«КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАИЯ»
статья по теме

Перегудова Ольга Николаевна

Различают личностно ориентированное обучение и личностно ориентированное образование. Если первое означает лишь такую систему обучения, процесс осуществления которой способствует формированию личностных качеств учащихся, то второе есть более широкое понятие, включающее в своей состав первое, а также всю систему воспитания личности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_lichnostnoorientirovannogo_obrazovaniya.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАИЯ»

П АМЯТКА

«Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью»

  1. Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.
  2. Использование проблемных творческих заданий.
  3. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  5. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  6. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому.
  7. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  8. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
  9. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  10. При задании на дом называется не только тема и объем       задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Концепция личностно ориентированного образования

Следует различать личностно ориентированное обучение и личностно ориентированное образование. Если первое означает лишь такую систему обучения, процесс осуществления которой способствует формированию личностных качеств учащихся, то второе есть более широкое понятие, включающее в своей состав первое, а также всю систему воспитания личности учащихся.

Иными словами, личностно ориентированное образование – это такое образование каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Здесь под личностью я понимаю человека, у которого все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, память) приняли форму произвольности и который обладает достаточно развитой волей для управления своим поведением и деятельностью. А так как личность живет в обществе, то естественно, что личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль.

Личность начинает «выделываться» (по терминологии Ф.М. Достоевского) примерно в начале школьного обучения, т.е. в 6-7 лет. Формирование личности – процесс длительный, не имеющий, собственно говоря, сроков завершения, ибо личность в процессе жизни все время обогащается и меняется в ту или иную сторону, но основные структуры личности, ее главные параметры определенно складываются к концу юношеского возраста. А это значит, что весь длительный период пребывания учащихся в школе – 11, а скоро 12 лет – это период интенсивного развития личности каждого ученика. Поэтому главной задачей школы является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.

Чтобы правильно организовать и осуществлять личностно ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

  1. Природные задатки   человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Эти задатки к отдельным способностям могут быть ярко выраженными, а могут быть и очень незначительными! Но, как правило, каждый нормальный человек получает от природы какие-то задатки (большие или малые) к каким-то способностям. Однако в процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием.

Задатки к особым чертам характера могут быть добрыми , высоконравственными, а могут быть и злыми, аморальными. Как правило, в каждом человеке от природы заложены задатки к положительным, добрым чертам характера (доброта, эмпатийность, альтруизм, терпение и др.), так и к отрицательным чертам (агрессивность, лживость, жадность, зависть и др.).

При разумном воспитании добрые задатки к чертам характера могут быть укреплены, развиты, а дурные – сглажены, очеловечены. А главное, разумное воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

  1. Особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку.

Одно дело, когда мама и вся семья рады родившемуся ребенку, любят его, обеспечивают ему все необходимые условия для нормального развития, и совсем иное дело, когда ребенок нежеланный, от него были бы рады избавиться, а поэтому создаются неблагоприятные условия для развития ребенка. А сколько детей, от которых отказались мамы (их у нас в стране более 70 тысяч), а еще большее число сирот, у которых родители умерли или погибли в раннем детстве ребенка. Между тем, если ребенок в детстве не получил достаточный заряд любви, доброты, не сосал с молоком: матери нравственные, добрые отношения между людьми, которые царили в его семье, то его характер, его направленность и судьба могут быть искалечены, даже если у него были хорошие природные задатки. В то же время сейчас наше семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: широкое распространение преступности, пьянства, курения (особенно вредное для женщин), наркомании, проституции, огромное число разводов и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают настоящее время разумного семейного воспитания.

        Поэтому наша школа должна как-то возместить недостатки, издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;

  1. Социальная среда, в которой живет и развивается человек.

Здесь под средой я понимаю как общество в целом, так и те микросреды, в которые попадает человек по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения человека, в которой он общается и взаимодействует, и более широкая среда, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, господствующих взглядов;

  1. Воспитательные учреждения, в которых получает образование

человек. – детский сад, школа, профессиональные учебные заведения. От того каковы эти учреждения, какие цели фактически они реализуют какова социальная среда, создаваемая в них, каково их влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности каждого из воспитанников этих учреждений. Как должно быть организовано и осуществлено образование в этих учреждениях и составляет проблему личностно ориентированного образования.

