МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУЖКА КРАЕВЕДЕНИЯ
методическая разработка по теме
Методическое пособие по краеведческой работе среди студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ | 93 КБ |
ЛИКИ НАРОДОВ САМАРЫ | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТУДЕНТОВ
«САМАРСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Самара, 2014
Пояснительная записка
Модернизация образования, которая проводится в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала студентов и расширению возможностей углублённого образования, в том числе исторического. Такие условия складываются в процессе обучения на гуманитарной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определённой области на основе взаимосвязанного использования различных гуманитарных предметов в качестве средства образовательной деятельности.
Студенты знакомятся с краеведческим материалом ещё будучи учащимися школ, и думается целесообразным предложить для изучения элективный курс «Историческое краеведение как элемент гуманитарного воспитания и образования», что позволит повысить качество подготовки в предметной области за счёт расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемых гуманитарных предметов в общей образовательной среде; достичь образовательных целей за счёт приобщения к истории, культуре, этнографии родного края и приобретения новых сведений о жизни народов Поволжья, расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области культурологии, этнографии, истории родного края и, конечно, улучшить их компетенцию в культурологическим плане, повысить мотивацию к овладению гуманитарными науками, что расширяет возможности успешной профессиональной деятельности на мировом рынке.
Курс нацелен на воспитание у студентов чувства собственного достоинства, национального самосознания, понимания ими своих прав, на развитие умения строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами, что совершенно необходимо для подлинной правовой культуры.
Цель курса сообщить студентам сведения о правах наций и народностей, декларированные Международной конвенцией, научить анализировать их и пользоваться ими, а также сформировать личную точку зрения студентов по вопросам, рассматриваемым Конвенцией, дать больше информации о положении народов разных национальностей в других странах; содействовать развитию гражданской грамотности и личности студентов в целом.
Главная цель курса «Историческое краеведение» не только в том,чтобы дать студентам знания о своём родном крае,но и в том,чтобы воспитать любовь к нему,сформировать гражданские понятия и навыки,а также раскрыть учащимся связь своего учебного заведения,родного края,его городов и сёл с великой родиной,помочь уяснить неразрывную связь,единство истории каждого города,села с историей и жизнью страны.Кроме того,этот краеведческий курс должен сыграть существенную педагогическую роль в нравственном.трудовом,эстетическом воспитании студентов, и занять важней
шее место в формировании патриотизма молодого поколения,так как истоки любви к Родине лежат в стране нашего детства – отчем крае,чей светлый образ остаётся навсегда в сердце каждого.
Поэтому основным принципом курса кружковой работы «Историческое краеведение» явялется взаимосвязь истории местного края с историей страны.
Особенность курса в том, что в нём уделяется большое внимание изучению человековедения,способного развить у студентов чувства уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников,гордость за достижения и успехи земляков,а также отстаивать и свои права, главное - он предлагает организовать общение студентов так, чтобы в их жизнь вошли понятия толерантности, равенства, уважения и сострадания к другим.
В связи с развитием экологического аспекта в образовании,особую актуальность содержания приобретает мотивация студентов к изучению эколо
гической составляющей – формировании у них современного научного понятия о триединстве система «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть студентам роль человека во заимодействии с окружающей средой,дать конкретные примеры её изменений,показать существующие закономерности,связи хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким последствиям она приводила,приводит и может привести.
Другая особенность курса кружковой работы в том,что она способствует
развитию учебных, коммуникативных и презентационных умений и навыков,
в ходе экскурсионной, архивной, исследовательской работе предлагая самостоятельное и коллективное(при участии научного руководителя и музейных консультантов)изучение текстов документов и законов, материалов газет и журналов, потому, что никакие другие материалы не играют столь важную роль в жизни студентов как граждан и не являются такими доступными. Курс учит читать, понимать, анализировать и использовать газетные и журнальные публикации в классе и жизни, одновременно развивает речевые умения и навыки в устной и письменной речи (умения формулировать, выражать и отстаивать своё мнение по данной тематике, вести дискуссию, писать короткое эссе, письмо, проект, репортаж, статью; моделировать жизненные ситуации). Разнообразные задания направлены на то, чтобы студенты научились работать в команде, правильно распределять роли, сравнивать данные и делать аргументированные выводы. Изучение курса рассчитано на 250 учебных часов.
Содержание курса
Тема 1. Технология исследовательской работы по краеведческой тематике……………………………………………………………18час. Чтение литературы по местной истории,работа с документальными материалами,источниками,вещественными памятниками музеев,подготовка рефератов,заметок,статей.
Практические задания – исследования по выбранной теме.
