

  1 Умение отличать разные виды архитектурных сооружений

2 Знания о современной архитектуре

3 Знания о древнерусской архитектуре

4 Умение изображать разную архитектуру в рисунках

Условные обозначения

  1- Высокий уровень

  2- Средний уровень

  3- Слабый уровень

  4-Критический уровень

                                                                           Диагностическая карта

         Квартал

                        Виды художественно-изобразительной деятельности

    Список детей

Виды искусства, жанры   живописи

Использование разных изобразительных материалов

Натюрморт, пейзаж, портрет

Декоративно-прикладное искусство

Основные показатели художественно-изобразительного развития

 1 Умение различать виды искусства

 2 Устойчивый интерес к изобразительному искусству.

 3 Умение работать в разных жанрах живописи

 4 Самостоятельное определение жанра живописи.

1 Самостоятельный выбор  материалов в зависимости от темы или задания

2 Умение рисовать различными изобразительными материалами

3 Умение рисовать нетрадиционными способами.

 1 Рисование в жанре натюрморт

 2 Рисование в жанре пейзаж

 3 Рисование в жанре портрет

4 Рисование в бытовом жанре.

1 Умение опре-ть к какому виду декоративно-прикладного искусства, относится предмет.

2 Устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству

3 Знание элементов росписи

4 Самостоятельное решение композицион.  построения рисунка.

 

Условные обозначения

  1- Высокий уровень

  2- Средний уровень

  3- Слабый уровень

  4-Критический уровень

                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фантазии будущего ресторатора о творчестве в сфере общественного питания

Формирование профессионала с определёнными психологическими и нравственными качествами, необходимыми в повседневной деятельности как повара, так и официанта...Этот труд связан со специальными знаниями...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

В данной статье описывается как организовать внеурочную деятельность для детей с ОВЗ на примере кружка "Цветочная фантазия" на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий"...

Мастер класс "Зимняя фантазия"

У каждого в душе живет сказка, и в предверии Нового года мы можем выпустить ее в свет!...

Мастер - класс "Цветочные фантазии"

Цель мастер - класса -  ознакомление с технологией изготовления цветов из ткани и изготовление декоративных цветов из ткани в технике HAND MADE; формирование навыков творческого мышления и в...

Сообщение о проведении конкурса творческих работ "Экономичность, творчество, фантазия"

16 декабря 2016 года в ТОГБПОУ "Многоотраслевой колледж" г. Моршанска проведен конкурс творческих работ "Экономичность, творчество, фантазия" среди студентов специальности 29.02.04 "Конструирование, м...

Конкурс "Новогодние фантазии"

Представлены фото воспитанников творческой мастерской "Искорка" во время изготовления новогодних игрушек, масок....

Рабочая программа кружка декоративно - прикладного творчества "Фантазия"

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творческого потенциала каждого обучающегося стремление к самосовершенствованию в области разных видов декоративно – прикладного искусства.ЗАДАЧИ:Познакомить обучающихся ...