В данной статье мы ограничимся рассмотрением концепции личностно ориентированного образования в школе;

  1. Наконец, пожалуй, самый важный фактор формирования личности человека – это самовоспитание, саморазвитие человека.

Воспитание ребенка в семье, в школе только тогда будет эффективно, если оно постепенно перейдет в самовоспитание, когда этот взрослеющий ребенок из объекта воспитания становится субъектом воспитания, осознающим близкие и дальние цели и задачи развития себя как значимой личности, понимающим какую деятельность он должен совершать,  чтобы реализовать эти цели и задачи, и настойчиво, систематически осуществляющим намеченные планы саморазвития, производящим постоянный самоконтроль и самооценку процесса самовоспитания и саморазвития, В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: чьи усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». И дальше он писал: «Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание».

        Я здесь всюду говорю о воспитании. Должно быть, надо четко определить это понятие, чтобы было ясное и правильное понимание существа вопроса.

        Будем различать воспитание в широком смысле как внешние воздействия других взрослых людей, природной и социальной среды, обстоятельств и условий жизни, оказывающих влияние на характер и процесс ребенка. И воспитание в узком смысле как целенаправленное воздействие на ребенка для формирования у него определенных психических и личностных качеств.

        Внешние воздействия на ребенка оказывают воспитывающее влияние лишь в той мере, в какой они преломляются через внутренние условия. «Внутренние условия, формируясь под действием внешних, не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Складываясь и изменяясь в процессе развития, внутренние условия сами обуславливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться».

        Воспитание предполагает, что человек выступает в нем как объект, на который воздействует либо другой человек (другие люди), либо внешние условия и обстоятельства, но при этом человек, как объект воспитания, воспринимает внешние воздействия не пассивно, а активно, преломляя их через уже сложившуюся психику и личностные особенности. Поэтому не любые внешние воздействия оказывают воспитывающее влияние на ребенка, и характер влияния одного и того же внешнего воздействия будет различный у разных детей в силу различия их внутренних условий. Не забудем при этом и о тех природных задатках к способностям и чертам характера, которые генетически заложены в каждом человеке по-разному и развитие которых в личностные способности и индивидуальный характер обусловлено воспитанием в широком смысле слова.

Наиболее эффективными оказываются те воспитывающие воздействия, которые идут от самого человека на самого себя. В этом случае говорят о самовоспитании.

«Предвосхищая будущее, осознавая свои достижения и недостатки, развивающаяся личность начинает стремиться к самовоспитанию, самосовершенствованию себя посредством собственной деятельности, учебы, игры, труда. Это стремление представляет собой закономерное проявления ее развития, возникающее на определенном его этапе (обычно оно начинает актуализироваться в подростковом возрасте). На этом этапе личность выступает как субъект собственного развития, сознательно выбирающий свой дальнейший жизненный путь».

Поэтому наиболее эффективно такое воспитание, которое вызывает у

ребенка процесс самовоспитания. А это значит, что в воспитании в первую очередь важно воздействовать на чувства ребенка, на его потребностно мотивационную сферу, чтобы вызвать у него желание, стремление к самовоспитанию определенных качеств и свойств личности.

Это особенно важно иметь в виду в школе. Ведь «В конечном итоге воспитывает учеников то, что они сами делают, а не то, что делает учитель .. только через свою самостоятельность они изменяются».

О роли самодеятельности в развитии личности учащихся много писал известный русский педагог П.Ф.Каптерев. Он считал, что в конечном итоге человек сосчитывает себя сам, а поэтому только то обучение и воспитание хорошо, которое есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не просто сообщение сведении и назидании. «Сущность школьного образования и воспитания, - писал он, - заключается в самообразовании и самовоспитании».

