Паспорт здоровья
тест по теме

Документ, позволяющий отследить состояние здоровья студентов в течение всего учебного процесса в ГБОУ СПО МО "Егорьевское медицинское училище"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_zdorovya.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Московской области

ГБОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»

ПАСПОРТ

Здоровья студента

Фамилия _____________________

Имя ________________ Отчество____________________

Дата рождения _________________________

Учебный год

Группа

Подпись

куратора

Подпись

родителя


Пояснительная записка.

Уважаемый студент ЕМУ!

По заключению отечественных и зарубежных специалистов, состояние Вашего здоровья зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% - от генетических факторов, на 10% - от деятельности служб здравоохранения и на 20-25% - от образа жизни, от Вас самих.

Разумный образ жизни есть поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, это выбор личностного позитивного в отношении своего здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры.

Именно сейчас у Вас закладываются: отношение к питанию, физкультуре, формируется образ жизни, вместе с этим, проявляются факторы риска развития хронических заболеваний старшего возраста.

Особого внимания заслуживает, именно сейчас, Ваше отношение к угрожающим здоровью факторам: курению, алкоголю, правонарушениям, заболеваниям, передающимся половым путём, всему - что может помешать Вам быть взрослыми успешными и подготовленными к активной, творческой, продуктивной, социальной и личностной жизни.

Известный афоризм «Здоровье - это та вершина, которую каждый должен покорить сам!». Это девиз каждого Вашего дня! А Вы, как будущие медицинские работники должны владеть, ко всему прочему, современными технологиями здоровьесбережения и быть профессиональными в среде превентивной (профилактической) медицины.

Ценностное отношение к своему здоровью, закрепление навыков разумного образа жизни, коррекция собственного здоровья поможет Вам не только сформироваться профессионально, но и в первую очередь, как личности.

Над этим документом Вы будете работать кто 3, кто 4 года. Вы сами определите проблемы собственного здоровья, программу его коррекции, будете оценивать эффективность собственных принятых мер. Вам поможет теоретический блок, состоящий из приложений.


Карта наблюдений и обследования студента

  1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________
  2. Год рождения _______________

№№

п/п

1

курс

Оценка

2

курс

Оценка

3

курс

Оценка

4

курс

Оценка

1.

Антропометрические

показатели:

1.1.

Рост (м)

1.2.

Вес

1.3.

ЖЕЛ (мл)

1.4.

Пикфлоуметрия

1.5.

Спирометрия (мл.)

1.6.

АД

1.7.

ЧСС

1.8.

Динамометрия (сила кисти прав./лев.)

1.9.

Окружность грудной клетки

2.

Функциональные показатели:

2.1.

Индекс Руфье

2.2.

Ортостатическая проба

2.3.

Пробы с задержкой дыхания (сек.)

- на вдохе – Штанге

- на выдохе – Генчи

2.4.

Индекс полноты

2.5.

ИГСТ

3.

Физическая подготовленность

3.1.

Тест Купера (бег – 12 мин.)

3.2.

Бег 3000м (М);

       2000м (Ж)

3.3.

Бег 100м (М.Ж сек.)

3.4.

Прыжки в длину с места (М.Ж) м.

3.5.

Подтягивание (М) раз

Поднимание туловища (Ж) раз

3.6.

Отжимы на брусьях (М) раз

3.7.

В висе коснуться ногами перекладины (М) раз

3.8.

Приседание на одной ноге («пистолет») левой/правой (М.Ж) раз

№п/п

4.

Данные медицинского

 Осмотра

5.

Вредные привычки

6.

Хронические заболевания

7.

Осанка

№п/п

8.

Нервно-психическое напряжение

9.

Личная гигиена

10.

Питание

11.

Стоматологические заболевания


Измерение пульса ЧСС.

Пульс – это периодические толчкообразные колебания стенки артерии, вызванные выбросом крови из сердца в артериальную систему.

Пульс определяется ощупыванием (пальпацией).

Определение частоты пульса:

Для исследования пульса выбирают места, где артерия расположена поверхностно и может быть прижата к кости, Наиболее отчётливо прощупывается пульс на лучевой артерии у лучезапястного сустава со стороны большого пальца.

Руке придаётся удобное положение, чтобы напряжение мышц и натяжение сухожилий не мешали пальпации. Исследователь располагает II – IV пальцы вдоль лучевой артерии в нижней части предплечья на ладонной его поверхности так, чтобы II палец находился у основания большого пальца исследуемого, а III и IV следовали за ним в направлении локтевого сустава. Артерию прижимают к лучевой кости и определяют частоту пульса.

Измерение частоты дыхательных движений (ЧДД).

В норме у здорового человека число дыхательных движений колеблется от 16 до 20 в одну минуту, что зависит от возраста, пола (у женщин на 2-4 дыхания в минуту больше, чем у мужчин), положение тела (в горизонтальном положении число дыханий меньше, чем в вертикальном), температуры (ЧДД учащается), физического и эмоционального напряжения (ЧДД учащается).

Для подсчёта ЧДД необходимо подсчитать число вдохов за 1 минуту. Делается это либо визуально, либо положив руку на грудную клетку.

Артериальное давление и техника его измерения.

Артериальное давление (АД) – давление, которое кровь, находящаяся в артерии, оказывает на её стенку. АД слагается из давления, создаваемого сердцем, и сопротивления сосудистой стенки. Оно зависит от силы сердечных сокращений, объёма крови, выбрасываемой левым желудочком сердца во время систолы, эластичности стенок артерий, вязкости крови и др.

