МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУЖКА КРАЕВЕДЕНИЯ
методическая разработка по теме

Андреев-Амурский  Михаил Константинович

Методическое пособие по краеведческой работе среди студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ  ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

                             ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

                        «САМАРСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

           

 

                     

                         

                     Самара, 2014

Пояснительная записка

Модернизация образования, которая проводится в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала студентов и расширению возможностей углублённого образования, в том числе исторического. Такие условия складываются в процессе обучения на гуманитарной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определённой области на основе взаимосвязанного использования различных гуманитарных предметов в качестве средства образовательной деятельности.

Студенты знакомятся с краеведческим материалом ещё будучи учащимися школ, и думается целесообразным предложить для изучения элективный курс «Историческое краеведение как элемент гуманитарного воспитания и образования», что позволит повысить качество подготовки в предметной области за счёт расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемых гуманитарных предметов в общей образовательной среде; достичь образовательных целей за счёт приобщения к истории, культуре, этнографии родного края и приобретения новых сведений о жизни народов Поволжья, расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области культурологии, этнографии, истории родного края и, конечно, улучшить их компетенцию в культурологическим плане, повысить мотивацию к овладению гуманитарными науками, что расширяет возможности успешной профессиональной деятельности на мировом рынке.

Курс нацелен на воспитание у студентов чувства собственного достоинства, национального самосознания, понимания ими своих прав, на развитие умения строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами, что совершенно необходимо для подлинной правовой культуры.

Цель курса сообщить студентам сведения о правах наций и народностей, декларированные Международной конвенцией, научить анализировать их и пользоваться ими, а также сформировать личную точку зрения студентов по вопросам, рассматриваемым Конвенцией, дать больше информации о положении народов разных национальностей в других странах; содействовать развитию гражданской грамотности и личности студентов в целом.

Главная цель курса «Историческое краеведение» не только в том,чтобы дать студентам знания о своём родном крае,но и в том,чтобы воспитать любовь к нему,сформировать гражданские понятия и навыки,а также раскрыть учащимся связь своего учебного заведения,родного края,его городов и сёл с великой родиной,помочь уяснить неразрывную связь,единство истории каждого города,села с историей и жизнью страны.Кроме того,этот краеведческий курс должен сыграть существенную педагогическую роль в нравственном.трудовом,эстетическом воспитании студентов, и занять важней

шее место в формировании патриотизма молодого поколения,так как истоки любви к Родине лежат в стране нашего детства – отчем крае,чей светлый образ остаётся навсегда в сердце каждого.

Поэтому основным принципом курса кружковой работы  «Историческое краеведение» явялется взаимосвязь истории местного края с историей страны.

Особенность курса в том, что в нём уделяется большое внимание изучению человековедения,способного развить у студентов чувства уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников,гордость за достижения и успехи земляков,а также отстаивать и свои права, главное - он предлагает организовать общение студентов так, чтобы в их жизнь вошли понятия толерантности, равенства, уважения и сострадания к другим.

     В связи с развитием экологического аспекта в образовании,особую актуальность содержания приобретает мотивация студентов к изучению эколо

гической составляющей – формировании у них современного научного понятия о триединстве система «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть студентам роль человека во заимодействии с окружающей средой,дать конкретные примеры её изменений,показать существующие закономерности,связи хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким последствиям она приводила,приводит и может привести.

       Другая особенность курса кружковой работы в том,что она способствует

развитию учебных, коммуникативных и презентационных умений и навыков,

в ходе экскурсионной, архивной, исследовательской работе предлагая самостоятельное и коллективное(при участии научного руководителя и музейных консультантов)изучение текстов документов и законов, материалов газет и журналов, потому, что никакие другие материалы не играют столь важную роль в жизни студентов как граждан и не являются такими доступными.  Курс учит читать, понимать, анализировать и использовать газетные и журнальные публикации в классе и жизни, одновременно развивает речевые умения и навыки в устной и письменной речи (умения формулировать, выражать и отстаивать своё мнение по данной тематике, вести дискуссию, писать короткое эссе, письмо, проект, репортаж, статью; моделировать жизненные ситуации). Разнообразные задания направлены на то, чтобы студенты научились работать в команде, правильно распределять роли, сравнивать данные и делать аргументированные выводы. Изучение курса рассчитано на 250 учебных часов.

Содержание курса

Тема 1. Технология исследовательской работы по краеведческой тематике……………………………………………………………18час.  Чтение литературы по местной истории,работа с документальными материалами,источниками,вещественными памятниками музеев,подготовка рефератов,заметок,статей.

Практические задания – исследования по выбранной теме.

Т е м а 2. Методы выполнения практических заданий по краеведческой тематике ……………………………………………………………18 час.

Запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры,наблюде-

ния за бытом и жизью народа,подготовка наглядности и выпуск стенной

печати.Практическое задание – по выбору.

Т е м а 3.Архитектура Самары…………………………………..18 час                        

Деревянное зодчество Самары и губернии.Новая архитектура Самары.Выдаю щиеся архитекторы Самары(лекция,посещение музея П.Алабина,архитектурно строительной академии,встреча с архитекторами,подготовка материалов по теме-рефератов).

Тема 4.Нумизматика и филателия о Самарском крае………..18 час.

Самарский край в нумизматике.Редкости нумизматических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в нумизматике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о нумизматике в Самаре)

Тема 5.Фалеристика о Самарском крае……………………… 18 час                    

Самарский край в фалеристике.Редкости фалеристических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в фалеристике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о фалеристике вСамаре)

Т е м а 6.Печатное дело в Самаре……………………………….18 час.

Издательское дело в Самарском крае.История книгоиздательства.Начало газе ного дела в Самаре.Выдающиеся газетчики,журналисты Самары и Поволжья.

(лекция,посещение Дома журналистов,редакций газет,подготовка статей,рефе ратов,исследовательских работ,заметок в газеты города и области).

Т е м а 7. Устное народное творчество………………………...18 час

Устное народное творчество народов Поволжья ,Самарской губернии.Ска-зания,легенды,были,народные песни волжан.Предания.(лекция,встреча в музее СамГУ,посещение Волжского народного хора и встреча с его участни-ками,подготовка материалов по устному народному творчеству-рефератов,за

меток,статей.)

Тема 8.Топонимика Самарской области………………………18 час.

Топонимические особенности самарских названий.Исторические корни наз-ваний в Самаре и области.Происхождение названий.(лекция,посещение  му-

зея П.Алабина,СамГУ,встреча с учёными,подготовка исследований по теме,

рефератов)

Тема 9.Искусство в Самаре……………………………………….18 час.

Появление искусства в Самаре.Живопись самарских художников.Зна-менитые художники-самарцы.Музыка в Самаре.Известные композиторы  Самары.Татральная Самара (лекция,посещение художественного музея,теат

ра оперы,встреча с деятелями искусства в Доме актёра,подготовка исследо-ваний по избранным темам)

Т е м а  10.Знаменитые исторические места Самары…………….18 час

Знаменитые люди и события Самары и места,с ними связанные и вошедшие в историю.(лекция,экскурсия а музей П.Алабина,встречи с учёными,подготовка

исследований по избранным темам).

Тема 11.Древнее прошлое Самары…………………………………..18 час.

Историческое прошлое Самары - возникновение, развитие.Археологические доказательства и теории происхождения Самары.(лекция,экскурсия в СамГУ,

встреча с учёными,посещение музея П.Алабина,подготовка исследователь-ских работ по избранной теме,статей,заметок).

Тема 12.Волжское казачество: появление,жизнь,традиции……….18 час

История Волжского казачества – время и перемены.Самобытность Волжских казаков.Встреча с представителями Волжского казачества.Подготовка исследо вательских работ,статей.заметок по истории казачества.Посещение краеведчес

кого музея.

Т е м а 13.Этнография народов Поволжья – история,культура……….16 ч

Народы Поволжья –историческая самобытность.Традиции,костюмы,обряды.

Встречи с известными деятелями –представителями разных народов.Подготов ка исследовательских материалов по этнографии.Посещение музея Алабина и  художественного музея,музея СамГУ.

Т е м а 14.Боевые традиции Самарской земли…………………………..18 ч.

Боевое прошлое Самарской земли-герои,подвиги и традиции.Встречи с пред-ставителями армии,военкоматов.Подготовка призывников к службе в армии, материалов об армии,её прошлом и настоящем,о героях и подвигах самарцев в разные времена,установление связей с болгарскими коллегами из г.Стара Загора.Разработка исследовательских материалов о боевом прошлом самарцев

.

Учебно-тематический план

Номер п/п

Тема

К    Количество часов

  1

Тема 1. Технология исследовательской работы по краеведческой тематике

а)посещение и работа в музеях;б) подготовка исследовательских работ

           

18 ч (1-15 ноября)

 

  2

Тема 2. Методы выполнения практических заданий по краеведческой тематике Запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры,наблюдения

за бытом и жизью народа,подготовка наглядности и выпуск стенной

печати.Практическое задание – по выбору.

18ч (16-30 ноября)

      3

Тема 3.Архитектура Самары

Деревянное зодчество Самары и губернии.Новая архитектура Самары.Выдаю щиеся архитекторы Самары(лекция,посещение музея П.Алабина,архитектурно строительной академии,встреча с архитекторами,подготовка материалов по теме(рефератов,докладов,сообщений).