Т е м а 2. Методы выполнения практических заданий по краеведческой тематике ……………………………………………………………18 час.
Запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры,наблюде-
ния за бытом и жизью народа,подготовка наглядности и выпуск стенной
печати.Практическое задание – по выбору.
Т е м а 3.Архитектура Самары…………………………………..18 час
Деревянное зодчество Самары и губернии.Новая архитектура Самары.Выдаю щиеся архитекторы Самары(лекция,посещение музея П.Алабина,архитектурно строительной академии,встреча с архитекторами,подготовка материалов по теме-рефератов).
Тема 4.Нумизматика и филателия о Самарском крае………..18 час.
Самарский край в нумизматике.Редкости нумизматических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в нумизматике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о нумизматике в Самаре)
Тема 5.Фалеристика о Самарском крае……………………… 18 час
Самарский край в фалеристике.Редкости фалеристических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в фалеристике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о фалеристике вСамаре)
Т е м а 6.Печатное дело в Самаре……………………………….18 час.
Издательское дело в Самарском крае.История книгоиздательства.Начало газе ного дела в Самаре.Выдающиеся газетчики,журналисты Самары и Поволжья.
(лекция,посещение Дома журналистов,редакций газет,подготовка статей,рефе ратов,исследовательских работ,заметок в газеты города и области).
Т е м а 7. Устное народное творчество………………………...18 час
Устное народное творчество народов Поволжья ,Самарской губернии.Ска-зания,легенды,были,народные песни волжан.Предания.(лекция,встреча в музее СамГУ,посещение Волжского народного хора и встреча с его участни-ками,подготовка материалов по устному народному творчеству-рефератов,за
меток,статей.)
Тема 8.Топонимика Самарской области………………………18 час.
Топонимические особенности самарских названий.Исторические корни наз-ваний в Самаре и области.Происхождение названий.(лекция,посещение му-
зея П.Алабина,СамГУ,встреча с учёными,подготовка исследований по теме,
рефератов)
Тема 9.Искусство в Самаре……………………………………….18 час.
Появление искусства в Самаре.Живопись самарских художников.Зна-менитые художники-самарцы.Музыка в Самаре.Известные композиторы Самары.Татральная Самара (лекция,посещение художественного музея,теат
ра оперы,встреча с деятелями искусства в Доме актёра,подготовка исследо-ваний по избранным темам)
Т е м а 10.Знаменитые исторические места Самары…………….18 час
Знаменитые люди и события Самары и места,с ними связанные и вошедшие в историю.(лекция,экскурсия а музей П.Алабина,встречи с учёными,подготовка
исследований по избранным темам).
Тема 11.Древнее прошлое Самары…………………………………..18 час.
Историческое прошлое Самары - возникновение, развитие.Археологические доказательства и теории происхождения Самары.(лекция,экскурсия в СамГУ,
встреча с учёными,посещение музея П.Алабина,подготовка исследователь-ских работ по избранной теме,статей,заметок).
Тема 12.Волжское казачество: появление,жизнь,традиции……….18 час
История Волжского казачества – время и перемены.Самобытность Волжских казаков.Встреча с представителями Волжского казачества.Подготовка исследо вательских работ,статей.заметок по истории казачества.Посещение краеведчес
кого музея.
Т е м а 13.Этнография народов Поволжья – история,культура……….16 ч
Народы Поволжья –историческая самобытность.Традиции,костюмы,обряды.
Встречи с известными деятелями –представителями разных народов.Подготов ка исследовательских материалов по этнографии.Посещение музея Алабина и художественного музея,музея СамГУ.
Т е м а 14.Боевые традиции Самарской земли…………………………..18 ч.
Боевое прошлое Самарской земли-герои,подвиги и традиции.Встречи с пред-ставителями армии,военкоматов.Подготовка призывников к службе в армии, материалов об армии,её прошлом и настоящем,о героях и подвигах самарцев в разные времена,установление связей с болгарскими коллегами из г.Стара Загора.Разработка исследовательских материалов о боевом прошлом самарцев
.