Под обучением я понимаю специально организованный процесс взаимодействия взрослых – и учащихся, направленный на овладение последними определенной системой знаний, умений, навыков, действий и привычек поведения. В этом процессе следует различать следует различать содержание обучения, т.е. предмет совместной деятельности учителя с учащимися, те знания, умения и навыки, которыми в этом процессе совместной деятельности и организацию процесса обучения, т.е. систему взаимоотношений учителя с учащимися и последних между собой в этом процессе.

В свое время Д.Б. Эльконин выдвинул положение, что определяющим эффективность обучения для умственного развития учащихся является содержание обучения. Однако последующие экспериментальные исследования показали, что это не так, что более важным фактором обучения, как средства воспитания личности, является организация процесса обучения, характер межличностных взаимоотношений с учащимися и последних между собой, складывающихся в этом процессе.

Как же должно быть организовано образование в школе, чтобы оно было личностно ориентированным?

Система личностно ориентированного образования в школе должна состоять из следующих подсистем:

Мониторинг процесса личностного развития каждого ученика.

Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного

развития каждого ученика должна проводиться начиная с момента поступления ребенка в школу и не только до окончания обучения его в школе, но и еще по крайней мере 3-5 лет после завершения обучения, с тем чтобы проследить как сложилась его судьба, и на основе этого вносить коррективы в деятельность школы. При этом в проведении диагностики и коррекции процесса личностного развития учащихся должны принимать участие все учителя, классные руководители под руководством школьного психолога, который должен распределить обязанности по проведению диагностики и коррекции между учителями, обучить их методам и методикам проведения диагностики. Оценка результатов диагностики психического и личностного развития учащихся производится главным образом с точки зрения динамики индивидуального развития каждого ученика. Это значит, что если сопоставление результатов данного диагностического среза по отношению к предыдущему показывает рост его развития, то оценка является положительной независимо от того, достиг ли ученик каких-то норм или средних значений в своем развитии. Разработка плана коррекции личностного развития учащихся и воспитательной деятельности учителей на основе результатов диагностики производится на педагогических консилиумах под руководством школьного психолога. Там же решается вопрос о том, какие результаты диагностики следует в индивидуальном порядке довести до сведения отдельных учеников и их родителей;

Классно-урочные занятия.

Этот компонент образования учащихся состоит из классно-урочных

занятий по разным учебным предметам, входящим в учебный план школы. Желательно, чтобы в начальной школе обучение по всем предметам являлось обязательным для всех учащихся, а начиная со средних классов каждый учащийся, кроме нескольких – не более четырех – обязательных предметов (история Отечества, русский язык и литература, иностранный язык и предмет в зависимости от профиля школы); должен получить право на свободный выбор остальных учебных предметов. При этом желательно организовать обучение по каждому предмету или хотя бы по основным на двух уровнях: обычном и повышенном.

          Изучение каждой новой учебной темы начинается с обоснования учителем Необходимости (предметной и исторической) изучения учебного материала темы для формирования нужной установки и внутренней мотивации учащихся, предстоящей учебной работе. Учитель сообщает учащимся учебный минимум темы, т.е. перечень основных знаний, умений и навыков, которые должны приобрести учащиеся в результате изучения этой темы и уровень овладения которыми будет проконтролирован и оценен. При этом текущий контроль и оценка владения элементами учебного минимума производятся в процессе взаимоконтроля и взаимооценки, организуемом учебным самоуправлением учащихся класса. Учет результатов взаимоконтроля и взаимооценки является гласным, отмечаемым на висящем в кабинете «План изучения учебной темы». Учебное самоуправление в случае обнаружения у кого-то из учащихся пробела  знаниях или умениях организует ему помощь для ликвидации этого пробела.

         Состав и характер учебного самоуправления класса может быть различным в зависимости от уровня развития учащихся, от особенностей школы, но, несомненно, выборным и сменяемым раз или два в год, с тем, чтобы за годы обучения каждый ученик попробовал себя в разных ролях руководства деятельностью своих соучеников. Учебное самоуправление должно быть таким, чтобы можно было организовывать и проводить не только фронтальные и индивидуальные занятия, но и, что особенно важно, коллективную работу учащихся. Поэтому класс разбивается на бригады (на постоянной или временной основе) по 5-7 учеников в каждой, и основная учебная работа проходит именно в этих бригадах. В них же осуществляется взаимоконтроль и взаимооценка уровня овладения учебным материалом.