Измерение АД производится с помощью мембранного манометра звуковым методом по Короткову. Для этого больной должен находиться в положении лёжа или сидя, его рука укладывается на уровне аппарата. В манжете, плотно наложенной на обнажённое плечо исследуемого, баллоном поднимают давление воздуха выше предполагаемой величины систолического давления крови артерии. В области локтевого сгиба на место пульсации локтевой артерии, определённое пальпацией, ставят фонендоскоп и начинают постепенно снижать давление в манжете, выпуская воздух поворотом винта на баллоне против часовой стрелки.

В тот момент, когда давление в манжете достигнет величины систолического давления, а точнее, будет несколько ниже его, при каждой систоле выслушивается короткий, довольно громкий звук – тон, свидетельствующий о прохождении крови через сдавленную артерию.

Показание манометра на уровне, которого выслушивается первый тон, будет соответствовать величине систолического АД.

При дальнейшем снижении давления в манжете звуковые явления постепенно ослабевают и, наконец, исчезают. Момент прекращения тонов, зафиксированный по показаниям манометра будет отвечать величине диастолического АД.

Измерение можно повторить через 2-3 минуты. При этом манжету не снимают, а лишь разъединяют систему трубок и выпускают из манжеты воздух.

Результаты измерения записывают в виде дроби. В числителе отмечают систолическое, а в знаменателе – диастолическое АД


Показатели максимального и минимального АД у здоровых школьников 7-17 лет (мм рт. Ст.)

Возраст (годы)

Мальчики

Девочки

максимальное

минимальное

максимальное

минимальное

7

79-97

42-55

74-91

42-55

8

81-98

44-58

76-94

43-58

9

80-99

45-61

79-97

42-61

10

84-102

47-62

83-100

48-60

12

86-107

47-64

85-106

50-64

13

89-108

48-65

86-106

50-66

14

92-112

49-66

90-113

52-69

15

95-115

48-69

91-113

52-67

16

98-121

50-71

91-114

55-69

17

95-117

54-71

96-116

54-67

Измерение окружности грудной клетки.

Для этого следует взять мягкую сантиметровую ленту и приложить её так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне IV ребра (у мужчин под сосками).

Измерение проводится во время спокойного состояния.


Результаты функциональных показателей

Тест Руффье представляет собой довольно значительную нагрузку. У физкультурника в положении сидя (после 5-минутного отдыха) измеряют пульс (Р1), затем он выполняет 30 приседаний за 30 секунд, после чего сразу же в положении стоя измеряют пульс (Р2). Затем испытуемый отдыхает сидя минуту, и вновь подсчитывают пульс (Р3). Все подсчёты проводятся в 15-секундные интервалы. Величина индекса пробы Руффье вычисляется по формуле

При величине индекса меньше 0 приспособляемость к нагрузке оценивается как отличная, 0-5 – хорошая, 6-10 – посредственная, 11- 15 – слабая, больше 15 – неудовлетворительная.

Ортостатическая проба – она заключается в переводе тела из горизонтального в вертикальное положение. Вначале испытуемый лежит на спине в течение 3-5 минут и у него измеряется АД и подсчитывается пульс за несколько 10-секундных отрезков. Средний результат умножают на 6. Затем испытуемый спокойно встаёт, и в положении стоя у него подсчитывается пульс на 1-й и 3-й минутах. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 уд/мин. Оценка пробы может осуществляться только по ЧСС.

Оценка показателей ортостатической пробы:

- отлично                        10 уд/мин и меньше

- хорошо                        11-12 уд/мин

- посредственно          13-16 уд/мин

- плохо                        17-19 уд/мин

- очень плохо                    20 уд/мин и больше

Проба Штанге – проба с задержкой дыхания на вдохе. Испытуемый в положении сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывает рот и одновременно зажимает пальцами нос, задерживает дыхание (секундомер включается в конце вдоха). Чем лучше подготовлен испытуемый, тем дольше он может задерживать дыхание. При утомлении, перетренированности время задержки дыхания снижается.

Максимальное время задержки дыхания:

Проба Штанге (после глубокого вдоха):

39 сек. - неудовлетворительно

40-49 - сек. удовлетворительно

50 сек. - хорошо

        

Проба Генчи – проба с задержкой дыхания на выдохе (после вдоха). Если она проводится вслед за пробой Штанге или другой подобной пробой, то необходим отдых 5-7 минут. Проба Генчи у школьников – 12-13 сек. У взрослых проба Генчи оценивается

34 сек. - неудовлетворительно

35-39 сек. - удовлетворительно

40 сек. - хорошо.         

Индекс полноты:

Масса тела (кг)

Рост стоя (кв. м.); (кг/ кв.м.)

Этот индекс оценивается следующим образом:

- если полученный Вами показатель окажется равным или меньше  

- менее 18,5 – пониженный вес или дистрофия. Возможно нарушение менструальной функции, снижается вероятность зачатия, ослабляется иммунитет. Необходимо поправиться.

- 18,6 – 24,9 – норма. Худеть не нужно, у вас все в порядке.

- 25,0 – 29,9 – полнота (избыточный вес). Ограничьте калорийность рациона на 30% и увеличьте физическую нагрузку.

- 30,0 – 39,9 – тучность (ожирение) это уже болезнь! Высокий риск сопутствующих заболеваний (сахарный диабет и гипертоническая болезнь). Не используйте краткосрочные жесткие диеты, спланируйте программу похудения после консультации с эндокринологом, гастроэнтерологом, диетологом.