Учебно-тематический план
Номер п/п | Тема | К Количество часов |
1 | Тема 1. Технология исследовательской работы по краеведческой тематике а)посещение и работа в музеях;б) подготовка исследовательских работ |
18 ч (1-15 ноября) |
2 | Тема 2. Методы выполнения практических заданий по краеведческой тематике Запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры,наблюдения за бытом и жизью народа,подготовка наглядности и выпуск стенной печати.Практическое задание – по выбору. | 18ч (16-30 ноября) |
3 | Тема 3.Архитектура Самары Деревянное зодчество Самары и губернии.Новая архитектура Самары.Выдаю щиеся архитекторы Самары(лекция,посещение музея П.Алабина,архитектурно строительной академии,встреча с архитекторами,подготовка материалов по теме(рефератов,докладов,сообщений). | 18ч (1-16 декабря)
|
4 | Тема 4.Нумизматика и филателия о Самарском крае Самарский край в нумизматике.Редкости нумизматических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в нумизматике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о нумизматике в Самаре) |
18ч(17-31декабря)
|
5 | Тема 5.Фалеристика о Самарском крае Самарский край в фалеристике.Редкости фалеристических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в фалеристике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о фалеристике вСамаре) | 18 ч(1-13 января) |
6 | Тема 6.Печатное дело в Самаре Издательское дело в Самарском крае.История книгоиздательства.Начало газе ного дела в Самаре.Выдающиеся газетчики,журналисты Самары и Поволжья. (лекция,посещение Дома журналистов,редакций газет,подготовка статей,рефе ратов,исследовательских работ,заметок в газеты города и области). | 18 ч(14-31 января) |
7 | Тема 7. Устное народное творчество. Устное народное творчество народов Поволжья ,Самарской губернии.Ска-зания,легенды,были,народные песни волжан.Предания.(лекция,встреча в музее СамГУ,посещение Волжского народного хора и встреча с его участни-ками,подготовка материалов по устному народному творчеству-рефератов,за меток,статей.) | 18 ч(1 -15 февраля) |
8 | Тема 8.Боевые традиции Самарской земли Боевое прошлое Самарской земли-герои,подвиги и традиции.Встречи с пред-ставителями армии,военкоматов.Подготовка призывников к службе в армии, материалов об армии,её прошлом и настоящем,о героях и подвигах самарцев в разные времена,установление связей с болгарскими коллегами из г.Стара -Загора.Разработка исследовательских материалов о боевом прошлом самарцев. | 18ч(16-28 февраля) |
9 | Тема 9. Устное народное творчество Устное народное творчество народов Поволжья ,Самарской губернии.Ска-зания,легенды,были,народные песни волжан.Предания.(лекция,встреча в музее СамГУ,посещение Волжского народного хора и встреча с его участни-ками,подготовка материалов по устному народному творчеству-рефератов,за меток,статей.) | 18 ч(1-14 марта) |
10 | Тема 10.Топонимика Самарской области Топонимические особенности самарских названий.Исторические корни наз-ваний в Самаре и области.Происхождение названий.(лекция,посещение му- зея П.Алабина,СамГУ,встреча с учёными,подготовка исследований по теме, рефератов) | 18 ч(15-31 марта) |
Номер п/п | Тема | К Количество часов |
11 | Тема 11.Искусство в Самаре Появление искусства в Самаре.Живопись самарских художников.Зна-менитые художники-самарцы.Музыка в Самаре.Известные композиторы Самары.Татральная Самара (лекция,посещение художественного музея,теат ра оперы,встреча с деятелями искусства в Доме актёра,подготовка исследо-ваний по избранным темам) | 18ч(1-14 апреля) |
12 | Т е м а 12.Знаменитые исторические места Самары. Знаменитые люди и события Самары и места,с ними связанные и вошедшие в историю.(лекция,экскурсия а музей П.Алабина,встречи с учёными,подготовка исследований по избранным темам). | 18(16-30 апреля) |
13 | Тема 13.Древнее прошлое Самары. Историческое прошлое Самары - возникновение, развитие.Археологические доказательства и теории происхождения Самары.(лекция,экскурсия в СамГУ, встреча с учёными,посещение музея П.Алабина,подготовка исследователь-ских работ по избранной теме,статей,заметок). | 18 ч(1-15 мая) |
14 | Тема 14.Волжское казачество: появление,жизнь,традиции История Волжского казачества – время и перемены.Самобытность Волжских казаков.Встреча с представителями Волжского казачества.Подготовка исследо вательских работ,статей.заметок по истории казачества.Посещение краеведчес кого музея. | 18 ч(15 -31 мая) |
15 | Подведение итогов работы краеведческого кружка за 2007-08 учебный год | 1 декада июня |
Научный руководитель кружка "Историческое краеведение» АНДРЕЕВ М.К. |
Ожидаемые результаты обучения
Студенты должны уметь:
- читать с полным пониманием тексты документов, с пониманием общей идеи или с целью извлечения нужной информации, тексты из периодической печати на английском языке и аутентичные тексты;
- сравнивать, анализировать различные материалы и реферировать их;
- работать со специальной терминологией и понимать её;
- овладеть первичными навыками перевода документов;
- написать короткое эссе, включающее аргументы своей точки зрения, а также
статью, репортаж, письмо (150-180 слов); - участвовать в дискуссии на английском языке, слышать собеседника и правильно
реагировать на его речь или моделировать заданную ситуацию (15 фраз); - спонтанно высказываться по изученной теме (5-8 фраз), аргументировать своё
мнение или подготовить и представить сообщение по заданной тематике (15 фраз); - провести проектную работу в группах (распределить роли, обязанности, задания,
вести поиск материалов, представить проект).