         Элементы коллективной работы должны быть и в начальном обучении детей.

         Важно так организовать учебное ученическое самоуправление и процесс обучения, чтобы между учащимся класса был осуществлен принцип взаимного руководства и подчинения каждого ученика класса. Это значит, что, например, командир класса является руководителем ученического самоуправления, но  текущей учебной работе он подчиняется бригадиру бригады, в состав которой он входит. И таким должно быть положение каждого ученика: он в чем-то является руководителем, имеющим тем самым какую-то власть, и в то же время подчиненными во всех других отношениях.

         Личностно ориентированное образование предполагает, что обучение учащихся строится в соответствии с их индивидуальными способностями, что различный уровень овладения учебным материалом – от очень глубокого до весьма поверхностного – следует считать вполне нормальным для разных учащихся. Больше того, завершение обучения в школе может быть различным для разных учеников: одни могут завершить обучения после 9-го класса, а другие – закончить полную среднюю школу. При этом первые сразу должны пройти профессиональную подготовку для определенной специальности, которую они должны выбрать сами.

         Важнейшей задачей обучения в системе личностно ориентированного образования является формирование у учащихся прочных привычек нравственного поведения и деятельности, разумных привычек учебного труда. Научить детей разумно учиться сформировать у них для этого нужные привычки и в особенности привычку постоянно учиться в широком смысле слова, размышлять над увиденным и услышанным, правильно оценивать это увиденное и услышанное – это даже более важно, чем усвоение тех или знаний. Знания, если они понадобятся человеку с такими привычками, он сумеет всегда сам найти в книгах, справочниках и т.д.

         Изучение любого предмета должно быть не узкоспециализированным, а широким, с тем чтобы усваиваемые учениками понятия были большими, охватывающими как можно больше суждений. Тогда проблема переноса знаний сама собой решается. Решается тогда и проблема межпредметных связей.

         Учебные занятия в системе личностно ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение парт, соединение индивидуальных парт в общий стол для напиши бригадой и т.д.);

Домашняя работа учащихся не должна сводиться лишь к

повторению и закреплению изученного материала на уроках. Больше того, она по мере взросления учащихся должна заключаться главным образом в самостоятельном изучении учебного материала по учебникам и учебным пособиям с последующим обсуждением результатов этого изучения на уроке. Если в начальных классах домашние задания могут быть ежедневными и лишь некоторые – длительными, то в средних и старших классах домашние задания должны задаваться сразу на весь период изучения учебной темы или даже на более длительный срок, с тем чтобы учащиеся могли сами планировать их выполнение. Проверку и учет самоуправления класса (например, ассистент учителя), а у него проверку должен производить учитель. Особенно важны домашние задания творческого характера, например, составление иконических моделей учебного материала, драматизация этого материала. Всячески поощряется домашняя работы по собственному выбору, по изучению какого-то вопроса, не входящего в программу учебного предмета. Очень важно сформировать у учащихся привычку ежедневного чтения газет, журналов, книг;

Эстетический цикл учебных занятий  имеет огромное значение в

личностно ориентированном образовании. Обучение всем предметам этого цикла (рисование, пение, музыка, хореография, танцы и некоторые другие, которые могут водиться в учебный план школы) должно быть безотметочным, свободным от любых оценок, но результаты этих занятий; должны быть широко представлены на различных выставках, систематически проводимых в школе, на вечерах самодеятельности, в выступлениях учащихся вне школы (в клубах) для родителей и общественности;

  1. Клубная (внеурочная) работы школы.

