МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА темы «Стихотворные сказки – эффективное средство обогащения лексики младших дошкольников»
методическая разработка на тему
Данный материал может использоваться студентами педагогического колледжа, воспитателями при работе со сказками, для обогащения словарного запаса детей и как одно из средств обогащения лексики детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razrabotka_-_stihotvornye_skazki_.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА темы «Стихотворные сказки – эффективное средство обогащения лексики младших дошкольников»
Автор: Ашейчик Т.А., преподаватель Санкт-Петербургского ГБПОУ «Педагогический колледж №8»
2018 год
Цель: определить содержание, приемы и последовательность работы по обогащению лексики детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства со стихотворными сказками.
Использование художественной литературы и особенно сказок является эффективным средством обогащения лексики детей.
При подборе сказок, в том числе стихотворных, следует учитывать простоту рифмы, доступность текста, насыщенность красочных образов, связь с жизненным опытом детей.
Это сказки К. Чуковского, С. Маршака, а также современных авторов И. Гуриной, К. Авдеенко, В. Шамонина-Версенева и др.
Обогащение лексики детей содержащимися в стихотворных текстах новыми словами, дающими предметам и явлениям яркую художественную характеристику, является актуальной речевой задачей.
Первый этап работы предполагает формирование интереса у детей к содержанию стихотворных сказок. Этому способствуют:
- организация тематической выставки «Сказки в стихах» (К. Чуковского «Путаница», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха», «Айболит», С. Маршака «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка», современных авторов К. Авдеенко «Кот Маркиз», И. Гурина «Сказка о маленькой фее»;
- рассматривание и обсуждение книжных иллюстраций, например, из «Мойдодыра» К. Чуковского (Кочерга за кушаком; кривоногий и хромой; ты чернее трубочиста; у тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса);
- рассказы воспитателя о сказках К. Чуковского, С. Маршака, а также современных авторов с показом презентаций о героях сказок. Рассказы должны быть интересными по содержанию и доступными с точки зрения лексики;
- беседа о прочитанном;
- загадывание загадок о героях сказок с объяснением новых слов;
- игры, «Чудесный мешочек», «Волшебное дерево», «Чего не стало?».
Например, «Доскажи словечко» с использованием текстов сказок К. Чуковского:
- Одеяло …убежало,
Улетела … простыня,
И подушка, как… лягушка,
Ускакала …от меня.
- Добрый доктор… Айболит!
Он под деревом… сидит.
Приходи к нему… лечиться
И корова, и …волчица,
И жучок, и …червячок,
И медведица!
Всех излечит, …исцелит
Добрый доктор… Айболит!.
Сложнее может оказаться для детей игра-соревнование по сказкам К. Чуковского. На столе лежат предметы из разных сказок. Дети делятся на 2 команды: 1-ая - «Мойдодыр», 2-ая - «Федорино горе». Каждая команда должна была правильно и быстро отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа) и «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
Следует отметить, что уже на этом этапе работы необходимо обращать внимание детей на новые интересные слова.
Использование стихотворных сказок как средства обогащения лексики детей является задачей на втором этапе работы.
Для этого можно использовать сказки в разные режимные моменты, акцентируя внимание на ярких и малознакомых детям словах, например:
- во время умывания:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И густой гребешок,
И зубной порошок!
- во время обеда:
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!
В стихотворных сказках С.Маршака непонятными для детей могут оказаться слова: спросонок; острозубый, остроглазый, съежился, торчком, неможется и др.
В сказке современного автора И.Гуриной «Сказка о маленькой фее» незнакомыми, а значит непонятными, будут следующие слова и словосочетания: звездный гребень в волосах; пролетала в лунном свете; страшно ухает там кто-то; на болото упорхнула; чая сладкого с морошкой; серебрится тишина и др. Следует объяснить их значение в доступной для малышей форме. Объяснение новых слов следует сопровождать показом предметов на книжных иллюстрациях.
Интересен для детей будет «Вечер сказок» по уже знакомым произведениям С. Маршака и К. Чуковского, а также сказкам современных поэтов К. Авдеенко, И. Гуриной, В. Шамонина-Версенева. Детям нужно угадать, из какого произведения прочитан тот или иной отрывок, назвать главных героев. При этом следует обращать внимание на красивые слова и словосочетания, предложить детям вспомнить, что они означают. Например:
- Пролетала в лунном свете
Фея Звездочка в карете,
Заглянула на болото:
Страшно ухает там кто-то! (И. Гурина «Сказка о маленькой фее»)
- В этой норке жил зверек
Длинный, узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой. (С. Маршак «Сказка об умном мышонке»)
- Ёжик съёжился, торчком
Поднял сотню игол.
Завертелся волк волчком,
Заскулил, запрыгал. (С. Маршак «Тихая сказка»)
В конце «Вечера сказок» можно провести игру, в которой нужно добавить недостающее слово в названиях стихотворных сказок.
- «Муха-... (Цокотуха)»,
- «Котауси и...(Мауси)»,
- «Чудо-... (дерево)»,
- «Кот… (Маркиз)»
- «Сказка о маленькой… (фее)».
Третий этап предусматривает:
- разработку воспитателями конспектов НОД по ознакомлению детей со стихотворными сказками К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, И. Гуриной, К. Авдеенко, В. Шамонина-Версенева и решению задач лексического развития;
- разбор с детьми сложных слов с точки зрения словообразования;
- включение в план воспитательно-образовательной работы проведение мероприятий с родителями. Это: оформление материала в Уголок для родителей, проведение индивидуальных консультаций, размещение на сайте группы рекомендаций для родителей по теме «Роль стихотворных сказок в обогащении словаря детей».
Таким образом, работа по обогащению лексики детей в процессе ознакомления со стихотворными сказками проводится поэтапно с использованием разнообразных приемов. Тщательно подобранный словесный и наглядный материал будет способствовать воспитанию интереса у детей к сказкам, желания понимать лексическое богатство родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Влияние природоведческой литературы на обогащение лексики старших дошкольников"
Данная статья может помочь воспитателям и будущим воспитателям используя природоведческую литературу сформировать у детей целостную картину мира, развить литературную речь, а также...
Методическая разработка "Использование описательных загадок как средства обогащения лексики старших дошкольников"
Методическая разработка использования описательных загадок состоит из трёх этапов работы с детьми. Каждый этап подробно описан, даются приемы работы сдетьми, игры, литература и работа с родителя...
Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...
Перспективный план по самообразованию на тему: "Фитотерапия как эффективное средство сохранения здоровья дошкольников"
Сохранение здоровья детей...
Методическая разработка .Тема: Развивающие игры В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по сюжету сказки «Теремок»
Тема: Развивающие игры В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по сюжету сказки «Теремок» Задачи: Развивать процесс внимания, памяти, мышления, воображения; творческих с...
Педагогическая идея на тему: "Игровые технологии по развитию речи у младших дошкольников"
Педагогическая идея воспитателя младшей группы, по развитию речи у младших дошкольников....
Методическая разработка сценария спектакля "Сказка про Оха и Аха"
Сл.: Л.Зубкова, муз.: Е Птичкина...