Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами сюжетного рисования
статья

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Проблема развития творчества всегда занимала исследователей и педагогов,  а творческая личность ценилась во все времена. Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно - волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Ключевые слова: Изобразительная деятельность дошкольников, сюжетное рисование, творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами сюжетного рисования

Выполнила: Сошилина Юлия Васильевна

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах развития ребенка является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека.

Несмотря на разработанность проблемы, мы можем видеть противоречие в практической деятельности дошкольных образовательных организаций, которое в большей степени сопряжено с проблемой способностей самих педагогов. Несмотря на постоянно существующий интерес многих исследователей к проблеме развития изобразительной деятельности дошкольников, многие педагоги и в настоящее время не обеспечивают разнообразие используемых материалов, форм и способов работы в процессе обучения сюжетному рисованию. В рамках исследования попытаемся решить проблему: при каких условиях сюжетное рисование будет эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?

При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:

- первый этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

- второй этап - процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

- третий этап - анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

Особенности сюжетного рисования дошкольников:

Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа - это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка следует знакомить с различными средствами выразительности художественных образов, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка.

При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей. Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики.

В обучении детей рисованию на первое место встает задача развития у детей творческой самостоятельности и активности. Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности.

Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

а) обучение приемам создания простейших композиций.

б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшая группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах);

В работе с детьми целесообразно использовать следующие приемы:

- рассказ и показ разных способов изображения предметов;

- выполнения на « пробниках»( отработка какого-либо приема);

- совместные действия (или пассивные), рука ребенка в руке педагога;

-  художественное слово, использование стихотворений, загадок;

- вопросы педагога, которые дают возможность детям рассуждать;

- выполнение работы небольшими частями;

- использование музыки;

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Для грамотного руководства изобразительной деятельностью воспитателю необходимо знать особенности в каждом ее направлении, в том числе и в сюжетном рисовании, и владеть навыками составления перспективного плана своей работы с учетом времени года, погодных аномалий, особенностей детей.

Немаловажной является необходимость планирования разных видов занятия по рисованию, лепке и аппликации, в соответствии с их классификацией.

Таким образом при изучении особенностей мы пришли к выводу о том, что можно выделить как общие характерные особенности, так и отдельные особенности руководства, которые присутствуют на каждом занятии изобразительной деятельности.

В заключение хочется отметить, что сюжетное рисование в изобразительной деятельности является несомненно важной частью развития детей дошкольного возраста, поскольку оно способствует всестороннему развитию дошкольников, осуществлять его необходимо планомерно,  систематически и  целенаправленно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дубровская, Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие / под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :  Издательство Юрайт, 2021.  — 179 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07221-1. — URL: https://urait.ru/bcode/470933 (дата обращения: 01.11.2021). — Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрированных пользователей ДПК.  — Текст : электронный.
  2. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в образовательном учреждении : программа и методические рекомендации / под редакцией М. Б. Зацепиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 149 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09153-3. — URL: https://urait.ru/bcode/473041 (дата обращения: 01.11.2021). — Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрированных пользователей ДПК.  —  Текст : электронный.
  3.   Коршунова, О. В. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе : практическое пособие / О.В. Коршунова и [др] ; ответственные редакторы О. В. Коршунова, О. Г. Селиванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-12678-5. —  URL: https://urait.ru/bcode/448014 (дата обращения: 01.11.2021). — Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрированных пользователей ДПК. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
  4. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Е. Игнатьев.    Москва : Академический Проект, Мир, 2011.  192 cтр. — ISBN 978-5-8291-3599-7. - Текст : непосредственный.
  5. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений  / С.Е. Игнатьев ;   Гриф УМО МО РФ.   Москва : Академический проект, 2012.  837 cтр. (учебно-методическое объединение Министерства образования РФ)  — ISBN 978-5-8291-3599-7. - Текст : непосредственный.
  6. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников : монография  / Т.Г. Казакова.  — Москва : Педагогика, 1983. — 111с.  — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07221-1. — URL: https://urait.ru/bcode/470933 (дата обращения: 01.11.2021). — Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрированных пользователей ДПК. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
  7. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учебное пособие / В.Б. Коршунова [и др.] ; под редакцией Т.С.Комаровой. –– Москва: Просвещение, 1999. – 256 с. — ISBN 978-5-535-07211-1.  — Текст : непосредственный.
  8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду ; учебное пособие / под редакцией Т.С. Комаровой.  Москва : Мозаика-Синтез, 2014. - 120 cтр. — ISBN 978-5-8291-3599-7. — Текст непосредственный.
  9. Комарова, Т. С Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада : книга для воспитателей детского сада / Т.С. Комарова  — Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 540 c. — ISBN 978-5-534-12678-5. — Текст : непосредственный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Консультация для родителей в старшей группе №1 «Развитие творческих способностей»

Консультация для родителей в старшей группе №1«Развитие творческих способностей»...

Самообразование Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».

МБДОУ «Детский сад №8»СамообразованиеТема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».Вос...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...

Развитие координационных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ

Совершенствование координационных способностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса физического воспитания. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении....

Развитие творческих способностей студентов при обучении технике рисования "Граттаж"

Материалы XII международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы преподавания  предметной области "Технология"  в условиях инновационного развития образования....