          В школе должно быть большое число различных кружков, хоровых и музыкальных ансамблей, спортивных секции, других объединений учащихся по интересам, с тем чтобы каждый ученик мог выбрать для себя занятие во внеурочное время. Руководство этими кружками должны осуществлять специально приглашенные специалисты, оплата труда которых производится из особого фонда школы, создаваемого попечительским советом школы, а также за счет прибыли от трудовой деятельности учащихся, о которой я скажу ниже. В качестве руководителей могу выступать и некоторые учителя (учителя эстетического цикла предметов, учитель физкультуры, трудового обучения)

Имеется полезный опыт организации домашних кружков, когда какой

либо родитель, обладающий определенными способностями (шитье одежды, вышивание, изготовление игрушек и т.д.), желая передать свое мастерство сыну или дочери, приглашает еще 4-5 соучеников сына (дочери) для совместного обучения этому мастерству. Занятия в этом случае проводятся дома у того родителя. Необходимые материалы для занятий приносят сами ученики. Никакой оплаты за руководство домашним кружком не предусмотрено – это общественная деятельности родителя. Количество домашних кружков может быть неограниченно и исчисляться многими десятками, даже сотнями.

          Школьные посещения, спортивный зал, читальный зал, мастерские

должны быть открыты до позднего вечера. Чистоту и прядок в них обеспечивают дежурные члены общественного школьного самоуправления. В школе должно быть и какое-то помещение, где ученики могут просто пообщаться.

          В школе должны систематически проводиться различного рода вечера для учащихся и для родителей, организация которых также должна осуществляться общешкольным ученическим самоуправление под руководством учителей, руководителей кружков. Полезно проведение встреч учащихся с представителями различных профессий, писателями, художниками, ветеранами, вообще с интересными людьми.

          Клубная работа школы предполагает и проведение различных экскурсий учащихся, походов, путешествий и т.л. Особо должна быть предусмотрена деятельность школы в зимние, весенние и летние каникулы.

          Планы клубной работы школы на каждое полугодие или на весь год разрабатываются дирекцией школы при активном участии общешкольного ученического самоуправления и попечительского совета, а при его отсутствии – родительского комитета;

Общешкольное ученическое самоуправление может быть различным,

но оно обязательно должно быть выборным органом, избираемом на общем ученическом собрании школы или собрании представителей всех классов, если школа очень большая. Желательно, чтобы школа имела примерно 600 учеников. Меньшее или большее количество учащихся затрудняется организацию всех видов деятельности школы.

          Общешкольное самоуправление обеспечивает чистоту и порядок во всех помещениях школы, на переменах и во внеурочное время путем организации дежурства старших учащихся, организует и осуществляет совместно с учителями и клубными работниками всю внеурочную деятельность школы.

          Для проведения остальных мероприятий создаются временный бригады, комитеты под руководством члена общешкольного самоуправления и взрослого – учителя, родителя, клубного работника.

          Общешкольное самоуправление обеспечивает охрану, уборку, текущий ремонт всех помещений и территории школы, всю вспомогательную работу в столовой, для чего разрабатывается график дежурства классов (средних и старших), отвечающих за проведение всех этих работ.

          Желательна организация сводных разновозрастных отрядов учащихся по месту жительства, отвечающих за благополучие всех членов сводного отряда, за чистоту и порядок в домах, где проживают члены отряда, за соблюдение норм и правил нравственного проведении членов отряда на улице и в общественных местах. Сводный разновозрастный отряд отвечает за посещение членами отряда школы, за добросовестное выполнение членами отряда общественных обязанностей.

          Совет командиров сводных отрядов разрабатывает и осуществляет план работ учащихся в микрорайоне школы (уборка территории, сохранность и посадка зеленых насаждений, помощь одиноким и немощным жителями т.д.)

          В настоящее время ликвидированы пионерская и комсомольская организации детей и молодежи, что отрицательно сказалось на их воспитании. Желательно создание в школе каких-то детских организаций типа пионерских или скаутских. Члены этих организаций носят определенную форму одежды, разрабатывается определенный ритуал встречи и прощания, ставится определенная, интересная для детей и важная в общественном отношении Цель деятельности такой организации. Это, например, могут быть организации международного движения «Гринпис» и какие-то другие.