18ч (1-16 декабря)  

                     

     

       4

Тема 4.Нумизматика и филателия о Самарском крае                                                                                              

Самарский край в нумизматике.Редкости нумизматических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в нумизматике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о нумизматике в Самаре)

 

 18ч(17-31декабря)

        

       5

Тема 5.Фалеристика о Самарском крае

Самарский край в фалеристике.Редкости фалеристических коллекций.Выдаю щиеся самарцы в фалеристике(лекция,посещение художественного музея,вст-реча с коллекционерами,подготовка статей,рефератов о фалеристике вСамаре)

18 ч(1-13 января)

     

       6

Тема 6.Печатное дело в Самаре

Издательское дело в Самарском крае.История книгоиздательства.Начало газе ного дела в Самаре.Выдающиеся газетчики,журналисты Самары и Поволжья.

(лекция,посещение Дома журналистов,редакций газет,подготовка статей,рефе ратов,исследовательских работ,заметок в газеты города и области).

18 ч(14-31 января)

       

       7

Тема 7. Устное народное творчество.

Устное народное творчество народов Поволжья ,Самарской губернии.Ска-зания,легенды,были,народные песни волжан.Предания.(лекция,встреча в музее СамГУ,посещение Волжского народного хора и встреча с его участни-ками,подготовка материалов по устному народному творчеству-рефератов,за

меток,статей.)

18 ч(1 -15 февраля)

     

         8

Тема 8.Боевые традиции Самарской земли

Боевое прошлое Самарской земли-герои,подвиги и традиции.Встречи с пред-ставителями армии,военкоматов.Подготовка призывников к службе в армии, материалов об армии,её прошлом и настоящем,о героях и подвигах самарцев в разные времена,установление связей с болгарскими коллегами из г.Стара -Загора.Разработка исследовательских материалов о боевом прошлом самарцев.

18ч(16-28 февраля)

       

        9

Тема 9. Устное народное творчество

Устное народное творчество народов Поволжья ,Самарской губернии.Ска-зания,легенды,были,народные песни волжан.Предания.(лекция,встреча в музее СамГУ,посещение Волжского народного хора и встреча с его участни-ками,подготовка материалов по устному народному творчеству-рефератов,за

меток,статей.)

18 ч(1-14 марта)

     

       10

Тема 10.Топонимика Самарской области

Топонимические особенности самарских названий.Исторические корни наз-ваний в Самаре и области.Происхождение названий.(лекция,посещение  му-

зея П.Алабина,СамГУ,встреча с учёными,подготовка исследований по теме,

рефератов)

18 ч(15-31 марта)

Номер п/п

Тема

К    Количество часов

     

      11

Тема 11.Искусство в Самаре

Появление искусства в Самаре.Живопись самарских художников.Зна-менитые художники-самарцы.Музыка в Самаре.Известные композиторы  Самары.Татральная Самара (лекция,посещение художественного музея,теат

ра оперы,встреча с деятелями искусства в Доме актёра,подготовка исследо-ваний по избранным темам)

18ч(1-14 апреля)

       

   

     12

Т е м а  12.Знаменитые исторические места Самары.

Знаменитые люди и события Самары и места,с ними связанные и вошедшие в историю.(лекция,экскурсия а музей П.Алабина,встречи с учёными,подготовка

исследований по избранным темам).

18(16-30 апреля)

       

      13

Тема 13.Древнее прошлое Самары.

Историческое прошлое Самары - возникновение, развитие.Археологические доказательства и теории происхождения Самары.(лекция,экскурсия в СамГУ,

встреча с учёными,посещение музея П.Алабина,подготовка исследователь-ских работ по избранной теме,статей,заметок).

18 ч(1-15 мая)

       

       14

Тема 14.Волжское казачество: появление,жизнь,традиции

История Волжского казачества – время и перемены.Самобытность Волжских казаков.Встреча с представителями Волжского казачества.Подготовка исследо вательских работ,статей.заметок по истории казачества.Посещение краеведчес

кого музея.

18 ч(15 -31 мая)

        15

Подведение итогов работы краеведческого кружка за 2007-08 учебный год

1 декада июня

Научный руководитель кружка "Историческое краеведение»                   АНДРЕЕВ М.К.

Ожидаемые результаты обучения

Студенты должны уметь:

- читать с полным пониманием тексты документов, с пониманием общей идеи или с целью извлечения нужной информации, тексты из периодической печати на английском языке и аутентичные тексты;

  • сравнивать, анализировать различные материалы и реферировать их;
  • работать со специальной терминологией и понимать её;
  • овладеть первичными навыками перевода документов;
  • написать короткое эссе, включающее аргументы своей точки зрения, а также
    статью, репортаж, письмо (150-180 слов);
  • участвовать в дискуссии на английском языке, слышать собеседника и правильно
    реагировать на его речь или моделировать заданную ситуацию (15 фраз);
  • спонтанно высказываться по изученной теме (5-8 фраз), аргументировать своё
    мнение или подготовить и представить сообщение по заданной тематике (15 фраз);
  • провести проектную работу в группах (распределить роли, обязанности, задания,
    вести поиск материалов, представить проект).