Методы и приёмы обучения
1. Предъявление материала:
- ситуативность;
- объяснение;
- слушание и повторение.
2. Тренировка:
- словарная работа;
- чтение материала;
- проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на
вопросы, «правильно - неправильно», закончить предложения, множественный
выбор, подтвердить утверждение предложением из текста, перевести, соотнести и
т.д.; - парная или групповая работа.
3. Практика:
- моделирование заданной ситуации;
- проектная работа;
- презентация, обсуждение, проведение интервью или опроса;
- письменная работа в виде эссе, письма, статьи.
Формы контроля
Устные ответы на каждом уроке. Письменные работы:
- тесты - в конце подтемы;
- викторина, репортаж, интервью;
- эссе - в конце темы;
- проект или ролевая игра (2 раза в год).
Предварительный просмотр:
САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТУДЕНТОВ
«САМАРСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Творческий отчёт
о посещении Самарского Дома
Дружбы народов
Самара, 2014
Приём гостей. Первые рассказы о Доме
Дружбы народов.
В секции чувашской культуры представляют
новую книгу о этнографии чувашей.
Книга создавалась 20 лет целым коллективом
авторов и наконец-то увидела свет.
Зав.отделом координации Самарского Дома Дружбы народов В.И.Алексеева рассказывает об истории
чувашского народа
Наши студентки – представители волжских народов искренне заинтересовались прошлым
своих предков.
В секции культуры мордовского народа наши девушки узнали очень много интересного.
В.И.Алексеева рассказывает о встречах с любимой народной певицей, артисткой Надеждой Кадышевой.
В секции грузинской национальной культуры.
Интерес наших девушек к грузинской культуре
был значительным… Шота Руставели, Вахтанг Кикабидзе–список выдающихся имён был велик.
Газета представителей украинского народа впечатляет: «Проминь»(«Луч») сегодня освещает
многие проблемы жизни украинского народа.
У стенда, посвящённого великому украинскому Кобзарю – Тарасу Шевченко.
«Как много воды утекло в Днепре с той поры…»
В секции культуры белорусского народа
Дружба русского и белорусского народов никогда не иссякнет – река времени бесконечна
Как много похожего в нас и белорусах, и хотя название республики немного другое, культура остаётся вечно цветущей….
Здесь был и друг степей – киргиз… Рассказ о
В.И.Алексеевой о киргизской культуре.
Как много интересного – от диких кочевников к
культуре просвещённого народа Евразии.
Национальный герой Киргизии,её символ-Чингиз
Айтматов.
Культура башкирского народа – древнейшая в Азии.
«Как много здесь степей и воли…»
Салават Юлаев – не только национальный герой
Киргизского народа.Это настоящий эпос Евразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»
В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...
Методическая разработка заседания предметного кружка «Начинающий менеджер» Тема: Разработка рекламы на любую сельскохозяйственную продукцию или на любой вид услуг (в виде эскизов, рисунков, экспонатов).
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные студенты, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые...
Методическая разработка проекта кружка «Планета Земля глазами химика»
Цель кружковой работы интегрированного характера – углубление знаний учащихся в области химической науки, вооружение их лаботраторно-практическими умениями и навыками, подготовка к будущей трудовой де...
Методическая разработка занятия химического кружка на тему: « Полисахарид крахмал – важнейший представитель углеводов»
АННОТАЦИЯ Методическая разработка заключительного, итогового занятия предметного кружка составлена руководителем кружка, преподавателем химии Алексеевой Г.Ф. Разработка с...
«Искусство Карвинга» методическая разработка занятия кружка профессионально – технического направления «СМАК».
В методической разработке представлена разработка нестандартного занятия с элементами инновационных технологий, позволяющая активизировать познавательную активность студентов, способствующего ра...
методическая разработка на конкурс "Янтарная сова" Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе
При организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.Ее цели и задачи таковы:1) пробудить у детей чувство гордости родным краем, л...
Методическая разработка открытого заседания предметного кружка «От банкротства к прибыли» Тема: «Разработка стратегии развития организации»
В данной методической разработке представлен опыт проведения открытого заседания кружка «От банкротства к прибыли» на тему «Разработка стратегии развития организации». Да...