          Во всяком случае, необходимо добиться того, чтобы каждый ученик был и чувствовал себя членом какой-то организации, с тем хотя бы, чтобы предотвратить попадание школьников в различные секты, и преступные банды;

Трудовое обучение и трудовая деятельность учащихся.

Это последний, но, пожалуй, один из важнейших компонентов, личностно ориентированного образования. Главный принцип, на котором должен строиться этот компонент, состоит в том, чтобы выработка у учащихся трудовых навыков и привычек производится в процессе полезной трудовой деятельности, осуществляемой современными научно-техническими методами, средствами и механизмами. Желательно, чтобы все учащиеся школы постоянно, по особому расписанию трудились в нескольких производствах, организуемых в школе. Это может быть современная типография, швейное производство, производство по изготовлении. Каких-то приборов, животноводческая ферма, оранжерея по фабричному выращиванию цветов или овощей и т.д. Производства должны быть такими, чтобы в них могли работать учащиеся всех возрастов, выполняя, конечно, различные функции в зависимости от возрастных возможностей. Организации этих производств при школе должна быть такое, чтобы они не только были самоокупаемыми, но и приносили известную прибыль школе, за счет которой может быть налажено бесплатное питание учащихся, и расходы по проведению клубной работы в школе.

    Что касается вопроса труда учащихся, то такая оплата может

быть введена в форме выдачи каждому ученику в зависимости, от его трудовых затрат предметов или продуктов производств, нужных в быту семьи ученик или для его личного пользования.

     Вся многогранная деятельность учащихся  школе, их жизнь в

школе должны быть организованы так, чтобы они могли не только сохранить, но и развить, укрепить свое здоровье. Проблема сохранения укрепления здоровья школьников должна быть поставлена на одно из первых мест в деятельности администрации и педагогического коллектива школы.

        Надо так организовать деятельность каждого ученика, чтобы она

была ему под силу, не вызывала физической перегрузки, но в то же время чтобы он не бездельничал, приучался к разнообразной работе. Это позволит выработать у него стойкую привычку к разумной, эмоционально насыщенной деятельности, которая должна быть предварительно им обдумана, спланирована и доведена до конца. Важно сформировать у него привычку к самоконтролю и самооценке своей деятельности, к творческому подходу к делу, когда ученик действует не по шаблону, а использует свой способ выполнения каждой работы. Тем самым у него формируется индивидуальный стиль работы. Необходимо организовать в школе ежегодное медицинское обследование состояния здоровья и физического развития всех учащихся. На основе такого обследования нужно организовать систему оздоровительных процедур и повседневную работу по физическому развитию детей. Важно также проводить в школе профилактику учащихся от разных инфекционных заболеваний. Обстановка в классах, их освещение, расстановка мебели, окраска стен и классной доски общая обстановка в школе должны соответствовать известным гигиеническим нормам.

           Важнейшей задачей является формирование у всех учащихся привычки заботиться самому о своем здоровье, выполнять правила гигиены, стремиться к физическому совершенствованию.

         Итак, личностноориентированное образование в школе должно быть направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью. Учащиеся в школе, осуществляющей личностноориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могу удовлетворить свои родовые, природные, социальные и духовные потребности, и подготовить себя ко взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в обществе, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование «Я-концепции» у обучающихся ГБОУ НПО ПЛ № 20 г. Нелидово Тверской области

Для того чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса. Под принципами я  понимаю основные, исходные положения какой-либо теории, о...

Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».

Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...

современные концепции начального образовния

этот материал поможет учителю ознакомиться с УМК "Перспектива"....

Концепция демографической политики РФ до 2025 года

Данная концепция изучается в рамках специальности 040401 " социальная работа" СПО на основе ФГОС СПО...

Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....

Презентация на тему "Концепция менеджмента"

Презентация на тему "Концепция менеджмента"...

Мировые педагогические концепции как методологическая и теоретическая основа для разработки концепций дошкольного воспитания

Презентация на тему "Мировые педагогические концепции как методологическая и теоретическая основа для разработки концепций дошкольного воспитания"...