- более 40,0 – крайняя степень ожирения, представляющая непосредственную опасность для здоровья. Немедленно обратитесь к врачу. Нередко возникает необходимость в оперативном вмешательстве.

Гарвардский степ-тест. Сущность этого метода состоит в том, что восхождение на одноступенчатую лестницу и спуск с неё определяется темпом, временем и высотой ступени.

Темп восхождения постоянный и ровняется 30 циклам в 1 минуту. Каждый цикл состоит из 4 шагов: ставим на ступеньку одну ногу, подставляем другую.

После выполнения пробы в восстановительный период определяется трижды ЧСС в течение первых 30 секунд второй минуты, затем в течение первых 30 секунд третьей минуты и также на 4 минуте (испытуемый сидит на стуле). Если при проведении теста у испытуемого отмечаются внешние признаки чрезмерного утомления: бледность лица, спотыкания и т.п., то тест нужно  прекратить.

Результаты этой пробы выражаются количественно по индексу Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Он рассчитывается по формуле:

Где t – время восхождения в секундах

f1, f2, f3 - количество ударов пульса за первые 30 секунд на второй, третьей и четвёртой минутах восстановления соответственно.

Физическая работоспособность оценивается как слабая, если ИГСТ меньше 55; ниже средней – 55-64; средняя – 65-79; хорошая – 80-89; отличная – 90 и более.


Результаты физической подготовленности

5

4

3

2

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

1. Тест Купера (м)

2800

2650

2500

2150

2000

1850

1600

1500

2. Бег 3000м (мин. сек.)

12.00

-

12.35

-

13.10

-

13.50

-

3. Бег 2000м (мин. сек.)

-

10.15

-

10.50

-

11.15

-

11.50

4. Бег 100м (сек.)

13.2

15.7

13.6

16.0

14.0

17.0

14.3

17.9

5. Прыжок в длину с места (см.)

250

190

240

180

230

168

223

160

6. Подтягивание на перекладине (раз)

15

-

12

-

9

-

7

-

7. Поднимание туловища из положения лёжа (раз)

-

60

-

50

-

40

-

30

8. Отжимание на брусьях (раз)

15

-

12

-

9

-

7

-

9. Поднимание ног до перекладины в висе (раз)

10

-

7

-

5

-

3

-

10.Приседание на одной ноге «пистолет» (раз)

30

12

20

10

16

8

12

6


Форма позвоночника и осанка. Позвоночник выполняет основную опорную функцию, и его форма играет существенную роль в осанке. В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости  (обнаруживается при осмотре в профиль), но анфас – представляет прямую линию. При патологических состояниях, возможны искривления позвоночника как в переднезаднем (кифоз, лордоз), так и в боковом (сколиоз) направлении. Так при сутулости (округлой спине) сильно выражен грудной изгиб позвоночника; при плоской спине все физиологические изгибы сглажены. Сколиоз может захватывать как весь позвоночник, так и часть его.

Различают искривления позвоночника (кифоз, лордоз и сколиоз) 1, 2 и 3 степени. При 1 степени имеют место функциональные нарушения: это – нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры. 2-я степень характеризуется стойким искривлением, не исчезающим при напряжении мускулатуры, но без резко выраженных деформаций позвоночника и грудной клетки. При 3-й степени наблюдается резко выраженные фиксированные искривления позвоночника, сопровождающиеся деформацией грудной клетки

Рис. 1. Форма спины: а — нормальная, б — круглая, в — плоская, г — кругловогнутая

Рис. 2. Виды сколиоза: а — правосторонний, б — левосторонний, в и г — S-образные

Осанку, то есть манеру держаться, обычно оценивают в положении стоя. Осанка считается правильной, если голова и туловище находится на одной вертикали, плечи развёрнуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, грудная клетка приподнята и выступает вперёд, живот слегка втянут, лопатки симметричны и не выделяются, а ноги в суставах выпрямлены.

Следует отметить, что нарушенная осанка не только портит фигуру человека, но и отрицательно сказывается на функционировании внутренних органов, вызывая в них различные патологии.


Специальные упражнения для наружных мышц глаз.

Приведённые ниже специальные физические упражнения (или их варианты) необходимо выполнить с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости не реже 3-4 раза в неделю.

1. Исходное положение (и.п.) – сидя. Крепко зажмурив глаза на 3-5 сек., а затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз, Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.

2. И.п. – сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.

3. И.п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. – стоя. Вытянуть вперёд руки, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторять 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. И.п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторить в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.П. – сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8-12 раз.

7. И.п. – сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4-6 раз).

