"Большая буква в именах собственных"
план-конспект урока
Цели: познакомить учащихся со словами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, создать и найти пути выхода из проблемной ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 193.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия 18
Учитель начальных классов С.В.Ромашкина
Русский язык 2 класс.
Тема: Большая буква в именах собственных.
Цели: познакомить учащихся со словами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (шарик-Шарик), создать и найти пути выхода из проблемной ситуации
Формируемые УУД:
Личностные: формировать положительное отношение
к познавательной деятельности, желание приобретать
новые ЗУН;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать
необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения; высказывать свое предположение на основе учебного материала;
Познавательные: осуществлять для решения учебной задачи операции
анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-
следственные связи;
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого
поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и
обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и группах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные
с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки для работы в паре
и группах, карточки для схемы.
I. 1. Организационный момент (психологический настрой)
Дети произносят хором.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Мотивация (самоопределение к деятельности)
-Ребята, предлагаю наш урок начать с высказывания:
«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».
-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)
-Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!
3. Минутка чистописания
- Ребята, откройте тетради, запишите число.
- Посмотрите внимательно на доску Сс, Оо, Ээ, Хх, Юю.
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
- Запишем группу заглавных букв в тетрадь в алфавитном порядке. Проверим: О, С, Х, Э, Ю.
-А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?
- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы)
В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
II 1. Постановка проблемы.
- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик
(у доски 2 ученика, которые по-разному написали слова)
- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой)
- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному. Кто прав?
- Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?
От значения слова в предложении.
2. Открытие нового знания
-А сейчас мы будем работать в группах (6 групп)
-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ. Группе 5 даётся задание потруднее.
-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.
1гр. Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).
Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.
2гр. Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).
В пруду растёт____________(Лилия, лилия).
3 гр. В высоте парил__________(Орёл, орёл).
Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.
4гр В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)
В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)
*5гр. Придумайте предложения со словом: серёжка Серёжка
6 гр. Вот такое чудо-(Рыбина, рыбина)!
Рисовала Люда (Рыбина, рыбина).
Проверка (на экране)
Вывод. Итак, какие Вам встретились слова, которые нужно писать с заглавной буквы?
( На доске учениками постепенно заполняется схема) ИМЕНА, ФАМИЛИИ, названия ГОРОДА, КЛИЧКИ
Физминутка-игра + связать с проверкой домашнего задания упр. 91
Учитель краткое имя – дети сидят, полное имя – встают, ласковое – гладят себя по голове.
Слова: Таня, Серёжа, Ирина, Ирочка, Серёженька, Танечка, Сергей, Танюша.
А кто хочет назвать, какую ласковую форму своего имени вы написали?
Воспитательный момент (называть друг друга по имени, не обзываться).
Дополнительное задание (по желанию) что означает имя?
-А кто сможет назвать свое отчество? Продолжение игры.
-А с какой буквы пишутся отчества? Добавить в схему ОТЧЕСТВА.
- А кто откроет «тайну» своего имени?
3. Самостоятельная работа. Задание из электронного приложения к учебнику (распечатать на листочках)
государство Мурманск
город Енисей
гора Россия
озеро Кипр
река Победы
улица Байкал
остров Казбек
Работа в парах. Взаимопроверка.
Дополнение схемы.
Физминутка – гимнастика для глаз.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке | я | узнал, открыл для себя… |
научился, смог… | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
IV. Разбор домашнего задания (дифференцированное)
Упр. 96 или прочитать на с.56 о происхождении фамилий и найти информацию о своей фамилии.
V. Резервное задание
VI. Заключение. Стихотворение-шутка.
Тётя Соня и дядя – соня
У меня есть тётя Соня,
У меня есть дядя- соня.
Пять будильников трезвонят,
Полчаса в квартире звон,
Варит кашу тётя Соня,
Дядя – соня смотрит сон.
Задания в группах
1гр. Выбери из скобок нужное слово:
Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).
Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.
2гр. Выбери из скобок нужное слово:
Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).
В пруду растёт____________(Лилия, лилия).
3 гр. Выбери из скобок нужное слово:
В высоте парил__________(Орёл, орёл).
Город - ________(Орёл, орёл) очень красив.
4гр Выбери из скобок нужное слово:
В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)
В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)
5гр. Придумайте 2 предложения со словами: 1) серёжка 2) Серёжка
6 гр. Выбери из скобок нужное слово:
Вот такое чудо- _____________(Рыбина, рыбина)!
Рисовала Люда _____________(Рыбина, рыбина).
Задания для работы в парах
государство Мурманск город Енисей гора Россия озеро Кипр река Победы улица Байкал остров Казбек | государство Мурманск город Енисей гора Россия озеро Кипр река Победы улица Байкал остров Казбек |
государство Мурманск город Енисей гора Россия озеро Кипр река Победы улица Байкал остров Казбек | государство Мурманск город Енисей гора Россия озеро Кипр река Победы улица Байкал остров Казбек |
государство Мурманск город Енисей гора Россия озеро Кипр река Победы улица Байкал остров Казбек | государство Мурманск город Енисей гора Россия озеро Кипр река Победы улица Байкал остров Казбек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Упражнения в правописании имен собственных".
Конспект и презентация урока 4 класс для коррекционной школы VIIIвида...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Большая буква в кличках животных"
«Большая буква в кличках животных» урок русского языка, 1 класс...
Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"
Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого - раскрыти...
Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"
Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого - раскрыти...
Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных"".
Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных""....
Формирование межкультурной языковой компетенции при изучении имен собственных в английском языке на среднем этапе обучения
Методическая разработка представляет собой практические материалы по формированию языковой компетенции при изучении имен собственных в английском языке на среднем этапе изучения...
технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного
технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...