Методы и приёмы обучения

1.        Предъявление материала:

  • ситуативность;
  • объяснение;
  • слушание и повторение.

2.        Тренировка:

  • словарная работа;
  • чтение материала;
  • проверка понимания с помощью различных упражнений типа: ответить на
    вопросы, «правильно - неправильно», закончить предложения, множественный
    выбор, подтвердить утверждение предложением из текста, перевести, соотнести и
    т.д.;
  • парная или групповая работа.

3.        Практика:

  • моделирование заданной ситуации;
  • проектная работа;
  • презентация, обсуждение, проведение интервью или опроса;
  • письменная работа в виде эссе, письма, статьи.

Формы контроля

Устные ответы на каждом уроке. Письменные работы:

  • тесты - в конце подтемы;
  • викторина, репортаж, интервью;
  • эссе - в конце темы;
  • проект или ролевая игра (2 раза в год).



Предварительный просмотр:

              САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ  ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

                             ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

                        «САМАРСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

           

 

                   Творческий отчёт

        о посещении Самарского Дома

                   Дружбы народов

                      Самара, 2014

Приём гостей. Первые рассказы о Доме

Дружбы народов.

                                                 

В секции чувашской культуры представляют

новую книгу о этнографии чувашей.

                                                 

Книга создавалась 20 лет целым коллективом

авторов и наконец-то увидела свет.

Зав.отделом координации Самарского Дома Дружбы народов В.И.Алексеева рассказывает об истории

чувашского народа                                                          

Наши студентки – представители волжских народов искренне заинтересовались прошлым

своих предков.

                                           

В секции культуры мордовского народа наши девушки узнали очень много интересного.

 

В.И.Алексеева рассказывает о встречах с любимой народной певицей, артисткой Надеждой Кадышевой.

В секции грузинской национальной культуры.

                                                       

Интерес наших девушек к грузинской культуре

был значительным… Шота Руставели, Вахтанг Кикабидзе–список выдающихся имён был велик.

 

                

Газета представителей украинского народа впечатляет: «Проминь»(«Луч») сегодня освещает

многие проблемы жизни украинского народа.

У стенда, посвящённого великому украинскому Кобзарю – Тарасу Шевченко.

                                                        

   

«Как много воды утекло в Днепре с той поры…»

           

В секции культуры белорусского народа

 

         

Дружба русского и белорусского народов никогда не иссякнет – река времени бесконечна

                                                 

                                                   

Как много похожего в нас и белорусах, и хотя название республики немного другое, культура остаётся вечно цветущей….

                 

Здесь был и друг степей – киргиз… Рассказ о

В.И.Алексеевой о киргизской культуре.

             

Как много интересного – от диких кочевников к

культуре просвещённого народа Евразии.

                         

Национальный герой Киргизии,её символ-Чингиз

Айтматов.

  

Культура башкирского народа – древнейшая в Азии.

 

                     

«Как много здесь степей и воли…»

                       

Салават Юлаев – не только национальный герой

Киргизского народа.Это настоящий эпос Евразии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»

В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...

Методическая разработка заседания предметного кружка «Начинающий менеджер» Тема: Разработка рекламы на любую сельскохозяйственную продукцию или на любой вид услуг (в виде эскизов, рисунков, экспонатов).

 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные студенты, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые...

Методическая разработка проекта кружка «Планета Земля глазами химика»

Цель кружковой работы интегрированного характера – углубление знаний учащихся в области химической науки, вооружение их лаботраторно-практическими умениями и навыками, подготовка к будущей трудовой де...

Методическая разработка занятия химического кружка на тему: « Полисахарид крахмал – важнейший представитель углеводов»

АННОТАЦИЯ      Методическая разработка заключительного, итогового занятия предметного кружка составлена руководителем кружка, преподавателем химии Алексеевой Г.Ф. Разработка с...

«Искусство Карвинга» методическая разработка занятия кружка профессионально – технического направления «СМАК».

В методической разработке представлена разработка нестандартного занятия с элементами инновационных технологий, позволяющая активизировать познавательную активность студентов, способствующего ра...

методическая разработка на конкурс "Янтарная сова" Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе

При организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.Ее цели и задачи таковы:1)    пробудить у детей чувство гордости родным краем, л...

Методическая разработка открытого заседания предметного кружка «От банкротства к прибыли» Тема: «Разработка стратегии развития организации»

В данной методической разработке представлен опыт проведения открытого заседания кружка «От банкротства к прибыли» на тему  «Разработка стратегии развития организации». Да...