Пальчиковая гимнастика

  1. Соедините пальцы. Затем соедините ладони и с усилием разотрите до появления тепла. Словно умывая руки, хорошо разотрите тыльную часть каждой руки.
  2. Средним и большим пальцами правой руки обхватите запястье левой и круговыми движениями помассируйте до появления тепла. Затем то же сделайте с правой рукой.
  3. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. И наоборот. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Каждый палец с усилием сожмите сбоку у основания ногтя. Пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени. Воздействуя на мизинец, мы помогаем работе сердца. Выполняя массаж, сосредоточьте внимание на этом уровне, которому хотите помочь.
  4. Встряхните руками, словно сбрасывайте с них капельки воды.
  5. Сомкните раздвинутые пальцы обеих рук в области подушечек. Не сдвигая кончиков пальцев, с усилием сдавите руки. При этом не сгибайте пальцы и не соединяйте ладони. Руки держите на уровне груди. Выполняйте 5-10 секунд.
  6. Соедините ладони на уровне груди. Сдавите ладони 5-10 раз, затем, перемещая руки вправо и влево, повторите эти движения. По окончании погладьте кисти, снимая напряжение.
  7. Сцепите руки на уровне груди в замок и выверните ладонями вперёд. Затем с усилием вытяните сцепленные руки вверх, вниз, вперёд, вправо, влево. Каждый раз возвращайте руки к груди. Можете повторить движения 2-3 раза.
  8. Сложите руки крест-накрест в области запястья ладонями вниз. Затем сцепите руки в замок, выверните их по направлению к себе и вытяните вперёд. Постарайтесь выровнять руки в ладонях, не разъединяя замок, и верните в исходное положение. Повторите упражнение 3-5 раз.
  9. Представьте, что ваши пальцы касаются клавиш пишущей машинки. В быстром темпе подвигайте каждым пальцем, сгибая их в каждом суставчике.
  10. Поднимите руки над головой, пальцы расслабьте. Задержитесь в таком положении 10 минут. Затем положите спокойно руки на стол или на бёдра в удобном для них положении и дайте им отдохнуть.

Все перечисленные упражнения помогают не только укрепить мышцы рук, сделать их более быстрыми, но и придают всему организму силу, бодрость.


Комплекс упражнений на перемене, физ.паузе, при подготовке домашних заданий.

  1. Исходное положение – сидя. По очереди сгибание ног. (6 –8 раз каждой ногой).
  2. Исходное положение – сидя. Выпрямить левую ногу в колене и производить сгибание, разгибание и вращение. То же другой ногой. (6 8 раз).
  3. Исходное положение – руки к плечам. Вращение рук вперёд – назад. (6 – 8 раз).
  4. Движение головой вверх – вниз, сопровождая взглядом. (4 – 6 раз).
  5. По очереди поднять руку вверх, опустить вниз, сопровождая взглядом (5 – 7 раз).
  6. Повороты головы вправо – влево. (3 – 5 раз в каждую сторону).
  7. Руки вперёд. Сгибание – разгибание в локтевых суставах, сжатие и разжатие пальцев. Взглядом следить за движением пальцев. (5 – 8 раз).
  8. Повороты головы вправо – влево, коснуться подбородком плеча. (5 – 7 раз).
  9. Исходное положение – сидя. Согнуть правую ногу – хлопок; вернуться в исходное положение. То же с другой ноги (3 5 раз).
  10. Исходное положение – сидя на стуле, ноги выпрямлены, руки впереди. Согнуть ноги в коленях, руки на пояс; вернуться в исходное положение. (4 – 6 раз).
  11. Исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе. Руки вперёд, выпрямить правую ногу; вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. (3 – 5 раз).
  12. Исходное положение – сидя на стуле, руки к плечам. Наклоны вперёд – выдох, вернуться в исходное положение – вдох. (4 – 6 раз).
  13. Исходное положение – сидя на стуле, согнуть правую ногу, обхватить её руками, вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. (3 – 5 раз).
  14. Исходное положение – сидя на стуле (сохраняется для  шести последующих упражнений), руки опущены вдоль туловища. Повороты головы – влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный. Повторить 5 – 10 раз.
  15. Опустить голову вниз, достать подбородком грудь. Темп медленный. 5 – 10 раз.
  16. Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок. Темп медленный. 5 -10 раз.
  17. Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь. Голова и ладонь неподвижны. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.
  18. Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком положении 10 сек., расслабление – 15 сек. 6 раз.
  19.  Самомассаж шеи, плечевых суставов, трапециевидной мышцы. 5 – 7 минут.
  20. Исходное положение – сидя на стуле. Ноги согнуты в коленях, стопы параллельны, руки на поясе. Одновременное приподнимание пяток. 8 – 10 раз.
  21. Исходное положение – сидя на стуле. Ноги прямые, руки на поясе. Поочерёдное сгибание стоп. 4 – 5 раз.

22.Исходное положение – сидя на стуле. Положить ногу на колено другой ноги. 4 – 5 раз.


Психологический опросник.

Оценка нервно-психического напряжения.

Нервно-психическое напряжение оказывает влияние на общее состояние здоровья человека.        

Опросник содержит вопросы, освещающие особенности сна, настроения, памяти, внимания, речи, особенности эмоционального состояния в целом.

Повышенный уровень нервно-психического напряжения свидетельствует о наличии психического и физического дискомфорта, об изменениях со стороны различных систем организма.

Проанализировав результаты диагностики, психолог выдаст индивидуальные рекомендации студентам.

Рекомендации для снижения уровня нервно – психического напряжения.

Релаксация. Это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического и психического напряжения. Методы релаксации нужно освоить  заранее, чтобы в критический момент запросто противостоять раздражению и психической усталости. Релаксационные упражнения должны стать привычкой и ассоциироваться с приятными впечатлениями. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Это оказывает положительное влияние на психику. Выполнять упражнения желательно в отдельном помещении.

Примеры упражнений при стрессовых ситуациях.

  1. Лежите на спине спокойно две минуты. Глаза закрыты, попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Обойдите мысленно всю комнату вдоль стен.
  2. Следите за дыханием, сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на дыхании на 1-2 минуты. Старайтесь не думать ни о чем другом.
  3. Сделайте неглубокий вдох, на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы. На несколько секунд постарайтесь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.
  4. Упражнения для всех частей тела. Упражнение для ног. Напрягите сразу все мышцы ног от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние. Затем расслабьте все мышцы. Повторите три раза.
  5. Затем упражнения, идентичные предыдущему, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, рук мышцы лица (лоб, губы ).
  6. В заключении «пробегитесь» по всем мышцам тела – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да,то постарайтесь снять его. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, сначала напрягите мышцы всего тела, затем расслабьте. Полежите на спине спокойно, дыхание ровное. Вы обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию. После упражнения вы должны почувствовать себя отдохнувшими, полными сил, энергии. Откройте глаза, затем зажмурьтесь несколько раз, откройте глаза, медленно встаньте. Со временем упражнения будут выполняться быстрее, позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобиться.

Концентрационные упражнения.

Снижение внимания, сосредоточенности, отвлекаемость свидетельствуют об утомляемости и психическом напряжении. В этом случае помогут упражнения для концентрации. Их желательно выполнять дома рано утром, перед выходом на учебу или вечером перед сном.

1.Желательно, чтобы в помещении вы находились одни.

2.Сядьте на стул, но не опирайтесь на спинку. Руки положите на колени, глаза закройте. Не открывайте глаза до конца упражнения, чтобы не отвлекать внимание на посторонние предметы.

3.Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

4.Концентрация на счете. Мысленно медленно сосчитайте от 1 до 10, сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если мысли начинают расплываться и вы не можете сосредоточиться, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

5.Концентрация на слове. Выберите любое слово, которое вызывает у вас положительные эмоции,  или, с которыми связаны приятные воспоминания (это может быть имя любимого человека, ласковое прозвище, которым вас называли в детстве, название любимого блюда). Если слово двусложное, медленно произносите первый слог на вдохе, второй - на выдохе.

Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к релаксации мозговой деятельности. Мысленно повторяйте слово, пока оно доставляет вам удовольствие. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, откройте глаза, потянитесь. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.

С помощью концентрации на слове можно быстрее вспомнить забытое. Бывают ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию, какую-то мысль. Именно в этих случаях рекомендуется концентрация на слове. В большинстве случаев, выпавшее из памяти слово, мысль, придут в голову.


Ауторегуляция дыхания для снятия мышечного и нервно-психологического напряжения.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает. Дыхание становится затрудненным при физическом и психическом перенапряжении, в стрессовой ситуации.

Человек имеет возможность сознательно управлять дыханием, использовать его для успокоения, для снятия мышечного и психического напряжения.

При выполнении дыхательных упражнений позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении.

1.С помощью спокойного глубокого регулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2.Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику.

3.Медленно выполняйте глубокий вдох через нос, на пике вдоха на мгновенье задержите дыхание. Сделайте выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить, что с каждым глубоким вдохом вы частично избавляетесь от напряжения.

4.Приложите большой и указательный палец к крыльям носа, но не закрывайте входа.

- Выдохните, зажмите правое крыло носа, сделайте глубокий вдох, сосчитайте до 8.

- Зажмите обе половины носа, задержите дыхание, сосчитайте до 8.

- Откройте правую половину носа, выдохните, счет до 8.

- без паузы вдыхайте через правую половину носа.

- зажмите обе половины носа, задержите дыхание, счет до 8.

- откройте левую половину носа, выдыхайте через нее, счет до 8.

- все повторите 7 раз.


Упражнение для включения в работу всех систем организма.

- быстро потрите ладони друг о друга. 5 сек.

- теперь быстро потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз. 5 сек.

- часто постучите пальцами барабанной дробью по макушке. 5 сек.

- сожмите руку в расслабленный кулак, энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечий. 3 раза.

- осторожно надавите на щитовидную железу большим и указательным пальцами. 3 раза.

- большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа, нажмите, сосчитайте до 3, отпустите. Повторите 3 раза.


Профилактика кариеса

  1. После ночного сна следует тщательно прополоскать рот.
  2. Чистить зубы после завтрака и после ужина по 3 минуты.
  3. Пользоваться только своей зубной щёткой. Раз в 2 – 3 месяца менять зубную щётку (лучше менять каждый месяц).
  4. Промывать и намыливать зубную щётку после  каждого использования, чтобы продезинфицировать её, а перед чисткой зубов тщательно прополоскать щётку.
  5. После каждого приёма пищи: полоскать рот или использовать зубную нить, либо жевательную резинку. Неприлично, если изо рта плохо пахнет.
  6. Соблюдать диету: не употреблять много сахаросодержащей пищи. Избегать перепада контрастных температур.
  7. На ночь не есть мягкую пищу (творог), т.к. его остатки трудно вычищаются.
  8. Заболевания дёсен ухудшают состояние зубов, поэтому обязательно надо лечиться.

9.         Беречь зубы – не грызть семечки и орехи, курение неблагоприятно влияет на эмаль зубов.

10.         Посещать стоматолога каждые 3 – 6 месяцев на профилактические осмотры  и консультации.


Личная гигиена.

Поддержание чистоты тела и волос достигается регулярным (не реже 1-2 раза в неделю) мытьём горячей водой, а так же сменой нательного и постельного белья.

Руки необходимо тщательно мыть после выполнения грязных работ, посещения туалета (санузла), а так же перед каждым приёмом пищи. Необходимо коротко стричь ногти, не допуская накопления под ними грязи.

Перед бритьём волос необходимо вымыть место бритья с мылом, затем побрить кожу чистым станком, после этого продезинфицировать и нанести дезодорант.

В летнее время ежедневно, после мытья тела нужно использовать дезодорант (особенно людям с повышенной потливостью). Кроме обычных дезодорантов существуют дезодоранты  для ног, для интимной гигиены, используемые по назначению. Не рекомендуется использовать дезодоранты, содержащие алюминий.

Ежедневно перед сном необходимо мыть ноги водой с мылом, с обязательной сменой носков, чулок.

Личная гигиена девушки.

Девушка должна ежедневно содержать в чистоте наружные половые органы, обмывая их тёплой водой спереди назад, используя туалетное мыло или средства для интимной гигиены. Так же следует подмываться после каждого акта дефекации, струю тёплой воды направляя спереди назад по направлению к анусу.

Если в 15-16 лет у девочки не появились менструации, это серьёзный повод для обращения к специалисту.

Каждая третья девочка в первый день менструации ощущает тяжесть внизу живота, тянущие и схваткообразные боли. Эти явления в последующие годы, как правило, ослабевают или исчезают. Если же боли и дискомфорт со временем не прекращаются они могут быть признаны воспалительным заболеванием.

Современная мода способствует женским воспалительным заболеванием: мини-юбки, лёгкие брюки, узкие трусики-стринги из синтетики, короткие зимние куртки – всё это ведёт к переохлаждению половых органов. Особенно опасно переохлаждение во время менструации.

Часто приходится видеть девочек, сидящих на  каменных ступеньках – это совершенно недопустимо.

В период менструации нужно вести обычный образ жизни. Можно и нужно продолжать свои занятия, как умственные, так и физические. Можно заниматься физкультурой. Следует лишь избегать выполнения упражнений, требующих повышенного физического напряжения (верховая езда, прыжки, езда на велосипеде, поднятие тяжестей).

Во время менструации очень важно содержать в чистоте наружные половые органы. Ежедневно необходимо обмывать их струёй тёплой воды спереди назад, используя туалетное мыло или средства для интимной гигиены. Подмывание нужно производить не менее двух раз в день хорошо вымытыми руками. В этот период рекомендуется ежедневно принимать тёплый душ. Ни в ванне, ни в реке, ни в море купаться не рекомендуется. Особенно опасно купаться в холодной воде, т.к. это может удлинить кровотечение, вызвать воспаление половых органов.

Применять гигиенические прокладки, соответствующие объёму выделений (3-4 раза в день, иногда чаще). Тампоны девочкам применять не рекомендуется, их можно использовать только после консультации с гинекологом. Утилизировать использованные гигиенические прокладки, нужно предварительно завернув их в бумагу. Нельзя выбрасывать их в унитаз, т.к. может произойти засорение.

Употребление в пищу острых приправ (перец, горчица, хрен) может способствовать усилению менструального кровотечения. Несвоевременное опорожнение мочевого пузыря и кишечника может привести к смещению матки, нарушению оттока менструальной крови из матки, возникновению или усилению болей.

Во время менструации летом нужно носить плотно облегающие хлопчатобумажные трусы, зимой – тёплые трико, колготы или рейтузы и тёплую обувь

Личная гигиена юноши.

Особенности строения наружных половых органов юноши требуют их ежедневного обмывания. Следует подмываться также, и после дефекации. Вода при этом должна быть тёплой, мыло пережиренным, не раздражающим кожу («Детское», «Ланолиновое») или средства для интимной гигиены. После ополаскивания кожу необходимо протереть мягким полотенцем, специально для этого выделенным.

Если же интимный  туалет совершать редко, между головкой полового члена и крайней плотью (подвижной складкой, прикрывающей головку) скапливаются выделения сальных желёз – смегма, пот, соли, выпадающие из мочи. Разлагаясь, они вызывают раздражение, зуд, отёки и воспаление.

Юношам гигиенические процедуры необходимы также и после ночных поллюций.

Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов. За 2 часа до сна необходимо проветривать спальную комнату, желательно, чтобы температура воздуха в спальне была около 16ْ С.


Гигиена питания.

Питание подростков должно быть рациональным, т.е. полноценным в количественном и качественном отношении. Оно должно обеспечивать жизнедеятельность, рост и развитие организма, его физическую и умственную работоспособность, выносливость и полноценный иммунитет.

В состав пищевого рациона обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

Наиболее рациональным является трёх- и четырёхразовое питание. Завтрак должен содержать от 20% до 35% суточного колоража пищи. Второй завтрак (при четырёхразовом питании) должен содержать от 10% до 25% суточного  колоража. Обед должен содержать около 30% - 40% суточного рациона.

Продукты, богатые белком (мясо, рыба, бобовые) и жиром, должны в основном входить в дневные приёмы пищи.

Ужин должен содержать 15% - 20% колоража, он должен состоять из легко перевариваемой и не возбуждающей нервную систему молочно-растительной пищи. Ужин рекомендуется принимать за 2 часа до сна.

Белки - сложные соединения, состоящие из аминокислот. Известно больше 25 аминокислот. В состав аминокислот, кроме углерода, кислорода и водорода, входит азот, который не содержится ни в жирах, ни в углеводах. Некоторые аминокислоты содержат фосфор и серу. Белки различных пищевых продуктов имеют неодинаковый по количеству состав аминокислот. Белки являются важнейшим компонентом пищи. Белки пищи в пищеварительном тракте расщепляются на аминокислоты, всасывающиеся в кишечнике. В тканях из этих аминокислот образуются новые белки, специфичные для человеческого организма. Часть аминокислот, входящих в состав тканевых белков, может синтезироваться в организме из других аминокислот или продуктов их распада, а часть аминокислот в организме не синтезируется. Эти аминокислоты, называемые незаменимыми, должны быть доставлены с пищей.

Белки, находящиеся в продуктах животного происхождения (в мясе, рыбе, молоке, яйцах), по содержанию незаменимых аминокислот биологически более ценны, чем растительные белки. Кроме того, они лучше усваиваются. Поэтому для достижения азотистого равновесия у взрослых и для оптимального роста молодых требуется обязательное наличие белков животного происхождения. Для обеспечения потребностей организма во всех незаменимых аминокислотах в пищевом рационе подростков 50-60% (минимум 35-40%) суточной потребности в белках должно покрываться за счет продуктов животного происхождения.

Наибольшее количество белков содержится в мясе, рыбе и бобовых, меньше - в злаковых и ничтожное количество - в овощах, фруктах и ягодах.

Жиры - органические соединения, структурными элементами которых являются глицерин и жирные кислоты. В состав жиров входит углерод, водород и кислород. Жиры, содержащиеся в различных пищевых продуктах, отличаются составом жирных кислот.

Жиры являются источником энергии. Полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в жирах (особенно растительное масло) имеют важное значение в профилактике атеросклероза.

Биологическая ценность жиров определяется и тем, что некоторые из них являются носителями жирорастворимых витаминов A, D, Е, К, жир молока и рыбий жир - носители витаминов A, D, К, растительные масла - витамина Е. Содержание жиров должно соответствовать приблизительно 30% суточного калоража.

Углеводы состоят из углерода, кислорода и водорода. Разделяются углеводы на моносахариды (глюкоза, фруктоза и др.), дисахариды (свекловичный сахар, лактоза молока) и полисахариды (крахмал, гликоген, клетчатка).

Основными источниками углеводов являются продукты переработки злаков (содержат до 75% углеводов), бобовые (до 60% углеводов), овощи, фрукты и ягоды (от 2 до 20% углеводов) в злаках и бобовых преимущественно содержится крахмал, в овощах - крахмал (картофель) и сахара (морковь, свекла и др.), во фруктах и ягодах - сахара. Содержание углеводов должно соответствовать приблизительно 60% суточного калоража.

Углеводы являются в основном источником энергии: 1г углеводов в среднем дает 4,1ккал.

Оптимальным соотношением (в граммах) количества белков, жиров и углеводов в рационе считают 1:1:4.

Минеральный состав пищи включает свыше 60 различных химических элементов. Поступающие в организм с пищей органические соединения (белки, жиры и углеводы) в основном состоят из углерода, кислорода, водорода и азота. Кроме этих химических элементов, в тканях человеческого организма постоянно находятся и другие элементы. Из них, например, кальций, магний, фосфор, сера, натрий, калий, хлор содержатся в тканях в относительно больших количествах, другие - в меньших. Они называются микроэлементами, если содержание их в тканях порядка 1 мг/кг и менее (йод, фтор, медь, цинк, марганец, кобальт и др.).

Физиологическая роль минеральных веществ в организме многообразна. Они входят в большом количестве в состав костей и зубов, придавая им необходимую прочность, содержатся в ферментах и гормонах, являются катализаторами реакций тканевого обмена, входят в состав секретов. Минеральные вещества поддерживают на необходимом уровне осмотическое давление и концентрацию водородных ионов в тканях организма.

При разнообразном питании смешанной пищей, состоящей из возможно большего числа продуктов животного и растительного происхождения, поступление минеральных веществ в организм обычно вполне достаточное, за исключением поваренной соли. Потребность подростка в хлориде натрия составляет 6—12 г в сутки. Значительно возрастает потребность в поваренной соли при сильном потении (до 25—30 г).

Кальций входит в большом количестве в состав опорных тканей, влияет на нервно-мышечную возбудимость и свертываемость крови. В суточном рационе подростка потребность в кальции должна составлять около 1,5г.

Много хороню усвояемых солей кальция в молоке и молочных продуктах. Сравнительно велико содержание кальция в лиственной зелени (капуста, шпинат и др.)

Много фосфора содержится в костной, мышечной и нервной тканях, так как он входит в состав белков клеточных ядер и играет большую роль в процессах тканевого обмена. Содержание фосфора в суточном рационе подростка должно быть 1,5-2г. Им богаты многие пищевые продукты (мясо, злаки, яйца и др.). Соотношение фосфора и кальция в рационе должно быть 2:1, большие количества фосфора ухудшают усвоение кальция.

Железо входит в состав гемоглобина крови. Суточная потребность подростков в железе равна 1-1,5 мг, но, поскольку железо пищевых продуктов усваивается в среднем на 10%, фактическая потребность в железе составляет 15-20 мг. Наиболее богаты и притом лучше усвояемым железом печень, яйца, шпинат, куриное мясо, яблоки и др.

Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, влияет на все виды обмена, рост и развитие организма. Главный источник йода для организма пищевые продукты растительного происхождения (особенно богата йодом морская капуста).

Витамины - это группа, разнообразных по химической природе органических соединений, физиологически активных, в малых количествах поступающих в организм с пищей и играющих большую роль в обмене веществ. Витамины делят на водорастворимые (витамины С, B1, В2, РР и др.) и жирорастворимые (витамины A, D, Е и К).

Водорастворимые витамины:

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, протекающих в тканях, обеспечивает полноценный иммунитет, способствует регенерации тканей, например сокращает срок заживления раневой поверхности после ожогов. Потребность подростков в витамине С составляет 70-110мг в сутки.

Основные источники витамина С - зелень, овощи, фрукты и ягоды. Особенно богаты витамином С цитрусовые (лимоны, апельсины), черная смородина, ягоды шиповника. В летнее и осеннее время пищевой рацион обычно достаточно богат витамином С, так как многие из этих продуктов употребляются в свежем и сыром виде. Зимой и весной основными источниками витамина С являются картофель и капуста.

Витамин С менее стойкий, чем другие витамины. При вымачивании продуктов он переходит в воду, при варке - в отвар. Разрушается витамин С кислородом воздуха, особенно при высокой температуре. Поэтому варка, хранение очищенных овощей в воде и на воздухе или хранение кислой капусты без рассола приводят к разрушению витамина С. Полагают, что в среднем при кулинарной обработке теряется около 50% витамина С.

Витамин В1 (тиамин). Входит в состав многих ферментов, необходим для «сгорания» сахара в клетке. Потребность подростков в витамине B1 составляет 2-3 мг в сутки. Главный источник витамина B1 - продукты переработки злаков и бобовые, почки, печень, желтки яиц, свинина, говядина, пивные дрожжи.

Витамин В2 (рибофлавин). Входит в состав многих ферментов и оказывает большое влияние на клеточное дыхание. Суточная потребность взрослых в витамине В2 2,0-3,5 мг. Источники рибофлавина - печень, почки, сердце, желток яиц, бобовые, мясо, злаковые; богаты ими дрожжи.

Витамин РР (ниацин). Этот витамин участвует в белковом, углеводном и жировом обмене в тканях.

Суточная потребность подростков в ниацине составляет 20 -30 мг. Источниками ниацина являются злаковые, бобовые, мясо,яйца, печень, овощи, дрожжи.

Жирорастворимые витамины.

Витамин А (ретинол) выполняет ростовые функции и входит в состав зрительного пурпура, участвуя в акте зрения. Суточная потребность подростков в витамине А от 1,5 до 2 мг. Большое количество витамина А содержится в рыбьем жире, печени животных и морских рыб, молоке и молочных продуктах, желтке яиц, красной моркови, шпинате, зеленом горошке, салате, тыкве, абрикосах, помидорах и др.

Витамин D - кальциферол (антирахитический) регулирует обмен фосфора и кальция в организме, участвует в формировании костей. Суточная потребность подростков в нем составляет 0,025 мг. Витамином D богаты жир печени рыб, сливочное масло, молоко, яйца.

Витамин Е - токоферолы(антиокислители)- необходим для нормального обмена веществ в мышечной ткани, ее сокращения. Суточная потребность подростков в нем составляет 13-20 мг. Витамином Е богаты яичный желток, печень, сливочное масло, молоко.

Витамин К - филлохиноны (антигеморрагический)- усиливает биосинтез белков, участвующих в свертывании крови. Суточная потребность подростков 1-2 мг. Витамином К богаты шпинат, капуста, томаты.


Карты сестринского процесса

Дата

Курс

Выявленные проблемы

Постановка целей

Планирование мероприятий для ликвидации проблемы

Реализация плана

Действительные

Потенциальные

Дата

Курс

Выявленные проблемы

Постановка целей

Планирование мероприятий для ликвидации проблемы

Реализация плана

Действительные

Потенциальные

Дата

Курс

Выявленные проблемы

Постановка целей

Планирование мероприятий для ликвидации проблемы

Реализация плана

Действительные

Потенциальные

Дата

Курс

Выявленные проблемы

Постановка целей

Планирование мероприятий для ликвидации проблемы

Реализация плана

Действительные

Потенциальные


Содержание.

Пояснительная записка.        

Карта наблюдений и обследования студента        

Измерение пульса ЧСС.        

Измерение частоты дыхательных движений (ЧДД).        

Артериальное давление и техника его измерения.        

Измерение окружности грудной клетки.        

Результаты функциональных показателей        

Результаты физической подготовленности        

Специальные упражнения для наружных мышц глаз.        

Комплекс упражнений на перемене, физ.паузе, при подготовке домашних заданий.        

Психологический опросник.        

Оценка нервно-психического напряжения.        

Рекомендации для снижения уровня нервно – психического напряжения.        

Примеры упражнений при стрессовых ситуациях.        

Концентрационные упражнения.        

Ауторегуляция дыхания для снятия мышечного и нервно-психологического напряжения.        

Профилактика кариеса        

Личная гигиена.        

Личная гигиена девушки.        

Личная гигиена юноши.        

Гигиена питания.        

Карты сестринского процесса        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт кабинета

паспорт, план учебного кабинета кабинета...

Методические рекомендации по заполнению паспорта контрольно-оценочных средств

Краткая инструкция по заполнению паспорта контрольно-оценочных средств (на примере дисциплины "Физика" для первого курса ГБОУ СПО МГКБИТ)...

Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.

Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...

Паспорт инновационного проекта

В основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самосто...

Паспорт КМО

Паспорт комплексного методического обеспеченияуп 0101   ПМ 01«Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»По профессии: «100701.01  Продавец, контролер-кассир»...

Паспорт лаборатории сельскохозяйственных машин

Паспорт лаборатории сельскохозяйственных машин...

Паспорт Фонда оценочных средств по дисциплине Экономика организации

ФОС предназначен для специальности 031601 "Реклама"...